ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-16519/20 от 18.08.2020 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Воровского ул., дом 2, Челябинск, 454091, www.chel.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

24 августа 2020 года                                                               Дело № А76-16519/2020

Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 24 августа 2020 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области А.А. Петров при ведении протокола судебного заседания (до и после перерыва в судебном заседании) секретарем судебного заседания С.А. Захаровой рассмотрел в открытом судебном заседании дело по  заявлению заместителя прокурора Челябинской области к Администрации Озерского городского округа Челябинской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии Администрацией Озерского городского округа Челябинской области мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной ст. 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления по финансам администрации Озерского городского округа, Управления по имущественным отношениям администрации Озерского городского округа,

при участии в судебном заседании (до и после перерыва в судебном заседании):

от заявителя – ФИО1 (служебное удостоверение),

от административного органа – ФИО2 (доверенность № ОЮ218/53 от 31.01.2020, паспорт),

от Управления по имущественным отношениям администрации Озерского городского округа – ФИО3 (доверенность № 28-01-19/17 от 31.12.2019),

от Управления по финансам администрации Озерского городского округа – не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Челябинской области (далее – прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Озерского городского округа  Челябинской области (далее – Администрация), выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), вменении Администрации в обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной ст. 21,34.2 НК РФ.

Определением от 12.05.2020 заявление принято к производству арбитражного суда.

Определением от 10.06.2020 к участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по финансам администрации Озерского городского округа, Управление по имущественным отношениям администрации Озерского городского округа,судебное разбирательство отложено на 15.07.2020.

Определением от 15.07.2020 судебное разбирательство отложено на 11.08.2020.

В судебном заседании 11.08.2020 объявлялся перерыв до 14.30 18.08.2020. 

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении (т. 1, л.д. 3-7), письменных пояснениях (т. 2, л.д. 101-103).

В судебном заседании представитель Администрации против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в отзыве на заявление (т. 2, л.д. 3-6), письменном мнении (т. 2, л.д. 89-92). Администрацией в материалы дела представлены постановления Администрации от 08.07.2020 №1445 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги  «Дача письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения муниципального правового акта о налоге на имущество физических лиц» (т. 2, л.д. 26-30), от 12.08.2020 № 1742 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Дача письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения муниципальных правовых актов о земельном налоге».

В связи с исполнением Администрацией спорной публично-правовой обязанности после обращения в арбитражный суд представитель заявителя в судебном заседании 18.08.2020 ходатайствовал о неприменении испрашиваемой восстановительной меры.

В судебном заседании представитель Управления по имущественным отношениям администрации Озерского городского округа против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в мнении на заявление (т. 2, л.д. 94-96).

Управление по финансам Администрации Озерского городского округа Челябинской области поддержал позицию Администрации по доводам, изложенным в письменных пояснениях (т. 2, л.д. 31-32).

Дело рассматривается в отсутствие неявившегося третьего лица в порядке статей 123, 156 АПК РФ.

1.При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

06.02.2020  Прокуратурой ЗАТО г. Озерск в рамках реализации возложенных на прокуратуру функций по надзору за исполнением федерального законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведена проверка деятельности Администрации. В ходе правового мониторинга установлено, что в деятельности Администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления установлен факт бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правовых актов, регламентирующих предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21,34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) (т. 1, л.д.8-9).

По результатам  проведенной проверки Главе Озерского городского округа ФИО4 выдано представление об устранении нарушений требований федерального законодательства  № 13-2020/25-20  от 06.02.2020 (т. 1, л.д.10-11).

В ответ на указанное представление Администрацией направлен ответ № Д01-02-11/435 от 06.03.2020 с указанием на неправомерность требований о разработке и утверждении правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренного статьями 21, 34.2 НК РФ (л.д. 12-15).

Полагая бездействие администрации незаконным  и нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

2.Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

       2.1.Настоящее дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При этом с учетом правовой позиции, выраженной в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

2.2. В силу частей 1, 3 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в том числе, с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, действий, бездействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

Поскольку оспариваемое бездействие Администрации затрагивает права и законные интересы неопределённого круга организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, прокурор обладал полномочиями на обращение в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с соответствующим заявлением.

2.3. В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, прокурором соблюден.

