ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-22464/10 от 20.12.2010 АС Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Челябинск

«21» декабря 2010 года Дело № А76-22464/2010-58-618

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2010 года

Решение изготовлено в полном объеме 21 декабря 2010 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кудрявцевой Ю. М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области, расположенном по адресу: <...>, каб. 604, дело по заявлению  Прокурора Правобережного района г. Магнитогорска Челябинской области

к Обществу с ограниченной ответственностью «Формула здоровья», г. Магнитогорск Челябинской области

при участии в заседании:

от административного органа: ФИО1 – прокурора, личность удостоверена удостоверением от 03.02.2009, № 069919;

от лица, привлекаемого к ответственности: не явился, извещен (л.д. 52);

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Правобережного района г. Магнитогорска Челябинской области (далее: заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении к административной ответственности Общество с ограниченной ответственностью «Формула здоровья» (далее: лицо, привлекаемое к ответственности, ООО «Формула здоровья») за нарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Прокурор в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 2-3), пояснила, что лекарственные средства реализовывались сотрудниками аптеки, не имеющими специального образования, что является нарушением лицензионных условий.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, о чем в материалах дела имеются доказательства.

Лица, участвующие в деле извещались о времени и месте проведения судебного заседания, как направлением судебных актов почтовой связью в соответствии с нормами ст. 123 АПК РФ, так и публично через Интернет-связь, путем размещения информации по делу на официальном сайте суда.

Неявка или уклонение стороны от участия при рассмотрении дела не свидетельствует о нарушении предоставленных ей Кодексом гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.

С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя лица, привлекаемого к ответственности, в порядке ст. 156 АПК РФ.

Исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Формула здоровья - «Магнитогорск» зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Правобережному району г. Магнитогорска за основным государственным регистрационным номером <***>, юридический адрес (место нахождения): <...>.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Формула здоровья - «Магнитогорск» имеет лицензию № ЛО-74-02-000125, выданную Министерством здравоохранения Челябинской области сроком действия с 30 декабря 2009 года до 29 июля 2013 года на осуществление фармацевтической деятельности.

21.09.2010 помощником прокурора Правобережного района г. Магнитогорска с участием специалиста Управления здравоохранения Администрации г. Магнитогорска в аптечном пункте ООО «Формула здоровья - «Магнитогорск», расположенном по адресу: <...>, проведена проверка соблюдения законодательства РФ и соблюдения прав граждан на лекарственное обеспечение.

В ходе проверки установлено, что в данном аптечном учреждении лекарственные средства реализовывались сотрудниками аптеки, не имеющими специального образования: высшего или среднего фармацевтического. На момент проверки отпуск лекарственных средств осуществляла младший фармацевт ФИО2, также работала ФИО3 – продавец-консультант, что подтверждается табелем учета рабочего времени. ФИО2 Ю, С. имеет среднее профессиональное образование по специальности «Стоматология ортопедическая» (л.д.18-19), что не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к специальности младшего фармацевта.

По результатам проверки должностными лицами составлен составлен акт проверки (л.д. 9). На основании акта проверки от 21.09.2010 прокурором Правобережного района г. Магнитогорска 21.10.2010 в присутствии законного представителя общества – ФИО4 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ.

Поскольку установленные при проведении проверки факты, являются нарушениями лицензионных требований и условий, ответственность за которые предусмотрена ч.3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а рассмотрение данной категории дел в отношении юридических лиц в соответствии с ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено к подведомственности судей арбитражного суда, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении общества к административной ответственности.

В соответствии с ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами.

Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении (пп.1 ч.1 ст. 25.11 КоАП РФ)

В силу ч.1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса (ч.2 ст. 28.4 КоАП РФ).

В силу п.п. 1. ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Указанное в совокупности с нормами законов о прокуратуре РФ и 294-ФЗ позволяет суду сделать вывод о том, что постановление вынесено уполномоченным лицом.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с ч.1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу п. 96 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензированию подлежит фармацевтическая деятельность в части деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для медицинского применения, и аптеками федеральных организаций здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных.

В силу п. 4. Постановления Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 (ред. от 08.08.2009) "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;

в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах", правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства; (пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 N 654)

г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление лекарственных средств, правил изготовления лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О лекарственных средствах", и требований к контролю качества лекарственных средств, изготовленных в аптечных учреждениях;

д) соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, а также об уничтожении таких лекарственных средств в соответствии со статьей 31 Федерального закона "О лекарственных средствах";

е) наличие у руководителя соискателя лицензии (лицензиата), деятельность которого непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств, высшего фармацевтического образования (для лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтического или ветеринарного образования (для лекарственных средств, предназначенных для животных), стажа работы по специальности не менее 3 лет и сертификата специалиста; (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2007 N 455)

з) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование (для лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтическое или ветеринарное образование (для лекарственных средств, предназначенных для животных) и сертификаты специалиста…

В силу ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее - Закон № 86-ФЗ) аптечное учреждение - организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями Закона № 86-ФЗ; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.

