454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10
E-mail: info@chel. arbitr. ru, http: www.chel.arbitr.ru
Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
05 февраля 2015 года
Дело № А76-243/2014
Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 05 февраля 2015 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиофиксации секретарем судебного заседания Бакировой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда, по адресу: ул. Воровского, 2, каб. 416, дело по заявлению Прокурора Челябинской области к Администрации Аргаяшского муниципального района, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1.Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата» Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (ФГБУ ФКП), 2.Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (Управление Росреестра), 3.Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области (Минпром), 4.Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, 5.Нижнее-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, 6.Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (Роспотребнадзор), 7. дачно-садоводческое некоммерческое товарищество «Жаворонки» на оз. Аргази, 8. ОАО «Южноуральская корпорация жилищного строительства и ипотеки», 9. ФИО1, 10. ИП ФИО2, 11. ФИО3, 12.Семёнов А.А., 13. ФИО4, 14. ФИО5 15. ФИО6, 16. ФИО7, 17.Шарапов А.А.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от ОАО «Южноуральская корпорация жилищного строительства и ипотеки»: ФИО8 - представителя по доверенности от 26.12.2014;
от иных третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Челябинской области (далее: заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Аргаяшского муниципального района (далее: ответчик, Администрация) в котором просил признать недействительным постановление главы администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 07.10.2008 № 2329 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка». Указанное дело принято к производству, делу присвоен номер А76-243/2014.
Прокурор Челябинской области также обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Аргаяшского муниципального района о признании недействительным постановления главы администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 10.01.2008 № 15 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка». Указанное дело принято к производству, делу присвоен номер А76-244/2014.
Представителем Прокурора в предварительном судебном заседании было заявлено ходатайство об объединении дел №А76-243/2014 и № А76-244/2014 в одно производство. Судом данное ходатайство удовлетворено, судебные дела №А76-243/2014 и № А76-244/2014 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А76-243/2014.
В процессе рассмотрения дела заявителем неоднократно уточнялись заявленные требования, уточнения, в порядке ст. 49 АПК РФ, судом были приняты, на дату рассмотрения дела требования Прокурора заключаются в следующем.
Прокурор просит:
- признать недействительным постановление главы администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 10.01.2008 №15 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка».
- устранить допущенное нарушение путем восстановления положения, существовавшего до принятия постановления главы администрации Аргаяшского муниципального района от 10.01.2008 № 15: изменить в Государственном кадастре недвижимости запись об измененном виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:0025, площадью 61000 кв.м. (земли сельскохозяйственного назначения), местонахождение: участок находится примерно в 1820 м. по направлению на северо-восток от ориентира п. Аргази, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Аргаяшский район, ЗАО «Аргазинское» поле № 1 кормового севооборота, с разрешенного использования «для ведения дачно-садоводческого хозяйства» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства».
- устранить допущенное нарушение путем восстановления положения, существовавшего до принятия постановления главы администрации Аргаяшского муниципального района от 10.01.2008 № 15: изменить в Государственном кадастре недвижимости запись об измененном виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:0032, площадью 61000 кв.м. (земли сельскохозяйственного назначения), местонахождение: участок находится примерно в 1680 м. по направлению на северо-восток от ориентира п. Аргази, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Аргаяшский район, ЗАО «Аргазинское» поле № 1 кормового севооборота, с разрешенного использования «для ведения дачно-садоводческого хозяйства» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства»;
- признать недействительным постановление главы администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 07.10.2008 № 2329 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка».
- устранить допущенное нарушение путем восстановления положения, существовавшего до принятия постановления главы администрации Аргаяшского муниципального района от 07.10.2008 № 2329: изменить в Государственном кадастре недвижимости запись об измененном виде разрешенного использования земельного участка общей площадью 244000 кв.м. с кадастровым номером 74:02:0412001:722, расположенного по адресу: Челябинская область, Арагаяшский район, ЗАО «Аргазинское» поле № 1 кормового севооборота в 2220 метрах по направлению на северо-восток от поселка Аргази, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Аргаяшский район, ЗАО «Аргазинское» поле 1 кормового севооборота, с разрешенного использования «для ведения дачно-садоводческого хозяйства» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства».