2.4. В силу статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1). Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав. При этом под оказывающими муниципальные услуги подведомственными государственному органу или органу местного самоуправления организациями понимаются государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (пункты 2, 8 статьи 2 Закона № 210-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Статьями 14, 15, 16 Закона № 131-ФЗ определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования. При этом в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) под муниципальным контролем понимается  деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами

По смыслу частей 1, 2 статьи 6 Закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в частности, организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории.

Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики, в свою очередь, имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункта 2 статьи 34.2 НК РФ финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 34.2 НК РФ установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращении граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Поскольку порядок деятельности финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами НК РФ, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируется нормами названного Федерального закона.

На основании изложенного, с учетом положений статьи 2 Закона № 210-ФЗ, подпункта 2 пункта 1 статьи 21, статьи 34.2 НК РФ суд приходит к выводу, что соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Законом № 210-ФЗ.

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги, обязаны предоставлять государственные (муниципальные) услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 Закона № 210-ФЗ).

В силу положений пунктов 2, 33 главы 7, пункта 1 главы 40, пункта 2 Устава Озерского городского округа Челябинской области публично-правовая обязанность по совершению действий по разработке и принятию соответствующих административных регламентов возлагается на Администрацию Озерского городского округа Челябинской области.

Как следует из материалов дела, в нарушение действующего законодательства Администрацией до момента обращения прокурора в арбитражный суд с настоящим заявлением не приняты меры по своевременной разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах (а именно: по земельному налогу и по налогу на имущество физических лиц).

2.5. Материалами дела (т. 1, л.д. 12, т. 2, л.д. 18) подтверждается, что соответствующая деятельность по исполнению публично-правовой обязанности по разработке и принятию соответствующих административных регламентов Администрацией осуществляется, начиная с 09.06.2020.

Таким образом, до указанной даты бездействием Администрации нарушались права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности – потенциальных получателей соответствующей муниципальной услуги.

Довод Администрации о том, что указанная муниципальная услуга не является востребованной у налогоплательщиков, которые с 2010 года фактически не обращались за соответствующими разъяснениями, не свидетельствует об отсутствии у Администрации публично-правовой обязанности разработать соответствующие административные регламенты. Более того, на территории Озерского городского округа приняты и действуют  соответствующие муниципальные нормативные акты по вопросам установления  местных налогов и сборов (Решение Собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 28.03.2012 № 48 «О земельном налоге на территории Озерского городского округа Челябинской области», Решение Собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 27.10.2016 № 188 «Об установлении льготы по земельному налогу на территории Озерского городского округа», Решение Собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 07.06.2006 № 92 «Об установлении льготы по земельному налогу и о внесении изменения в Положение о земельном налоге на территории Озерского городского округа Челябинской области», Решение Собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 26.11.2015 № 224 «О введении налога на имущество физических лиц»), для разъяснения положений которых и принимаются соответствующие административные регламенты.

Кроме того, Постановлением администрации Озерского городского округа Челябинской области от 06.09.2018 № 2210 утверждены Основные направления бюджетной и налоговой политики Озерского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. В разделе «Реализация налоговой политики Озерского городского округа в 2018 году» указанного постановления отмечается: 

«Местные налоги, полномочия по установлению ставок и льгот по которым отнесены федеральным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления, в 2018 году действуют на территории Озерского городского округа с учетом следующих особенностей.

Льготные категории по земельному налогу в части предоставления налоговых льгот в 2018 году в соответствии с решением Собрания депутатов от 26.04.2018 № 73 "О внесении изменений в Положение о земельном налоге" не изменились.

Перечень льготных категорий, установленный правовым актом Озерского городского округа по налогу на имущество физических лиц в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, также в 2018 году не изменялся.

Налог на имущество физических лиц в 2018 году рассчитывается к уплате в соответствии с особенностями переходного периода, в соответствии с повышающей шкалой.

В муниципальном образовании продолжается работа по выявлению незарегистрированных, но фактически эксплуатируемых строений, в целях их регистрации в качестве объекта налогообложения.

На постоянной основе проводятся заседания комиссии по работе с недоимкой, с неплательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, исполнения трудового законодательства в части своевременности и полноты выплаты заработной платы при участии представителей федеральных органов власти. На заседания комиссии приглашаются руководители предприятий, имеющие задолженность по налоговым и неналоговым платежам, заслушивается информация о мерах, принимаемых ими по погашению задолженности.

