ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-23489/18 от 20.03.2019 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

27 марта 2019 года                                                      Дело № А76-23489/2018

Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 27 марта 2019 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Командирова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Николаевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Беляева Алексея Михайловича к администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 74:16:2000001:660, выраженного в письме от 24.04.2018 № 909, об обязании в течение 7 рабочих дней после вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку и выдачу разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 74:16:2000001:660,

установил:

индивидуальный предприниматель Беляев Алексей Михайлович (далее – ИП Беляев А.М., предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд заявлением к администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области (далее – администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 74:16:2000001:660, выраженного в письме от 24.04.2018 № 909, об обязании в течение 7 рабочих дней после вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку и выдачу разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 74:16:2000001:660.

 В представленном отзыве на заявление и в дополнениях к нему администрация высказала возражения против удовлетворения заявленного требования, указав, что оспариваемый отказ соответствуют требованиям действующего законодательства (л.д. 36-37, 51-52).

В письменных пояснениях заявитель настаивал на незаконности оспариваемого отказа (л.д. 56-60).

Представители лиц, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом с соблюдением требований статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) посредством направления в их адрес копий определений суда заказными письмами с уведомлениями, отобрание расписок в судебных заседаниях, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда.

При указанных обстоятельствах дело рассматривается по правилам частей 1, 3, 5 статьи 156 АПК РФ в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, по имеющимся в деле доказательствам.

Ранее в судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, подтвердили отсутствие оснований для привлечения к участию в деле третьих лиц, заявитель отозвал ходатайство о привлечении к участию в деле МКУ «Нязепетровское УЖКХ».

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Как следует из материалов дела, ИП Беляеву А.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 74:16:2000001:660, площадью 629 кв.м,, расположенный по адресу: Челябинская область, Нязепетровский район, п. Беляево, ул. Молодежная, дом № 21; разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13.04.2018 (л.д. 63-71).

17.04.2018 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером 74:16:2000001:660 (л.д. 13).

Письмом от 24.04.2018 № 909 администрация сообщила заявителю об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства». В качестве обоснования отказа, указано, что земельный участок с кадастровым номером 74:16:2000001:660, образован в ходе размежевания земельного участка с кадастровым номером 74:16:2000001:245 (общая площадь 29 га), расположенного на землях населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения нежилого объекта – коровник и находится в строительном квартале. Согласно Строительным правилам СП 42.13330.2011 квартал является объектом документов территориального планирования и документов по планировке территории. Особенности проектов планировки сводятся к выделению элементов планировочной структуры и установлению параметров планируемого развития элементов планировочной структуры (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ)). В отношении вышеуказанного квартала необходимо разработать проект планировки территории в соответствии со статьей 42 ГрК РФ.

Не согласившись с данным решением администрации, предприниматель обратился в суд с соответствующим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 АПК РФ). Срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ для обжалования в суд решения административного органа, заявителем не пропущен.

Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в предмет доказывания по настоящему делу входит установление следующих юридически значимых обстоятельств: наличие полномочий у органа, который принял оспариваемое решение, несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд,осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Согласно статье 28 Устава Нязепетровского муниципального района, принятым в новой редакции решением Собранием депутатов Нязепетровского муниципального района №26 от 30 июня 2005 года, НГР № ru745180002005001 от 30.11.2005 года, администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Челябинской области.

 Решением Собрания депутатов Нязепетровского муниципального района от 22 декабря 2017 года № 325 утверждено Положение об администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области, согласно пункту 21 которого администрация организует подготовку генеральных планов сельских поселений, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, выдает разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом, иными федеральными законами), разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории сельских поселений, организует утверждение местных нормативов градостроительного проектирования сельских поселений, осуществляет муниципальный земельный контроль в границах сельских поселений, осуществляет в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом, осмотр зданий, сооружений и выдачу рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

 С учетом изложенного, оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство выдан администрацией в пределах предоставленных ей полномочий, с соблюдением требований статьи 51 ГрК РФ.

Согласно статье 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

 В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению о получении разрешения на строительство прилагаются следующие документы:

- правоустанавливающие документы на земельный участок;

- градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

- материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженернотехнического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

- положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

- разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

- согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Частью 11 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Как следует из материалов дела, в том числе с учетом доводов, приведенных администрацией в ходе судебного разбирательства, основанием для отказа послужило несоответствие схемы планировочной организации земельного участка требованиям действующего законодательства.

Требования к структуре и содержанию данной схемы предусмотрены статьей 48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к ее содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение № 87), согласно которому схема планировочной организации земельного участка является частью проектной документации (разделом 2) и состоит из двух частей: текстовой и графической.

Согласно пункту 12 Положения № 87 текстовая часть схемы должна содержать: характеристику земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства; обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации; обоснование планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент); технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства; обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод; описание организации рельефа вертикальной планировкой; описание решений по благоустройству территории; зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения) объектов капитального строительства - для объектов производственного назначения; обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешние и внутренние (в том числе межцеховые) грузоперевозки, - для объектов производственного назначения; характеристику и технические показатели транспортных коммуникаций (при наличии таких коммуникаций) - для объектов производственного назначения; обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения;

Графическая часть схемы должна отображать: схему планировочной организации земельного участка с отображением: мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним; границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии); зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии); решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории; этапов строительства объекта капитального строительства; схемы движения транспортных средств на строительной площадке; план земляных масс; сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения; ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с отображением проектируемых транспортных и инженерных коммуникаций с обозначением мест их присоединения к существующим транспортным и инженерным коммуникациям - для объектов производственного назначения.

По смыслу приведенных выше норм права, целью одновременного представления градостроительного плана и схемы планировочной организации земельного участка как части проектной документации является сопоставление проектной документации с градостроительным планом земельного участка и установление их соответствия, которое в силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса подтверждается посредством выдачи разрешения на строительство.

При исследовании материалов дела судом установлено, что приложенный предпринимателем к заявлению о выдаче разрешения на строительство от 20.04.2018 документ под названием «схема планировочной организации земельного участка» (л.д. 79), таковым не является, поскольку представляет собой выполненный заявителем самостоятельно, то есть вне проектной документации, чертеж земельного участка с кадастровым номером 74:16:2000001:660, который не соответствует градостроительному плану земельного участка № RU74518304-052 от 06.04.2018 и не содержит обязательных сведений, перечисленных в пункте 12 упомянутого выше Положения № 87.

Как следствие, данный документ (схема) не позволяет установить соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, в связи с чем он обоснованно не был принят администрацией в качестве доказательства исполнения требований части 9 статьи 51 ГрК РФ.

Данный подход также согласуется со сложившейся судебной практикой (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу № А76-26050/2014, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 по делу № А76-23499/2018).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, а также руководствуясь указанными выше нормами права, суд приходит к выводу о наличии у администрации правовых оснований для отказа в предоставлении предпринимателю разрешения на строительство.

Поскольку в рассматриваемом случае совокупность обстоятельств для признания оспариваемого решения администрации отсутствует, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.

В силу указанной нормы расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                               А.В. Командирова