ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-21146/16 от 31.05.2017 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

02 июня 2017 года

                      Дело № А76-21146/2016

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено   02 июня 2017 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Костарева И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Задориной В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Муниципального образования Златоустовский городской округ в лице Администрации Златоустовского городского округа», г. Златоуст, ОГРН <***>,

к обществу с ограниченной ответственностью «Златоустовский городской транспорт», г. Златоуст, ОГРН <***>,

при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Златоустовского городского округа, г. Златоуст, Собрания депутатов Златоустовского городского округа, г. Златоуст, Муниципального унитарного предприятия «Златоустовское  трамвайное управление» муниципального образования – Златоустовский городской округ, г. Златоуст, Муниципального казенного учреждения  Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства», г. Златоуст,

о взыскании 4 242 803 руб. 75 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, представителя, действующего на основании доверенности от 30.12.2016, представлен паспорт,

от ответчика: ФИО2, представителя, действующей на основании доверенности от 01.10.16, представлен паспорт.

от третьих лиц: не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование Златоустовский городской округ в лице Администрации Златоустовского городского округа, г. Златоуст, ОГРН <***>, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Златоустовский городской транспорт», г. Златоуст, ОГРН <***>, о взыскании денежных средств в размере 4 242 803 руб. 75 коп., в счет возврата незаконно, полученной субсидии по соглашениям об организации перевозок льготных категорий граждан № ЗТУ/ЗГТ-021 от 01.02.2014  и № ЗТУ/ЗГТ-022 от 01.04.2014, заключенным между Муниципальным унитарным предприятием «Златоустовское трамвайное управление» муниципального образования - Златоустовский городской округ и обществом с ограниченной ответственностью «Златоустовский городской транспорт».

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2016 судом в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлеченык участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Златоустовского городского округа, г. Златоуст, Собрание депутатов Златоустовского городского округа, г. Златоуст, Муниципальное унитарное предприятие «Златоустовское  трамвайное управление» муниципального образования – Златоустовский городской округ, г. Златоуст, Муниципальное казенное учреждение  Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства», г. Златоуст.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2016 судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение исковых требований в части взыскания с ответчика денежных средств в размере 3 310 067 руб. 13 коп., в счет возврата незаконно полученной субсидии.

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства с соблюдением требований ст. 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Согласно части 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 (ред. от 21.01.2016) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"  разъяснено, что при применении данного положения судам следует исходить из части 6 статьи 121, части 1 статьи 123 АПК РФ, в соответствии с которыми арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 АПК РФ.

Первым судебным актом для лица, участвующего в деле, является определение о принятии искового заявления (заявления) к производству и возбуждении производства по делу (часть 6 статьи 121 АПК РФ); для лица, вступившего в дело позднее, - определение об удовлетворении ходатайства о вступлении в дело, определение о привлечении в качестве третьего лица к участию в деле; для лица, не участвовавшего в деле, но обжаловавшего принятый о его правах и обязанностях судебный акт (статья 42 АПК РФ), - определение о принятии апелляционной (кассационной) жалобы, заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

В силу п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 (ред. от 21.01.2016) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"  при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела с соблюдением требований ст.ст. 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие (п. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Дело рассматривается по правилам п. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих  лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав представителя истца, ответчика, рассмотрев и оценив представленные письменные доказательства, арбитражный суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В целях определения порядка и условий предоставления мер социальной поддержки по проезду на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 01.11.2012 г. № 57-ЗГО «Об установлении на территории Златоустовского городского округа мер социальной поддержки по проезду на городском пассажирском транспорте   общего   пользования   (кроме  такси)   отдельным   категориям  граждан» утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по проезду на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) (далее - Положение). Указанное решение действовало в период с  01.01.2013 г. по 31.03.2016 г.

Согласно пункту 2 Положения меры социальной поддержки по проезду предоставляются по внутримуниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок маршрутной сети Златоустовского городского округа, утвержденной постановлением Администрации Златоустовского городского округа, муниципальными предприятиями пассажирского транспорта (кроме такси).

Порядок предоставления субсидий организациям пассажирского транспорта на возмещение расходов, связанных с перевозкой пассажиров утвержден постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 16.04.2013 г. № 133-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям пассажирского транспорта на возмещение расходов связанных с перевозкой пассажиров» (далее - Порядок).

Согласно пункту 3 условиями предоставления Субсидий являются: наличие у организаций пассажирского транспорта убытков, связанных с муниципальным регулированием тарифов на проезд по перевозке пассажиров пассажирским транспортом; выполнение показателей транспортной работы в полном объеме.

