АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
27 октября 2017 г. Дело № А76-22447/2017
Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2017 г.
Решение изготовлено в полном объеме 27 октября 2017 г.
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Жернакова А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Савич О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Комитета социальной политики города Челябинска, ОГРН <***>, г. Челябинск, к муниципальному унитарному предприятию «ЧЕЛЯБИНСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ТРАНСПОРТ», ОГРН <***>, г. Челябинск,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия «СЛУЖБА ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ», ОГРН <***>, г. Челябинск, Управления транспорта Администрации города Челябинска, ОГРН <***>, г. Челябинск, общества с ограниченной ответственностью «ТРЕТИЙ АВТОБУСНЫЙ ПАРК», ОГРН <***>, г. Челябинск,
о взыскании 1 272 600 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности № 2 от 12.01.2017
(со сроком действия по 31.12.2017), личность удостоверена по паспорту;
от третьего лица (Управление транспорта Администрации города Челябинска): ФИО2 – представитель по доверенности № 2 от 01.03.2017 (со сроком действия до 31.12.2017), личность удостоверена по паспорту;
УСТАНОВИЛ:
Комитет социальной политики города Челябинска (далее – Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «ЧЕЛЯБИНСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ТРАНСПОРТ» (далее – МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС», ответчик) о взыскании 1 272 600 руб., в том числе: задолженности за декабрь 2016 года по договору о предоставлении субсидии и отчетности на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, № 25 от 25.01.2016 в размере 240 800 руб., задолженности за апрель 2017 года по договору о предоставлении субсидии из бюджета города Челябинска на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, № 35 от 10.02.2017 в размере 1 031 800 руб.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 25.07.2017 исковое заявление принято к производству.
Определением суда от 16.08.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие «СЛУЖБА ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ» (далее – МУП «СЛУЖБА ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ») и Управление транспорта Администрации города Челябинска (далее –Управление транспорта) (т. 1 л.д. 75-76).
От Управления транспорта Администрации города Челябинска в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором названное третье лицо поддержало заявленные Комитетом исковые требования (т. 2 л.д. 10-11).
Определением суда от 03.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ТРЕТИЙ АВТОБУСНЫЙ ПАРК» (далее – общество «ТРЕТИЙ АВТОБУСНЫЙ ПАРК») (т. 2 л.д. 121-122).
Общество «ТРЕТИЙ АВТОБУСНЫЙ ПАРК» представило мнение на исковое заявление Комитета, вопрос об удовлетворении иска оставило на усмотрение суда (т. 2 л.д. 144).
К дате судебного заседания, назначенного на 26.10.2017, ответчик МУП «СЛУЖБА ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ» отзывы на исковое заявление не представили, что, тем не менее, в силу ч. 4 ст. 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения заявленного иска.
Стороны и третьи лица извещены о времени и месте судебного разбирательства по делу надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ (истец – т. 1 л.д. 62; ответчик – т. 1 л.д. 61, 63, 75; МУП «СЛУЖБА ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ» - т. 1 л.д. 104; Управление транспорта Администрации города Челябинска – т. 1 л.д. 103; общество «ТРЕТИЙ АВТОБУСНЫЙ ПАРК» - т. 2 л.д. 144).
Информация о движении дела также размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
Представитель истца настаивала на удовлетворении заявленного иска, представитель Управления транспорта поддержал позицию истца.
Исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 26.10.2015 по делу № А76-25213/2015 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС».
Определением суда от 18.05.2016 (резолютивная часть от 11.05.2016) в отношении должника – МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО3.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.11.2016 (резолютивная часть от 31.10.2016) по тому же делу должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, обязанности конкурсного управляющего возложены на ФИО3.
Определением суда от 24.11.2016 конкурсным управляющим утвержден ФИО4.
Между Комитетом, МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» (Предприятие) и МУП «СЛУЖБА ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ» (Центр) подписан договор о предоставлении субсидии и отчетности на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, от 25.01.2016 № 25 (далее – договор № 25; т. 1 л.д. 14-15).
