ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-19330/13 от 14.01.2014 АС Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: info@chel. arbitr. ru, http: www.chel.arbitr.ru

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Челябинск

21 января 2014 года

Дело № А76-19330/2014

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2014 года

Решение в полном объеме изготовлено 21 января 2014 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиофиксации секретарем судебного заседания Мартын И. Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда, по адресу: ул. Воровского, 2, каб. 416, дело по заявлению арбитражного управляющего ФИО1, г.Челябинск к Администрации Ленинского района города Челябинска о признании незаконным отказа в предоставлении информации,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 – представитель, действующий на основании доверенности от 14.11.2013, личность удостоверена паспортом;

от ответчика: ФИО3 – доверенность № 4421 от 21.06.2013, личность удостоверена паспортом;

УСТАНОВИЛ:

Арбитражный управляющий ФИО1 (далее: заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Ленинского района города Челябинска (далее: ответчик, Администрация) о признании незаконным отказа от 13.05.2013 исх. 1419 в предоставлении даты рождения, паспортных данных ФИО5, Юрьевича и ФИО4, обязании предоставить дату рождения и паспортные данные ФИО5 и ФИО4, взыскании расходов по уплате государственной пошлины.

Лица, участвующие в деле извещались о времени и месте проведения судебного заседания, как направлением судебных актов почтовой связью в соответствии с нормами ст. 123 АПК РФ, так и публично через Интернет-связь, путем размещения информации по делу на официальном сайте суда. Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.

Представитель заявителя в судебном заседании на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 3-5). В обоснование заявленных требований указал, что отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, так как закон о банкротстве имеет приоритетное значение в регулировании спорных правоотношений, как закон специального действия, следовательно отдел ЗАГС Ленинского района обязан был исполнить запрос конкурсного управляющего.

Представитель Администрации в судебном заседании возражал по заявленным требованиям. В письменном отзыве от 27.11.2013 (л.д. 42-43), представленном в материалы дела, в обоснование возражений указал, что считает отказ законным и обоснованным, поскольку в соответствии с законом о банкротстве конкурсному управляющему свободно могут быть предоставлены данные о финансовом состоянии гражданина. Указанный закон не предусматривает предоставление органами ЗАГС личных сведений физического лица.

Исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Решением арбитражного суда от 20.03.2013 по делу № А76- 8030/2012 признана несостоятельным (банкротом) индивидуальный предприниматель ФИО6, место регистрации: <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>). В отношении индивидуального предпринимателя ФИО6 открыто конкурсное производство на три месяца. Конкурсным управляющим индивидуального предпринимателя утверждена ФИО1 – член некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Северная столица».

03.07.2013 конкурсный управляющий обратилась в отдел ЗАГС Ленинского района г. Челябинска с запросом о предоставлении даты рождения, паспортных данных ФИО5, Юрьевича и ФИО4.

Письмом от 13.05.2013 исх. № 14719 отдел ЗАГС Ленинского района г. Челябинска отказал заявителю в предоставлении испрашиваемых сведений, со ссылкой на п. 2 ст. 9 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» № 143-ФЗ от 15.11.1997.

Посчитав указанный отказ незаконным и необоснованным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных), регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 2 Закона о персональных данных).

При этом, статьей 3 указанного Закона определено понятие «персональных данных», к которым относится любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), а предоставлением персональных данных являются действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

Статьей 7 Закона о персональных данных установлено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

Исходя из содержания ч. ст. 12 указанного закона, сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат.

При этом, ч.3. названной статьи установлено, что орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка либо уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами.

Статьей 20.3 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что Арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право, в том числе, запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

Кроме того, исходя из содержания ст. 126 названного закона, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну.

Как следует из материалов арбитражного дела и установлено в ходе судебного разбирательства, Решением арбитражного суда от 20.03.2013 по делу № А76-8030/2012 признана несостоятельным (банкротом) индивидуальный предприниматель ФИО6, место регистрации: <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>). В отношении индивидуального предпринимателя ФИО6 открыто конкурсное производство на три месяца. Конкурсным управляющим индивидуального предпринимателя утверждена ФИО1 – член некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Северная столица».

При этом, 03.07.2013 конкурсный управляющий обратилась в отдел ЗАГС Ленинского района г. Челябинска с запросом о предоставлении даты рождения, паспортных данных ФИО5, Юрьевича и ФИО4.

Вышеприведённые нормы действующего законодательства в их совокупности, применительно к рассматриваемой ситуации, позволяют суду прийти к выводу о том, что отказ в предоставлении испрашиваемой информации, изложенный в письме от 13.05.2013 исх. № 14719 отдела ЗАГС Ленинского района г. Челябинска, является законным и обоснованным, поскольку конкурсным управляющим запрашивалась информация в отношении персональных данных не самого должника, а иных физических лиц (ФИО5, Юрьевича и ФИО4), на истребование информации, в отношении которых, в данном случае, действие ст. 20.3, 126 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», не распространяется. Кроме того, испрашиваемая информация не может быть отнесена и к информации о финансовом состоянии должника, поскольку относится к персональным данным иных лиц.

Доводы представителя заявителя в указанной части подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм действующего законодательства.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований, не имеется.

Заявителем при подаче заявления была уплачена госпошлина в сумме 200 рублей.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается госпошлина: для физических лиц - 200 рублей за каждое требование.

Расходы по уплате госпошлины в сумме 200 руб. исходя из положений ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья И. В. Мрез

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федеральный арбитражный суд Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.