ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-22544/08 от 13.01.2008 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

13 января 2008 года Дело № А76-22544/2008-50-611/11

Судья Арбитражного суда Челябинской области Ваганова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фазлыевой З.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Учреждения «Администрация муниципального образования сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области»

к Управлению Федерального казначейства по Челябинской области, Финансовому отделу Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области

о признании незаконными действий по списанию денежных средств,

с участием третьих лиц: Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Администрации Кременкульского сельского поселения

Сосновского района Челябинской области

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 - Главы сельского поселения на основании приказа № 1-пр от 05.02.2006 года, паспорт <...> выдан ОВД Сосновского района Челябинской области 27.03.2006 года.

от ответчиков:

Администрации Сосновского муниципального района: ФИО2 паспорт <...> выдан Тракторозаводским РУВД г. Челябинска 10.10.2001 года, по доверенности № 08 от 12.01.09 г.

Финансового отдела Администрации Сосновского муниципального района: ФИО3 – паспорт <...> выдан УВД Сосновского р-на Челябинской области, по доверенности от 20.10.2006 г. № 335

УФК по Челябинской области: ФИО4 – удостоверение 74 № 0016 от 29.12.2007 г., по доверенности от 15.01.2008 г. № ОВ-04-2/311;

ФИО5 – удостоверение от 01.02.2008 г., 74 № 0078, по доверенности от 12.01.2009 г. № 08-04-2/103

от третьего лица: не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

Учреждение «Администрация муниципального образования сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области» (далее – Администрация СП «Новый Кременкуль», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконными действий по списанию денежных средств с лицевого счета Администрации сельского поселения Новый Кременкуль в размере 33101896 руб.16 коп. (т.1 л.д.2- 4).

Определением суда от 19.11.2008 с согласия заявителя к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Финансовый отдел Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (далее – Финотдел администрации) и Управление Федерального казначейства по Челябинской области (далее – УФК по Челябинской области) (т.1 л.д.146).

Впоследствии заявитель требования уточнил: просил признать незаконными действия Финансового отдела Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области и Управления Федерального казначейства по Челябинской области по списанию денежных средств с лицевого счета Администрации сельского поселения Новый Кременкуль в размере 33101896 руб.16 коп. (т.3 л.д.5-10).

В судебном заседании представитель заявителя уточненные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении. Пояснил, что Администрация СП «Новый Кременкуль» обратилась в суд в защиту интересов муниципального образования «Сельское поселение Новый Кременкуль». Ходатайствует о восстановлении срока обращения в суд с заявлением к ответчикам УФК по Челябинской области и Финотделу администрации по тем основаниям, что, не обладая юридическими познаниями, ошибочно заявил требования к Администрации Сосновского района. Заявил ходатайство о прекращении производства по делу в отношении Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, от требований к данному ответчику отказался.

Отказ заявителя от заявленных требований к Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области принят судом. Протокольным определением суда Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Представитель ответчика Финотдела администрации заявленные требования не признала по основаниям, указанным в отзыве (т.2 л.д.27-30).

Представители ответчика УФК по Челябинской области требования не признали по основаниям, указанным в отзыве (т.2 л.д.15-18).

Представитель третьего лица - Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в судебном заседании поддержала позицию ответчиков по основаниям, изложенным в отзыве (т.1 л.д.75-77).

Определением суда от 01.11.2008 (т.1 л.д.114-115) к участию в качестве третьего лица привлечена Администрация Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.

Представитель третьего лица - Администрации Кременкульского сельского поселения в судебное заседание не явился, о месте и времени уведомлен с соблюдением ст.ст.121-123 АПК РФ. На основании ч.5 ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Учитывая ходатайство представителя заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование, а также право суда на восстановление срока, предусмотренное ст.198 АПК РФ, отсутствие законодательно закрепленного перечня оснований уважительности причин для восстановления пропущенного срока, суд считает возможным признать причины пропуска срока на обжалование действий ответчиков уважительными, удовлетворить ходатайство заявителя, восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать по следующим основаниям.

Судом установлено, что Учреждение «Администрация муниципального образования сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского района Челябинской области» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС № 9 по Челябинской области 05.02.2006,о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1067438001070 (т.1 л.д.34).

Согласно п.1 ст.18 Устава муниципального образования «Сельское поселение Новый Кременкуль» администрация сельского поселения входит в структуру органов местного самоуправления (т.1 л.д.35-62).

Финансовый отдел Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области зарегистрирован в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС № 9 по Челябинской области за основным государственным регистрационным номером 102740186197 (т.1 л.д.139).

