ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-1621/08 от 07.04.2008 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

«07» апреля 2008 года Дело № А76-1621/2008-51-67

Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Забутыриной Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе, г. Екатеринбург

к Закрытому акционерному обществу «Инвестиционная компания «Третье тысячелетие», г. Челябинск

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, извещен

от лица, привлекаемого к ответственности: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе, г. Екатеринбург (далее - Отделение, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с требованием о привлечении Закрытого акционерного общества «Инвестиционная компания «Третье тысячелетие», г. Челябинск (далее – общество, лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (л.д.2-3).

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются сведения об извещении указанного лица о времени и месте разбирательства дела, копия определения от 25.03.2008 направлена посредством факсимильной связи, что подтверждается отчетом об отправке и принята зам. нач. отдела – ФИО1 03.04.2008 (л.д. 62).

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебное заседание не явился, документов, затребованных определением суда, не представил. Копия определения направлялась по адресу места нахождения, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.03.2008 (л.д. 78). Уведомление о вручении на момент рассмотрения дела в суд не поступило. В материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанного лица о времени и месте рассмотрения дела, копия определения от 25.03.2008 направлена посредством факсимильной связи, что подтверждается отчетом об отправке и принята офис - менеджером ФИО2 (л.д. 63). Суд приходит к выводу о том, что указанное лицо уведомлено с соблюдением требований ст.ст.121-123 АПК РФ. Кроме того, в канцелярию суда посредством факсимильной связи поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с поздним получением определения и необходимостью обеспечения явки представителя (л.д. 70-71).

В судебном заседании 04.04.2008 объявлялся перерыв до 07.04.2008 до 17.00.

Информация об объявлении перерыва была размещена на сайте Арбитражного суда Челябинской области.

После окончания перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.

Дело рассматривается по правилам ч.1, 5 ст. 156, ч.3 ст. 205 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Закрытое акционерное общество «Инвестиционная компания «Третье тысячелетие» зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС по Железнодорожному району г. Новосибирска, запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 11.11.2002 за ОГРН <***> (л.д. 78-87).

Общество осуществляет следующие виды деятельности на основании лицензий:

- брокерская деятельность, лицензия от 14.10.2003 № лицензии 054-06522-100000 с неограниченным сроком действия, выдана Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг России;

- дилерская деятельность, лицензия от 11.01.2007, № лицензии 054-09827-010000 сроком действия до 11.01.2010, выдана Федеральной службой по финансовым рынкам России;

- деятельность по управлению ценными бумагами, лицензия от 14.04.2005, № лицензии 054-08361-001000 сроком действия до 14.04.2008 – Федеральной службой по финансовым рынкам России (л.д. 14).

В соответствии с поручением руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе от 17.12.2007 № 14040 проведена камеральная проверка деятельности общества по фактам, при анализе ежеквартальной отчетности профессионального участника рынка ценных бумаг, которую профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан представлять в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» в порядке и сроки, установленные Положением об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ России и Минфина России от 11.12.2001 № 33/109н.

В ходе проверки было установлено, что требование о предоставлении документов от 20.12.2007 № 14513-003/05 было направлено обществу по адресу: 454084, <...>, указанному в составе ежеквартальной отчетности профессионального участника рынка ценных бумаг за 3 квартал 2007 года в качестве адреса места нахождения общества. Требование обществом не получено по причине не нахождения организации по данному адресу, что свидетельствует о нарушении п. 3.1.8 Порядка лицензирования – не обеспечение условий для осуществления лицензирующим органом надзорных мероприятий.

По данному факту 08.02.2008 Заместителем начальника отдела организации и проведения надзорных мероприятий на финансовых рынках Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федерального округе в присутствии представителя ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении.

Поскольку установленные при проведении проверки факты, являются нарушениями лицензионных требований и условий, ответственность за которые предусмотрена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении общества к административной ответственности.

В силу ч.3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) образует состав административного правонарушения и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч рублей до сорока тысяч рублей.

В соответствии с ч.3 ст. 28.3. КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с ч.3 ст. 23.1. КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.1 Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с ч. 1, 5, 6 ст. 39. Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в главе 2 настоящего Федерального закона, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящей статьи (ч.1).

