ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-23207/17 от 26.09.2017 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск Дело №А76-23207/2017

28 сентября 2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2017 г.

Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2017 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Е.А. Михайлова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.А. Секлецовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

прокурора Тракторозаводского района г.Челябинска

к обществу с ограниченной ответственностью «Легион», г.Челябинск (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании представителей:

от прокурора: Кашаповой Р.М. - прокурора, удостоверение;

от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещён;

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тракторозаводского района г.Челябинска (далее – прокурор) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Легион» (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности) о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ (т.1 л.д.3-10).

Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, отзыв не представил.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности представителя в судебное заседание не направило, о дате, времени, месте судебного заседания уведомлено с соблюдением требований статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т.2 л.д.37).

Неявка или уклонение стороны от участия при рассмотрении дела не свидетельствует о нарушении предоставленных ей Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.

В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неявка лиц, извещённых надлежащим образом о времени, месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Легион» зарегистрировано в качестве юридического лица 06.03.2014 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г.Челябинска, о чем в Едином государственном реестре юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***> (т.1 л.д.126).

В прокуратуру Тракторозаводского района г. Челябинска поступили обращения ФИО1, ФИО2 по вопросу правомерности действий общества с ограниченной ответственностью «Легион» по отказу в пропуске на территорию товарищества собственников недвижимости «Тракторосад-3».

На основании решения от 27.06.2017 №87 (т.1 л.д.25) прокуратурой Тракторозаводского района г. Челябинска проведена проверка.

Прокурор Тракторозаводского района г.Челябинска, рассмотрев материалы проверки вынес постановление о возбуждении в отношении ООО «Легион» дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившемся в осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) (л.д.11-18).

Обществу вменено нарушение обязательных требований Закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон №2487-1), а именно: осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности по охране объекта – ТСН «Тракторосад №3», расположенного по адресу: <...>, без специального разрешения (лицензии).

Ответчик полагает, что оказываемые по договору услуги к числу лицензируемых видов деятельности не относятся, получение лицензии действующим законодательством не предусмотрено, соответственно, осуществление спорной деятельности в отсутствие лицензии не может быть квалифицировано по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Общество проводит сравнение обязанностей сторожа, деятельность которого не подлежит лицензированию, со ссылками на Постановление Минтруда России от 10.11.1992 № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих», и обязанностей охранника, деятельность которого подлежит лицензированию по Закону Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности». В итоге заявитель приходит к выводу о том, что осуществляемая Обществом деятельность не является лицензируемой.

В соответствии с ч.1 ст.202 АПК РФ, арбитражным судом рассматриваются дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов.

Согласно ч.3 ст.23.1 КоАП РФ, судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьёй 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

На основании части 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании, в том числе, устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии со ст.49 Гражданского кодекса РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со ст.ст.2.1, 2.2 КоАП РФ, ст.205 АПК РФ, в предмет доказывания при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности входят обстоятельства, свидетельствующие о наличии либо отсутствии вины лица, привлекаемого к административной ответственности.

На основании ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом установлено, что между СНТ «Тракторосад №3» (заказчик) и ООО «Легион» (исполнитель) 01.04.2014 заключен договор об оказании сторожевых услуг по обеспечению сохранности имущества членов СНТ «Тракторосад-3» №1, согласно статье 1 которого, ООО «Легион» приняло на себя обязательства по оказанию сторожевых услуг по обеспечению сохранности имущества общего пользования и имущества членов СНТ «Тракторосад-3», обеспечению соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов (т.1 л.д.26-30).

В соответствии с п.1.2 договора сохранность имущества и обеспечение пропускного режима осуществляется круглосуточно путем патрулирования и выставлением стационарных постов.

Пунктом 2.3 договора определено, что сохранность имущества объекта по договору осуществляется круглосуточно силами исполнителя методом проверки пропусков, визуального наблюдения с использованием.

В обязанности исполнителя - ООО «Легион» - согласно раздела 3 договора, входит организация и обеспечение пропускного режима, сохранность имущества и материальных ценностей, находящихся в помещениях Объекта, в том числе садоводов; принятие участия в проведении мероприятий по внедрению технических средств охраны (ТСО); обеспечению взаимодействия сотрудников охраны стационарных постов, патрульных групп и руководителя смены, а также незамедлительное реагирование на осложнение обстановки, принятие мер по фактам совершения преступлений, причинения ущерба имущества Заказчика и садоводов, сообщение в дежурную часть отдела полиции, обеспечение неприкосновенности места происшествия и осуществление действий в соответствии с Инструкцией по охране.

Пропускной режим, сохранность имущества и обеспечение порядка осуществляется в соответствии с Приложением №01 к Договору (п.1.3 договора), которым является Инструкция по оказанию сторожевых услуг по обеспечению сохранности имущества членов СНТ «Тракторосад №3». Инструкцией определены основные положения по порядку оказания сторожевых услуг, обязанности охранников.

Адрес объекта охраны: <...> (т.1 л.д.30).

Также между ТСН «Тракторосад №3» (заказчик) и «Легион» (исполнитель) 01.05.2017 заключен договор №001 об оказании сторожевых услуг по обеспечению сохранности имущества членов ТСН «Тракторосад-3», согласно статье 1 которого, ООО «Легион» приняло на себя обязательства по оказанию сторожевых услуг по обеспечению сохранности имущества общего пользования и имущества членов ТСН «Тракторосад-3», обеспечению соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов (т.1 л.д.52-56).

В соответствии с п.1.2 договора сохранность имущества и обеспечение пропускного режима осуществляется круглосуточно путем патрулирования и выставлением стационарных постов.