Согласно пункту 4 Порядка, одним из критериев для получения субсидии организациями пассажирского транспорта, является наличие у организации пассажирского транспорта расходов, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров, обусловленным муниципальным регулированием тарифов на проезд (подпункт 6).

При этом, пунктом 25 Порядка определено, что субсидированию не подлежит транспортная работа организаций пассажирского транспорта по перевозке пассажиров на маршрутах, не предусмотренных утвержденной в установленном порядке внутримуниципальной маршрутной сетью пассажирского транспорта, а также на маршрутах, где не осуществляется муниципальное регулирование тарифа.

 В соответствии с Соглашениями об организации перевозок льготных категорий граждан № ЗТУ/ЗГТ-021 от 01.02.2014 г. и № ЗТУ/ЗГТ-022 от 01.04.2014 , заключенных между Муниципальным унитарным предприятием «Златоустовское трамвайное управление» муниципального образования - Златоустовский городской округ (третье лицо) и обществом с ограниченной ответственностью «Златоустовский городской транспорт» (ответчик), ООО «Златоустовский городской транспорт»  в период с 01.02.2014 г. по 31.03.2014 г. и с 01.04.2014 г. по 31.12.2014 г. организовало перевозку льготных категорий граждан по обслуживаемому обществом маршруту № 25 (льготный). (т.1, л.д. 9-10)

Согласно актам № 000002 от 28.02.2014 г., № 000003 от 31.03.2014 г., № 000004 от 30.04.2014 г., № 000005 от 31.05.2014 г., № 000006 от 30.06.2014 г., № 000007 от 31.07.2014 г., № 000008 от 31.08.2014 г., 000009 от 30.09.2014 г., № 000010 от 31.10.2014 г., № 000011 от 30.11.2014 г., №000001 от 31.12.2014 г. ООО «ЗГТ» в период с 01.02.2014 г. по 31.12.2014 г. оказало всего услуг по предоставлению мер социальной поддержки по бесплатному проезду в маршрутном такси на сумму 4 010 067, рублей.

Согласно счетам-фактурам 00003 от 31.03.2014 г., 00004 от 30.04.2014 г.. 00005 от 31.05.2014 г., 00006 от 30.06.2014 г., 00007 от 31.07.2014 г.. 00008 от 31.08.2014 г., 00009 от 30.09.2014 г., 00010 от 31.10.2014 г., 00011  от 30.11.2014 г., 00001  от 31.12.2014 г. ООО «ЗГТ» в период с 01.02.2014 г. по 31.12.2014 г. оказало всего услуг по предоставлению мер социальной поддержки по бесплатному проезду в маршрутном такси на сумму 3 839 432,95 рубля.

Счет-фактура 00002 от 28.02.2014 г. в распоряжении Администрации ЗГО отсутствует.

Истец утверждает, что в рамках заключенного соглашения третье лицо Муниципальное унитарное предприятие «Златоустовское трамвайное управление» муниципального образования - Златоустовский городской округ  перечислило в пользу ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Златоустовский городской транспорт»  за оказанные услуги 3 310 067 руб. 13 коп., на основании следующих платежных поручений:

1)по платежному поручению № 693 от 13.05.2014 г. - 150 000 рублей;

2)по платежному поручению № 819 от 30.05.2014 г. - 50 000 рублей;

3)по платежному поручению № 821 от 02.06.2014 г. - 50 000 рублей;

4)по платежному поручению № 953 от 30.06.2014 г. - 130 000 рублей;

5)по платежному поручению № 1053 от 21.07.2014 г. - 30 000 рублей;

6)по платежному поручению № 1131 от 29.07.2014 г. - 50 000 рублей;

7)по платежному поручению № 1199 от 26.08.2014 г. - 300 000 рублей;

8)по платежному поручению № 1357 от 01.10.2014 г. - 70 000 рублей;

9)по платежному поручению № 1359 от 02.10.2014 г. - 100 000 рублей;

10)по платежному поручению № 1365 от 03.10.2014 г. - 50 000 рублей;

11)по платежному поручению № 1370 от 06.10.2014 г. - 80 000 рублей;

12)по платежному поручению № 1478 от 28.10.2014 г. - 50 000 рублей;

13)по платежному поручению № 1483 от 29.10.2014 г. - 100 000 рублей;

14)по платежному поручению № 1490 от 30.10.2014 г. - 100 000 рублей;

15)по платежному поручению № 1491 от 31.10.2014 г. - 50 000 рублей;

16)по платежному поручению № 1549 от 17.11.2014 г. - 170 000 рублей;

17)по платежному поручению № 1649 от 01.12.2014 г. - 200 000 рублей;

18)по платежному поручению № 1655 от 02.12.2014 г. - 100 000 рублей;

19)по платежному поручению № 1665 от 03.12.2014 г. - 100 000 рублей;

20)по платежному поручению № 1767 от 26.12.2014 г. - 1 000 000 рублей;

21)по платежному поручению № 756 от 17.03.2015 г. - 380 067,13 рублей;

Поскольку, по мнению истца, муниципальное регулирование тарифов в отношении маршрута № 25, не осуществлялось, в связи с чем, денежные средства, перечисленные третьим лицом Муниципальным унитарным предприятием «Златоустовское трамвайное управление» муниципального образования - Златоустовский городской округ  не подлежали включению в расчет размера субсидии и подлежат возврату.