Согласно п. 1. данного договора он заключается в соответствии с решениями Челябинской городской Думы от 15.12.2009 № 9/4 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», от 02.09.2010 № 16/7 «Об утверждении Положения о Почетном гражданине города Челябинска», от 22.12.2015 № 16/4 «О бюджете города Челябинска на 2016 год»; постановлением Администрации города Челябинска от 27.11.2012 № 256-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», Соглашением о сотрудничестве от 11.01.2016 № 4/2016.
В соответствии с п. 2 договора № 25 он регулирует отношения сторон, возникающие по вопросам:
- предоставления Предприятием Комитету отчетных данных о количестве поездок граждан на основании социальных карт по каждой категории граждан, имеющих право бесплатного проезда по внутримуниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок;
- предоставления Комитетом субсидий на возмещение расходов Предприятия, связанных с предоставлением права бесплатного проезда отдельным категориям граждан по внутримуниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок, в соответствии с решениями Челябинской городской Думы от 15.12.2009 № 9/4 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», от 22.12.2015 № 16/4 «О бюджете города Челябинска на 2016 год».
На основании п. 3.1. договора № 25 Комитет обязан:
1) ежемесячно предоставлять предприятию сводный отчет о численности граждан, пользующихся правом бесплатного проезда по внутримуниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок в соответствии с решением Челябинской городской Думы от 15.12.2009 № 9/4 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», на бумажном носителе (приложение 1 к настоящему договору) в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным.
2) в соответствии с представленными предприятием документами, предусмотренными подпунктом 4.2 раздела 4 настоящего договора, предоставлять предприятию субсидии на возмещение расходов, связанных с предоставлением права бесплатного проезда отдельным категориям граждан по внутримуниципальным маршрутам регулярных перевозок, в рамках Предмета договора, в пределах доведенных до Комитета лимитов бюджетных обязательств.
В силу п. 3.2. договора № 25 Предприятие обязано:
1) обеспечить реализацию льготного проезда гражданам, предусмотренным пунктами 1, 2, подпунктом 1 пункта 3 решения Челябинской городской Думы от 15.12.2009 № 9/4 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»;
2) ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в Комитет отчетные документы, предусмотренные подпунктом 4.2 раздела 4 настоящего договора;
3) ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в Комитет отчетные документы, предусмотренные подпунктом 4.2 раздела 4 настоящего договора.
В п. 4.1. договора № 25 установлено, что сумма настоящего договора определяется размером субсидии на возмещение расходов, понесенных Предприятием в связи с предоставлением мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда, рассчитанной в соответствии с постановлением Администрации города Челябинска от 22.07.2010 № 214-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан».
Расходы возмещаются Предприятию в пределах доведенных до Комитета лимитов бюджетных обязательств, которые составляют на 2016 год 61 624 510 (шестьдесят один миллион шестьсот двадцать четыре тысячи пятьсот десять) рублей 00 копеек.
В силу п. 4.2. договора № 25 Предприятие предоставляет Комитету следующие документы: 1) отчет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 3.3. настоящего договора (Приложение № 3 к договору); 2) счет - фактуру Предприятия на перечисление субсидии на возмещение расходов; 3) акт сверки расчетов между Комитетом и Предприятием по возмещению расходов, связанных с предоставлением субсидии (Приложение № 2 к договору).
В соответствии с п.п. 4.4., 4.5. договора № 25 перечисление денежных средств производится Комитетом в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на счет Предприятия в течение 5 дней с момента подписания документов, предоставленных Предприятием, указанных в подпункте 4.2 раздела 4 договора. Перечисление суммы субсидий на возмещение расходов за декабрь месяц 2016 года осуществляется до 25 декабря текущего года, исходя из расчёта среднего показателя за два предшествующих месяца по оперативным данным Предприятия, с последующей корректировкой сумм при предоставлении отчётности по фактически произведенным расходам в году, следующим за отчётным годом.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (п. 5.1. договора № 25).
