ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-20655/19 от 12.02.2020 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

18 февраля 2020 года Дело № А76-20655/2019

Резолютивная часть решения оглашена 12 февраля 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2020 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области И.А. Горлатых, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.И. Абрамушкиной., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «НИКС», ОГРН <***>, г. Челябинск

к Главному Управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области»,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Совета дома № 88 по Свердловскому проспекту города Челябинска,

о признании недействительным предписания,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: ФИО1, действующей на основании доверенности,

ответчика: ФИО2, действующего на основании доверенности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «НИКС» (далее – заявитель, ООО УК «НИКС») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному Управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее – ответчик, Инспекция) о признании недействительными предписания № 2866 от 27.05.2019.

Определением суда от 17.06.2019 заявление принято к производству (т.1 л.д.1).

Определением суда от 19.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Совет дома № 88 по Свердловскому проспекту города Челябинска (далее – Совет дома №88, т.2 л.д.106).

Одновременно с заявлением ООО «НИКС» заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного правового акта.

Определением суда от 17.06.2019 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания № 2866 от 27.05.2019 до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу (т.1 л.д.64-65).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, дополнении к заявлению (т.1 л.д.2-4, т.2 л.д.112-113).

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на заявление, дополнении к отзыву (т.1 л.д.66-71, т.2 л.д.43-46).

Совет дома №88, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание полномочного представителя не направил. Представил в суд отзыв по делу, в котором поддержал позицию ГЖИ (т. 2 л.д.110-111).

Дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица в порядке статей 123, 156 АПК РФ.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

ООО УК «Никс» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии № 0064 от 02.04.2015 (т.2 л.д.34-35).

В связи с поступлением обращения жителя № 8036 от 29.04.2019 Инспекцией на основании распоряжения № 2866 от 27.05.2019 (т.1 л.д.78-80) проведена документарная проверки соблюдения обязательных требований при определении размера платы за жилищные и коммунальные услуги в многоквартирном доме по адресу: <...> (далее - МКД).

В ходе проверки Инспекцией установлено, что ООО «УК «Никс» в полном объеме не исполнило решение совета МКД о проведении текущего ремонта в 2018 году от 11.03.2018, не представило отчет выполненных работ за второе полугодие 2018 года, содержащий сведения о проведенных работах, что подтверждается актом проверки № 2866 от 27.05.2019 (т.1 л.д.74-77).

По результатам проведенной проверки обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства РФ № 2866 от 27.05.2019 (т.1 л.д.72-73).

Полагая, что названное предписание нарушает права и законные интересы ООО «УК «НИКС», заявитель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При отсутствии хотя бы одного из этих условий оснований для удовлетворения требований у суда не имеется.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что оспариваемое предписание №2866 Инспекцией принято 27.05.2019, заявителю вручено 30.05.2019 (л.д.73). Заявление обществом в арбитражный суд подано 14.06.2019 (т.1 л.д.2-4).

То есть, заявитель не пропустил установленный действующим законодательством срок обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Инспекции.

Оспариваемое предписание выдано Инспекцией в порядке осуществления регионального государственного жилищного надзора.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Инспекция является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (подпункт 2 пункта 8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 № 3 64).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 этого же Положения, управление для осуществления возложенных на него функций имеет право, в том числе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Одной из основной задачей Инспекции в силу Положения является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, осуществляющих управление многоквартирными домами, установленных
в соответствии с жилищным законодательством требований (пункт 7).

Таким образом, оспоренные предписания выданы Инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.

Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

На основании части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (пункты 4.1, 4.2 части 2 статьи 44 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 17 и пунктом 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и содержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.10.2015 № 761/пр утверждена форма акта приемки оказанных услуг и(или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Как следует из пункта «з» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416, при управлении многоквартирным домам должны обеспечиваться стандарты, в том числе предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором управления многоквартирным домом.

Из материалов дела следует, что ООО «УК «НИКС» осуществляет деятельность по управлению МКД по адресу: <...> на основании лицензии от 02.04.2015 № 0064 (т.2 л.д.34-35).

В Инспекцию обратились члены совета МКД с заявлением о проведении проверки в отношении ООО «УК «НИКС» вх.№ 8036 от 29.04.2019 (т.2 л.д.1-2).

В ходе проверки установлены следующие обстоятельства.

Общим собранием собственников помещений МКД принято решение наделить совет многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества (вопрос 5 повестки дня протокола общего собрания собственников помещений от 29.12.2017 №2 – т.2 л.д.3-5).

