Арбитражный суд Челябинской области
454000, г. Челябинск, ул.Воровского, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
15 сентября 2010г. Дело № А76-15095/2010-37-475
Резолютивная часть решения объявлена 08.09.2010.
Решение в полном объеме изготовлено 15.09.2010.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Трапезникова Н.Г.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Галиевой Э.Ф.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ГУ УПФ РФ в Сосновском районе Челябинской области
к обществу с ограниченной ответственностью «ЖилКомСервис», п.Саргазы Челябинской области
о взыскании 38806 руб. 60 коп.
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 28.01.2010 б/н, служебное удостоверение;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Челябинской области (далее – заявитель, Управление Пенсионного фонда) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «ЖилКомСервис» (далее – ООО «ЖилКомСервис», ответчик, страхователь) штрафа в размере 38806 руб. 60 коп. за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в соответствии с требованиями ст.ст. 121-123 АПК РФ. Согласно пункту 3 ст. 156 АПК РФ неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных сторон не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Письменный отзыв на заявление ответчик не представил, требования не оспорил.
Изучив доводы сторон, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд считает требования Управления Пенсионного фонда подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «ЖилКомСервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.11.2006 Межрайонной ИФНС России № 9 по Челябинской области, основной государственный регистрационный номер <***> (л.д.9-13).
Ответчик в соответствии со ст. 6 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее Закон № 167-ФЗ)является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ст. 2 Закон № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона № 167-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2010) контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами. Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 3 данной статьи).
При этом в силу п. 2 ст. 25 указанного закона налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 1 ст. 25.1 Закона № 167-ФЗ).
Таким образом, исходя из содержания изложенных норм, на налоговом органе лежит обязанность по выявлению суммы задолженности по страховым взносам и направлению таких сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, который уже самостоятельно производит начисление как штрафов, так и пеней, о чем выставляет соответствующее требование страхователю.
Из материалов дела следует, что Управлением Пенсионного фонда на основании акта выездной налоговой проверки от 03.02.2010 № 2, проведенной Межрайонной ИФНС России № 9 по Челябинской области, по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установлен факт занижения базы для начисления страховых взносов на сумму 1 385 910 руб. за 2007-2008 гг., о чем составлен акт от 23.03.2010 № 1 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании (л.д.29-30).
Данный акт с информацией о времени и месте его рассмотрения был вручен представителю общества 24.03.2010, о чем свидетельствует подпись на последней странице акта.
Возражения на указанный акт страхователем представлены не были.
Заявителем было вынесено решение № 1 от 14.04.2010 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной п.2 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ Закон № 167-ФЗ за неуплату страховых взносов в виде штрафа в размере 38806,60 руб. Решение получено представителем общества 14.04.2010.
Основанием для привлечения общества к ответственности явилось занижение обществом налоговой базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за счет невключения в объект налогообложения премий и выплат по договорам гражданско-правового характера, что привело к неуплате страховых взносов в сумме 194033 руб.
Требованием № 11 от 27.04.2010 ООО «ЖилКомСервис» предложено уплатить сумму финансовых санкций за неуплату страховых в течение 10 календарных дней с момента получения требования (л.д.39). Требование направлялось обществу почтой 07.05.2010, в добровольном порядке в установленный срок не исполнено, сумма финансовых санкций не уплачена, в связи, с чем Управление Пенсионного фонда обратилось в суд.
В соответствии с п.2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации».
Согласно п.2 ст. 10 Закона № 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации с особенностями, предусмотренными пунктом 3 статьи 10 Закона № 167-ФЗ.
В соответствии со ст. 24 Закона № 167-ФЗ страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам и уплату их ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета за отчетный (расчетный) период.
По результатам выездной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России № 9 по Челябинской области установлена неуплата ООО «ЖилКомСервис» страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007-2008 гг. в сумме 194033 руб. Данный факт ответчиком не оспорен.
В пункте 2 статьи 27 Закона № 167-ФЗ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий.
В связи с чем, суд считает правомерным привлечение ответчика к ответственности за неуплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 38806,60 руб.
Однако, поскольку на правоотношения, связанные с контролем и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании (ст.2 Закона № 167-ФЗ), то к данным правоотношениям применимы положения Налогового кодекса РФ, определяющие обстоятельства, смягчающие ответственность за совершенное правонарушение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, не являются исчерпывающим и к смягчающим могут быть отнесены обстоятельства, признанные судом таковыми.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения (пункт 3 статьи 114 НК РФ).
Право оценки представленных сторонами доказательств и определения размера санкции, с учетом признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность, принадлежит суду.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
На основании ст. 112, 114 НК РФ суд признает смягчающими обстоятельствами совершение правонарушения впервые, специфику деятельности общества, оказывающего коммунальные услуги населению, зачастую неплатежеспособному.
С учетом изложенного, суд считает необходимым снизить размер ответственности в пять раз, и определить подлежащей ко взысканию сумму штрафа 7761,32 руб.
Заявитель в соответствии со ст.333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.
В соответствии с ч.3 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Согласно ст.333.21 НК РФ при подаче заявления имущественного характера при цене иска 38806 руб. 60 коп. подлежит уплате государственная пошлина в размере 2000 руб.
В связи с частичным удовлетворением требований Фонда социального страхования, с ответчика на основании ст. 110 АПК РФ, подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 216 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЖилКомСервис», зарегистрированного в качестве юридического лица 20.11.2006 Межрайонной ИФНС России № 9 по Челябинской области, ОГРН <***>, расположенного по адресу: <...> а, в доход Пенсионного фонда Российской Федерации штраф в сумме 7761 (Семь тысяч семьсот шестьдесят один) руб. 32 коп.; в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 400 (Четыреста) руб.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья Н.Г.Трапезникова
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.