ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-17135/2011 от 28.11.2011 АС Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Челябинск

«05» декабря 2011 года Дело № А76-17135/2011

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2011

Решение в полном объеме изготовлено 05 декабря 2011

Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заедания ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области

к Обществу с ограниченной ответственностью «Озерное», г. Карабаш

о прекращении права долгосрочного пользования животным миром

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО2 – начальника отдела юридической работы, паспорт, действующего на основании доверенности № 79 от 13.07.2011, ФИО3, паспорт, действующей на основании доверенности № 94 от 06.10.2011,

от ответчика: ФИО4, личность установлена паспортом, действующей на основании доверенности б/н от 12.10.2011

У С Т А Н О В И Л:

Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области  (далее: заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Озерное», г. Карабаш (далее: ответчик, ООО «Озерное») о прекращении права долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у Общества с ограниченной ответственностью «Озерное» на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серия 74 № 000198, выданной Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области 31 марта 2010 года.

В судебном заседании 17.11.2011 объявлялся перерыв до 21.11.2011. В судебном заседании 21.11.2011 объявлялся перерыв до 28.11.2011. Информация в форме публичного объявления о перерыве и продолжении судебного заседания была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет.Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.

Лица, участвующие в деле извещались о времени и месте проведения судебного заседания, как направлением судебных актов почтовой связью в соответствии с нормами ст. 123 АПК РФ, так и публично через Интернет-связь, путем размещения информации по делу на официальном сайте суда. Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.

Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к заявлению, изложенных в виде письменного мнения по выявленным нарушениям. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что Министерством с 16.08.2011 по 18.08.2011 года проведена плановая проверка в отношении ООО «Озерное», по итогам которой составлен акт проверки № 13 от 18 августа 2011 года. В результате проверки обнаружены грубые нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и условий, указанных в документах, на основании которых осуществляется пользование животным миром. В нарушение пункта 3.2 Договора и пункта 2 приложения 2 к лицензии ООО «Озерное» самостоятельно не обеспечивает охрану преданного в пользование животного мира, не производит плановые и оперативные охранные мероприятия. В нарушение пункта 3.7. Договора и п. 7 приложения 2 к Лицензии в штате ООО «Озерное» нет егеря, отсутствуют кадровые документы, подтверждающие наличие в штате ООО «Озерное» егеря. Отсутствуют приказы на штатных работников и путевые листы на использование автотранспорта для проведения охранных мероприятий охотхозяйства «Приозерное». Отсутствуют документы о проведении рейдов. Отсутствует график и журнал учёта рейдовых мероприятий охотхозяйств «Приозерное». Обосновывая позицию, заявитель сослался на нормы Федерального закона «О животном мире», согласно которым охрана животного мира - деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а не на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира. Пользователи животным миром обязаны обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал по заявленным требованиям о принудительном прекращении права пользования животным миром, возникшим на основании долгосрочной лицензии, по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 17-20 т. 2). При этом все нарушения, выявленные государственным органом, признал, но просил учесть, что Обществу не была представлена возможность устранить выявленные нарушения, что в материалах дела отсутствуют доказательства причинения действиями ответчика ущерба объектам животного мира.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Озерное» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № 3 по Челябинской области за основным государственным регистрационным номером 1087413000487, юридический адрес (место нахождения): <...>.

Обществу с ограниченной ответственностью «Озерное» 31 марта 2010 года Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области выдана Долгосрочная лицензия серия 74 № 000198 на пользование объектами животного мира (далее: Лицензия) сроком действия с 31 марта 2010 года по 30 марта 2035 года. Между Министерством и ООО «Озерное» 31 марта 2010 года был заключен договор № 222-0 о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром (далее: Договор). В соответствии с указанным договором ООО «Озерное» была предоставлена в пользование территория или акватория охотничьего хозяйства «Приозерное», расположенного на территории Карабашского городского округа, площадью 0.3 тыс. гектаров сроком до 30 марта 2035 года.