Постановлением Главы Сосновского муниципального района от 13.02.2008 № 125/1 «О закреплении полномочий по осуществлению функций администрирования доходов Сосновского муниципального района на 2008 год» Финотдел Администрации наделен полномочиями Главного администратора неналоговых доходов районного бюджета и бюджетов поселений в части принятия решений о зачете или возврате плательщикам излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) платежей в бюджет (т.2 л.д.97-105).

Между УФК по Челябинской области и Финотделом Администрации Сосновского муниципального района заключено Соглашение по информационному взаимодействию № 542 от 20.12.2006 (т.2 л.д.39-42).

04.10.2006 между муниципальным образованием «Сосновский муниципальный район Челябинской области» (арендодателем) и ООО «Технополис» (арендатором) заключен договор № 108/2006 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 2865400 кв.м., с кадастровым номером 74:19:11 04 001:0038, расположенного в границах поселения «Новый Кременкуль», на срок с 04.10.2006 по 04.10.2054 (т.1 л.д.78-82).

Соглашением от 06.06.2007 о замене стороны по договору № 108/2006 от 04.10.2006 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, ООО «Технополис» передал права арендатора по данному договору ООО «РСГ - Южный Урал» (т.1 л.д.103-105).

Арендная плата за весь срок аренды в сумме 66 620 000 руб. перечислена арендатором на Единый казначейский счет УФК по Челябинской области платежными поручениями № 187 от 07.06.2007, № 335 от 24.09.2007 (т.1 л.д.88,89).

В соответствии со ст.62 Бюджетного кодекса РФ доходы от передачи в аренду земельного участка подлежали зачислению в бюджет Сосновского муниципального района по нормативу – 50% и в бюджет муниципального образования «Сельское поселение Новый Кременкуль» по нормативу – 50%.

С учетом поступивших доходов Решением схода граждан сельского поселения Новый Кременкуль № 39 от 16.10.2007 «Об уточнении бюджета муниципального образования «Сельское поселение Новый Кременкуль» на 2007 год» внесены изменения в приложения 1 и 2 к Решению схода граждан сельского поселения Новый Кременкуль № 75 от 14.11.2006, утвердившего бюджет поселения на 2007 год (т.1 л.д.17-18).

Решением схода граждан сельского поселения Новый Кременкуль № 42 от 25.12.2007 дано согласие на изменение границы муниципального образования «Сельское поселение Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области» (т.2 л.д.69).

В соответствии с Законом Челябинской области от 24.04.2008 № 259-ЗО «О статусе и границах Сосновского муниципального района и сельских поселений в его составе» указанный земельный участок включен в границы Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.

В связи с вступлением в законную силу указанного Закона 07.06.2008 на имя Главы Сосновского муниципального района поступило заявление ООО «РСГ - Южный Урал» о возврате арендной платы по договору аренды земельного участка в сумме 66 442 618, 04 руб. (т.1 л.д.106).

07.06.2008 между муниципальным образованием «Сосновский муниципальный район Челябинской области» (арендодателем) и ООО «РСГ – Южный Урал» (арендатором) заключено дополнительное соглашение № 3 к договору аренды земельного участка № 108/2006 от 04.10.2006 (т.1 л.д.107-110). Указанным Соглашением стороны согласовали п.1.1 Договора с изложением его в следующей редакции: «Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 74:19:11 04 001:0038, находящийся в Челябинской области, Сосновский район, территория Кременкульского поселения, для сельскохозяйственного использования в границах, указанных в плане земельного участка, прилагаемом к настоящему Договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 2865400 кв.м., без права передачи в субаренду»; признали, что плата за пользование земельным участком в период с 06.06.2007 до 05.05.2008 составляет 177381 руб.96 коп., денежные средства в размере 66 442 618 руб.04 коп. подлежат возврату Арендатору.

11.06.2008 принято распоряжение Главы Сосновского муниципального района № 749 «О перерасчете арендной платы по договору № 108/2006 аренды земельного участка от 04.10.2006 года» (т.2 л.д.83). Пунктом 2 указанного распоряжения Финотделу администрации предписано произвести возврат денежных средств согласно представленных документов и обеспечить контроль за поступлением денежных средств в соответствии с Дополнительным соглашением № 3 от 07.06.2008.

Администратором поступлений в бюджет – Финотделом администрации Сосновского района 15.06.2008 вынесено распоряжение № 10 о возврате ООО «РСГ – Южный Урал» поступлений в сумме 66 442 618 руб.04 коп. В УФК по Челябинской области направлено платежное поручение № 10 от 20.06.2008 на возврат переплаты по решению Финотдела администрации.

