Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Челябинск
« 18 » мая 2012 года Дело №А76-1689/2012
Арбитражный суд Челябинской области под председательством судьи Бастена Д.А., судей Костылева И.В., Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области к Собранию депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО1, ФИО2 о признании частично недействующим нормативного правового акта, при участии в судебном заседании представителей от заявителя: ФИО3 представителя по доверенности от 01.02.2012; от ответчика: ФИО4 представителя по доверенности № 74 от 10.05.2012; от третьего лица ФИО1: ФИО5 представителя по доверенности №1-214 от 19.01.2012; от третьего лица ФИО2: ФИО5 представителя по доверенности № 8-3782 от 14.12.2011.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области обратилась в арбитражный суд Челябинской области с заявлением, измененным в порядке ст.49 АПК Российской Федерации, к Собранию депутатов Сосновского муниципального района о признании недействующим Положения «О назначении ежемесячной выплаты лицам, замещавшим должности Главы муниципального образования или иного выборного должностного лица местного самоуправления, должности муниципальной службы, учреждаемые в органах местного самоуправления Сосновского муниципального района, для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц замещавших выборные муниципальные должности, относящиеся к высшей группе должностей» утвержденное решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 19.05.2010 №45 в части порядка и условий назначения, перерасчета размера, выплаты (приостановления, возобновления, прекращения) ежемесячной выплаты лицам, занимаемым должности муниципальной службы, учреждаемым в органах местного самоуправления Сосновского муниципального района, для непосредственного обеспечения исполнении полномочий лиц замещавших выборные муниципальные должности, относящиеся к высшей группе должностей. Исключить из текста названия, пункта 1, подпунктов 1 и 2 пункта 7 Положения «О назначении ежемесячной выплаты лицам, замещавшим должности Главы муниципального образования или иного выборного должностного лица местного самоуправления, должности муниципальной службы, учреждаемые в органах местного самоуправления Сосновского муниципального района, для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц замещавших выборные муниципальные должности, относящиеся к высшей группе должностей» слова «должности муниципальной службы, учреждаемые в органах местного самоуправления Сосновского муниципального района, для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещавших выборные муниципальные должности, относящиеся к высшей группе должностей» в соответствующих падежах (л.д.3-6, 46-47).
Определением арбитражного суда от 23.03.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФИО1 и ФИО2 (л.д.37-39).
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании высказал мнение о необходимости удовлетворения заявленных требований. В материалы дела представлен отзыв (л.д.75-77).
Представитель третьих лиц, в судебном заседании высказал мнение о невозможности удовлетворения заявленных требований. В материалы дела представлено мнение (л.д.49-50).
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в их совокупности, заслушав представителей заявителей, ответчика, суд в ходе судебного разбирательства установил следующие обстоятельства.
Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области от 19.05.2010 №45 утверждено в том числе Положение «О назначении ежемесячной выплаты лицам, замещавшим должности Главы муниципального образования или иного выборного должностного лица местного самоуправления, должности муниципальной службы, учреждаемые в органах местного самоуправления Сосновского муниципального района, для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц замещавших выборные муниципальные должности, относящиеся к высшей группе должностей» (далее по тексту Положение) (л.д.11-12).
Указанное решение опубликовано в полном объеме в Информационном бюллетене от 08.06.2010 №6 (л.д.79-85).
Заявитель полагая, что оспариваемое Положение противоречит Постановлению Губернатора Челябинской области от 24.03.2010 №100 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Челябинской области, должности государственной гражданской службы Челябинской области и должность высшего должностного лица Челябинской области, и признании утратившими силу постановлений Губернатора Челябинской области» (далее по тексту Постановление от 24.03.2010 №100), п.2 ст.5, п.2 ст.12 Закона Челябинской области от 30.05.2007 №144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» (да лее по тексту Закон №144-ЗО), п.4 ст.7 Закона Челябинской области от 27.03.2008 №245-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» (далее по тексту Закона №245-ЗО) обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 192 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе нормативных правовых актов, если такое заявление подано лицами, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч.4, 5 ст.194 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовом акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно ст. 72 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организациях местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъектов Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
В силу п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с пунктом 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 года №80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» а также на основании ст.ст. 27, 29 АПК РФ, требования заявителя относятся к подведомственности арбитражного суда.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты (далее по тексту Закон №131-ФЗ)
Согласно п.1 ч.1 ст.15 Устава Сосновского муниципального района Собрание депутатов Сосновского муниципального района входит в структуру органов местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с п.12 ч.2 ст.18 Устава Сосновского муниципального района к полномочиям собрания депутатов относится решение иных вопросов, отнесенных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Челябинской области, настоящим Уставом к полномочиям представительного органа муниципального района.