На основании приказа от 11.08.2011 № 168 (л.д. 14 т. 1) Министерством с 16.08.2011 по 18.08.2011 года проведена плановая проверка в отношении ООО «Озерное» по итогом которой составлен акт проверки № 13 от 18 августа 2011 года (л.д. 11-12). В результате проверки обнаружены следующие грубые нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и условий, указанных в документах, на основании которых осуществляется пользование животным миром.

1. В нарушение пункта 3.2 Договора и пункта 2 приложения 2 к лицензии ООО «Озерное» самостоятельно не обеспечивает охрану переданного в пользование животного мира, не производит плановые и оперативные охранные мероприятия. В нарушение пункта 3.7. Договора и пункта 7 приложения 2 к Лицензии в штате ООО «Озерное» нет егеря, отсутствуют кадровые документы подтверждающие наличие в штате ООО «Озерное» егеря. Отсутствуют приказы на штатных работников и путевые листы на использование автотранспорта для проведения охранных мероприятий охотхозяйства «Приозерное». Отсутствуют документы о проведении рейдов. Отсутствует график и журнал учёта рейдовых мероприятий охотхозяйств «Приозерное».

2. В нарушение пункта 3.3 Договора и пункта 3 приложения 2 к Лицензии ООО «Озерное» не осуществляет ведение на закрепленных угодьях плановое охотничье хозяйство и рациональное использование животного мира с учетом расширенного воспроизводства, в соответствии с нормативами охотустройства и установленными нормами изъятия животных. В период с 31.03.2010 года по настоящее время Администрация ООО «Озерное» не издавало ни один приказ на проведение охоты на территории охотхозяйства «Приозерное». А также ООО «Озерное» не выдавало за вышеуказанный период путевок (разрешений) на добычу объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Отсутствует охотустройство охотхозяйства «Приозерное».

3. В нарушение пункта 3.5 Договора и пункта 5 приложения 2 к Лицензии. ООО «Озерное» в течении 2-х месяцев с даты заключения Договора не разработан перспективный план развития охотхозяйства на переданной территории или акватории (охотхозяйство «Приозерное»), не проведено внутрихозяйственное охотустройство переданной территории или акватории (охотхозяйство «Приозерное»). Отсутствует перспективный план развития охотхозяйства «Приозерное», отсутствует проект внутрихозяйственного охотустройства охотхозяйства «Приозерное».

4. Количество аншлагов и картосхем, обнаруженных комиссией на
 территории охотхозяйства «Приозерное» не соответствует требованиям
 указанным в пункте 3.6 Договора и пункте 6 приложения 2 к Лицензии, а
 именно: в пункте 3.1 приложения № 2 к Договору требовалось установить 50
 аншлагов и картосхем, на самом деле установлено 12 аншлагов и 3
 картосхемы. В нарушение приказа МПР РФ от 12 ноября 2010 г. № 503 «Об
 утверждении порядка установления на местности границ зон охраны
 охотничьих ресурсов» существующие аншлаги не соответствуют
 рекомендованным размерам и установлены не на столбах, а на временном штакетнике.

5. В нарушение пункта 3.8 Договора и пункта 8 приложения 2 к Лицензии воспроизводственный участок на территории охотхозяйства «Приозерное» отсутствует. Границы и сроки действия воспроизводственных участков для согласования в Министерство не направлялись. Документов об установлении воспроизводственного участка охотхозяйства «Приозерное» нет. На территории охотхозяйства «Приозерное» отсутствуют аншлаги, обозначающие воспроизводственный участок.

6. В нарушение пункта 3.10 Договора и пункта 10 приложения 2 к Лицензии ООО «Озерное» не обеспечивается вложение денежных средств на биотехнические и воспроизводственные мероприятия. Документы, подтверждающие вложения денежных средств в охотхозяйство «Приозерное», отсутствуют (в нарушение Приказа МПР РФ № 560 от 24.12.2010 года «Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов).

8. В нарушение пункта 3.12 Договора и пункта 12 приложения 2 к
 Лицензии ООО «Озерное» на территории охотхозяйства «Приозерное» не
 проводятся мероприятия:

- не проведен учет численности водоплавающих птиц, при наличии водоплавающих птиц и водного объекта в центре охотхозяйства «Приозерное»;

- отчеты по учету численности охотничьих животных в Министерство представляются с нарушением установленных сроков;

- в период с 31.03.2010 года по настоящее время Администрацией охотхозяйства «Приозерное» не издавались приказы и иные распорядительные документы на проведение мониторинга охотничьих животных и проведение учётных работ. Отсутствуют первичные материалы учёта каких-либо охотничьих животных.