Договор вступает в силу с 01.01.2016 и действует по 31.12.2016, а в части обмена информацией до полного исполнения (п. 8.1. договора№ 25).
Комитет, МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС», и МУП «СЛУЖБА ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ» оформили дополнительные соглашения №№ 1-11 к договору № 25 (т. 2 л.д. 107-117), большая часть которых касалась поэтапного увеличения размера предоставляемой ответчику субсидии до суммы 105 028 340 руб.
В материалы дела представлены универсальный отчет по расходам по состоянию на 01.01.2017 (т. 1 л.д. 88-89), а также выписки из лицевого счета и заявки на оплату расходов (т. 2 л.д. 23-100), согласно которым Комитетом в адрес МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» по договору № 25 перечислена субсидия в размере 105 028 340 руб., в том числе на основании договора уступки права требования № 10-ЧАТ/16 от 11.02.2016 (т. 2 л.д. 18) причитающаяся МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» по договору № 25 субсидия в размере 4 100 000 руб. выплачена истцом обществу «ТРЕТИЙ АВТОБУСНЫЙ ПАРК» в счет погашения задолженности МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» перед данным третьим лицом по договору от 29.12.2014 № 2007-ЧАТ/14 (т. 2 л.д. 19-22).
Согласно отчетам МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» о суммах расходов, связанных с предоставлением права бесплатного проезда отдельным категориям граждан по внутримуниципальным маршрутам по маршрутной сети города Челябинска, за период с января по декабрь 2016 г. (т. 2 л.д. 132-143) объем расходов МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС», связанных с предоставлением права бесплатного проезда отдельным категориям граждан по внутримуниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок, составил 104 787 540 руб.
Истцом и ответчиком подписан акт сверки расчетов по договору № 25 (т. 1 л.д. 24), согласно которому разница между представленной к возмещению суммой и суммой субсидии составила 240 800 руб.
Между Комитетом (Главный распорядитель средств бюджета города), МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» (Получатель) и Управлением транспорта Администрации города Челябинска (Управление транспорта) оформлен договор о предоставлении субсидии из бюджета города Челябинска на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, от 10.02.2017 № 35 (далее – договор № 35; т. 1 л.д. 18-21).
В соответствии с п. 1.1. указанного договора предметом договора является предоставление из бюджета города Челябинска в 2017 году муниципальному унитарному предприятию «Челябинский автобусный транспорт» субсидии на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по проезду по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемому тарифу (далее - субсидия) по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета города 478, раздел 04, подраздел 08, целевая статья 09000М7020, вид расходов 814.
На основании п.п. 1.2., 1.3. договора № 35 настоящий договор регулирует отношения, возникающие между Главным распорядителем средств бюджета города, Получателем, Управлением транспорта по вопросу предоставления Субсидии на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по проезду по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемому тарифу. Субсидия имеет целевое назначение и не может быть использована на цели, не предусмотренные пунктом 1.1 настоящего соглашения.
В силу п. 2. договора № 35 размер субсидии, предоставляемой из бюджета города Челябинска, в соответствии с договором составляет в 2017 году 46 283 500 руб.
Согласно п.п. 4., 4.1., 4.2. договора № 35 перечисление субсидии осуществляется Главным распорядителем средств бюджета города по факту оказания мер социальной поддержки на основании предоставления Получателем согласованного с Управлением транспорта отчета о суммах расходов, связанных с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в установленном порядке и иных отчетных документов, установленных настоящим договором и предоставляемых Получателем Главному распорядителю средств бюджета города.
Перечисление субсидии осуществляется на счет Получателя, открытый в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, не позднее 30 рабочих дней после принятия Главным распорядителем средств бюджета города решения по результатам рассмотрения (подписания) им отчетных документов, установленных настоящим договором. Перечисление субсидии за декабрь 2017 года осуществляется до 30 декабря 2017 года, исходя из расчета среднего показателя за два предшествующего месяца по оперативным данным Получателя, с последующей корректировкой сумм при предоставлении отчетных документов по фактически произведенным расходам.
