ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-19687/12 от 20.02.2013 АС Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Челябинск

27 февраля 2013 года

Дело № А76-19687/2012

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2013 года

Решение в полном объеме изготовлено 27 февраля 2013 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиофиксации секретарем судебного заседания Мартын И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва

к Администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

1. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (ТУ ФАУГИ)

2. Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России),

3. ФИО1,

4. Глава Чебаркульского городского округа,

5. Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа.

о признании недействительным постановления

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

от третьих лиц: 1. не явился, извещен;

2. не явился, извещен;

3. ФИО1- паспорт, ФИО2- ордер № 13 от 20.02.2013, личность удостоверена удостоверением адвоката;

4. не явился, извещен;

5. не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва (далее: заявитель, Минобороны РФ) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области о признании незаконным постановления от 09.08.2012 № 921.

Определениями суда от 17.10.2012 и 15.11.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (ТУ ФАУГИ), Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России), ФИО1, Глава Чебаркульского городского округа, Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа.

В процессе рассмотрения дела заявитель уточнил заявленные требования, в соответствии с которыми просил признать недействительным постановление Администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области от 09.08.2012 № 921 как в первоначальной редакции, так и в редакции постановления № 1355 от 10.12.12.

Уточнение заявленных требований судом принято в порядке ст. 49 АПК РФ.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, кроме ФИО1, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства.

Согласно ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.

Лица, участвующие в деле извещались о времени и месте проведения судебного заседания, как направлением судебных актов почтовой связью в соответствии с нормами ст. 123 АПК РФ, так и публично через Интернет-связь, путем размещения информации по делу на официальном сайте суда.Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.

Неявка или уклонение стороны от участия при рассмотрении дела не свидетельствует о нарушении предоставленных ей Кодексом гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.

С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, в порядке ст. 156 АПК РФ.

Представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении и уточненном заявлении (л.д. 2-4 т. 1, 19-20 т. 2). В обоснование указал, что оспариваемым постановлением Администрация нарушила права Министерства обороны, как единственного уполномоченного органа, который имел право исключить из специализированного фонда спорную квартиру, что Администрация Чебаркульского ГО вышла за пределы полномочий, предоставленных ей законом, в связи с чем, постановление № 921 от 09.08.2012 подлежит отмене.

Представитель ответчика возражал по заявленным требованиям по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление (л.д. 23-29 т. 1, 25 т. 2), в котором указал, что заявление гражданина ФИО1 было рассмотрено Главой муниципального образования, как высшим должностным лицом этого образования, с учетом всех обстоятельств и в соответствии с Жилищным кодексом РФ (далее ЖК РФ), в соответствии с которым собственнику надлежит привести в соответствие правовые акты, касающиеся жилых помещений, принадлежащих Министерству обороны.

ФИО1 и его представитель в судебном заседании пояснили, что все возможные способы для решения вопроса о снятии служебного статуса с занимаемой квартиры по линии Минобороны, были исчерпаны. Считают, что ограничений по передаче спорной квартиры в собственность не имеется.

Иные лица, участвующие в деле, письменного мнения в материалы дела не представили.

Исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Гражданин ФИО1 – подполковник в отставке (л.д. 57 т. 1), в настоящее время проживает по адресу: г. Чебаркуль Челябинской области, сан. УралВО, д. 44, кв. 48.

Решением Исполнительного комитета Чебаркульского городского совета народных депутатов № 33 от 27.01.1981 признана служебной вся жилая площадь во вновь построенном на территории санатория жилом доме № 44 (квартиры с 1-90) и закреплена за военным санаторием УралВО (л.д. 70 т. 1).

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, выданным Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «Чебаркульская квартирно-эксплуатационная часть района» (далее - КЭЧ) 10.11.2008, 2-х комнатная квартира общей площадью 52,6 кв. м. на 1 этаже, расположенная по адресу: г. Чебаркуль Челябинской области, сан. УралВО, д. 44, кв. 48, принадлежит последнему на праве оперативного управления и на праве собственности Российской Федерации (л.д. 6-7 т. 1).

Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (территориальное Управление по Челябинской области) № 749-р от 30.06.2008 прекращено право оперативного управления Чебаркульской квартирно-эксплуатационная части на относящееся к федеральной собственности имущество (л.д. 36-41). Согласно приложению к указанному постановлению квартира 48 в списке отсутствует.

В соответствии с Постановлением Главы муниципального образования «Чебаркульский городской округ» № 1100 от 25.11.2008, в муниципальную собственность были приняты жилые помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах № 26, № 44, расположенных по адресу: г. Чебаркуль Челябинской области, сан. УралВО, находящиеся в муниципальной собственности и закрепленные на праве оперативного управления за Чебаркульской квартирно-эксплуатационной частью (л.д. 50-51). Согласно приложению к указанному постановлению квартира 48 в списке отсутствует (л.д. 52-56).

Как было установлено вступившим в законную силу решением Чебаркульского городского суда по делу № 2-688/2010 (л.д. 47-49 т. 1), ФИО1 вселился в квартиру 48 дома 44 в санатории УралВО г. Чебаркуля в результате двойного обмена. 25.06.2009 между КЭЧ и ФИО1 заключен договор найма служебного жилого помещения на квартиру 48 дома 44 в санатории УралВО г. Чебаркуля. Статус служебного жилья с указанной квартиры был установлен указанным решением.