9. В нарушение пункта 3.20 Договора и пункта 19 приложения 2 к
 Лицензии заявленные ООО «Озерное» предложения по пользованию
 животным миром, отраженные в приложении №2 к Договору не соблюдается,
 а именно:

а) в Договоре предусмотрено наличие 3 подкормочных площадки общей
 стоимостью работ 180000,00 рублей, в ходе проверки установлено отсутствие
 подкормочных площадок на территории охотхозяйства «Приозерное» и
 документов подтверждающих вложение денежных средств;

б) в Договоре предусмотрены заготовка, приобретение и выкладка кормов
 в кормушки и на площадки - 160 тонн на сумму 620 000,00 рублей, в ходе проверки установлено, что заготовка и приобретение кормов не производилась. На территории охотхозяйства «Приозерное» отсутствуют выложенные корма и отсутствуют документы, подтверждающих вложение денежных средств на приобретение и выкладку кормов;

в) в Договоре предусмотрены посев кормовых полей на площади 2 га на
 общую сумму 6 000,00 рублей, в ходе проверки охотхозяйства «Приозерное»
 наличие посевных площадей не установлено. Отсутствуют документы,
 подтверждающие вложение денежных средств на посев кормовых полей на
 территории охотхозяйства «Приозерное».

г) предусмотрены закупка соли в количестве 1 000 кг на сумму 11 000,00
 рублей, в ходе проверки установлено, что соль не закупалась, на территории
 охотхозяйства «Приозерное» наличие выложенной соли не обнаружено.

Посчитав выявленные нарушения грубым нарушением лицензионных требований и условий, государственный орган обратился с заявлением в суд о принудительном прекращении права, предоставленного Долгосрочной лицензией серии 74 № 000198 на пользование объектами животного мира со сроком действия с 31 марта 2010 года по 30 марта 2035 года.

В соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 20.07.2004 № 366 "Об утверждении Положения о Министерстве по радиационной и экологической безопасности Челябинской области" Министерство осуществляет следующие функции:

- осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Челябинской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

- осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира среды их обитания на территории Челябинской области, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

- организация и осуществление сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Статья 40 ФЗ «О животном мире» предусматривает обязанность пользователя животным миром обеспечивать охрану объектов животного мира (п. 8 ч. 2). Как следует из текста п.п. 12, 13 ст. 39 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья, в которой определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры.

П. 5 ч. 2 ст. 6 Закона Челябинской области «О регулировании отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Челябинской области» закрепляет обязанность пользователя животным миром во время действия долгосрочной лицензии на пользование животным миром представлять информацию о численности, состоянии и использовании охотничьих ресурсов, а также о проведенных мероприятиях по сохранению охотничьих ресурсов в уполномоченный орган в установленный срок.

Таким образом, в нарушение пункта 3.2 Договора и пункта 2 приложения 2 к лицензии ООО «Озерное» самостоятельно не обеспечивает охрану переданного в пользование животного мира, не производит плановые и оперативные охранные мероприятия. Отсутствуют приказы на штатных работников и путевые листы на использование автотранспорта для проведения охранных мероприятий охотхозяйства «Приозерное». Отсутствуют документы о проведении рейдов. Отсутствует график и журнал учёта рейдовых мероприятий охотхозяйств «Приозерное».

Согласно п. 2 ст. 1 ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов»,
 охотничье хозяйство - сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты. Неосуществление деятельности в соответствии с целями, для которых территория предоставлялась в пользование, является грубым нарушением как закона, так и документов, на основании которых предоставлено право пользования животным миром: п.3.3 Договора, п. 3 Приложения 2 к Лицензии: ведение на закрепленных угодьях планового охотничьего хозяйства и рациональное использование животного мира с учетом
 расширенного воспроизводства в соответствии с нормативами внутрихозяйственного охотустройства и установленными нормами изъятия животных.

