ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-19421/10 от 14.12.2010 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск Дело №А76-19421/2010-12-613

27 декабря 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 27 декабря 2010 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Е.А. Бахарева,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Л. Ванюшиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества «Саткинский чугуноплавильный завод», г.Сатка, Челябинская область,

к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Челябинской области, г. Челябинск,

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления социальной защиты населения администрации Саткинского муниципального района г. Сатка, Челябинская область,

о взыскании 323 807 руб. 73 коп.,

при участии сторон в открытом судебном заседании:

от истца: ФИО1 – представителя по доверенности от 04.08.2010, сроком по 04.08.2011, предъявлен паспорт;

от ответчика Министерства финансов Российской Федерации: ФИО2 – ведущего специалиста-эксперта юридического отдела (удостоверение 74 № 0016 от 29.12.2007) по доверенности № 08-11/355 от 21.01.2010, сроком по 31.12.2012;

от ответчика Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Челябинской области: ФИО2 – ведущего специалиста-эксперта юридического отдела (удостоверение 74 № 0016 от 29.12.2007) по доверенности № 05-04-2/311 от 15.01.2008, сроком до 15.01.2011.

УСТАНОВИЛ:

Истец, закрытое акционерное общество «Саткинский чугуноплавильный завод», г. Сатка, Челябинская область (далее – ЗАО «Саткинский чугуноплавильный завод»), обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва (далее – Минфин РФ), Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Челябинской области, г. Челябинск (далее – Управление федерального казначейства), о взыскании за счет казны Российской Федерации в возмещение убытков 323 807 руб. 73 коп.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2010 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление социальной защиты населения администрации Саткинского муниципального района Челябинской области (далее – УСЗН Администрации Саткинского муниципального района).(л.д.1-4).

В судебном заседании 09.12.2010 был объявлен перерыв по делу до 10 час. 00 мин. до 14.12.2010 в соответствии со ст.163 АПК РФ.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал, по доводам изложенным в письменном мотивированном отзыве с документальным обоснованием возражений по иску. (л.д.135-136).

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ.

Исследовав представленные по делу доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В обоснование своих исковых требований истец ссылается на то, что ЗАО «Саткинским чугуноплавильным заводом» в соответствии с приказом № 155К от 13.09.2007 - работнику ФИО3, состоящей в трудовых отношениях с предприятием в должности коммерческого директора, предоставлен отпуск по уходу за ребенком до трех лет с 18.09.2007 по 28.06.2010.

Решением Железногорского городского суда Курской области от 09.04.2008 (л.д. 24) установлен факт проживания ФИО3 с 01.10.2004.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582, Федеральным законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» г. Железногорск Курской области отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В связи с чем, ФИО3, на основании статей 18,19 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижении ребенком возраста трех лет в двойном размере, поскольку проживает в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в г. Железногорске.

Во исполнение указанного закона, а также Постановления Российской Федерации от 16.07.2005 № 439 «О правилах выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ЗАО «Саткинский чугуноплавильный завод» осуществило ФИО3 выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере. Выплаченная работодателем сумма пособия за период с января 2009 года по май 2010 года 323 807 руб. 73 коп. подтверждается платежными поручениями № 17 от 14.01.2009, № 261 от 13.02.2009, № 549 от 13.03.2009, № 772 от 13.04.2009, № 1073 от 13.05.2009, № 1418 от 11.06.2009, № 1601 от 13.07.2009, № 1846 от 13.08.2009, № 2093 от 11.09.2009, № 121 от 13.10.2009, № 557 от 13.11.2009, № 1007 от 14.12.2009, № 00030 от 13.01.2010, № 494 от 12.02.2010, № 859 от 12.03.2010, № 1232 от 13.04.2010, № 1744 от 13.05.2010, № 2071 от 11.06.2010, № 2502 от 14.07.2010 (л.д.37-55).

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов и возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что из представленных в материалы дела доказательств, возможно сделать однозначный вывод о виновности действий ответчика.

Исходя из анализа последовательной цепочки доказательств, представленных в материалы дела, а также проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доказательства, подтверждающих надлежащее исполнение ответчиком своих обязательств, причинно-следственную связь между действиями ответчиков и убытками истца, последним представлены.

Данный вывод арбитражный суд сделал исходя из следующего.

В соответствии ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Закон РФ) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

В силу пунктов 7, 8, 9 ст. 13 Закона РФ к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение; граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

Согласно п. 7 ст. 18 Закона РФ гражданам, указанным в пункте 7 части 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100 процентов заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком;

Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом предусмотрено ст. 19 Закона РФ при этом гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 5, 7, 10 и 11 части первой статьи 18 настоящего Закона.

В соответствии с пп. "б" п. 3 Правил пособие назначается и выплачивается гражданам, указанным в статье 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно п. 5 Правил, выплата пособия осуществляется по месту подачи гражданином заявления о назначении пособия: в организации по месту работы (службы, учебы) или по месту жительства - в органе в сфере социальной защиты населения, уполномоченном органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - орган в сфере социальной защиты населения).