- устранить допущенное нарушение путем изменения в Государственном кадастре недвижимости запись об измененном виде разрешенного использования с разрешенного использования «для ведения дачно-садоводческого хозяйства» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства» по следующим земельным участкам с кадастровыми номерами: 74:02:0412001:732, 74:02:0412001:733, 74:02:0412001:734, 74:02:0412001:735, 74:02:0412001:736, 74:02:0412001:737, 74:02:0412001:738, 74:02:0412001:739, 74:02:0412001:740, 74:02:0412001:841; 74:02:0412001:459, 74:02:0412001:460, 74:02:0412001:461, 74:02:0412001:462, 74:02:0412001:463, 74:02:0412001:464, 74:02:0412001:465, 74:02:0412001:466, 74:02:0412001:467, 74:02:0412001:468, 74:02:0412001:469, 74:02:0412001:470, 74:02:0412001:474, 74:02:0412001:475, 74:02:0412001:1678, 74:02:0412001:1679, 74:02:0412001:1024, 74:02:0412001:1025, 74:02:0412001:1686, 74:02:0412001:687; 74:02:0412001:1690, 74:02:0412001:1691, 74:02:0412001:1028, 74:02:0412001:450, 74:02:0412001:451, 74:02:0412001:452, 74:02:0412001:453, 74:02:0412001:454, 74:02:0412001:455, 74:02:0412001:1680, 74:02:0412001:1681, 74:02:0412001:1684, 74:02:0412001:1685, 74:02:0412001:1034, 74:02:0412001:1029, 74:02:0412001:1682, 74:02:0412001:1683, 74:02:0412001:1031, 74:02:0412001:1032.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата» Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (ФГБУ ФКП), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (Управление Росреестра), Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области (Минпром), Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Нижнее-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (Роспотребнадзор), дачно-садоводческое некоммерческое товарищество «Жаворонки» на оз. Аргази, ОАО «Южноуральская корпорация жилищного строительства и ипотеки», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО9, ФИО10, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО11.
Представители заявителя, ответчика, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, за исключением представителя ОАО «Южноуральская корпорация жилищного строительства и ипотеки» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства.
Согласно ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Лица, участвующие в деле извещались о времени и месте проведения судебного заседания, как направлением судебных актов почтовой связью в соответствии с нормами ст. 123 АПК РФ, так и публично через Интернет-связь, путем размещения информации по делу на официальном сайте суда. Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.
Неявка или уклонение стороны от участия при рассмотрении дела не свидетельствует о нарушении предоставленных ей Кодексом гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.
С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в отсутствие в отсутствие представителей лиц, не явившихся в судебное заседание, в порядке ст. 156 АПК РФ.
Представитель прокурора в обоснование заявленных требований указал (л.д. 5-10 т. 1, л.д. 7-13 т.4), что незаконные постановления нарушают публичные интересы государства, Челябинской области, муниципального образования Аргаяшский муниципальный район, т.к. ненормативные акты приняты с нарушением принципа целевого использования сельскохозяйственных земель и пределов полномочий органа местного самоуправления. Предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов". Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке ч. ч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям. Оспариваемыми постановлениями органа местного самоуправления затрагиваются земельные участки сельскохозяйственного назначения, состоящие исключительно из сельскохозяйственных угодий. Указал, что возможность застраивания таких земельных участков запрещена законодательно, так как в противном случае неизбежно возникла бы необходимость их перевода из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов (поскольку статьей 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" определено, что под дачным участком понимается участок для целей отдыха). Полагает, что действующее законодательство, не позволяет муниципальным органам власти, под видом изменения разрешенного использования, фактически изменять категорию земель. Спорные земельные участки расположены в границах водоохранной и охранной зон памятника природы Челябинской области - Аргазинского водохранилища. Ведение дачного хозяйства в прибрежной защитной полосе водохранилища, предполагающее использование земли, в т.ч. в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает возможности осуществления гражданами, юридическими лицами, запрещенных водным законодательством действий, что может повлечь нарушение установленных ст.ст. 43, 65 Водного кодекса РФ ограничений по использованию зон санитарной охраны, прибрежной защитной полосы водного объекта, в то время как использование земель не по назначению противоречит положениям ст. 7 ЗК РФ.
Кроме того, Прокурором было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование оспариваемых ненормативных правовых актов. В качестве обстоятельств уважительности причин Прокурор указывает на то, что заявителю стало известно о незаконном издании постановлении № 2329 от 07.10.2008 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» 12.12.2013 из информации, поступившей из Челябинской природоохранной прокуратуры. На указанное постановление № 2329 от 07.10.2008 Челябинским природоохранным прокурором 24.10.2013 вынесен проест (л.д. 14-18 т.1), который Администрацией Аргаяшского муниципального района 01.11.2013 оставлен без удовлетворения (л.д.19-20 т.1). В качестве обстоятельств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд о признании незаконным постановлении № 15 от 10.01.2008 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» заявитель указывает на то, что заявителю стало известно о незаконном издании указанного постановления 28.10.2013 из информации, поступившей в Челябинскую природоохранную прокуратуру из письма Администрации Аргаяшского муниципального района (л.д 17 т.2).
