Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел.(351)263-44-81, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
09 декабря 2011 г.
Дело №А76-17236/2011
Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 09 декабря 2011 г.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Михайлова Е.А.,
при ведении протокола открытого судебного заседания секретарем судебного заседания А.Б. Нарутдиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества институт «Челябинский Промстройпроект», г.Челябинск
к Главному управлению МЧС России по Челябинской области
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора: главный государственный инспектор г.Челябинска по пожарному надзору ФИО1
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО2, действующего на основании доверенности от 01.08.2011 б/н, паспорт;
от ответчика: ФИО3, действующей по доверенности от 20.12.2010 №6577, удостоверение (до перерыва); ФИО4, действующего по доверенности от 19.04.2011 №1999-2-11-24, удостоверение;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора: не явился, извещен;
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество институт «Челябинский Промстройпроект», г.Челябинск (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности №3 Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Челябинской области о признании незаконным и отмене постановления от 05.11.2011 №3029/3030/3031 о назначении ОАО институт «Челябинский Промстройпроект» административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч.ч. 1, 3, 4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенного главным государственным инспектором г.Челябинска по пожарному надзору ФИО1 (т.1, л.д. 4-6).
Определением суда от 14.10.2011 в порядке ст.47 АПК РФ по ходатайству заявителя произведена замена ненадлежащего ответчика – ОНД №3 Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Челябинской области на надлежащего ответчика - Главное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Челябинской области (далее – ГУ МЧС России по Челябинской области, ответчик, административный орган) (т.1, л.д. 33, 75 оборотная сторона).
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснил суду об устранении нарушений требований пожарной безопасности, просил применить малозначительность.
Представитель административного органа в судебном заседании требования заявителя не признал, по основаниям, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву (т.1, л.д. 38-39; т.2, л.д.23). Считает, что оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности является законным и обоснованным, процедура привлечения к ответственности была соблюдена, основания для освобождения от административной ответственности ввиду малозначительности отсутствуют.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явилось, извещено о начавшемся судебном процессе, о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с требованиями ст.ст.121-123 АПК РФ (т.2, л.д. 51), письменного мнения не направило.
В определении арбитражного суда от 19.09.2011 содержатся указания о том, что получить информацию о движении дела возможно на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет по веб-адресу: www.chelarbitr.ru (т.1, л.д. 1-2), на основании чего суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Неявка или уклонение стороны от участия при рассмотрении дела не свидетельствует о нарушении предоставленных ей Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.
В силу статьи 156, части 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Дело подлежит рассмотрению в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, а также об объявлении судом перерывов в судебном заседании (т.1, л.д. 45).
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения (приказа) заместителя главного государственного инспектора г.Челябинска по пожарному надзору ФИО5 от 18.07.2011 №2787 (т.1, л.д.41) государственным инспектором г.Челябинска по пожарному надзору ФИО6 в период с 01.08.2011 по 08.08.2011 проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом обязательных требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт проверки от 08.08.2011 №2787 (т.1, л.д. 43-48), в котором отражены нарушения норм и требований законодательства о пожарной безопасности, а именно:
1.
По направлению к пожарному гидранту, расположенному с западной стороны здания (со стороны ул. Красного Урала) указатель не соответствует ГОСТ (не объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий).
п. 90
ППБ 01-03
2.
Все шкафы пожарные в здании выполнены из горючих материалов (деревянные).
ч. 4 ст.107 №123-ФЗ от 22.07.2008
3.
Планы эвакуации людей на случай пожара установленные на каждом этаже здания на стене напротив центральной лестничной клетки не выполнены в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2009 (экраны светового фона не фотолюминесцентные, пути эвакуации, ведущие к основным эвакуационным выходам, обозначены черной линией, высота знаков безопасности и символов на плане эвакуации не выполнены в едином масштабе, на плане не указано место размещения самого плана эвакуации в здании).
п.п. 6.2.3, 6.2.5,6.2.7, 6.2.10 ГОСТ Р12.2.143-2009,
ППБ 01-03 п.16.
4.
На предприятии отсутствуют инструкции по эксплуатации установок пожарной автоматики, план-график ТО и ППР, журнал учета работ по ТО и ППР, журнал учета неисправностей.
п.96
ППБ 01-03
5.