В силу п. 8 Правил территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных документов, указанных в пунктах 6 и 7 настоящих Правил, средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату пособия, в организации по месту работы (учебы) лиц, получающих пособие, в организации федеральной почтовой связи либо в кредитные учреждения.

Финансирование расходов, в соответствии с п. 9 Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах средств, предоставленных Министерству финансов РФ Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Согласно пункта 5 "Разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития N 692н от 01.12.2008, вступившего в законную силу 03.03.2009, пособие назначается и выплачивается гражданам, подвергшимся радиационному воздействию:

постоянно проживающим и работающим (проходящим службу, обучающимся) в населенных пунктах, входящих в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582 (далее - Перечень);

постоянно проживающим в населенных пунктах, входящих в Перечень, но работающим (проходящим службу, обучающимся) за пределами населенных пунктов, входящих в Перечень;

постоянно работающим (проходящим службу, обучающимся) в населенных пунктах, входящих в Перечень, но проживающим за пределами населенных пунктов, входящих в Перечень.

В соответствии с п.п.1,2 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 года №  81 ФЗ «О государственных пособиях граждан, имеющих детей» ежемесячное государственное пособие на ребенка является одним из видов социальных пособий, оно выплачивается гражданам, имеющих детей, в связи с их рождением, воспитанием и обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Этим же Федеральным законом предусмотрено, что выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, учитываемых при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и выделяемых целевым назначением (п. 4 ст. 4).

Согласно п.2 "Правил выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденных Постановление Правительства РФ от 1б.07.2005 № 439, выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пособие выплачивается гражданам в порядке, установленном для выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.

Исходя из положения п.8 Правил работодателем производится выплата пособия непосредственно своему работнику, имеющему право на данные выплаты, но за счет средств федерального бюджета, которые территориальный орган Федерального казначейства перечисляет в организации по месту работы (учебы) лиц, получающих пособие.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности отнесения данных затрат на собственные средства работодателя.

Выплата пособия, согласно п.5 данных Правил, осуществляется по месту подачи гражданином заявления о назначении пособия: в организации по месту работы (службы, учебы) или по месту жительства - в органе в сфере социальной защиты населения, уполномоченном органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - орган в сфере социальной защиты населения). Пунктом 8 Правил установлено, что территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных документов, указанных в пунктах 6 и 7 настоящих Правил, средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату пособия, в организации по месту работы (учебы) лиц, получающих пособие, в организации федеральной почтовой связи либо в кредитные учреждения. Под убытками, в соответствии со ст. 15 ГК РФ,   понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Поскольку Отделением по г. Сатке Управления Федерального казначейства по Челябинской области истцу возмещение сумм выплаченных истцом ФИО3 в качестве пособия на время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, произведено не было, спорная сумма является убытками (реальным ущербом) и иск о возмещении убытков в силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ является самостоятельным способом защиты гражданских прав.

Между тем, финансирование расходов, в соответствии с п. 9 Правил, связанных с выплатой пособия работающим (обучающимся) гражданам, в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет - осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год по подразделу "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Исходя из смысла указанных выше норм Федерального закона от 15.05.1991 №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановления Правительства РФ от 16.07.2005 № 439, финансирования затрат по осуществлению мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, возлагается на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ. Органы федерального казначейства являются исполнителями данного закона на местах в пределах средств, выделенных из федерального бюджета Министерством финансов РФ.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 15.05.1991 №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Доводы ответчика о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что после 22.04.2008 ФИО3 постоянно проживает на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, истцом не представлено, тем самым, не доказано правовое обоснование и законность выплаты истцом пособия в двойном размере ФИО3, отклоняются по следующим основаниям.

Истцом в обоснование своих доводов представлена в материалы дела книга учета (л.д. 71-92), табель учета рабочего времени (л.д. 93-128).

Истец при подаче искового заявления уплатил государственную пошлину в размере 9 476 руб. 15 коп., что подтверждается приложенным в материалы дела платежным поручением № 3281 от 11.08.2010 (л.д. 16).

Поскольку исковые требования удовлетворены, то в соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине подлежат взысканию с ответчика в пользу истца, исходя из суммы понесенных истцом судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные исковые требования закрытого акционерного общества «Саткинский чугуноплавильный завод», г.Сатка, Челябинская область, удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу закрытого акционерного общества «Саткинский чугуноплавильный завод», г.Сатка, Челябинская область убытки в размере 323 807 руб. 73 коп. и в возмещение расходов по уплате государственной пошлины – 9 476 руб. 15 коп.

В иске к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Челябинской области, г.Челябинск отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья Е.А. Бахарева

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда httр://18aas.аrbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuorbitr.ru