Согласно п. 4 ст. 32 Закона № 86-ФЗ виды аптечных учреждений, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Так, в силу п. 8.1 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003», утвержденного Приказом Минздрава России от 04.03.2003 № 80 (далее - Правила), фармацевтические должности в аптечных организациях должны занимать специалисты-провизоры или фармацевты в соответствии с установленным порядком.

В отделах аптечных организаций с открытой формой выкладки товаров и реализующих товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, допускается привлечение лиц со средним или средним медицинским образованием или высшим медицинским образованием в качестве консультантов (п. 8.3 Правил).

В соответствии с пп. «з» п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в частности, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование (для лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтическое или ветеринарное образование (для лекарственных средств, предназначенных для животных) и сертификаты специалиста.

Документов, подтверждающих выполнение вышеуказанных требований нормативных актов, как и доказательств невозможности соблюдения установленных требований, не представлено в ходе рассмотрения дела о привлечении общества к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества нарушений.

Факт совершения правонарушения доказан и подтверждается материалами дела (л.д. л.д. 6-28).

В силу ч.3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) образует состав административного правонарушения и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

Обстоятельств, свидетельствующих о допущенных нарушениях процессуального и материального характера со стороны административного органа при проведении проверки и вынесении постановления об административном правонарушении, судом не установлено.

Довод лица, привлекаемого к ответственности о том, что прокуратурой нарушена процедура проведения проверки, а именно: директор Общества не ознакомлен с актом проверки и постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, а также о том, что Обществу не было направлено прокуратурой копия заявления, судом признаны несостоятельными в силу следующего.

В материалы дела административным органом в доказательство направления заявления в адрес ООО «Формула здоровья - Магнитогорск» представлена квитанция заказного письма с уведомлением о направлении с описью вложения от 28.10.2010 (л.д. 5).

Проверка проведена и постановление вынесено в присутствии исполнительного директора ФИО4, что расценивается судом как надлежащее представительство.

При этом, ходатайство Общества об отложении судебного заседания на более поздний срок от 15.12.2010 судом отклонено, так как в адрес ООО «Формула здоровья - Магнитогорск» направлено определение суда от 02.12.2010 о назначении предварительного судебного заседания на 16.12.2010 и судебного заседания на 20.12.2010, которое им получено 08.12.2010. Ничто не препятствовало представителю Общества реализовать свое право на защиту, ознакомиться с материалами дела к судебному заседанию.

Таким образом, доводы лица, привлекаемого к ответственности о нарушении его права на защиту, судом отклоняются и расцениваются как попытка затянуть рассмотрение дела, учитывая ограниченные сроки рассмотрения дел данной категории.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность, связанную с реализацией лекарственных средств.

Указанное нарушение является основанием для привлечения юридических лиц к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в соответствии с ч.3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств смягчающих (отягчающих) административную ответственность судом не установлено.

Суд, учитывая то обстоятельство, что правонарушение совершено впервые (административным органом не представлено доказательств обратного) считает возможным назначить наказание в виде наложения административного штрафа в размере – 30 000 рублей, что является низшим пределом санкции, установленной за данное нарушение.

В силу ч. 1.1. ст. 29.10 КоАП РФ в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях») при применении ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ судам следует учитывать, что эта информация указывается и в решении арбитражного суда о привлечении лица к административной ответственности и наложении административного штрафа.

При этом суд разъясняет, что в соответствии с ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Перечислить сумму штрафа можно по следующим реквизитам: УФК по Челябинской области (Прокуратура Челябинской области) ИНН <***>; КПП 745301001 № счета получателя: 40101810400000010801 ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области г. Челябинска ОКАТО 75401000000 БИК 047501001 КБК 41511690040040000140. Назначение платежа - административный штраф.

В соответствии с п.15 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, будет выдан исполнительный лист.

Руководствуясь ст.ст.167-170, п.2 ст. 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Прокурора Правобережного района г. Магнитогорска, удовлетворить.

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Формула здоровья - Магнитогорск», (ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях – за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа в размере - 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья И.В. Мрез

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда htth://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.