Представители ответчика, ОАО «ЮУКЖСИ» возражали против восстановления пропущенного срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. В соответствии с нормами ст. 117 АПК РФ, процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления (ст. 117, "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (ред. от 27.07.2010)).
Суд, в соответствии с нормами ст. 117 АПК РФ, учитывая ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование, а также право суда на восстановление срока, предусмотренное законодательством, отсутствие законодательно закрепленного перечня оснований уважительности причин для восстановления пропущенного срока, считает возможным признать причины пропуска срока на обжалование постановлений уважительными, удовлетворить ходатайство Прокурора, восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в письменном отзыве возражал по заявленным требованиям (л.д. 139-140 т.1, л.д. 111-112 т.4). В обоснование возражений указал, что оспариваемые постановления не затрагивают публичные интересы и не нарушают права Российской Федерации. Спорные земельные участки учтены в схеме территориального планирования Аргаяшского муниципального района как земельные участки для ведения дачно-садоводческого хозяйства. Схема территориального планирования утверждена постановлением № 2241 от 24.10.2010 г. Главы Аргаяшского муниципального района, а также решением от 18.05.2011 г. № 42-1 Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области, была размещена на официальном сайте Аргаяшского муниципального района в сети интернет в течении 90 календарных дней. П. 3.3.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает мероприятия по первому поясу, на которые ссылается прокурор. В соответствии с п. 1.5 СапПиП 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения, первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Однако, в настоящее время на территории Аргазинского водохранилища отсутствую пункты водозабора для этих нужд.
Представитель ОАО «Южноуральская корпорация жилищного строительства и ипотеки» просил отказать заявителю удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных мнениях от 25.02.2014, 28.05.2014, 23.10.2014. Пояснил, что ОАО «ЮУ КЖСИ» как правообладатель земельных участков, расположенных в границах ДСНТ «Жаворонки», чье право будет нарушено изменением вида разрешенного использования с «для ведения дачного хозяйства» на вид «для ведения личного подсобного хозяйства» и как субъект, которому будет причинен значительный ущерб отменой спорных постановлений. Действующая на момент подачи заявления прокурора Схема территориального планирования Аргаяшского муниципального района предусматривает использование спорных земельных участков под ведение дачного хозяйства. Указанная Схема территориального планирования согласована Правительством Челябинской области, утверждена Постановлением № 2241 от 24.10.2010 г. Главы Аргаяшского муниципального района, а также Решением от 18.05.2011г. №42-1 Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области, согласована с Министерством по радиационной и экологической безопасности. Несмотря на то, что не внесены соответствующие изменения в ГКН в части изменения категории спорных земельных участков и перевода в населенные пункты, в настоящее время основания для изменения категории спорных земельных участков имеются. Это означает, что вид разрешенного использования спорных земельных участков соответствует действующей градостроительной документации, носящей нормативный характер. Удовлетворение требований прокурора влечет установление вида разрешенного использования у спорных земельных участков, который будет не соответствовать градостроительной документации, действующей на момент принятия судебного акта. Спорные земельные участки на момент принятия спорных постановлений Главой Аргаяшского муниципального района и по настоящее время находятся в частной собственности. Таким образом, права неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской деятельности не могли бы быть нарушены, так как спорные земельные участки сначала были ОАО «ЮУ КЖСИ» приобретены по договорам купли-продажи, а потом был изменен их вид разрешенного использования, то есть они не предоставлялись из муниципальной собственности. Представитель также указал, что порядок для изменения вида разрешенного использования земель, находящихся в частной собственности, законодательно не установлен до настоящего времени, таким образом нет оснований полагать, что действующее законодательство нарушено. Администрация в данном случае применила законодательство по аналогии, руководствуясь проектом схемы территориального планирования, так как указанный земельный участок изначально, еще в 2007 году был запроектирован под размещение ДСНТ «Жаворонки», при регистрации ДСНТ в качестве юридического лица был предоставлен акт выбора по заявлению объединения граждан. Кроме того, согласно ст. 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться, в том числе, для ведения дачного хозяйства. При разработке и утверждении проекта планировки и застройки ДСНТ
«Жаворонки» зона санитарной охраны шириной в 200 м от уреза воды учитывалась и была соблюдена. Генеральным планом Аргаяшского муниципального района от 1983г. на территории 200 м от уреза воды (будущей охранной зоны) было предусмотрено размещение прочих паевых земель для сельскохозяйственных угодий и пашен, указанные земли обозначались как «прочие», соответственно, на них застройка изначально не предусматривалась и по настоящее время не осуществляется. Границы ДСНТ «Жаворонки» не пересекают указанные земли. Оспариваемые Постановления повлекли установление гражданских прав и обязанностей для граждан и юридических лиц, являющихся собственниками земельных участков, образованных из спорных земельных участков, которые исполнялись ими на протяжении 6 лет.