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг (ч.5).

Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензией фондовой биржи (ч.6).

Глава 2 указанного закона предусматривает, в том числе следующие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: брокерскую, дилерскую, деятельность по управлению ценными бумагами.

В силу ч.1 ст. 3. Закона о рынке ценных бумаг брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

В соответствии со ст. 4. Закона о рынке ценных бумаг дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

В силу ст. 5. Закона о рынке ценных бумаг для целей настоящего Федерального закона под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:

ценными бумагами;

денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;

денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

В соответствии со ст. 30. Закона о рынке ценных бумаг в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме:

ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет).

Ежеквартальный отчет должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям настоящего Федерального закона, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг.

Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала.

Ежеквартальный отчет должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность всей содержащейся в нем информации.

Лица, подписавшие ежеквартальный отчет, несут ответственность за полноту и достоверность сообщенных в нем сведений.

Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В силу ч.1 Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденного совместным Постановлением от 11.12.2001 ФКЦБ России N 33 и Минфина России N 109н (далее – Положение об отчетности), настоящее Положение об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - Положение) устанавливает состав и порядок представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг (далее - профессиональные участники).

В соответствии с п. п. 2, 4, 6 Положения об отчетности профессиональные участники несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за недостоверность данных, представляемых в отчетности, и за нарушение сроков ее представления.

В Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг отчетность представляется в бумажной и в электронной форме на магнитных носителях (дискетах).

Датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг или иной уполномоченный орган.

Электронная версия отчетности, представляемая на магнитных носителях (дискетах), а также отчетность, представляемая посредством телекоммуникационных каналов, заполняется с использованием программного продукта в формате, установленном Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

В соответствии с п. 1.1 Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 06.03.2007 № 07-21/пз-н (далее – Порядок лицензирования) настоящий Порядок регулирует отношения, возникающие между Федеральной службой по финансовым рынкам и юридическими лицами в связи с осуществлением лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

В силу п. 1.3. Порядка лицензирования лицензия выдается на каждый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

На осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельности, клиринговой деятельности, деятельности по организации торговли выдается лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг.

В соответствии с п.1.10. Порядка лицензирования лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, предусмотренные настоящим Порядком.

В силу п.п. 3.1., 3.1.1, 3.1.8. Порядка лицензирования лицензионными требованиями и условиями являются, в том числе:

- соблюдение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, включая настоящий Порядок;

- обеспечение лицензиатом условий для осуществления лицензирующим органом надзорных полномочий, включая проведение им проверок.

Как усматривается из материалов дела, ЗАО «Инвестиционная компания «Третье тысячелетие» представлен отчет в региональное отделение ФСФР в УрФО за 3 квартал 2007 года в электронном виде.

В процессе анализа ежеквартальной отчетности указанного общества были выявлены факты, свидетельствующие о нарушениях профессиональными участниками рынка ценных бумаг лицензионных требований, а именно: общество имеет три лицензии, в нарушение п.3.1.4 Порядка лицензирования в отчете указано о наличии только 2 сотрудников имеющих квалификационные аттестаты, тогда как должно быть не менее 5 сотрудников, отвечающих квалификационным требованиям (л.д. 23).

Руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе на основании служебной записки сотрудника отдела организации и проведения надзорных мероприятий на финансовых рынках выдано поручение на проведение камеральной проверки деятельности ЗАО «Инвестиционная компания «Третье тысячелетие», по фактам выявленным в процессе анализа ежеквартальной отчетности, представленной профессиональными участниками рынка ценных бумаг в региональное отделение (л.д. 22).

20.12.2007 Региональным отделением обществу выставлено требование № 14513-003/05 о предоставлении документов в срок до 01.02.2008 (л.д. 24).

Указанное требование направлено по адресу места нахождения, указанному в представленной отчетности: <...> (л.д.27).

Однако конверт возвращен органом почтовой службы с отметкой «за не розыском организации» (л.д. 25).

Вместе с тем, указанный адрес является адресом места нахождения общества в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 28.03.2008 (л.д. 78-87).

Таким образом, требование обществом не получено по причине не нахождения организации по данному адресу, что свидетельствует о нарушении п. 3.1.8 Порядка лицензирования, поскольку не были обеспечены условия для осуществления лицензирующим органом надзорных мероприятий.