При формировании основных направлений налоговой политики учитываются результаты оценки эффективности предоставленных в Озерском городском округе налоговых льгот и ставок, установленных в рамках полномочий органов местного самоуправления Собранием депутатов Озерского городского округа.

В соответствии с утвержденным Порядком оценки эффективности предоставляемых и планируемых к предоставлению налоговых льгот и ставок налогов, установленных решениями Собрания депутатов Озерского городского округа, осуществляется аналитическая оценка эффективности предоставленных льгот в целях принятия решений о сохранении или отмене установленных налоговых преференций, сокращения недополученных доходов бюджета округа, оптимизации действующих налоговых льгот и ставок, разработки планов по отмене неэффективных льгот, способствующих росту налогового потенциала по местным налогам».

В главе «Основные цели и задачи налоговой политики Озерского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» определяются основные задачи налоговой политики Озерского городского округа на среднесрочную перспективу, отмечается:  «Поступления налога на имущество физических лиц, исчисленного исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, в соответствии с установленными законодательством сроками ожидаются в 2019 году с приростом поступлений за счет увеличения коэффициента, установленного федеральным законодательством на переходный период.

Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а именно расширен и уточнен перечень объектов налогообложения, сокращен переходный период, в течение которого применялся корректирующий коэффициент с 4 до 3 лет. Начиная с 2019 года (срок уплаты налога в бюджет в 2020 году) налог на имущество физических лиц будет взиматься в полном размере от кадастровой стоимости имущественных объектов (без применения дополнительных понижающих коэффициентов).

Поступление земельного налога в 2019 году планируется с незначительным снижением показателей за счет изменения кадастровой стоимости земельных участков в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"».

Изложенное свидетельствует о том, что Администрация Озерского городского округа, вопреки доводам отзыва на заявление, проводя определенную налоговую политику, фактически учитывала и не могла не учитывать наличие на территории Озерского городского округа соответствующих плательщиков местных налогов – потенциальных адресатов соответствующих административных регламентов.

2.6. Ссылка Администрации в обоснование своей позиции на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2020 №03-02-07/1/8481 (т. 1, л.д.19-21) не свидетельствует о правомерности бездействия Администрации, поскольку указанное письмо является индивидуально-определенным разъяснением, адресованным иным лицам, что, учитывая, в том числе, и разъяснения, приведенные в Письме Департамента налоговой и таможенной политики  Министерства финансов Российской Федерации от 14.07.2019 № 03-02-08/55114, исключает общеобязательность соответствующего разъяснения, приведенного в письме Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2020 №03-02-07/1/8481, равно как и обязанность Администрации следовать изложенному в нем толкованию действующего законодательства.

2.7. Довод Администрации о том, что оспариваемое бездействие было устранено после внесения правовой определенности в спорные правоотношения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2020 № 309-ЭС20-6503 по делу № А60-26425/2019м, не может свидетельствовать о правомерности бездействия как до принятия указанного судебного акта, так и позднее –  до 09.06.2020, то есть, даты, когда Администрацией были инициированы процедуры разработки и принятия в установленном для муниципального правотворчества порядке вышеназванных административных регламентов.

Оценивая бездействие администрации как не соответствующее императивным нормам закона, суд учитывает, что оно носит длящийся характер, а соответствующие административные регламенты были приняты Администрацией лишь после обращения прокуратуры в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

2.8. На основании изложенного, исходя из совокупности вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о доказанности заявителем факта неправомерного бездействия администрации, выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ. Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность в деятельности финансового органа по предоставлению данной муниципальной услуги, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

Требование заявителя о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ, является законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Поскольку Администрацией в материалы дела представлены принятые и официально опубликованные в установленном порядке постановления Администрации от 08.07.2020 №1445 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги  «Дача письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения муниципального правового акта о налоге на имущество физических лиц», от 12.08.2020 № 1742 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Дача письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения муниципальных правовых актов о земельном налоге», учитывая пояснения заявителя, применение испрашиваемой прокурором восстановительной меры не является возможным.

Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления арбитражным судом подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ. При этом суд учитывает, что на основании статьи 333.37 НК РФ стороны освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Озерского городского округа Челябинской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правовых актов, регламентирующих предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                                       А.А. Петров

.