В противопожарном разрыве, с восточной стороны здания, (со стороны ул. Чайковского) установлено металлическое ограждение на расстоянии 1,10м от стены здания для организации места хранения автотранспорта. Между восточной стеной здания на и металлическим ограждением всем их протяжении организован эвакуационный путь студентов обучающихся на 6 и 8 этажах.
ППБ 01-03
п. 22, п.53
Помещение №25 литера АА1 (согласно техническому паспорту)
6.
Помещение пожарного поста не оборудовано аварийным освещением, которое должно включаться автоматически при отключении основного освещения (помещение пожарного поста организовано в помещении №46 согласно плана 1 этажа на центральном входе в помещение №25 лит А )
СП 5.13130.2009 п 13.14.12, 13.14.13
п. 12.56 НПБ 88-2001,
7.
В помещении №26 по плану лит. А согласно тех. паспорта на 1 этаже на окне у кассы столовой (в северо-западной части помещения) установлена глухая металлическая решетка
п. 40
ППБ 01-03
8.
Для помещения №25 лит АА1 ,согласно тех. паспорта, не выполнен секционный план эвакуации (этаж более 1000 кв.м и имеет протяженный путь эвакуации). Выполнен только один этажный план эвакуации
п.16
ППБ 01-03,
ГОСТ 12.2.143-2009 п.6.2.1,
9.
На внешней стороне всех дверок шкафов пожарных расположенных в цокольном этаже, 2,и 3 этаже на лестничной клетке с восточной стороны здания, со стороны ул. Чайковского, помещения 25 лит. А1 по техническомупаспорту (помещение № 84, 88, 71,50 по плану) не нанесена информация о составе комплектующих изделий (пожарные шкафы без прозрачных вставок). На дверцах шкафов пожарных кранов не указан порядковый номер пожарного крана и номер телефона ближайшей пожарной части, на дверках ШП, где размещены переносные огнетушители (в коридорах всех этажей здания и на всех этажах центральной лестничной клетки), не изображен соответствующий указательный знак пожарной безопасности по НПБ 160.
ч.5 ст.107 №123-ФЗ от 22.07.2008; НПБ 151-2000 п.4.6, 4.15;
ГОСТ 12.4.026. НПБ 160.
10.
В помещении по плану №73 1 этажа (помещения № 25 лит. Асогласно технического паспорта) в котором произведена перепланировка (помещение разделено перегородкой с дверным проемом) в организованных помещениях установлено только по одному дымовому пожарному извещателю.
п. 38, 40, 98 ППБ 01-03.
п. 14.3 СП 5.13130.2009
11.
В помещение № 75а (по плану 1 этаж где организована АТС) помещения № 25 лит. А,согласно технического паспорта, не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации, а именно в помещении не установлены дымовые пожарные извещатели
п. 38, 40, 98 ППБ 01-03;
п.14.3, 3, 9 табл. 1 НПБ 110-03; п.9 табл. А1 СП 5.13130.2009
12.
На выходе с цокольного этажа, ведущему непосредственно на улицу, из помещения №25 лит. А1 согласно технического паспорта, с восточной стороны отсутствует световой оповещатель «Выход».
п. 3.1, п. 4.1 табл. 1, п. 5.1 таб. 2 п.15 НПБ 104-03; п. 5.3, п.16 табл.2 СП 3.13130.2009;ст. 84 №123-ФЗ от 22.07.2008
13.
На окнах помещения №16 (по плану цокольного этажа) помещения №25 согласно тех. паспорта лит. А1 установлены глухие металлические решетки
п. 40
ППБ 01-03
14.
На окнах помещения №24 (по плану цокольного этажа) помещения №25 согласно тех. паспорта лит. А1 установлены глухие металлические решетки
п. 40
ППБ 01-03
15.
На окнах помещения № 66 и 67 (по плану третьего этажа) помещения №25 согласно тех. паспорта лит. А1 установлены глухие металлические решетки
п. 40
ППБ 01-03
16.
В коридоре цокольного этажа, на путях эвакуации помещения №25 согласно тех. паспорта лит А1 , применены горючие материалы для окраски стен (окрашены масляной краской)
п. 53
ППБ 01-03
17.
В помещении № 85, 86, 87, 88 (по плану цокольного этажа) помещения № 25 согласно тех. паспорта лит А1, светильники эксплуатируются со снятыми колпаками , предусмотренными конструкцией светильника.
п. 60
ППБ 01-03
18.
В коридоре у спортивного и актового залов помещения №25 согласно тех. паспорта лит А1 на 2 и 3 этажах не имеющего естественного освещения не выполнено аварийное (эвакуационное) освещение, подключенное к световым указателям эвакуационного выхода.