Обоснованным, по мнению суда, является довод представителей заявителя о том, что неисполнение требований закона нарушает права охотников, поскольку при закреплении охотничьих угодий за конкретным субъектом, охота на соответствующей территории не проводится, следовательно, охотники лишены возможности осуществлять охоту в ее пределах, а деятельность осуществляется охотпользователем не в соответствии с установленными целями предоставления территории (акватории) в пользование.

Таким образом, в нарушение пункта 3.3 Договора и пункта 3 приложения 2 к Лицензии ООО «Озерное» не осуществляет ведение на закрепленных угодьях плановое охотничье хозяйство и рациональное использование животного мира с учетом расширенного воспроизводства, в соответствии с нормативами охотустройства и установленными нормами изъятия животных. В период с 31.03.2010 года по настоящее время Администрация ООО «Озерное» не издавало ни один приказ на проведение охоты на территории охотхозяйства «Приозерное». А также ООО «Озерное» не выдавало за вышеуказанный период путевок (разрешений) на добычу объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Отсутствует охотустройство охотхозяйства «Приозерное». Доказательств обратного в материалы арбитражного дела не представлено.

На основании ст. 39 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 декабря 2010 года № 559 «Об утверждении порядка организации внутрихозяйственного устройства» и ст. 6 Закона Челябинской области «О регулировании отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Челябинской области», юридические лица во время действия долгосрочной лицензии на пользование животным миром обязаны осуществлять пользование охотничьими ресурсами в соответствии с условиями долгосрочной лицензии, договора, внутрихозяйственным охотустройством (перспективным планом развития охотничьего хозяйства).

Согласно п. 3.5. Договора, а также п.п. 5, 6 Приложения 2 к Лицензии, пользователь объектами животного мира обязан в течение 2 месяцев с даты выдачи долгосрочной лицензии и заключения договора разработать перспективный план развития охотничьего хозяйства на переданной территории, акватории и согласовать его с Министерством.

Таким образом, в нарушение пункта 3.5 Договора и пункта 5 приложения 2 к Лицензии. ООО «Озерное» в течении 2-х месяцев с даты заключения Договора не разработан перспективный план развития охотхозяйства на переданной территории или акватории (охотхозяйство «Приозерное»), не проведено внутрихозяйственное охотустройство переданной территории или акватории (охотхозяйство «Приозерное»). Отсутствует перспективный план развития охотхозяйства «Приозерное», отсутствует проект внутрихозяйственного охотустройства охотхозяйства «Приозерное».

Суд соглашается с доводом представителей заявителя о том, что осуществление прав охотпользователем происходит в нарушение требования закона о необходимости рационального использования объектов животного мира, закрепленного ст. 3 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности).

В соответствии со ст. 40 ФЗ «О животном мире», пользователь объектов животного мира обязан обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира. Приказом МПР РФ от 12 ноября 2010 года № 503 утвержден порядок установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, определяющий требования, которым императивно должны соответствовать устанавливаемые аншлаги и карты-схемы. П.7 ч.2 ст. 6 Закона Челябинской области «О регулировании отношений в области охоты и
 сохранения охотничьих ресурсов на территории Челябинской области» закрепляет обязанность охотпользователя обозначать аншлагами границы охотничьих угодий и поддерживать их в исправном состоянии.

Таким образом, количество аншлагов и картосхем, обнаруженных комиссией на территории охотхозяйства «Приозерное» не соответствует требованиям
 указанным в пункте 3.6 Договора и пункте 6 приложения 2 к Лицензии, а
 именно: в пункте 3.1 приложения № 2 к Договору требовалось установить 50
 аншлагов и картосхем, на самом деле установлено 12 аншлагов и 3
 картосхемы. В нарушение приказа МПР РФ от 12 ноября 2010 г. № 503 «Об
 утверждении порядка установления на местности границ зон охраны
 охотничьих ресурсов» существующие аншлаги не соответствуют
 рекомендованным размерам и установлены не на столбах, а на временном штакетнике.