В силу п. 5.1.2. договора № 35 Главный распорядитель средств бюджета года обязуется рассмотреть в течение 5 дней отчетные документы, представляемые Получателем в соответствии с настоящим договором и обеспечить предоставление субсидии Получателю в порядке и при соблюдении Получателем условий предоставления субсидии, установленных настоящим договором.
В случае если Получателем допущены нарушения условий, предусмотренных настоящим договором, направлять Получателю требование об обеспечении возврата средств субсидии в бюджет города Челябинска с указанием предельной даты возврата средств в бюджет города Челябинска (п. 5.1.5. договора № 35).
Согласно п. 6.1. договора № 35 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему соглашению стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 7.2., 7.3. договора № 35 договор вступает в силу после его подписания всеми сторонами и действует по 31.12.2017. Условия настоящего договора применяются к отношениям сторон, возникшим с 01.01.2017.
В материалы дела представлены универсальный отчет по расходам по состоянию на 30.08.2017 (т. 1 л.д. 90), а также выписки из лицевого счета и заявки на оплату расходов (т. 2 л.д. 101-104), согласно которым Комитетом в адрес МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» по договору № 35 перечислена субсидия в размере 9 215 400 руб.
Согласно отчетам МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» о суммах расходов, связанных с предоставлением права бесплатного проезда отдельным категориям граждан по внутримуниципальным маршрутам по маршрутной сети города Челябинска, за период с января по апрель 2017 г. (т. 2 л.д. 12-15) объем расходов МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС», связанных с предоставлением права бесплатного проезда отдельным категориям граждан по внутримуниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок, составил 8 183 600 руб.
Истцом и ответчиком подписан акт сверки расчетов по договору № 35 (т. 1 л.д. 25), согласно которому разница между представленной к возмещению суммой и суммой субсидии составила 1 272 600 руб. (включая остаток за предыдущий период в размере 240 800 руб.).
15.05.2017 МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» в Комитет представлено уведомлении о расторжении заключенных договоров в связи с тем, что с 28.04.2017 МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» не выполняет функции перевозчика, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на социальную поддержку (т. 1 л.д. 29).
31.05.2017 между Комитетом, МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» и Управлением транспорта заключено соглашение о расторжении договора о предоставлении субсидии из бюджета города Челябинска на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, от 10.02.2017 № 35 (т. 1 л.д. 30-31).
Согласно п. 1 указанного соглашения соглашение о расторжении договора от 10.02.2017 № 35 заключено сторонами в связи с прекращением Получателем (муниципальным унитарным предприятием «Челябинский автобусный транспорт») оказания услуг по перевозке льготных категорий граждан по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с решением Челябинской городской Думы от 20.12.2016 № 27/19 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», постановлением Администрации города Челябинска от 07.02.2017 № 50-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по проезду по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемому и нерегулируемому тарифу» (уведомление МУП «ЧАТ» о расторжении заключенных договоров от 15.05.2017 № 284).
В соответствии с п. 2 соглашения обязательства сторон по договору № 35 прекращаются с момента подписания уполномоченными представителями сторон настоящего соглашения о расторжении договора № 35.
На основании п. 3 соглашения на момент расторжения договора № 35 Получателем (муниципальным унитарным предприятием «Челябинский автобусный транспорт») по договору № 35:
- исполнены обязательства на сумму 8 183 600 (Восемь миллионов сто восемьдесят три тысячи) шестьсот рублей 00 копеек;
- не исполнены обязательства по возврату средств субсидии в бюджет города Челябинска в размере 1 031 800 (Один миллион тридцать одна тысяча восемьсот) рублей 00 копеек (дебиторская задолженность по состоянию на май 2017 года).