Из объяснения, данных представителем при составлении протокола, следует, что по фактам, изложенным в протоколе, замечаний не имеет, неточность указания адреса связана с переездом организации, совершившемся в момент подготовки отчетов (л.д. 6).

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе Порядка лицензирования.

Невыполнение обязанности по обеспечению условий для осуществления лицензирующим органом надзорных мероприятий является основанием для привлечения юридических лиц к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в соответствии с ч.3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

По смыслу ст. 28.2 Кодекса административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные этой статьей Кодекса. В случае неизвещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении названный протокол не может быть составлен в отсутствие этого лица, поскольку это свидетельствует о нарушении предоставленных последнему Кодексом процессуальных прав и гарантий.

В соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Согласно ч. 1, 2 ст. 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и, если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

По смыслу указанной статьи дело об административном правонарушении рассматривается с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В силу ч.1 ст. 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ч.5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Как усматривается из материалов дела, при составлении протокола об административном правонарушении присутствовал представитель ФИО3, именно этому лицу разъяснялись права, предусмотренные КоАП РФ, он был ознакомлен с протоколом, представил объяснения, ему была вручена копия протокола, что подтверждается соответствующими отметками и подписями на протоколе (л.д.5-7).

При исследовании, представленной в материалы дела доверенности от 10.01.2008, выданной от имени общества ФИО3 на представление интересов общества во всех организациях, учреждениях, предприятиях, государственных органах, в том числе в ФСФР и ее региональных отделениях с правами заключать от имени общества договоры, участвовать в обсуждении и подготовке договоров, осуществлять иные полномочия, и не содержит полномочий на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении от имени общества (л.д. 16).

В соответствии с п. 24. Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

В подтверждение извещения на составление протокола об административном правонарушении заявителем представлено уведомление от 31.01.2008 № 881-003/05, из текста которого усматривается, что законный представитель общества приглашается на 08.02.2008 с 9.00-12.00 для реализации процессуальных прав, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ в связи с наличием данных указывающих на признаки события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ. Указанное письмо (л.д. 69), как следует из письма заявителя от 04.04.2008 № 3239-003/05, адресованного суду, направлено обществу по адресу: <...> заказным письмом, а также передано по телефону <***>, который указан в качестве контактного в ежеквартальном отчете профессионального участника рынка ценных бумаг (л.д. 27).

Конверт с копией уведомления возвращен органом почтовой связи с «отсутствие адресата по указанному адресу», при исследовании которого судом установлено, что он возвращен был административному органу только 14.02.2008, т.е. после составления протокола об административном правонарушении (08.02.200) (л.д. 68).

Доказательств в подтверждение передачи уведомления по телефону материалы дела не содержат.

Иных доказательств, безусловно свидетельствующих о надлежащем извещении общества либо его законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении, составлен в присутствии неуполномоченного представителя общества при отсутствии доказательств надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения материалов проверки и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, что является грубым процессуальным нарушением, поскольку повлекло невозможность реализации обществом своих прав, установленных ст. 25.1, 28.2 Кодекса, а возможность устранения последствий этих нарушений при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности отсутствует, что не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а, следовательно, лишает данный документ доказательственной силы.

Указанное обстоятельство, по мнению суда, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о привлечении к административной ответственности.

Кроме того, в силу ч.1 ст. 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

В силу пп. 6 п.1. ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

- истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с п.14. Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005»О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока.

Как усматривается из материалов дела, конверт с копий требований о предоставлении сведений возвращен органом почтовой связи с отметкой «за не розыском организации» 30.12.2007 (л.д. 25).

В протоколе об административном правонарушении указана дата выявления административного правонарушения 09.01.2008.

Учитывая, что на момент рассмотрения дела 07.04.2008 срок привлечения к административной ответственности истек, что является безусловным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, учитывая существенные нарушения процессуальных требований, истечение срока привлечения к административной ответственности суд приходит к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.167-170, п.2 ст. 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе, г. Екатеринбург о привлечении ЗАО «Инвестиционная компания «Третье тысячелетие», г. Челябинск к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда htth://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Л.В. Забутырина