Пунктом 2.3 договора определено, что сохранность имущества объекта по договору осуществляется круглосуточно силами исполнителя методом проверки пропусков, визуального наблюдения с использованием.

В обязанности исполнителя - ООО «Легион» - согласно раздела 3 Договора, входит организация и обеспечение пропускного режима, сохранность имущества и материальных ценностей, находящихся в помещениях объекта, в том числе садоводов; принятие участия в проведении мероприятий по внедрению технических средств охраны (ТСО); обеспечению взаимодействия сотрудников охраны стационарных постов, патрульных групп и руководителя смены, а также незамедлительное реагирование на осложнение обстановки, принятие мер по фактам совершения преступлений, причинения ущерба имущества Заказчика и садоводов, сообщение в дежурную часть отдела полиции, обеспечение неприкосновенности места происшествия и осуществление действий в соответствии с Инструкцией по охране.

Пропускной режим, сохранность имущества и обеспечение порядка осуществляется в соответствии с Приложением №01 к Договору (п.1.3 договора).

Прокурор Тракторозаводского района г.Челябинска, рассмотрев материалы проверки по обращению ФИО1 и ФИО2 по вопросу правомерности действий общества с ограниченной ответственностью «Легион» вынес постановление о возбуждении в отношении ООО «Легион» дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившемся в осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) (л.д.11-18).

В обоснование заявления прокурор указал на то, что ООО «Легион» в силу заключенных 01.04.2014, 01.05.2017 с ТСН «Тракторосад-3» договоров осуществляет охранную деятельности, исполняет обязанности, которые связаны с осуществлением и оказанием третьим лицам охранных услуг по смыслу Закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом «г» пункта 8 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 №498, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, имеющих особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, являются соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частью 3 статьи 11.4, частями 1, 2, 3, 7, 8 статьи 12 закона РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

Частью 1 статьи 2 Закона №99-ФЗ определено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Частью 1 статьи 9 Закона №99-ФЗ установлено, что лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 8 Закона №99-ФЗ, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи (часть 2 статьи 8 Закона №99-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 2 Закона №99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно статье 2 Закона №2487-1 правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

По смыслу указанной правовой нормы частная охранная деятельность выражается в оказании соответствующих услуг на условиях и в порядке, установленных Законом и другими актами законодательства. Юридическим основанием оказания таких услуг в каждом конкретном случае является гражданско-правовой договор, имеющий возмездный характер.

Как установлено в ходе проверки ООО «Легион» выполняет определенные договором обязанности, в том числе по обеспечению контрольно-пропускного режима на территории ТСН «Тракторосад-3», пропуску граждан и автотранспорта, осуществлению наружного, внутреннего обходов, осмотру объектов охраны.

В соответствии с п. 1 ст. 1.1 Закона №2487-1 под частной охранной организацией понимается организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Объектами охраны в силу п. 5 ст. 1.1 Закона №2487-1 являются недвижимые вещи (включая здания, строения, сооружения), движимые вещи (включая транспортные средства, грузы, денежные средства, ценные бумаги), в том числе при их транспортировке.

В п. 6 ст. 1.1 Закона №2487-1 дано понятие внутриобъектового режима, под которым понимается порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на объектах охраны, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности;

Пропускной режим в силу п. 7 Закона №2487-1 определен как порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны).

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона №2487-1 в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: защита жизни и здоровья граждан; охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части; охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части.

В соответствии со ст. 11 Закона №2487-1 оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.

При данных обстоятельствах обязанности, выполняемые работниками ООО «Легион», связаны с оказанием частных охранных услуг, поскольку такие услуги оказываются ТСН «Тракторосад-3» ООО «Легион» на возмездной договорной основе.

Принятие ООО «Легион» мер к обеспечению сохранности имущества ТСН, садоводов, целостности его территории путем вменения в трудовые обязанности сотрудников последнего (контролеров) соответствующихфункций применительно к положениям Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» является охранной деятельностью.

В нарушение положений законодательства Российской Федерации, регулирующих отношения в области охранной деятельности, фактически оказывая ответчиком в рамках договоров от 01.04.2014 №1, от 01.05.2017 №001 услуги, закрепленные статьей 3 Закона №2487-1, лицензия, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом у общества с ограниченной ответственностью «Легион» отсутствует.

Доводы ООО «Легион» о том, что юридическое лицо осуществляет деятельность по оказанию сторожевых услуг, не подлежащую лицензированию, являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признаки которого усматриваются в действиях юридического лица - ООО «Легион.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях юридического лица существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ООО «Легион» от административной ответственности не усматривается.

Факт наличия данных нарушений установлен административным органом в ходе проведения проверки, подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств, отражен в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.07.2017 и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 №7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.

В рассматриваемом случае таких обстоятельств судом не установлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что состав вмененного обществу с ограниченной ответственностью «Легион» правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заявителем доказан.

Предусмотренные КоАП РФ гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, заявителем соблюдены.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Как следует из материалов дела, ООО «Легион» включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016, является малым предприятием (т.2 л.д.35).

С учетом установленных судом обстоятельств, суд, учитывая, что Обществом правонарушение совершено впервые (прокурором не доказано обратное), в материалах дела отсутствуют доказательства причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также причинения имущественного ущерба, суд полагает возможным изменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Руководствуясь ст.ст.167, 168, п.2 ст.176, ст.206 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Тракторозаводского района г.Челябинска удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Легион», место регистрации: 454000, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>), - к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья Е.А. Михайлова

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.