Комитетом нарочно вручены МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» требования (претензии) от 29.06.2017 исх. №№ 01-03-2526/2 и 01-03-2526/1 (т. 1 л.д. 9-11, 12-13) о возврате неиспользованных субсидии по договорам №№ 25 и 35 в бюджет города Челябинска, которые оставлены ответчиком без удовлетворения.
В ответ на ранее направленное обращение № 06-92 от 13.01.2017 Комитета (т. 1 л.д. 26) МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» сообщило Комитету о невозможности погашения задолженности, являющейся платежами 5 очереди (т. 1 л.д. 27).
Ссылаясь на прекращение действия договоров № 25 и № 35, на неиспользование МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» в полном объеме предоставленных из местного бюджета субсидий, Комитет обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Оценив имеющиеся в деле письменные доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений по иску, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц и граждан рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» (далее – постановление Пленума ВАС № 63) разъяснено, что в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве, возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Таким образом, текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Денежное обязательство должника по возврату или возмещению стоимости неосновательного обогащения для целей квалификации в качестве текущего платежа считается возникшим с момента фактического приобретения или сбережения имущества должником за счет кредитора (п. 9 постановления Пленума ВАС № 63).
Дело № А76-25213/2015 о несостоятельности (банкротстве) МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» возбуждено определением Арбитражного суда Челябинской области от 26.10.2015.
Рассматриваемые договор о предоставлении субсидии и отчетности на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, от 25.01.2016 № 25 и договор о предоставлении субсидии из бюджета города Челябинска на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, от 10.02.2017 № 35 заключены после указанной даты, то есть имущественное предоставление (субсидия) МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» в рамках названных договоров имело место после даты принятия заявления о признании должника банкротом, обязанность по возврату излишне полученной субсидии также возникла после даты принятия заявления о признании должника банкротом, в силу чего суд квалифицирует заявленные в рамках рассматриваемого иска имущественные требования Комитета в качестве текущих, которые могут быть рассмотрены в порядке отдельного искового производства.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании подп. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии).
В силу п. 5 ст. 78 Бюджетного кодексапри предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно данным Общим требованиям требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение включаютследующие меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий – порядок и сроки возврата субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом: в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля; в случае недостижения показателей, указанных в подпункте «з» пункта 4 настоящего документа.
Решением Челябинской городской Думы от 15.12.2009 № 9/4 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» (далее – Решение № 9/4) (действовавшим на дату заключения договора № 25) было установлено, что предоставление права бесплатного проезда по внутримуниципальным маршрутам регулярных перевозок, лицам, зарегистрированным на территории Челябинского городского округа, которым установлена пенсия в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» является расходным обязательством города Челябинска.
Субсидии предприятиям пассажирского транспорта, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на основании настоящего решения, производятся за счет и в пределах средств, утвержденных в ведомственной структуре расходов бюджета города на 2011 год по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации в порядке, установленном решением Челябинской городской Думы (п. 8 Решения № 9/4).
Постановлением Администрации города Челябинска от 27.11.2012 № 256-п был утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по проезду по внутримуниципальным маршрутам по маршрутной сети города Челябинска (далее – Порядок № 256-п).
В соответствии с п. 2 Порядка № 256-п (действовавшего на дату заключения договора № 25) получателями субсидий являются перевозчики (юридические лица, индивидуальные предприниматели), принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и его ручную кладь в пункт назначения, осуществляющие меры социальной поддержки отдельным категориям граждан по проезду по внутримуниципальным маршрутам по маршрутной сети города Челябинска (далее - получатели субсидий).
В п. 3 Порядка № 256-п указано, что субсидия предоставляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на очередной финансовый год главными распорядителями средств бюджета города:
- Комитетом социальной политики города Челябинска;
- Управлением по делам молодежи Администрации города Челябинска;
- Управлением по делам образования города Челябинска.
Субсидия предоставляется на основании Договора на предоставление субсидии, заключенного между получателем субсидии и главным распорядителем средств бюджета города (п. 4 Порядка № 256-п).