Как следует из объяснений сторон, материалов дела, денежные средства в размере 50% указанной суммы возвращены из бюджета муниципального образования СП «Новый Кременкуль».

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Челябинской области.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления незаконными являются одновременно как несоответствие решений, действий (бездействия) закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными решениями, действиями (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с п.1 ст. 40 Бюджетного кодекса РФ Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).

Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее – Порядок) утвержден приказом Минфина РФ от 24.12.2004 № 116н.

Согласно п.5 Порядка органы Федерального казначейства осуществляют учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

В соответствии с п.17 Порядка возврат (возмещение) излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства в соответствии с нормативами отчислений, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации на соответствующий год, а также законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, предоставленными в орган Федерального казначейства финансовыми органами.

Недостаточность поступлений в какой-либо бюджет за текущий операционный день является основанием для перечисления органом Федерального казначейства средств, необходимых для осуществления возврата (возмещения) с единых счетов соответствующих бюджетов на счет органа Федерального казначейства. В случае недостаточности средств на каком-либо едином счете бюджета возврат осуществляется в последующие дни исходя их сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты, и сумм, привлекаемых с единых счетов бюджетов, в соответствии с нормативами распределения между бюджетами.

В силу п.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно подпункту 1 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.

В соответствии со ст.28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

единства бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

самостоятельности бюджетов;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.47 Бюджетного кодекса РФ к собственным доходам бюджетов относятся:

налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

В силу п.2 ст.40 Бюджетного кодекса РФ денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Согласно п.4 ст.9 Бюджетного кодекса РФ отдельные бюджетные полномочия финансового органа поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.

Как следует из объяснений представителя заявителя, соглашение между Администрацией СП «Новый Кременкуль» и Администрацией Сосновского муниципального района (Финотделом администрации) на осуществление отдельных бюджетных полномочий отсутствует.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действия ответчиков не соответствуют вышеуказанным нормам законодательства.

Доводы представителя третьего лица – Администрации Сосновского муниципального района о том, что возврат арендной платы был осуществлен в рамках договора аренды земельного участка, где СП «Новый Кременкуль» не является стороной, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доходы в виде арендной платы (50%) поступили в бюджет муниципального образования СП «Новый Кременкуль». Глава муниципального образования «Сосновский муниципальный район» является главным распорядителем бюджетных средств муниципального района согласно Решению Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 31.10.2007 № 582 «О бюджете Сосновского муниципального района на 2008 год» (приложение № 14) (т.3 л.д.51), не наделен правом распоряжения бюджетными средствами сельских поселений.

Доводы ответчика УФК по Челябинской области о том, что УФК не является надлежащим ответчиком, проводит лишь кассовые операции по поручениям администраторов доходов, выполняет функции «псевдо-банка», судом отклоняются, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Согласно п.2.3 Соглашения по информационному взаимодействию № 542 от 20.12.2006 (т.2 л.д.42-44) УФК вправе не принять к исполнению представленные администратором документы, оформленные ненадлежащим образом, а также, если представленные документы не соответствуют полномочиям администратора.

Вместе с тем материалами дела установлено и заявителем не оспаривается то обстоятельство, что доходы в виде арендной платы за земельный участок за период до изменения границы СП «Новый Кременкуль» не изъяты из бюджета муниципального образования СП «Новый Кременкуль».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии нарушенных прав муниципального образования, указанных в заявлении Администрации СП «Новый Кременкуль». Довод представителя заявителя о несогласии с суммой доходов в виде арендной платы, рассчитанной за период с 06.06.2007 до 05.05.2008, судом отклоняется, поскольку заявителем не представлены расчеты в опровержение.

Кроме того, постановление Главы Сосновского муниципального района от 13.02.2008 № 125/1 «О закреплении полномочий по осуществлению функций администрирования доходов Сосновского муниципального района на 2008 год», которым Финотдел администрации наделен полномочиями Главного администратора неналоговых доходов районного бюджета и бюджетов поселений в части принятия решений о зачете или возврате плательщикам излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, не отменено в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

  Восстановить Учреждению «Администрация муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области» пропущенный процессуальный срок на обращение с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Челябинской области, Финансового отделу Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области по списанию денежных средств.

В удовлетворении требований Учреждения «Администрация муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области» к   Управлению Федерального казначейства по Челябинской области, Финансовому отделу Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконными действий по списанию денежных средств с лицевого счета Администрации сельского поселения Новый Кременкуль в размере 33101896 руб.16 коп., отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18 aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (www.fаsuo.arbitr.ru).

Судья: В.В.Ваганова