Требования к профессии егеря установлены Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102) (ред. от 15.03.1991), который определяет требования к данным лицам и круг обязанностей: охрана диких животных в закрепленном обходе, заказнике, охотничьем хозяйстве, производственном участке от браконьерства. Составление протоколов на нарушителей правил и сроков охоты. Учет запасов кормов и подкормка диких животных. Уничтожение вредных животных, предусмотренных местными правилами охоты. Регистрация охотников в пределах закрепленного обхода, заказника, охотничьего хозяйства, производственного участка. Проведение разъяснительной работы среди охотников и местного населения по вопросам охотничьего законодательства. Организация и проведение индивидуальных и коллективных охот.

Таким образом, в нарушение пункта 3.7. Договора и пункта 7 приложения 2 к Лицензии в штате ООО «Озерное» нет егеря, отсутствуют кадровые документы подтверждающие наличие в штате ООО «Озерное» егеря.

Ст. 40 ФЗ «О животном мире» закрепляет обязанность пользователей животным миром обеспечивать воспроизводство объектов животного мира, а также проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира.

В соответствии с Приказом Минприроды РФ от 12.11.2010 № 503 "Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов", границы зоны охраны охотничьих ресурсов обозначаются на местности специальными информационными знаками, на которых содержатся сведения о вводимых в целях защиты охотничьих ресурсов ограничениях охоты, названии охотничьего угодья (иной территории), где устанавливается зона охраны охотничьих ресурсов.

Установление воспроизводственного участка имеет своей целью обеспечение возобновления охотничьих ресурсов посредством выделения территории и запрета охоты в ее пределах. Невыполнение данного требования противоречит п. 3.8 Договора, п. 8 Приложения 2 к Лицензии - воспроизводственный участок на территории охотхозяйства «Приозерное» отсутствует. Границы и сроки действия воспроизводственных участков для согласования в Министерство не направлялись. Документов об установлении воспроизводственного участка охотхозяйства «Приозерное» нет. На территории охотхозяйства «Приозерное» отсутствуют аншлаги, обозначающие воспроизводственный участок.

Ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» предусматривает обязанность пользователя животным миром проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира.

Согласно ст. 41 ФЗ «О животном мире» (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ), отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются также федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.

П. 10 Приложения 2 к Лицензии «Условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования объектами животного мира», а также п. 3.10 Договора предусматривают обязанность охотпользователя обеспечить вложение денежных средств на биотехнические, воспроизводственные мероприятия (без учета оплаты труда штатных работников) в соответствии с предложением по пользованию животным миром, представленные для получения территории или акватории в пользование.

В ходе судебного заседания нашел подтверждение довод заявителя о том, что в нарушение пункта 3.10 Договора и пункта 10 приложения 2 к Лицензии ООО «Озерное» не обеспечивается вложение денежных средств на биотехнические и воспроизводственные мероприятия. Документы, подтверждающие вложения денежных средств в охотхозяйство «Приозерное», отсутствуют.

Согласно абз. 4 ст. 14 ФЗ «О животном мире». Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Ст. 40 данного Федерального закона также предусматривает обязанность пользователя животным миром осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания.

В соответствии с Законом Челябинской области «О регулировании отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Челябинской области», во время действия долгосрочной лицензии на пользование животным миром юридические лица обязаны осуществлять учет и оценку состояния используемых охотничьих ресурсов, а также оценку состояния их среды обитания, учет добычи и гибели охотничьих ресурсов.

В нарушение п, 3.12 Договора и п. 12 Приложения 2 к Лицензии на территории охотхозяйства «Приозерное» не проведен учет численности водоплавающих птиц (при наличии водоплавающих птиц и водного объекта, расположенного в центре охотхозяйства «Приозерное»). Отчеты по учету численности охотничьих животных представляются в Министерство с нарушением установленных сроков. Кроме того, в период с 31 марта по настоящее время администрацией охотхозяйства «Приозерное» не издавались приказы и иные распорядительные документы на проведение мониторинга охотничьих ресурсов и проведение учетных работ. Отсутствуют первичные материалы учета каких-либо охотничьих ресурсов.