Согласно ч.2 ст.53 Закона №131-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 19.05.2010 №45 является нормативным правовым актом, так как оно представляет собой официальный документ, принятый в установленной законом форме представительным органом местного самоуправления при осуществлении властных полномочий, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), рассчитанный на многократное применение, адресованный неперсонифицированному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений.
В обоснование заявленных требований администрация ссылается на то, что оспариваемое Положение противоречит п.2 ст.5, п.2 ст.12 Закона №144-ЗО.
В соответствии с п.2 ст.5 Закона №144-ЗО с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы Челябинской области устанавливается следующее соотношение должностей муниципальной службы и должностей гражданской службы области: 1) высшие должности муниципальной службы соответствуют главным должностям гражданской службы области; 2) главные должности муниципальной службы соответствуют ведущим должностям гражданской службы области; 3) ведущие должности муниципальной службы соответствуют старшим должностям гражданской службы области; 4) старшие и младшие должности муниципальной службы соответствуют младшим должностям гражданской службы области.
Согласно п.2 ст.12 Закона №144-ЗО определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным статьей 5 настоящего Закона соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Челябинской области. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего Челябинской области по соответствующей должности гражданской службы области.
Из содержания оспариваемого Положения следует, что данным Положением определена ежемесячная выплата лицам, замещавшим в том числе должности муниципальной службы, учреждаемые в органах местного самоуправления Сосновского муниципального района, для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц занимавших выборные муниципальные должности, относящиеся к высшей группе должностей, которая устанавливается к трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и выплачивается одновременно с ней. Таким образом, данная выплата не является трудовой пенсией, поскольку не соответствует понятию трудовой пенсии (ст.2 Федерального закона 17.12.2001 №173-ФЗ). Установление данной выплаты не противоречит приведенным нормам Закона №144-ЗО.
Довод заявителя о несоответствии оспариваемого Положения п.4 ст.7 Закона 245-ЗО судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ст.7 Закона 245-ЗО условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии устанавливаются уставами муниципальных образований или иными муниципальными правовыми актами.
В данном случае, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии установлен муниципальным правовым актом, а именно решением Собрания депутатов.
Кроме того, указанная норма Закона 245-ЗО регулирует вопросы гарантий трудовых прав депутата, члена выборного органа местного самоуправления, но не муниципальных служащих.
Каких либо доводов о несоответствии оспариваемого Положения Постановлению Губернатора Челябинской области от 24.03.2010 №100 заявителем не приведено. Судом также не установлено наличия несоответствия оспариваемого Положения указанному постановлению.
На основании изложенного, судом не установлено наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.110,167-170, 176, 181, 194, 195 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать Положение «О назначении ежемесячной выплаты лицам, замещавшим должности Главы муниципального образования или иного выборного должностного лица местного самоуправления, должности муниципальной службы, учреждаемые в органах местного самоуправления Сосновского муниципального района, для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц замещавших выборные муниципальные должности, относящиеся к высшей группе должностей», утвержденное решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 19.05.2010 №45 в части порядка и условий назначения, перерасчета размера, выплаты (приостановления, возобновления, прекращения) ежемесячной выплаты лицам, занимаемым должности муниципальной службы, учреждаемым в органах местного самоуправления Сосновского муниципального района, для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц замещавших выборные муниципальные должности, относящиеся к высшей группе должностей соответствующим ч.4 ст.7 Закона Челябинской области от 27.03.2008 №245-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», п.2 ст.5, п.2 ст.12 Закона Челябинской области от 30.05.2007 №144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области».
Администрации Сосновского муниципального района в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий Д.А. Бастен
Судьи: И.В. Мрез
И.В. Костылев