п. 4.3.1 СП 1.13130.2009; СНиП 23-05-95 п. 7.62;
ч.9 ст.82, ч.1 ст.84 №123-ФЗ 123-ФЗ от 22.07.2008
19.
На путях эвакуации из помещения №25 согласно тех. паспорта лит АА1 отсутствуют знаки пожарной безопасности
п.51
ППБ 01-03;
ГОСТ 12.2.143-2009
20.
Двери лестничной клетки цокольного и 2 этажа помещения №25 согласно тех. паспорта лит А1 , отделяющие лестничную клетку от коридора, не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах.
п. 34
ППБ 01-03;
п.4.2.7 СП 1.13130.2009
21.
Сняты двери лестничной клетки 3 этажа помещения №25 согласно тех. паспорта лит А1 , отделяющие лестничную клетку от коридора, которые необходимо оборудовать устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах
п. 40, 53
ППБ 01-03;
п.4.2.7 СП 1.13130.2009
22.
На 2 и 3 этажах помещения №25 согласно тех. паспорта лит А1 отсутствуют планы эвакуации людей в случае пожара
п. 16
ППБ 01-03
23.
На окне помещения №73 (по плану второго этажа) помещения №21 согласно тех. паспорта лит. АА1 установлена глухая металлическая решетка (в помещении одна металлическая решетка распашная, вторая глухая)
п. 40
ППБ 01-03
24.
Со стороны коридора второго этажа над дверью ведущей в кабинет №81,согласно паспорта этажа, помещения №25 лит. АА1 согласно технического паспорта, установлен световой оповещатель «Выход».
п. 5.3 СП 3.13130.2009, ст. 84 №123-ФЗ от 22.07.2008
25.
Двери 2 этажа ведущие в лестничную клетку согласно паспорта этажа (помещение №88), помещения №25 лит. АА1 выполнены не по направлению выхода из здания
п. 52
ППБ 01-03
26.
план эвакуации людей на случай пожара на 2 этаже не выполнены в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2009 (экраны светового фона не фотолюминесцентные, пути эвакуации, ведущие к основным эвакуационным выходам, обозначены черной линией, высота знаков безопасности и символов на плане эвакуации не выполнены в едином масштабе, на плане не указано место размещения самого плана эвакуации в здании).
п.п. 6.2.3, 6.2.5,6.2.7, 6.2.10. ГОСТ Р12.2.143-2009 ППБ 01-03 п.16.,
27.
В лестничной клетке (помещение №88), на путях эвакуации из помещений №25 согласно тех. паспорта лит АА1 , применены горючие материалы для окраски стен (окрашены масляной краской)
п. 53
ППБ 01-03
28.
Общий коридор 1 и цокольного этажей длиной более 60 м. фактическая длина коридора 83,99м согласно технического паспорта, помещения №25 лит. АА1, не разделен противопожарными перегородками 2 –го типа на участки с самозакрывающимися дверьми.
п. 4.3.3 СП 5.13130.2009
29.
Коридор 2 этажа длиной более 60 м. фактическая длина коридора 83,19 м согласно технического паспорта, помещения №25 лит. АА1, не разделен противопожарными перегородками 2 –го типа на участки с самозакрывающимися дверьми.
п. 4.3.3 СП 5.13130.2009
Помещение №21 литера А (согласно технического паспорту 3,4,5,6 этаж)
30.
На 4 этаже в помещении №22( согласно паспорта этажа), помещения №21 лит. А (отсутствуют дымовые пожарный извещателя не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации, а именно в помещении не установлены дымовые пожарные извещатели
п. 38, 40, 98 ППБ 01-03; п. 14.3, 3, 9 табл. 1 НПБ 110-03; п.9 табл. А1 СП 5.13130.2009
31.
Двери эвакуационных выходов из коридора 3,4,5 этажей на восточную лестничную клетку (со стороны ул. Чайковского) помещения №21 согласно тех. паспорта лит А закрыта на врезной замок, тем самым отсутствует свободное открывание дверей изнутри без ключа (двери не открыли)
П. 52
ППБ 01-03
32.
Двери эвакуационных выходов из коридора 4 этажа на центральную лестничную клетку помещения №21лит А согласно тех. паспорта закрыта на врезной замок, тем самым отсутствует свободное открывание дверей изнутри без ключа (двери не открыли).