Получатели субсидии формируют сведения о количестве поездок на основании социальных транспортных карт, транспортных карт школьника, транспортных карт студента самостоятельно, через принадлежащую им систему электронного учета поездок, совместимую с автоматизированной системой учета оплаты услуг по перевозке пассажиров в соответствии с постановлением Администрации города Челябинска от 18.01.2012 № 5-п «О модернизации транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска», либо через Центр эмиссии социальных карт (п. 9 Порядка № 256-п).
Получатели субсидии предоставляют отчет о суммах расходов, связанных с предоставлением права бесплатного проезда отдельным категориям граждан по внутримуниципальным маршрутам по маршрутной сети города Челябинска, главным распорядителям средств бюджета города до 5 числа месяца, следующего за отчетным (п. 10 Порядка № 256-п).
Согласно п. 11 Порядка № 256-п главный распорядитель средств бюджета города осуществляет перечисление субсидии.
На основании п. 15 Порядка № 256-п в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора на предоставление субсидий субсидия подлежит возврату на лицевой счет главного распорядителя средств бюджета города в течение 15 дней со дня получения требования о возврате субсидии.
В соответствии с указанным Порядком № 256-п между Комитетом, МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» и МУП «СЛУЖБА ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ» (Центр) заключен договор о предоставлении субсидии и отчетности на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, от 25.01.2016 № 25.
Главным распорядителем средств местного бюджета – лицом, предоставляющим предприятию субсидии на возмещение расходов, связанных с предоставлением права бесплатного проезда отдельным категориям граждан по внутримуниципальным маршрутам регулярных перевозок, выступил Комитет.
Решением Челябинской городской Думы от 20.12.2016 № 27/19 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» (далее – Решение № 27/19) (действовавшим на дату заключения договора № 35) было установлено, что предоставление права бесплатного проезда по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам лицам, зарегистрированным на территории города Челябинска, расходным обязательством города Челябинска.
Субсидии на возмещение затрат перевозчикам, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на основании настоящего решения, предоставляются за счет и в пределах средств, утвержденных в ведомственной структуре расходов бюджета города на соответствующий год по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации в порядке, установленном решением Челябинской городской Думы (п. 7 Решения № 27/19).
Постановлением Администрации города Челябинска от 07.02.2017 № 50-п был утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по проезду по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемому и нерегулируемому тарифу (далее – Порядок № 50-п).
В п. 5 Порядка № 50-п (действовавшего на дату заключения договора № 35) было также определено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на очередной финансовый год главными распорядителями средств бюджета города Челябинска:
1) Комитетом социальной политики города Челябинска;
2) Управлением по делам молодежи Администрации города Челябинска;
3) Комитетом по делам образования города Челябинска.
В силу п. 22 Порядка № 50-п в случае если получателем субсидий допущены нарушения условий предоставления субсидий, главный распорядитель средств бюджета города направляет получателю субсидий требование о возврате субсидий.
Субсидии подлежат возврату на лицевой счет главного распорядителя средств бюджета города Челябинска в течение 15 дней со дня получения требования о возврате субсидий (п. 23 Порядка № 50-п).
В соответствии с указанным Порядком № 50-п между Комитетом, МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» и Управлением транспорта Администрации города Челябинска заключен договор о предоставлении субсидии из бюджета города Челябинска на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, от 10.02.2017 № 35.
Главным распорядителем средств местного бюджета – лицом, предоставляющим предприятию субсидии на возмещение расходов, связанных с предоставлением права бесплатного проезда отдельным категориям граждан по внутримуниципальным маршрутам регулярных перевозок, также выступил Комитет.
Из материалов дела усматривается, что в рамках договора № 25 Комитетом в адрес МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» перечислена субсидия в размере 105 028 340 руб., тогда как согласно отчетам МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» о суммах расходов, связанных с предоставлением права бесплатного проезда отдельным категориям граждан по внутримуниципальным маршрутам по маршрутной сети города Челябинска, за период с января по декабрь 2016 г. (т. 2 л.д. 132-143) объем расходов МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС», связанных с предоставлением права бесплатного проезда отдельным категориям граждан по внутримуниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок, составил 104 787 540 руб.