В связи с тем, что с жилых домов санатория был снят статус закрытого военного городка, а квартира 48, в которой проживает семья Ш-вых, была оставлена со статусом служебной, ФИО1 предпринимал попытки снять с квартиры статус «служебное жилье» и приватизировать её (л.д. 105-134).

Письмом от 20.03.2012 исх. № 141/4-2685 (л.д. 72) Департамент имущественных отношений Минобороны России ответил ФИО1, что по вопросу переоформления договора найма служебного помещения следует обратиться в ФГУ «Центррегионжилье».

04.06.2012 в Администрацию Чебаркульского городского округа поступило заявление ФИО1 о снятии статуса «Служебное» с квартиры № 48 в жилом доме № 44 по ул. Каширина в г. Чебаркуле Челябинской области с целью реализации права на приватизацию занимаемого жилого помещения. Указанное заявление было рассмотрено и в ТУ Росимущества Челябинской области (л.д. 65 т. 1) и Департамент имущественных отношений Минобороны России (л.д. 71 т. 1) были направлены запросы о получении согласия для снятия статуса «служебного жилого помещения».

Постановлением администрации Чебаркульского городского округа № 921 от 09.08.2012 «О снятии статуса служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, расположенного по адресу: г. Чебаркуль, санаторий УралВО, дом № 44, квартира № 48» (л.д. 66 т. 1) снят статус служебного жилого помещения и исключено из специализированного жилищного фонда жилое помещение, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, санаторий УралВО, дом № 44, квартира № 48.

Постановлением администрации Чебаркульского городского округа от 10.12.2012 № 1355 в постановление Администрации Чебаркульского городского округа № 921 от 09.08.2012 были внесены изменения, а именно:

- изменено название постановления на другое «Об отмене решения Исполнительного комитета от 27.01.1981 года № 33 «О признании площади в новом доме санатория УралВО служебной»;

- пункт первый изложен в новой редакции: «В связи с принятием жилых помещений, расположенных в домах № 26, № 44 по адресу: Челябинская область, г. Чебаркуль, санаторий УралВО в муниципальную собственность на основании Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» решение Исполнительного комитета от 27.01.1981 года № 33 «О признании площади в новом доме санатория УралВО служебной» отменить.

Посчитав указанное постановление (во всех его редакциях) незаконными и необоснованными, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (далее – ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения), в том числе, относятся служебные жилые помещения.

При этом, как установлено ч.2 указанной статьи, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с п.1, 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций) (п.1).

Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе, следующие основные функции: а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства; б) осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (п.2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 №42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее – Правила), которые устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (далее - жилые помещения) к специализированному жилищному фонду. При этом, согласно п. 12 Правил, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Решением Исполнительного комитета Чебаркульского городского совета народных депутатов № 33 от 27.01.1981 признана служебной вся жилая площадь во вновь построенном на территории санатория жилом доме № 44 (квартиры с 1-90) и закреплена за военным санаторием УралВО (л.д. 70 т. 1).

Квартира №48 в доме №44, расположенная по адресу: г. Чебаркуль Челябинской области, сан. УралВО принадлежит на праве собственности Российской Федерации (л.д. 6-7 т. 1).

Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (территориальное Управление по Челябинской области) № 749-р от 30.06.2008 прекращено право оперативного управления Чебаркульской квартирно-эксплуатационная части на относящееся к федеральной собственности имущество (л.д. 36-41). Согласно приложению к указанному постановлению квартира 48 в списке отсутствует.

В соответствии с Постановлением Главы муниципального образования «Чебаркульский городской округ» № 1100 от 25.11.2008, в муниципальную собственность были приняты жилые помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах № 26, № 44, расположенных по адресу: г. Чебаркуль Челябинской области, сан. УралВО, находящиеся в муниципальной собственности и закрепленные на праве оперативного управления за Чебаркульской квартирно-эксплуатационной частью (л.д. 50-51). Согласно приложению к указанному постановлению квартира 48 в списке отсутствует (л.д. 52-56).

В материалы арбитражного дела не представлено доказательств того, что в отношении квартиры №48, расположенной в доме №44 в г. Чебаркуль Челябинской области, сан. УралВО было принято решение уполномоченным органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом. Квартира на момент рассмотрения дела является собственностью Российской Федерации. На указанное имущество зарегистрировано право оперативного управления за ФГКЭУ «Чебаркульская КЭЧ района».

Администрация Чебаркульского городского округа не вправе совершать действия (в данном случае – направленные на снятие статуса служебного помещения) в отношении квартиры №48, расположенной в доме №44 в г. Чебаркуль Челябинской области, сан. УралВО в силу отсутствия правомочий собственника.

Ссылки Администрации на то, что оспариваемым постановлением Администрация лишь отменила Решение Исполнительного комитета Чебаркульского городского совета народных депутатов № 33 от 27.01.1981, правопреемником которого является Администрация (в подтверждение представлена справка архива), а не снимала статус служебного со спорного жилого помещения, отклоняется судом в силу противоречия фактическим обстоятельствам дела.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, оспариваемое постановление (с учетом всех его редакций) противоречит положениям вышеприведенных норм действующего законодательства и нарушает права заявителя, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, удовлетворить.

Признать недействительным постановление администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области от 09.08.2012 № 921, в том числе с изменением в редакции постановления администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области от 10.12.2012 № 1355.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья И. В. Мрез

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федеральный арбитражный суд Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.