П. 52
ППБ 01-03
33.
Двери 3 этажа ведущие в лестничную клетку (помещение №48 согласно паспорта этажа), помещения №21 лит. А согласно тех. паспорта выполнены не по направлению выхода из здания
п.52
ППБ 01-03; ГОСТ 12.2.143-2009
34.
На путях эвакуации из помещения №21 согласно тех. паспорта лит А отсутствуют знаки пожарной безопасности
п.51
ППБ 01-03; ГОСТ 12.2.143-2009
35.
В помещение № 17 (по плану 5 этажа) помещения № 21 лит. А,согласно технического паспорта, не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации, а именно в помещении не установлены дымовые пожарные извещатели
п. 38, 40, 98 ППБ 01-03; п. 14.3, 3, 9 табл. 1 НПБ 110-03; п.9 табл. А1 СП 5.13130.2009
36.
На центральной лестничной клетке, из помещения №21 согласно тех. паспорта лит А на выходе из коридора 5 этажа в лестничную установлены пластиковые двери выполненные с применением простого стекла
п. 53 ППБ 01-03;
п.4.2.7. СП 1.13130.2009
37.
Не все двери центральной лестничной клетки на 5 этажа помещения №21 согласно тех. паспорта лит А, отделяющие лестничные клетки от коридора, а именно двери выполнены двухполотными, шириной полотен 0,86м и 0,46 м,. оборудовано устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах только дверное полотно 0,86 см.)
п. 34 ППБ 01-03;
п. 4.2.7 СП 1.13130.2009
38.
В помещение № 9,10 (по плану 5 этажа) помещения № 21 лит. А,согласно технического паспорта, не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации, а именно в помещении не установлены дымовые пожарные извещатели над подвесным потолком типа «Армстронг»
п. 38, 40, 98 ППБ 01-03; п. 14.3, 3, 9 табл. 1 НПБ 110-03; п.9 табл. А1 СП 5.13130.2009
39.
В помещении склада архивных документов на 5 этаже (помещение №11 согласно плана этажа помещения 21, согласно тех. паспорта) установлена штепсельная розетка
п. 508
ППБ 01-03
40.
В помещении склада архивных документов на 5 этаже (помещение №11 согласно плана этажа помещения 21, согласно тех. паспорта) допущена эксплуатация электрочайника фирмы Тефаль, и микроволновой печи фирмы Супра
п. 508
ППБ 01-03
41.
На путях эвакуации на 5 этаже из помещения №21 согласно тех. паспорта лит А отсутствуют знаки пожарной безопасности (коридор более 50м.)
п.51
ППБ 01-03; ГОСТ 12.2.143-2009, СП 3.13130.2009 п. 5.3
42.
На путях эвакуации на 6 этаже помещения №21 согласно тех. паспорта лит А отсутствуют знаки пожарной безопасности (коридор более 50м., фактически длина составляет согласно тех. паспорта коридор длиной 88,01м)
п.51
ППБ 01-03; ГОСТ 12.2.143-2009, СП 3.13130.2009 п. 5.3
43.
В помещении №40 на 6 этаже помещения №21 согласно тех. паспорта лит. А эксплуатирующемся под вентиляционную камеру выстроено помещение кладовой хозяйственных вещей (моющие средства- (белизна,эффект), тряпки, щетки, ведра и т.д)
п. 40
ППБ 0-03
44.
Двери выхода из помещения санитарной комнаты №21на 6 этаже по плану этажа помещения №21 согласно тех. паспорта выполнены менее 0,8м (фактическая ширина дверей 0,58 м)
ч. 8 ст. 89 №123 ФЗ от 22.07.2008;
п.51 ППБ 01-03; СП 1.13130.2009 п. 4.2.5
45.
Двери эвакуационного выхода из коридора 6 этажах на центральную лестничную клетку помещения №21лит А согласно тех. паспорта закрыта на врезной замок, тем самым отсутствует свободное открывание дверей изнутри без ключа (двери открывали 17 минут).
п.52
ППБ 01-03; СП 1.13130.2009 п. 4.2.7; ст.53 №123-ФЗ от 22.07.2008
46.
На путях эвакуации на выходе из здания (помещения №21лит А) на восточную сторону (со стороны ул. Чайковского) установлен турникет, препятствующий свободному проходу людей (организован пропускной режим и оборудовано место охранника)
п.53
ППБ 01-03; ч.7 ст. 89 №123-ФЗ от 22.07.2008; СП 1.13130.2009 п. 4.2.7
47.