Истец направил письмо в адрес ответчика за исх. № 7176 от 28.07.2016 с требование о возврате представленной Муниципальному унитарному предприятию «Златоустовское трамвайное управление» муниципального образования - Златоустовский городской округ (третье лицо) субсидии.

Отсутствие возврата денежных средств от Муниципального унитарного предприятия «Златоустовское трамвайное управление» муниципального образования - Златоустовский городской округ истцу послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с п.1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1)      из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2)      из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3)      из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным         (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1)      категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных         (муниципальных)         учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2)      цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3)      порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4)      порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5)      положения об обязательной проверке главным распорядителем

(распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В целях определения порядка и условий предоставления мер социальной поддержки по проезду на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 01.11.2012 г. № 57-ЗГО «Об установлении на территории Златоустовского городского округа мер социальной поддержки по проезду на городском пассажирском транспорте   общего   пользования   (кроме  такси)   отдельным   категориям  граждан» утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по проезду на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) (далее - Положение). Указанное решение действовало в период с с 01.01.2013 г. по 31.03.2016 г.

Согласно пункту 2 Положения меры социальной поддержки по проезду предоставляются по внутримуниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок маршрутной сети Златоустовского городского округа, утвержденной постановлением Администрации Златоустовского городского округа, муниципальными предприятиями пассажирского транспорта (кроме такси).

Порядок предоставления субсидий организациям пассажирского транспорта на возмещение расходов, связанных с перевозкой пассажиров утвержден постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 16.04.2013 г. № 133-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям пассажирского транспорта на возмещение расходов связанных с перевозкой пассажиров» (далее - Порядок).

Согласно п. 14 Порядка Организации пассажирского транспорта в срок до 7-го числа месяца, следующего за отчетным, составляют акты сверки с администрацией о фактически перевезенных пассажирах и произведенных перечислениях. В случае нарушения организациями пассажирского транспорта сроков представления документов, предусмотренных настоящим положением, субсидии на возмещение расходов, связанных с перевозкой пассажиров, из бюджета округа не предоставляются. Предоставление субсидий возможно в следующем месяце после представления соответствующих документов организациями пассажирского транспорта в установленном порядке.

В отзыве на исковое заявление ответчик ссылается на то, что соглашение заключенное между двумя хозяйствующими субъектами - МУП «ЗТУ» МО - ЗГО и ООО «Златоустовский городской транспорт», со стороны ООО «Златоустовский городской транспорт» было исполнено надлежащим образом. Все необходимые отчеты о фактически произведенных перевозках были предоставлены в МУП «ЗТУ» МО-ЗГ.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Решающее значение для квалификации обязательства по статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет не характер поведения приобретателя (правомерное или противоправное), а отсутствие установленных законом или сделкой оснований для приобретения или сбережения имущества.

В предмет доказывания по требованиям о взыскании неосновательного обогащения входят: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.

При обращении в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения истец обязан доказать факт приобретения (сбережения) ответчиком денежных средств за счет истца без законных на то оснований, а также размер неосновательного обогащения

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

 По правилам статьи 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Согласно представленным в материалы дела платежным поручениям денежные средства были перечислены третьему лицу Муниципальному унитарному предприятию «Златоустовское трамвайное управление» муниципального образования - Златоустовский городской округ, доказательств перечисления истцом денежных средств в размере 3 310 067 руб. 13 коп. в адрес ООО «Златоустовский городской транспорт», г. Златоуст в материалы дела не представлено.

Перечисление денежных средств МУП «Златоустовское трамвайное управление» муниципального образования - Златоустовский городской округ в адрес ООО «Златоустовский городской транспорт» не является доказательством того, что ООО «Златоустовский городской транспорт» сберег денежные средства за счет истца, то есть доказан факт приобретения или сбережения денежных средств ответчиком за счет истца.

При таких обстоятельствах требование истца о взыскании неосновательного обогащения в размере 3 310 067 руб. 13 коп., не обосновано, не подтверждено материалами дела, а потому не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.  167, 168, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд

                                          РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья                                                                    И.В. Костарева

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.