Таким образом, размер нереализованной ответчиком субсидии по договору № 25 составил 240 800 руб.
В рамках договора № 35 Комитетом в адрес МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» перечислена субсидия в размере 9 215 400 руб., тогда как согласно отчетам МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» о суммах расходов, связанных с предоставлением права бесплатного проезда отдельным категориям граждан по внутримуниципальным маршрутам по маршрутной сети города Челябинска, за период с января по апрель 2017 г. (т. 2 л.д. 12-15) объем расходов МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС», связанных с предоставлением права бесплатного проезда отдельным категориям граждан по внутримуниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок, составил 8 183 600 руб.
Таким образом, размер нереализованной ответчиком субсидии по договору № 35 составил 1 031 800 руб.
В подписанных сторонами актах сверки расчетов по договору № 25 (т. 1 л.д. 24) и по договору № 35 (т. 1 л.д. 25) МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» признало наличие вышеуказанной задолженности, общий размер которой составляет по двум договорам 1 272 600 руб.
Кроме того, при заключении между Комитетом, МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» и Управлением транспорта соглашения от 31.05.2017 о расторжении договора о предоставлении субсидии из бюджета города Челябинска на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, от 10.02.2017 № 35 (т. 1 л.д. 30-31), стороны признали и указали в соглашении, что получателем (муниципальным унитарным предприятием «Челябинский автобусный транспорт») по договору № 35 не исполнены обязательства по возврату средств субсидии в бюджет города Челябинска в размере 1 031 800 (Один миллион тридцать одна тысяча восемьсот) рублей 00 копеек (дебиторская задолженность по состоянию на май 2017 года).
Доказательства того, что на указанную сумму субсидии МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» были осуществлены перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам и что перевозчик имеет право оставить у себя данную сумму субсидии, ответчиком в порядке ст.ст. 65, 66 АПК РФ суду представлено не было.
Комитетом нарочно вручены МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» требования (претензии) от 29.06.2017 исх. №№ 01-03-2526/2 и 01-03-2526/1 (т. 1 л.д. 9-11, 12-13) о возврате неиспользованных субсидии по договорам №№ 25 и 35 в бюджет города Челябинска, которые оставлены ответчиком без удовлетворения.
В силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного и в силу п. 15 Порядка № 256-п, п.п. 22, 23 Порядка № 50-п, а также условий п. 5.1. договора № 25, п.п. 1.3, 6.1. договора № 35 суд приходит к выводу о неосновательности удержания МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» сумм субсидий, полученных по названным договорам, и необходимости их возврата главному распорядителю средств бюджета, которым на основании п. 3 Порядка № 256-п, п. 5 Порядка № 50-п и условий рассматриваемых договоров является Комитет.
Требования Комитета к МУП «ЧЕЛЯБАВТОТРАНС» о взыскании 1 272 600 руб. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
При цене иска в размере 1 272 600 руб. размер государственной пошлины по иску составляет 25 726 руб. (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).
При подаче искового заявления государственная пошлина истцом не уплачивалась, поскольку Комитет от ее уплаты освобожден в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах и поскольку иск подлежит удовлетворению в полном объеме, государственная пошлина по иску в размере 25 726 руб. взыскивается судом с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «ЧЕЛЯБИНСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ТРАНСПОРТ» в пользу Комитета социальной политики города Челябинска задолженность по договору о предоставлении субсидии и отчетности на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, № 25 от 25.01.2016 в размере 240 800 руб., задолженность по договору о предоставлении субсидии из бюджета города Челябинска на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, № 35 от 10.02.2017 в размере 1 031 800 руб., всего: 1 272 600 руб.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «ЧЕЛЯБИНСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ТРАНСПОРТ» в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 25 726 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья А.С. Жернаков
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда httр://18aas.arbitr.ru.