ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-14741/2023 от 12.03.2024 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Воровского ул., дом 2, Челябинск, 454091, www.chel.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

13 марта 2024 года Дело № А76-14741/2023

Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2024 года.

Решение в полном объеме изготовлено 13 марта 2024 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Петров А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хабибуллиной Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: <...>, кабинет № 417, дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Артезиан», ОГРН <***>, г. Магнитогорск

к Администрации Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области

о признании бездействия незаконным,

с участием в судебном заседании: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 02.07.23, паспорт), от административного органа – не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Артезиан» (далее – заявитель, ООО «Артезиан», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области (далее – административный орган, Администрация), в котором просит:

1. Признать незаконным бездействие Администрации Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области, выразившееся в непредставлении ООО «Артезиан» земельного участка с кадастровым номером 74:15:0708002:145 в аренду площадью 43831 кв.м.

2. Обязать Администрацию Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области и принять решение о предоставлении ООО «Артезиан» в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:15:0708002:145 площадью 43831 кв.м.

Определением от 22.06.2023 заявление принято к производству арбитражного суда.

Определением от 09.08.2023 производство по настоящему делу, в порядке статей 143, 145, 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А76-22294/2023.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.11.2023 по делу № А76-22294/2023 решение администрации Фершампенуазского сельского поселения от 06.06.2023 № 44 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, по продажи земельного участка» признано недействительным.

Протокольным определением от 12.02.2024 производство по настоящему делу возобновлено.

Протокольным определением от 12.03.2024 в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание по делу, начал судебное разбирательство по делу.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по доводам заявления.

В судебное заседание Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку уполномоченных представителей не обеспечила, мотивированных ходатайств об отложении судебного заседания не заявила, что в соответствии с положениями статей 123, 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие ее представителей по имеющимся доказательствам.

В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Администрация отзыв на заявление не представила, что относится к ее процессуальным рискам.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

24.03.2017 Министерством имущества и природных ресурсов Челябинской области ООО «Артезиан» предоставлена Лицензия на разведку и добычу строительного камня на месторождении Светлое (участку недр присвоен статус горного отвода) с датой окончания действия лицензии - 24.03.2042.

04.04.2023 вх.№67 ООО «Артезиан» в адрес Администрации представило заявление «о заключении договора аренды земельного участка сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 74:15:0708002:145 с последующим переводом в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для разработки месторождения Светлое; лицензия ЧЕЛ 80595 ТЭ, выдана 24.03.2017 сроком до 24.03.2042. Местонахождение имеет статус горного отвода № 74-0074-01150 от 27.04.2022 и имеет согласованный проект рекультивации месторождения на срок действия лицензии».

Какого-либо ответа на данное заявление со стороны Администрации не последовало.

06.06.2023 Администрацией издано постановление № 44 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, по продаже земельного участка».

Из содержания данного документа следует, что Администрация постановила:

«Провести аукцион, открытый по составу участников, с открытой формой подачи предложения на право заключения договора аренды земельных участков:

из земель сельскохозяйственного назначения площадью 43831 кв.м., с кадастровым номером 74:15:0708002:145, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир поселок. Участок находится примерно в 2 км, по направлению на юг от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Челябинская область, р-н Нагайбакский, п. Рассвет. Вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

Заключить договор аренды земельного участка, указанных в пункте 1 настоящего постановления с победителем аукциона.

Утвердить прилагаемое извещение о проведении аукциона.

Опубликовать извещение о проведении аукциона в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 ЗК РФ.

Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.».

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.11.2023 указанное решение администрации признано недействительным.

При указанных обстоятельствах общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом правовой позиции, выраженной в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусматривается, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу части 3 статьи 189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу приведенных процессуальных норм законность ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов публичной власти проверяется судом на момент их принятия (совершения).

Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, бремя доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

При этом особенностью рассмотрения дел в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, является вертикальный характер правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой, между органом или должностным лицом, осуществляющим публичные полномочия, и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

Материалами дела подтверждается, что земельный участок площадью 43831 кв.м., кадастровый номер 74:15:0708002:145, местонахождение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка, ориентир поселок, участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на юг, находится в ведении Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области.

Согласно части 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) определены правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечение защиты интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Закон о недрах регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (статья 7 Закона о недрах).

Статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Согласно части 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).

Как следует из материалов дела, 12.12.2014 ООО «Артезиан» предоставлена Лицензия на геологическое изучение (поиск и оценку) магматических и метаморфических пород на участке Светлый, расположенном южнее п. Рассвет на территории Нагайбакского муниципального района Челябинской области (статус участка недр - геологический отвод).

Геологический отвод территориально расположен на двух земельных участках - Нагайбакского муниципального района Челябинской области и Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области:

земельный участок, площадью 46450 кв.м, кадастровый номер 74:15:0907004:26, местонахождение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка. Ориентир поселок. Участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на юг. Данный участок находится в ведении Нагайбакского муниципального района Челябинской области;

земельный участок, площадью 43831 кв.м, кадастровый номер 74:15:0708002:145, местонахождение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка. Ориентир поселок. Участок находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на юг. Данный участок находится в ведении Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области.

На период геологического изучения в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:15:0907004:26 с администрацией Балканского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области подписан Договор от 19.06.2015 № 5 аренды земельного участка, сроком по 24.03.2042.

