Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
06 июля 2022 года Дело № А76-1666/2022
Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2022 года
Полный текст решения изготовлен 06 июля 2022 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Кунышева Н. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сморчковой А.И., рассматривает в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области по адресу: <...>, кабинет № 607, дело по заявлению ФИО1 к МИФНС РФ № 17 по Челябинской области, УФНС России по Челябинской области о признании незаконными действий.
В судебное заседание явились представители:
от УФНС России по Челябинской области – ФИО2 (доверенность №06-29/002529 от 27.12.2021, удостоверение),
от Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области – ФИО3 (доверенность №21-22/3 от 10.01.2022, паспорт).
От заявителя – не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к МИФНС РФ № 17 по Челябинской области, УФНС России по Челябинской области о признании незаконными действий регистрирующего органа об исключении ООО ПТЦ «СТС» из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и о возложении обязанности на регистрирующий орган восстановить юридическое лицо в ЕГРЮЛ
Ответчики в отзыве на заявление против требований заявителя возражали, считают доводы заявителя необоснованными.
Заявитель в судебное заседание не явился. извещен судом надлежащим образом. Суд отмечает, что заявителем представлены в материалы дела доказательства по определению суда об оставлении заявления без движения 24.02.2022. С адреса, указанного самим заявителем возвратился конверт с указанием почты «Истек срок хранения».
На основании изложенного, суд с учетом положений ст. 156 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствии заявителя.
Заслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Статьей 5 указанного закона установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке, его организационно-правовая форма, адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством (пункт 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации).
Пунктом 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации установлено, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
В силу положений пункта 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации регистрирующим органом проводится проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения, указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, (п.4.3 ст.9 Закона № 129-ФЗ).
В соответствии с правом, предоставленным пунктом 4 статьи 7 и абзацем 1 пункта 1 статьи 7 Закона «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-1, подпунктом «г» пункта 4.2 статьи 9 Закона 129-ФЗ, налоговым органом 20.01.2020 проведено обследование указанного адреса на предмет возможности использования его для осуществления связи с Обществом (протокол осмотра № 15-р).
Из материалов дела следует, что в ходе обследования ИФНС РФ по Курчатовскому району г.Челябинска установлено, что по адресу: <...> расположен комплекс зданий, сооружений, строений, корпусов, цехов, офисов и складов. На момент осмотра по указанному адресу установлено несколько административно-офисных помещений, в том числе офис № 327, при этом установить место нахождения ООО ПТЦ «СТС» не представилось возможным. Собственник помещения в телефонном режиме сообщил, что договор аренды с Обществом расторгнут. Осмотр проведен в присутствии двух понятых, чьи подписи содержатся в протоколе.
С учетом выявленных обстоятельств ИФНС РФ по Курчатовскому району г.Челябинска сделан вывод о недостоверности сведений об адресе Общества, указанном в ЕГРЮЛ.
Соответствующая информация направлена в регистрирующий орган путем направления заявления по форме Р34002.
Во исполнение обязанности, установленной пунктом 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ, Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области в адрес ООО ПТЦ «СТС», а также по месту жительства его участника и директора ФИО1 направлено уведомление от 03.02.2020 № 1788А о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений Инспекции от 05.02.2020 M 8 и 9 с оттиском почтового штемпеля от 05.02.2020.
Таким образом, 30-тидневный срок, установленный пунктом 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ для предоставления достоверных сведений об адресе ООО ПТЦ «СТС» либо документов, подтверждающих достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, был ограничен датой 05.03.2020.
04.03.2020 по телекоммуникационным каналам связи в регистрирующий орган поступило сообщение директора Общества ФИО1 на уведомление от 03.02.2020 № 1788А, в котором указано, что в данный момент идет процедура смены юридического адреса ООО ПТЦ «СТС» на адрес: <...> (адрес регистрации заявителя).
В связи с тем, что данное пояснение не опровергало вывод налогового органа о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе Общества, а документы для внесения в государственный реестр соответствующих изменений в регистрирующий орган ООО ПТЦ «СТС» не представлены, 18.03.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2207400222203 о недостоверности сведений об адресе юридического лица: <...>.