Представитель Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области в письменном мнении представленном в материалы дела указал, что оспариваемые постановления влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, на охрану земель и водных объектов. Изменение главой администрации вида разрешенного использования земельных участков привело к возможности осуществлять на них дачное строительство. Осуществление строительных работ на берегу Аргазинского водохранилища в свою очередь может повлечь загрязнение воды источника питьевого водоснабжения, снижение уровня воды, существенное ухудшение состояния памятника природы в результате производства строительных работ. Принятие главой администрации Аргаяшского муниципального района решения об изменении режима разрешенного использования земельных участков, входящих в охранную зону памятника природы, является основанием для дачного строительства, а значит, противоречит режиму особой охраны памятника природы и действующему законодательству.
Управление Роспотребнадзора по Челябинской области в письменном мнении представленном в материалы дела (л.д. 27 т.3) указало, что Аргазинское водохранилище является источником хозяйственно-питьевого водоснабжения. На водоемах, используемых в данных целях в соответствии с требованиями санитарного законодательства должны быть организованы зоны санитарной охраны в составе 3- поясов, I пояс которых является зоной строгого режима. В соответствии с требованиями П. 3.3.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м запрещается всякое использование водоема и земельных участков, лесных угодий, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения.
Иные представители письменных мнений относительно заявленных требований не представили.
Исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
31.07.2007 Главой Администрацией Аргаяшского муниципального района издано постановление № 993 об утверждении проекта планировки территории ДСНТ «Жаворонки» на оз.Аргази в Аргаяшском районе (т.1 л.д. 21, 64-87).
В материалы арбитражного дела было представлено письмо Министра по радиационной и экологической безопасности Челябинской области от 15.03.2007 №10/741 (т.6 л.д. 11), адресованное председателю ДСНТ «Жаворонки», в котором указанное лицо было поставлено в известность о том, что испрашиваемый по акту выбора земельный участок под проектирование генплана для размещения ДСНТ «Жаворонки» расположен в 1 и 2 поясе зоны санитарной охраны озера Аргази, являющего памятником природы регионального значения (решение Челябинского облисполкома от 21.02.1986 №29-П).
На основании договоров купли продажи земельных участков ОАО «Южно-Уральское Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» приобрело у ООО «Гранд» земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:04 12 001:0045, 74:02:04 12 001:0044, 74:02:04 12 001:0035, 74:02:04 12 001:0023, 74:02:04 12 001:0031, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.21-47 т.2).
Председатель ДСНТ «Жаворонки» ФИО12 обратился к Главе Администрации Аргаяшского муниципального района с заявлением о разрешении расширить вид разрешенного использования земельного участка с личного подсобного хозяйства» на дачное хозяйство», указанное заявление поступило в Администрацию Аргаяшского муниципального района 27.11.2007 (л.д 142 т.1).
Органом кадастрового учета была осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:0025, 74:02:0412001:0032, 74:02:04 12 001:0045, 74:02:04 12 001:0044, 74:02:04 12 001:0035, 74:02:04 12 001:0023, 74:02:04 12 001:0031 (т.4 л.д. 39-40, 65-66, 123-124). Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением Главы Администрации Аргаяшского муниципального района от 10.01.2008 № 15 изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:0025, 74:02:0412001:0032, 74:02:04 12 001:0045, 74:02:04 12 001:0044, 74:02:04 12 001:0035, 74:02:04 12 001:0023, 74:02:04 12 001:0031 с ведения личного подсобного хозяйства на ведение дачно-садоводческого хозяйства (т.4 л.д. 15-16, 46-47, 72-73).
29.09.2008 была осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:722, который был образован путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:04 12 001:0045, 74:02:04 12 001:0044, 74:02:04 12 001:0035, 74:02:04 12 001:0023, 74:02:04 12 001:0031, на основании поступивших в орган кадастрового учета заявления о постановке на государственный кадастровый учет от 24.09.2008 № К02/08-2752 и Описания земельных участков от 19.09.2008, подготовленного ООО «УралЗемля» (т.1 л.д. 40-41, 42-45). Площадь участка - 244000±4322 кв.м. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением Главы Администрации Аргаяшского муниципального района от 07.10.2008 № 2329 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:02:04 12 001:722 с «ведения личного подсобного хозяйства» на «ведение дачно-садоводческого хозяйства» (т.1 л.д. 13). 24.10.2008 Территориальным отделом №3 Роснедвижимости принято решение об учета изменений (т.1 л.д. 52), вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:02:04 12 001:722 изменен с «ведения личного подсобного хозяйства» на «ведение дачно-садоводческого хозяйства» (т.1 л.д. 54-62).