Двери лестничной клетки отделяющие лестничную клетку от коридора, не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах на 6 этаже с западной стороны помещения №21 согласно тех. паспорта лит А(со стороны ул. Красного Урала).
п. 34
ППБ 01-03;
п. 4.2.7 СП 1.13130.2009
ст.53 №123-ФЗ от 22.07.2008
48.
Отделка стен коридоров 6 этажа помещения №21 согласно тех. паспорта лит А выполнена при помощи строительных материалов стеновых панелей типа ПВХ закрепленных по деревянной обрешетке (сертификат пожарной безопасности не представлен)
п.53
ППБ 01-03; ч.1, 2, 3, 6
ст.134 №123-ФЗ от 22.07.2008
49.
На окнах помещения №28 (по плану 6 этажа) помещения №21 согласно тех. паспорта лит. А1 установлены глухие металлические решетки
п. 40
ППБ 01-03
50.
В помещение № 28 (аудитория на 37 человек) (по плану 6 этажа помещения № 21 лит. А,согласно технического паспорта), не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации, а именно в помещении не установлены дымовые пожарные извещатели над подвесным потолком типа «Армстронг»
п. 38, 40, 98 ППБ 01-03; п. 14.3, 3, 9 табл. 1 НПБ 110-03; п.9 табл. А1 СП 5.13130.2009
51.
В помещении №21 (по плану 6 этажа помещения № 21 лит. А,согласно технического паспорта) отсутствует второй эвакуационный выход (аудитория на 73 человека - 18 парт по 4 стула за каждой партой, 1 стол преподавателя )
ст.53 №123-ФЗ от 22.07.2008;
п. 4.2.1 СП 1.13130.2009
52.
На окне помещения №19 (по плану 6 этажа) помещения №21 согласно тех. паспорта лит. Аустановлена глухая металлическая решетка
п. 40
ППБ 01-03
53.
В помещении №8 (аудитория на 97 человек -24 парты по 4 стула за каждой, 1 стол преподавателя ) (по плану 6 этажа помещения № 21 лит. А,согласно технического паспорта)отсутствует второй эвакуационный выход
ст.53 №123-ФЗ от 22.07.2008;
п. 4.2.1 СП 1.13130.2009
54.
На выходе из коридора 6 этажа в центральную лестничную клетку установлены пластиковые двери выполненные с применением простого стекла ( в помещении №21 согласно тех. паспорта лит А )
п. 4.2.7. СП 1.13130.2009
п. 53
ППБ 01-03
55.
Ручной пожарный извещатель, установленный у выхода из коридора 6 этажа помещения №21 согласно тех. паспорта лит А в восточную лестничную клетку, заделан стеновыми пластиковыми панелями типа ПВХ (сертификат не представлен) которыми выполнена отделка стен коридора, тем самым ограничен доступ к средствам пожарной безопасности
п. 40
ППБ 01-03
56.
Дверца шкафа ПК без номера на 6 этаже в восточной лестничной клетке помещения №21 согласно тех. паспорта лит А забит на гвозди, что не позволяет безопасно открывать шкаф в экстренных случаях в течение не более 15 с.
ст.86, ч. 2 ст.107 №123-ФЗ от 22.07.2008;
НПБ 151-2000 п. 4.7*.
57.
Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода с 1 по 5 этаж в восточной лестничной клетке (со стороны ул. Чайковского) помещения №21 согласно тех. паспорта лит А не укомплектованы рукавами и стволами.
п.91
ППБ 01-03
58.
Система оповещения и управления эвакуацией на 6 этаже неисправна. Кнопки ручных пожарных извещателей утоплены и не возвращены в нормальное положение. Световой индикатор извещателя пожарного ручного не выдает проблесковый сигнал о нахождении в дежурном режиме, а находится в аварийном режиме. На посту охраны приборы пожарной автоматики неисправностей не выявляют.
п. 34, 98 ППБ 01-03; п. 3.3 СП 3.13130.2009п. 3.4 НПБ 104-03
59.
В коридоре на путях эвакуации, у помещения №33 по плану 6 этажа помещения №21 согласно тех. паспорта лит А., выстроено временное помещение вахтера, заужающего ширину путей эвакуации с 2, 40 м до 1,09м
п. 53 ППБ 01-03
60.