Невыполнение обязательных мероприятий, императивно предусмотренных законом, влечет невозможность установления динамики изменений численности охотничьих ресурсов и, как следствие, невозможность предъявления при необходимости соответствующих требований в случае причинения вреда ненадлежащим исполнением обязательств по договору.

Таким образом, Ответчиком нарушается принцип обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, предусмотренный ст. 2 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов».

Ответчиком не осуществлялись необходимые ежегодные биотехнические мероприятия, предусмотренные законом и положениями Лицензии, Договора. Так, Приложением 2 к Договору предусмотрены планируемые ежегодные объемы выполнения и суммы ежегодных затрат ООО «Озерное» на проведение биотехнических мероприятий.

1) отсутствуют подкормочные площадки (предусмотрено три);

2) не производится заготовка, приобретение и выкладка кормов в кормушки и на площадки (предусмотрено 160 тонн);

3) отсутствие посева кормовых полей (предусмотрено 2 га)

4) отсутствие выложенной соли в солончаках (предусмотрено 1000 кг.).

Ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» предусматривает обязанность пользователя животным миром проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира.

Ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относит к биотехническим мероприятиям меры по поддержанию и увеличению численности охотничьих ресурсов.

При этом, судом отклоняются доводы представителя ответчика о допущенных Министерством процессуальных нарушениях при проведении проверки и закреплении ее результатов.

Так, не может быть принят судом довод о том, что результаты проверки оформлены ненадлежащим образом, поскольку в ООО «Озерное» не представлены документы, подтверждающие аккредитацию эксперта ФИО5, принимавшего участие в проверке, что в свою очередь свидетельствует о недействительности акта проверки. Указанный довод противоречит фактическим обстоятельствам, в ходе судебного заседания представителем заявителя представлены документы, подтверждающие аккредитацию эксперта ФИО5 (свидетельство об аккредитации от 22.07.2011).

Довод представителя ответчика о нарушении порядка – по мнению Общества обращению с требованием о прекращении права пользования обязательно должна предшествовать выдача предписания об устранении нарушений, которое выдано не было, отклоняется судом как основанный на неверном толковании положений действующего законодательства.

Выдача предписания, наряду с обращением в судебные органы, является одной из мер реагирования контролирующего органа на факты нарушений, выявленные в ходе проверки. В данном случае, Министерство, избрав такую меру как обращение в суд с требованием о прекращении права пользования животным миром, исходило из того, что при проведении проверки были выявлены нарушения, носящие неустранимый характер и создающие непосредственную угрозу причинения вреда окружающей среде и животному миру. Тем более, что указанные факты были установлены, нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания и не оспариваются ответчиком.

Непосредственная угроза причинения ООО «Озерное» вреда животному миру выражена в том, что при ненадлежащем пользовании предоставленным в соответствии с лицензией правом, неосуществлении лицензиатом обязательных биотехнических, воспроизводственных и иных мероприятий на территории охотничьего угодья «Приозерное» велика вероятность физиологического ослабления животных, массовой гибели охотничьих ресурсов.

Как установлено в судебном заседании, в период с 31 марта 2010 года по настоящее время ООО «Озерное» не осуществляло никаких мероприятий, предусмотренных Лицензией, договором № 222-0 о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром и законом «О животном мире».

В соответствии с преамбулой федерального закона «О животном мире» животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

Вышеперечисленные нарушения, допущенные ООО «Озерное» противоречат основным принципам охраны окружающей среды, закрепленным в статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Деятельность ООО «Озерное» представляет непосредственную угрозу вреда животным.

В целях предотвращения нанесения - вреда окружающей среде, ввиду грубого нарушения законодательства об охране окружающей среды и в соответствии со статьей 47 Федерального закона «О животном мире», суд считает необходимым требования заявителя удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-176, ст.201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, удовлетворить.

Прекратить полностью право долгосрочного пользования животным миром, возникшее у общества с ограниченной ответственностью «Озерное», г. Карабаш на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии 74 №000198, выданной 31.03.2010.

Решение может быть обжаловано путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И. В. Мрез

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18.aas.аrbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.