Решением № 2 от 20.10.2008 ОАО «Южноуральская корпорация жилищного строительства и ипотеки» (л.д.22-23 т.1) являясь единственным собственником земельного участка - 74:02:04 12 001:722, расположенного на территории ДСНТ «Жаворнки» в Аргаяшском районе и в целях осуществления застройки дачными строениями, в соответствии с утвержденным Генеральным планом застройки территории ДСНТ «Жаворонки» разделил указанный земельный участок на 110 земельных участков: 74:02:0412001:732, 74:02:0412001:733, 74:02:0412001:734, 74:02:0412001:735, 74:02:0412001:736, 74:02:0412001:737, 74:02:0412001:738, 74:02:0412001:739, 74:02:0412001:740, 74:02:0412001:741, 74:02:0412001:742, 74:02:0412001:743, 74:02:0412001:744, 74:02:0412001:745, 74:02:0412001:746, 74:02:0412001:747, 74:02:0412001:748, 74:02:0412001:749, 74:02:0412001:750, 74:02:0412001:751, 74:02:0412001:752, 74:02:0412001:753, 74:02:0412001:754, 74:02:0412001:755, 74:02:0412001:756, 74:02:0412001:757, 74:02:0412001:758, 74:02:0412001:759, 74:02:0412001:760, 74:02:0412001:761, 74:02:0412001:762, 74:02:0412001:763, 74:02:0412001:764, 74:02:0412001:765, 74:02:0412001:766, 74:02:0412001:767, 74:02:0412001:768, 74:02:0412001:769, 74:02:0412001:770, 74:02:0412001:771, 74:02:0412001:772, 74:02:0412001:773, 74:02:0412001:774, 74:02:0412001:775, 74:02:0412001:776, 74:02:0412001:777, 74:02:0412001:778, 74:02:0412001:779, 74:02:0412001:780, 74:02:0412001:781, 74:02:0412001:782, 74:02:0412001:783, 74:02:0412001:784, 74:02:0412001:785, 74:02:0412001:786, 74:02:0412001:787, 74:02:0412001:788, 74:02:0412001:789, 74:02:0412001:790, 74:02:0412001:791, 74:02:0412001:792, 74:02:0412001:793, 74:02:0412001:794, 74:02:0412001:795, 74:02:0412001:796, 74:02:0412001:797, 74:02:0412001:798, 74:02:0412001:799, 74:02:0412001:800, 74:02:0412001:801, 74:02:0412001:802, 74:02:0412001:803, 74:02:0412001:804, 74:02:0412001:805, 74:02:0412001:806, 74:02:0412001:807, 74:02:0412001:808, 74:02:0412001:809, 74:02:0412001:810, 74:02:0412001:811, 74:02:0412001:812, 74:02:0412001:813, 74:02:0412001:814, 74:02:0412001:815, 74:02:0412001:816, 74:02:0412001:817, 74:02:0412001:818, 74:02:0412001:819, 74:02:0412001:820, 74:02:0412001:821, 74:02:0412001:822, 74:02:0412001:823, 74:02:0412001:824, 74:02:0412001:825, 74:02:0412001:826, 74:02:0412001:827, 74:02:0412001:828, 74:02:0412001:829, 74:02:0412001:830, 74:02:0412001:831, 74:02:0412001:832, 74:02:0412001:833, 74:02:0412001:834, 74:02:0412001:835, 74:02:0412001:836, 74:02:0412001:837, 74:02:0412001:838, 74:02:0412001:839, 74:02:0412001:840, 74:02:0412001:841.
Земельный участок с кадастровым номером 74:02:0412001:25 был преобразован и из него были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:459 — 74:02:0412001:475 (17 земельных участков), которые поставлены на кадастровый учёт 15.02.2008 и в отношении которых зарегистрировано право собственности.
Из 17 земельных участков, земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:471, 74:02:0412001:472, 74:02:0412001:473 имеют в ГКН статус «архивный», поскольку, были сняты с кадастрового учёта 17.06.2010г.:
- в результате образования из земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:471 земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1023, 74:02:0412001:1024, которые поставлены на кадастровый учёт 12.05.2010 и в отношении которых зарегистрировано право собственности;
- в результате образования из земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:472 земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1027, 74:02:0412001:1028, которые поставлены на кадастровый учёт 12.05.2010 и в отношении которых зарегистрировано право собственности;
- в результате образования из земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:473 земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1025, 74:02:0412001:1026, которые поставлены на кадастровый учёт 12.05.2010 и в отношении вторых зарегистрировано право собственности.