Коридор 3 этажа длиной более 60 м., фактическая длина коридора 88,11 м помещении 21 лит. А согласно технического паспорта, не разделен противопожарными перегородками 2 –го типа на участки с самозакрывающимися дверьми.
п. 4.3.3 СП 5.13130.2009
61.
Коридор 4 этажа длиной более 60 м., фактическая длина коридора 89,64 м помещении 21 лит. А согласно технического паспорта, не разделен противопожарными перегородками 2 –го типа на участки с самозакрывающимися дверьми.
п. 4.3.3 СП 5.13130.2009
62.
Коридор 5 этажа длиной более 60 м., фактическая длина коридора 88,01м помещении 21 лит. А согласно технического паспорта, не разделен противопожарными перегородками 2 –го типа на участки с самозакрывающимися дверьми.
п. 4.3.3 СП 5.13130.2009
63.
Коридор 6 этажа длиной более 60 м., фактическая длина коридора 87,73м помещении 21 лит. А согласно технического паспорта, не разделен противопожарными перегородками 2 –го типа на участки с самозакрывающимися дверьми.
п. 4.3.3 СП 5.13130.2009
Помещение №23 литера А (согласно техническому паспорту 7, 8, тех. этажи, подвал)
64.
В помещение № 34, 36, 37,52.56 (по плану 7 этажа) помещения № 23 лит. А,согласно технического паспорта, не произведен монтаж автоматической пожарной сигнализации, а именно в помещении не установлены дымовые пожарные извещатели над подвесным потолком типа «Армстронг»
п. 38, 40, 98 ППБ 01-03; п. 14.3, 3, 9 табл. 1 НПБ 110-03; п.9 табл. А1 СП 5.13130.2009
65.
На путях эвакуации из помещения №23 согласно тех. паспорта лит А отсутствуют знаки пожарной безопасности (коридор более 50 м)
п.51
ППБ 01-03; ГОСТ 12.2.143-2009
66.
Не все двери центральной лестничной клетки на 7 этаже помещения №21 согласно тех. паспорта лит А, отделяющие лестничную клетку от коридора, а именно установлены двухполотные двери размером полотен 0,86 м и 0,46 м, устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах оборудовано только дверное полотно 0,86 см.)
п. 34
ППБ 01-03;
п. 4.2.7 СП 1.13130.2009
67.
На центральной лестничной клетке, из помещения №21 согласно тех. паспорта лит А на выходе из коридора 7 этажа в лестничную установлены пластиковые двери выполнены с применением простого стекла.
п. 4.2.7. СП 1.13130.2009
68.
В коридоре на путях эвакуации помещений 58,55 по плану 7 этажа помещения №23 согласно тех. паспорта лит А, применены горючие материалы для отделки стен (стены отделаны стеновыми панелями типа МДФ)
п. 53
ППБ 01-03
69.
Пожарный кран внутреннего противопожарного водо-провода на 7 этаже в восточной лестничной клетке ( со стороны ул. Чайковского) помещения №23 согласно тех. паспорта лит А не укомплектован рукавом и стволом.
п. 91
ППБ 01-03
70.
Пожарный кран внутреннего противопожарного водо-провода на 8 этаже в восточной лестничной клетке ( со стороны ул. Чайковского) в помещении №23 согласно тех. паспорта лит А не перемотан на новую скатку.
п. 91
ППБ 01-03
71.
В помещении №22 (аудитория на 97 человек -24 парты по 4 стула за каждой, 1 стол преподавателя ) (по плану 8 этажа помещения № 23 лит. А,согласно технического паспорта) отсутствует второй эвакуационный выход.
ст. 53 №123-ФЗ от 22.07.2008;
п. 4.2.1 СП 1.13130.2009
72.
Ручной пожарный извещатель который должен был быть установлен установленный у выхода из коридора 7 этажа помещения №23 согласно тех. паспорта лит А в восточную лестничную клетку, заделан стеновыми пластиковыми панелями типа МДФ (сертификат не представлен) которыми выполнена отделка стен помещения №58 по плану 7 этажа, тем самым ограничен доступ к средствам пожарной безопасности
п. 40
ППБ 01-03
73.
Коридор 8 этажа длиной более 60 м., фактическая длина коридора 87,05м помещении 23 лит. А согласно технического паспорта, не разделен противопожарными перегородками 2 –го типа на участки с самозакрывающимися дверьми.