При этом суд отмечает, что заявителем в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие совершение им действий по регистрации изменения адреса юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания в учредительных документах населенного пункта (наименования муниципального образования).
Пунктом 3 статьи 54 ГК РФ и подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ установлено, что адрес юридического лица указывается в ЕГРЮЛ. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в государственном реестре.
Таким образом, исходя из смысла пункта 3 статьи 54 ГК РФ, в ЕГРЮЛ указывается почтовый адрес юридического лица, по которому ему могут направляться юридически значимые сообщения.
28.09.2020, с учетом отсутствия доказательств, подтверждающих актуализации адреса, Инспекцией было принято решение № 9030 о предстоящем исключении ООО ПТЦ «СТС» из ЕГРЮЛ, о чем в государственный реестр 30.09.2020 внесена запись за ГРН 2207400851293. к
Решение от 28.09.2020 № 9030 о предстоящем исключении опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 30.09.2020 № 39.
Данная публикация, направленная на информирование всех заинтересованных лиц, размещена как в печатной версии журнала, так и в свободном доступе в сети Интернет в электронном сервисе «Прозрачный бизнес» (pb.nalog.ru), размещенном на официальном сайте ФНС России.
Таким образом, срок для предъявления возражений об исключении из государственного реестра Общества, установленный пунктом 4 статьи 21 Закона 129-ФЗ, истек 30.12.2020.
В течение трех месяцев со дня опубликования решения заявления от ООО ПТЦ «СТС», а также от иных заинтересованных лиц, в регистрирующий орган не поступили, в связи с чем, Инспекцией, с учетом отсутствия доказательств, подтверждающих актуализации адреса, 20.01.2021 в государственный реестр внесена запись о прекращении юридического лица в связи с наличием записи о недостоверности с присвоением ГРН 2217400029890.
Таким образом, регистрирующий орган при проведении процедуры исключения данного общества из ЕГРЮЛ действовал в соответствии с действующим законодательством.
Довод ФИО1 о том, что общество на момент исключения являлось действующим, осуществляло хозяйственную деятельность и имело расчетный счет, оплачивало налоги и сборы, по мнению суда, подлежит отклонению, поскольку документально не подтвержден. В материалы дела также не представлены заявителем доказательства, подтверждающие наличие связи с юридическим лицом по заявленному адресу.
Кроме того, суд считает обоснованными доводы инспекции о том. что запись о недостоверности сведений об адресе ООО ПТЦ «СТС» внесена в ЕГРЮЛ 18.03.2020, таким образом, заявитель на протяжении длительного периода времени имел возможность принять меры для недопущения сложившейся ситуации, однако не счел необходимым исполнить законные требования регистрирующего органа, не воспользовался вышеизложенными способами устранения оснований, послуживших поводом для применения к Обществу административного порядка прекращения его правоспособности.
При этом, суд отмечает, что заявитель, являясь лицом, заинтересованным в сохранении недействующего юридического лица, действуя разумно и добросовестно, имел возможность выполнить требования п. 4 ст. 21.1 Закона и направить в установленный трехмесячный срок в регистрирующий орган заявление о том, что исключение общества из ЕГРЮЛ затрагивает его права и законные интересы учитывая, что в публикации указан адрес регистрирующего органа, принявшего решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
Вместе с тем, на момент внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении ООО ПТЦ «СТС» из государственного реестра (20.01.2021) сведения об адресе Общества не актуализированы и не направлены в регистрирующий орган возражения против исключения ООО ПТЦ «СТС» из ЕГРЮЛ.
Суд также отмечает, что заявителем не приведены основания, подтверждающие нарушение прав заявителя при внесении в ЕГРЮЛ оспариваемой записи.
На основании изложенного, суд считает, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ, к судебным расходам отнесены государственная пошлина, судебные издержки.
Учитывая, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, расходы по государственной пошлине следует отнести на него.
Руководствуясь ст. ст. 167-168,176,110 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Арбитражный суд Уральского округа http.fasuo.arbitr.ru.
Судья Н.А.Кунышева