Земельный участок с кадастровым номером 74:02:0412001:32 был преобразован и из него были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:450 — 74:02:0412001:458 (9 земельных участков), которые поставлены на кадастровый учёт 15.02.2008 и в отношении которых зарегистрировано право собственности.
Из 9 земельных участков, земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:456, 74:02:0412001:458 имеют в ГКН статус «архивный», поскольку, были сняты с кадастрового учёта 17.06.2010:
- в результате образования из земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:456 земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1033, 74:02:0412001:1034, которые поставлены на кадастровый учёт 14.05.2010 и в отношении которых зарегистрировано право собственности;
- в результате образования из земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:458 земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1029, 74:02:0412001:1030, 74:02:0412001:1031, 74:02:0412001:1032, которые поставлены на кадастровый учёт 07.05.2010 и в отношении которых зарегистрировано право собственности (том 5 л.д. 51-70, т.6 л.д. 153).
В ходе судебного разбирательства филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области от 11.12.2014 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:0412001:1023, 74:02:0412001:1026, 74:02:0412001:1027, 74:02:0412001:457, 74:02:0412001:1033, 74:02:0412001:1030 имеют статус «архивный», поскольку, были сняты с кадастрового учета 30.06.2014 года.
В результате образованы новые земельные участки с кадастровыми номе
рами 74:02:0412001:1678, 74:02:0412001:1679; 74:02:0412001:1686,
74:02:0412001:1687; 74:02:0412001:1690, 74:02:0412001:1691; 74:02:0412001:1680, 74:02:0412001:1681; 74:02:0412001:1684, 74:02:0412001:1685; 74:02:0412001:1682, 74:02:0412001:1683
24.10.2013 Челябинским природоохранным прокурором был принесен протест на постановление Администрации Аргаяшского муниципального района от 07.10.2008 № 2329 (т.1 л.д. 14-18). В удовлетворении которого, Администрацией было отказано (т.1 л.д. 19-20).
Согласно информации и схемы расположения земельного участка, предоставленных 29.10.2013 (исх.№9282) филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области на требование прокурора от 24.10.2013 (т.1 л.д. 24, 25-26) земельный участок с кадастровым номером 74:02:0412001:722 (имеющий на момент предоставления информации – статус «архивный») расположен, в том числе, в границах охранной зоны памятника природы Челябинской области Аргазинского водохранилища, в границах водоохранной зоны Аргазинского водохранилища, в границах первого пояса санитарной охраны Аргазинского водохранилища.
Согласно информации, предоставленной 13.11.2013 (исх.№9790) филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области на требование прокурора от 30.10.2013 (т.1 л.д. 22-29) земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:04 12 001:0045, 74:02:04 12 001:0044, 74:02:04 12 001:0035, 74:02:04 12 001:0023, 74:02:04 12 001:0031 имеют на момент предоставления информации – статус «архивный». Кроме того, в информации указано, что указанные участки были объединены, в связи с чем, образован земельный участок с кадастровым номером 74:02:0412001:722, также имеющий на момент предоставления информации – статус «архивный». При этом указано, что вид разрешенного использования данных участков на основании постановлений Главы Аргаяшского муниципального района от 10.01.2008 №15 и от 07.10.2008 № 2329 изменен с «ведения личного подсобного хозяйства» на «ведение дачно-садоводческого хозяйства».
Согласно схем расположения земельных участков, предоставленных 06.11.2013 (исх.№9565) филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области на требование прокурора от 30.10.2013 (т.4 л.д. 26-29) земельные участки с кадастровыми номерами 74:02:04 12 001:0045, 74:02:04 12 001:0044, 74:02:04 12 001:0035, 74:02:04 12 001:0023, 74:02:04 12 001:0031 расположен, в том числе, в границах памятника природы Челябинской области Аргазинского водохранилища, в границах охранной зоны памятника природы Челябинской области Аргазинского водохранилища, в границах водоохранной зоны Аргазинского водохранилища, в границах прибрежной защитной полосы Аргазинского водохранилища, в границах первого пояса санитарной охраны Аргазинского водохранилища.
Полагая, что при принятии оспариваемых ненормативных актов нарушены публичные интересы государства, Челябинской области, муниципального образования Аргаяшский муниципальный район, поскольку оспариваемые акты приняты с нарушением принципа целевого использования сельскохозяйственных земель и пределов полномочий органа местного самоуправления, прокурор обратился с заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч. 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в частности, с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости, как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.
Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. ч. 2 и 3 ст. 36).
Статьями 1, 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию. Выделение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации под определенные цели.
В соответствии с п. 30 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 (действовал в спорный период), вид разрешенного использования земельного участка указывается в графе "Назначение" подраздела I Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок, содержащего описание объекта недвижимости.