п. 4.3.3 СП 5.13130.2009
Проверка по контролю за соблюдением Обществом обязательных требований пожарной безопасности на объекте надзора проведена в присутствии главного инженера ФИО7 Копия акта направлена по почте в адрес Общества, получена Обществом 19.08.2011 (т.1, л.д. 49).
По результатам проверки заявителю административным органом выдано предписание№2787/1/1-73 по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушений установлен до 08.08.2012 (т.1, л.д.50-54).
На основании акта проверки в отношении юридического лицасоставлены протоколы об административном правонарушении №3029, 3030, 3031 от 24.08.2011 (т.1, л.д. 57-63), на основании которых Общество постановлением о наложении административного наказания №3029/3030/3031 от 05.09.2011 по результатам рассмотрения материалов проверки, привлечено к административной ответственности предусмотренной ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 150 000 рублей (т.1, л.д. 64-66).
Протоколы об административном правонарушении №3029, 3030, 3031 от 24.08.2011 и постановление о назначении административного наказания №3029/3030/3031 от 05.09.2011 были составлены в отсутствие законного представителя Общества, извещенного о времени и месте составления протоколов, вынесения постановления надлежащим образом. Копии протоколов и постановления направлены почтой в адрес Общества, получены Обществом 01.09.2011, 05.09.2011, 13.09.2011, о чем свидетельствуют копии почтовых уведомлений и соответствующие отметки в протоколах и постановлении (т.1, л.д. 57-67).
Общество не согласилось с постановлением административного органа №3029/3030/3031 от 05.09.2011 и обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии со ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 названной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 3 статьи 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон №69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник. Следовательно, законодатель не исключает возможности возложения обязанности по содержанию имущества и на иное лицо, если это предусмотрено законом или договором.
В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03; далее - Правила), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.05.2003 №313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество является лицом ответственным за соблюдение требований правил пожарной безопасности, являясь юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке.
Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент, Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (п. 2,3 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ).
В силу части 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Требования пожарной безопасности также установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 №313 (далее – ППБ 01-03).
В силу п. 3 названных правил наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения вышеназванного Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта, защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона (п. 4 ст. 4 Технического регламента).
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности в процессе эксплуатации здания Обществом подтверждаются материалами дела и заявителем по делу не оспариваются.
Таким образом, административным органом доказано наличие события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.ч.1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
При этом, Общество ходатайствует перед судом о применении малозначительности к совершенному правонарушению, поскольку Общество предприняло попытки устранить нарушения правил пожарной безопасности. В качестве доказательства факта устранения нарушения требований пожарной безопасности Обществом представлены копии заключенных договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на проведение работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности (т.2, л.д. 32-39). Также представлено суду экспертное заключение, выданное ООО «Пожарный декларант», от 30.11.2011, согласно которому здание заявителя соответствует требованиям пожарной безопасности (т.2, л.д. 40), между тем, указанное заключение суд признает недопустимым доказательством в порядке ст.68 АПК РФ, поскольку представленное заключение требованиям экспертного не отвечает и не содержит доказательств проведения фактического, методически обоснованного обследования здания заявителя на соответствие требованиям пожарной безопасности.
Ссылка представителя Общества на обстоятельства, свидетельствующие, по мнению Общества, о малозначительности вменяемого ему административного правонарушения, в частности на то, что совершенное им правонарушение носит разовый характер, совершено впервые, что оно само по себе не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, судом отклоняется, поскольку указанные обстоятельства являются, согласно положениям ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ, основаниями для смягчения административной ответственности. Административным органом данные обстоятельства были учтены при назначении Обществу административного наказания, в связи с чем, административное наказание было назначено Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.ч.1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, с применением ст.4.4 КоАП РФ по совокупности правонарушений.
При таких обстоятельствах, оснований для признания совершенного Обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.ч. 1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, малозначительным не имеется.
Поскольку, порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, административным органом не нарушен, штраф назначен по совокупности в минимальном, предусмотренном санкцией ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ размере, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения требования заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 211 КоАП РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Поскольку, при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд установил, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в удовлетворении заявленного требования, в силу положений ч.3 ст.211 КоАП РФ, должно быть отказано.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Открытого акционерного общества институт «Челябинский Промстройпроект», г.Челябинск об отмене постановления о наложении административного наказания от 05.09.2011 №3029/3030/3031, которым ОАО институт «Челябинский Промстройроект» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с наложением штрафа в размере 150 000 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья Е.А. Михайлова
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.