Совет дома №88 принял решение от 11.03.2018 (т.2 л.д.10) о проведении в 2018 году текущего ремонта общего имущества, включая здание и элементы благоустройства земельного участка:

- внутреннюю отделку межквартирных коридоров, лифтовых холлов, незадымляемых лестничных клеток и иных мест общего пользования – устранение усадочных трещин и выбоин в стенах, дефектов штукатурки, напольной и потолочной плитки, рисунков, пятен и грязи с последующей покраской;

- внутреннюю отделку подземной парковки - устранение усадочных трещин, иных дефектов в стенах и потолке, восстановление стершейся разметки;

- входные группы подъездов – устранение негерметичности (ликвидация щелей, через которые происходит поступление холодного воздуха);

- двери, ведущие с переходных лоджий в лифтовые холлы и на незадымляемые лестничные клетки – замена, ремонт неисправных деталей;

- водосточная труба, расположенная слева от входной группы второго подъезда – устранение систематического промерзания в осенний и весенний период;

- покрытие придомовой территории – устранение трещин в асфальте со стороны подъездов и со стороны улицы (над подземной парковкой), участков проседания асфальта с образованием луж (в том числе у западной калитки);

- ливневая канализация – замена поврежденных решеток водостоков;

- отмостка – устранение по периметру здания участков с проседанием тротуарной плитки.

Вышеприведенное решение, принятое общим собранием собственников многоквартирного дома, в судебном порядке не оспорено и недействительным не признано, в связи с чем, подлежит исполнению, следовательно, у общества отсутствовали правовые основания для исполнения его не в полном объеме.

Решение совета МКД получено управляющей организации 12.03.2018 вх.№ 727 (т.2 л.д.9).

Далее, Общим собранием собственников помещений в МКД принято решение обязать управляющую организацию один раз в полугодие предоставлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчеты об исполнении обязательств по договору управления многоквартирным домом в определенном объеме (вопрос 3 повестки дня, протокол № 1 от 15.08.2018):

- перечень выполненных услуг, работ (раздельно по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме);

- количество выполненных услуг, работ с указанием единиц измерения;

- стоимость выполненных услуг, работ.

Заявлением № 99 от 30.01.2019 совет МКД затребовал у общества представить отчет о выполнении решения совета МКД о текущем ремонте от 11.03.2018 (т.2 л.д.11).

В ответ на указанное заявление ООО «УК «НИКС» письмом исх.№ 83 от 15.02.2019 (т.2 л.д.12) сообщило, что отчет о выполненных работах по договору управления за 2018 год опубликован на сайте УК НИКС uk-niks.ru в разделе МКД.

В материалы дела представлен акт приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> от 15.03.2019 (т.1 л.д.121-129, т.2 л.д.15).

Период, за который составлен указанный акт, не указан.

Совет дома представил мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ (оказанных услуг) № 245 от 18.03.2019 с указанием причин такого отказа (т.1 л.д.130, т.2 л.д.13), а также заявление исх.№246 от 18.03.2019, в котором также просил представить на подписание акт …за второе полугодие 2018 года (т.2 л.д.14).

Ответным письмом исх.№ 165 от 08.04.2019 общество сообщило, что представленный акт составлен за весь период 2018 года, включая его второе полугодие, а также указало на недостатки мотивированного отказа совету МКД (т.1 л.д.131).

Письмом исх.№ 261 от 23.05.2019 (т.1 л.д.13) общество сообщило, что в рамках текущего ремонта выполнены отделочные покрытия в подъездах многоквартирного дома, при этом в 1 подъезде работы окончены, во 2 подъезде срок окончания работ до 01.06.2019. Кроме этого, произведен частичный ремонт штукатурного покрытия (в местах появления трещин) в парковке.

По результатам проверки, Инспекцией обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства РФ № 2866 от 27.05.2019 (т.1 л.д.72-73), которым обществу в срок до 05.07.2019 предписано устранить выявленные нарушения:

1.1) исполнить решение совета многоквартирного дома от 11.03.2018 о проведении текущего ремонта общего имущества в 2018 году в полном объеме;

1.2) предоставить собственникам помещений МКД отчет о выполнении договора управления многоквартирным домом за второе полугодие 2018года, содержащий сведения, утвержденные протоколом общего собрания №1 от 15.08.2018 (вопрос 3 повестки дня);

1.3) привести в соответствие с приказом Минстроя РФ № 761/пр от 26.10.2015 форму акта приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД от 15.03.2019 и предоставить совету многоквартирного дома для подписания (протокол общего собрания № 1 от 15.08.2018, вопрос 4 повестки дня).