Из изложенного следует, что сведения о разрешенном использовании земельного участка наряду со сведениями о его площади являются элементом уникальной характеристики земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в п. 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ.
Статьей 7 названного Закона не предусмотрена возможность использования земель сельскохозяйственного назначения для ведения дачного хозяйства.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ предусмотрено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
В соответствии с порядком, установленным ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. ч. 1,6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191 -ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного пп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Как верно отметил представитель Прокурора, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГрК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке ч. ч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Кроме того, как следует из материалов дела (см. описательную часть настоящего судебного акта со ссылкой на листы дела), спорные земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья), расположены северо-восточнее п. Аргази, в том числе, в границах памятника природы Челябинской области Аргазинского водохранилища, в границах охранной зоны памятника природы Челябинской области Аргазинского водохранилища, в границах водоохранной зоны Аргазинского водохранилища, в границах прибрежной защитной полосы Аргазинского водохранилища, в границах первого пояса санитарной охраны Аргазинского водохранилища.
В соответствии с ч.2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Аргазинское водохранилище является источником хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Кроме того, Аргазинское водохранилище является памятником природы, который не относится к вновь образованным особо охраняемым территориям. Он был образован решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 21 января 1969 года № 29 "Об охране памятников природы в области".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и Соглашению "О создании Содружества Независимых Государств" от 08.12.1991.
Следовательно, памятник природы Аргазинское водохранилище являлся существующим на момент принятия главой администрации Аргаяшского муниципального района оспариваемых постановлений, и все соответствующие ограничения на данную территорию распространялись.
Действующим законодательством установлено, что на территориях памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (статья 27 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-Ф'З "Об особо охраняемых природных территориях").
Аргазинское водохранилище является гидрологическим памятником природы, старейшим и самым крупным искусственным водоемом Челябинской области, основным источником питьевого водоснабжения города Челябинска. Вокруг озера произрастают хвойные и лиственные леса.
Изменение главой администрации вида разрешенного использования земельных участков привело к возможности осуществлять на них дачное строительство. Осуществление строительных работ на берегу Аргазинского водохранилища, в свою очередь, может повлечь загрязнение воды источника питьевого водоснабжения, снижение уровня воды, существенное ухудшение состояния памятника природы в результате производства строительных работ.
Таким образом, принятие главой администрации Аргаяшского муниципального района решения об изменении режима разрешенного использования земельных участков, входящих в охранную зону памятника природы, является основанием для дачного строительства, а значит, противоречит режиму особой охраны памятника природы и действующему законодательству.
Учитывая приведенные нормы права, обстоятельства, установленные в порядке ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что у администрации отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемых постановлений, оспариваемые постановления не соответствуют требованиям закона и нарушают права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы представителей ответчика и ОАО «ЮУКЖСИ» подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании вышеперечисленных норм права.
При этом, суд полагает, что надлежащим способом восстановления нарушенного права будет являться возложение обязанности на Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата» Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в тридцатидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу:
- устранить допущенное нарушение путем восстановления положения, существовавшего до принятия постановления главы администрации Аргаяшского муниципального района от 10.01.2008 № 15: изменить в Государственном кадастре недвижимости запись об измененном виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:0025, площадью 61000 кв.м. (земли сельскохозяйственного назначения), местонахождение: участок находится примерно в 1820 м. по направлению на северо-восток от ориентира п. Аргази, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Аргаяшский район, ЗАО «Аргазинское» поле № 1 кормового севооборота, с разрешенного использования «для ведения дачно-садоводческого хозяйства» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства»;
- устранить допущенное нарушение путем восстановления положения, существовавшего до принятия постановления главы администрации Аргаяшского муниципального района от 10.01.2008 № 15: изменить в Государственном кадастре недвижимости запись об измененном виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:0032, площадью 61000 кв.м. (земли сельскохозяйственного назначения), местонахождение: участок находится примерно в 1680 м. по направлению на северо-восток от ориентира п. Аргази, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Аргаяшский район, ЗАО «Аргазинское» поле № 1 кормового севооборота, с разрешенного использования «для ведения дачно-садоводческого хозяйства» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства»;