В связи с выполнением ООО «Артезиан» в полном объеме требований Условий пользования недрами согласно Приложению № 1 к Лицензии на геологическое изучение (поиск и оценку) магматических и метаморфических пород на участке Светлый от 12.12.2014, получением положительного Заключения комиссии по экспертизе государственных запасов полезных ископаемых и открытием месторождения «Светлый» 24.03.2017 ООО «Артезиан» предоставлена Лицензия на разведку и добычу строительного камня на месторождении Светлое (участку недр присвоен статус горного отвода) от 24.03.2017 № ЧЕЛ 80595 ТЭ с датой окончания действия лицензии - 24.03.2042 (л.д. 16).

В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе, лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.

Согласно абзацу второму статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ.

Абзацем третьим статьи 25.1 Закона о недрах предусмотрено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами.

Пунктом 20 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, необходимого для осуществления пользования недрами, недропользователю.

Из материалов дела следует, что лицензионный участок от 24.03.2017 ЧЕЛ 80595 ТЭ представлен в пользование ООО «Артезиан» с целью разведки, добычи строительного камня на месторождении Светлое. Участок недр имеет статус горного отвода с предварительными границами площадью 8,7 га или 0,087 кв км.

Лицензионный контур ЧЕЛ 80595 ТЭ расположен на землях Фершампенуазского и Балканского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области.

В северо-восточной части лицензионного контура к участку с кадастровым номером 74:15:0907004:26 примыкает земельный участок с кадастровым номером 74:15:0708002:145, площадью 4,38 га.

Расположение лицензионного контура ЧЕЛ 80595 ТЭ на земельных участках с кадастровыми номерами 74:15:0907004:26 и 74:15:0708002:145 подтверждается проектной документацией «Разработка месторождения строительного камня Светлое на территории Нагайбакского муниципального района Челябинской области» (51-64), согласованной распоряжением Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области от 25.03.2022 №46 «О согласовании проектной документации по Светлому месторождению» (л.д. 20).

Таким образом, в соответствии со статьей 7 Закона о недрах ООО «Артезиан» имеет исключительное право пользователя недр, получившего горный отвод, осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

При этом, воспользоваться данным исключительным правом ООО «Артезиан» может только после предоставления полного пакета необходимых документов и предварительного перевода земельного участка с кадастровым номером 74:15:0708002:145 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Соответствующие выводы содержатся в Решении Арбитражного суда Челябинской области от 01.11.2023 по делу № А76-22294/2023, имеющим в силу положений статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для настоящего спора.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков и договорах, предметом которых являются земельные участки. Правовой режим использования земель населенных пунктов регламентирован в главе XV Земельного кодекса Российской Федерации. Виды разрешенного использования категории земель населенных пунктов конкретизированы в статье 85 ЗК РФ.

Статьей 3 ЗК РФ установлено, что к отношениям по использованию и охране недр применяются законодательство о недрах, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством (статья 25.1 Закона о недрах).

Согласно преамбуле указанного Закона последний регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (в том числе, торфа).

Из положений статьи 9 Закона о недрах следует, что заявитель, имеющий лицензию на пользование недрами, является пользователем недр.

В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Согласно подп. 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления недропользователю земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

В силу требований статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.

Из части 1 статьи 78 ЗК РФ следует, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В соответствии с подп. 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе, связанных с добычей полезных ископаемых, при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

В силу части 1 статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и названным Законом.

Из положений подп. 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что он основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Из приведенных выше положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории в иную категорию земель. До этого момента правовой режим использования земельного участка в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением. Использование земель сельскохозяйственного назначения для разработки полезных ископаемых недопустимо.

Статьей 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

Административный орган не представил в материалы дела доказательств рассмотрения в установленном порядке полученного им 07.04.2023 заявления ООО «Артезиан» «о заключении договора аренды земельного участка сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 74:15:0708002:145 с последующим переводом в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для разработки месторождения Светлое; лицензия ЧЕЛ 80595 ТЭ, выдана 24.03.2017 сроком до 24.03.2042. Местонахождение имеет статус горного отвода № 74-0074-01150 от 27.04.2022 и имеет согласованный проект рекультивации месторождения на срок действия лицензии».

Каких-либо обстоятельств, препятствующих рассмотрению указанного заявления, судом не установлено, Администрацией о них не заявлено.

У административного органа существовала юридическая обязанность по рассмотрению заявления общества в установленный законом срок.

Указанная обязанность Администрацией не исполнена в отсутствие уважительных причин.

Административный орган в рассматриваемом случае не привел каких-либо доказательств законности и обоснованности бездействия по нерассмотрению соответствующего заявления общества в предусмотренном законом порядке и в установленный законом срок.

Доказательств недобросовестности поведения со стороны заявителя административным органом в материалы дела не представлено.

Следовательно, бездействие административного органа по нерассмотрению заявления общества в установленный законом срок противоречат требованиям закона, нарушает право заявителя на рассмотрение заявления по существу и в установленный законом срок.

При таких обстоятельствах, проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое бездействие противоречит законодательству Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Таким образом, требование заявителя следует удовлетворить.

Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Поскольку заявленные требования подлежат удовлетворению, в качестве восстановительных меры, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд полагает необходимым обязать Администрацию рассмотреть с учетом выводов суда по настоящему делу в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу заявление общества с ограниченной ответственностью «Артезиан» о представлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:15:0708002:145 площадью 43831 кв.м.

Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска арбитражным судом подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области, выразившееся в нерассмотрении в установленный законом срок заявления общества с ограниченной ответственностью «Артезиан» о представлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:15:0708002:145 площадью 43831 кв.м.

Обязать Администрацию Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области рассмотреть с учетом выводов суда по настоящему делу в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу заявление общества с ограниченной ответственностью «Артезиан» о представлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:15:0708002:145 площадью 43831 кв.м.

Взыскать с Администрации Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Артезиан», ОГРН <***>, г. Магнитогорск, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья А.А. Петров