В ходе рассмотрения настоящего дела обществом представлены документы, подтверждающие выполнение работ, а именно: договор подряда на ремонт входных групп от 22.04.2019, локальная смета №22, акт о приемке выполненных работ №22 от 30.04.2019, договор подряда № 62/18 от 16.07.2018, акт выполненных работ от 31.07.2018, справка о стоимости выполненных работ от 02.07.2018, акт приемки выполненных работ №1 от 02.07.2018, договор подряда на косметический ремонт от 15.07.2019, локальная смета №23, акт о приемке выполненных работ №23 от 15.07.2019, карточка счета ООО «УК «НИКС» за январь 2018 года-сентябрь 2019 года, акты обследования жилого (нежилого) помещения от 23.04.2019, от 29.04.2019, от 10.05.2019, от 22.05.2019, от 29.05.2019, от 20.06.2019, от 28.07.2019, от 12.08.2019, счет-фактура №1 от 29.05.2019, акт о приемке выполненных работ №3 от 29.05.2019, №4 от 31.03.2019, №5 от 29.05.2019, (т.2 л.д.47-88).

В материалы дела представлено заявление членов Совета дома №88, согласно которому решение совета дома не исполнено в полном объеме, в связи с чем, невыполненные работы включены в решение совета дома от 07.04.2019 (т.2 л.д.92-93).

В указанном заявлении Совет дома №88 указал на недостатки выполненных работ:

- не в полном объеме произведен ремонт внутренней отделки межквартирных коридоров, лифтовых холлов, незадымляемых лестничных клеток и иных мест общего пользования - не устранены дефекты напольной и потолочной плитки в общих коридорах, незадымляемые лестничные клетки не ремонтировались;

- не в полном объеме восстановлена внутренняя отделка подземной парковки – не устранены все усадочные трещины и дефекты в стенах и потолке, стершаяся разметка (как между парковочными местами, так и в иных местах общего пользования);

- не восстановлена герметичность входных групп подъездов – ликвидация щелей, через которые происходит поступление во внутрь холодного воздуха;

- не в полном объеме устранены все трещины покрытия придомовой территории – трещины в асфальте во дворе на огороженной территории дома и на территории перед фасадом со стороны улицы (над подземной парковкой).

В связи с чем, по данному факту Инспекцией проведена повторная проверка на основании распоряжения № 19-235 272 от 21.01.2019 (т.2 л.д.100-102), что подтверждается актом проверки № 272-Ч-Б-19 от 24.01.2019 (т.2 л.д.96-99).

По результатам проверки Инспекцией в адрес ООО УК «НИКС» выдано предписание № 19-235 272-Ч-Б от 24.01.2019 (т.2 л.д.94-95), которым обществу предписано обеспечить надлежащее содержание внутренней отделки МКД: выполнить работы по восстановлению окрасочного, побелочного слоев стен в местах общего пользования подъезда №2 указанного МКД.

Оценив представленные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд полагает, что решение совета дома №88 от 11.03.2018 (т.2 л.д.10) в полном объеме не исполнено.

Так, в оспариваемом предписании Инспекция указывает, что отчет за второе полугодие 2018 года, содержащий вышеуказанные сведения, обществом не представлен, в связи с чем, решение общего собрания собственников в полном объеме не исполнено.

Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела судом установлено, что акт от 15.03.2019 (т.2 л.д.15-23), который по сути является отчетом управляющей организации, составлен управляющей компанией без указания периода, за который он составлен, в связи с чем, указанный пункт предписания № 1.2 является обоснованным.

Кроме того, из сведений, содержащихся в акте приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества указанного МКД от 15.03.2019 (т.2 л.д.15-23) усматривается, что форма документа не соответствует приказу Минстроя РФ №761/пр, что свидетельствует о несоблюдении ООО «УК «Никс» действующих норм жилищного законодательства.

Вместе с тем, пунктом № 1.3 предписания Инспекция обязала общество привести в соответствии с приказом Минстроя РФ № 761/пр от 26.10.2015 форму акта приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД от 15.03.2019 и предоставить совету многоквартирного дома подписания, что является в данном случае обоснованным, поскольку представленный акт составлен с отступлением от утвержденной формы, в частности отсутствует период, на который он распространяется.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности, заслушав мнение представителей сторон, суд полагает, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным.

В связи с чем, суд полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с частью 1 статьи 112 АПК РФ в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу арбитражным судом соответствующей судебной инстанции разрешаются вопросы распределения судебных расходов.

При подаче заявления ООО «УК «НИКС» уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб. платёжным поручением № 4542 от 10.06.2019 (л.д.6).

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Челябинской области

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «НИКС » о признании незаконным и отмене предписания Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» №2899 от 27.05.2019.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный судпутем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья подпись И.А. Горлатых

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.