- устранить допущенное нарушение путем восстановления положения, существовавшего до принятия постановления главы администрации Аргаяшского муниципального района от 07.10.2008 № 2329: изменить в Государственном кадастре недвижимости запись об измененном виде разрешенного использования земельного участка общей площадью 244000 кв.м. с кадастровым номером 74:02:0412001:722, расположенного по адресу: Челябинская область, Ар-гаяшский район, ЗАО «Аргазинское» поле № 1 кормового севооборота в 2220 метрах по направлению на северо-восток от поселка Аргази, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Аргаяшский район, ЗАО «Аргазинское» поле 1 кормового севооборота, с разрешенного использования «для ведения дачно-садоводческого хозяйства» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства»;
- устранить допущенное нарушение путем изменения в Государственном кадастре недвижимости записей об измененном виде разрешенного использования с разрешенного использования «для ведения дачно-садоводческого хозяйства» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства» по следующим земельным участкам с кадастровыми номерами: 74:02:0412001:732, 74:02:0412001:733, 74:02:0412001:734, 74:02:0412001:735, 74:02:0412001:736, 74:02:0412001:737, 74:02:0412001:738, 74:02:0412001:739, 74:02:0412001:740, 74:02:0412001:841; 74:02:0412001:459, 74:02:0412001:460, 74:02:0412001:461, 74:02:0412001:462, 74:02:0412001:463, 74:02:0412001:464, 74:02:0412001:465, 74:02:0412001:466, 74:02:0412001:467, 74:02:0412001:468, 74:02:0412001:469, 74:02:0412001:470, 74:02:0412001:474, 74:02:0412001:475, 74:02:0412001:1678, 74:02:0412001:1679, 74:02:0412001:1024, 74:02:0412001:1025, 74:02:0412001:1686, 74:02:0412001:1687; 74:02:0412001:1690, 74:02:0412001:1691, 74:02:0412001:1028, 74:02:0412001:450, 74:02:0412001:451, 74:02:0412001:452, 74:02:0412001:453, 74:02:0412001:454, 74:02:0412001:455, 74:02:0412001:1680, 74:02:0412001:1681, 74:02:0412001:1684, 74:02:0412001:1685, 74:02:0412001:1034, 74:02:0412001:1029, 74:02:0412001:1682, 74:02:0412001:1683, 74:02:0412001:1031, 74:02:0412001:1032.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, ст. 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Восстановить срок для подачи заявления.
Требования Прокурора Челябинской области, удовлетворить.
Признать недействительным постановление администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 10.01.2008 №15 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка».
Признать недействительным постановление администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 07.10.2008 № 2329 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка».
Обязать Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата» Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в тридцатидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу:
- устранить допущенное нарушение путем восстановления положения, существовавшего до принятия постановления главы администрации Аргаяшского муниципального района от 10.01.2008 № 15: изменить в Государственном кадастре недвижимости запись об измененном виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:0025, площадью 61000 кв.м. (земли сельскохозяйственного назначения), местонахождение: участок находится примерно в 1820 м. по направлению на северо-восток от ориентира п. Аргази, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Аргаяшский район, ЗАО «Аргазинское» поле № 1 кормового севооборота, с разрешенного использования «для ведения дачно-садоводческого хозяйства» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства»;
- устранить допущенное нарушение путем восстановления положения, существовавшего до принятия постановления главы администрации Аргаяшского муниципального района от 10.01.2008 № 15: изменить в Государственном кадастре недвижимости запись об измененном виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:02:0412001:0032, площадью 61000 кв.м. (земли сельскохозяйственного назначения), местонахождение: участок находится примерно в 1680 м. по направлению на северо-восток от ориентира п. Аргази, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Аргаяшский район, ЗАО «Аргазинское» поле № 1 кормового севооборота, с разрешенного использования «для ведения дачно-садоводческого хозяйства» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства»;
- устранить допущенное нарушение путем восстановления положения, существовавшего до принятия постановления главы администрации Аргаяшского муниципального района от 07.10.2008 № 2329: изменить в Государственном кадастре недвижимости запись об измененном виде разрешенного использования земельного участка общей площадью 244000 кв.м. с кадастровым номером 74:02:0412001:722, расположенного по адресу: Челябинская область, Ар-гаяшский район, ЗАО «Аргазинское» поле № 1 кормового севооборота в 2220 метрах по направлению на северо-восток от поселка Аргази, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Аргаяшский район, ЗАО «Аргазинское» поле 1 кормового севооборота, с разрешенного использования «для ведения дачно-садоводческого хозяйства» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства»;
- устранить допущенное нарушение путем изменения в Государственном кадастре недвижимости записей об измененном виде разрешенного использования с разрешенного использования «для ведения дачно-садоводческого хозяйства» на разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства» по следующим земельным участкам с кадастровыми номерами: 74:02:0412001:732, 74:02:0412001:733, 74:02:0412001:734, 74:02:0412001:735, 74:02:0412001:736, 74:02:0412001:737, 74:02:0412001:738, 74:02:0412001:739, 74:02:0412001:740, 74:02:0412001:841; 74:02:0412001:459, 74:02:0412001:460, 74:02:0412001:461, 74:02:0412001:462, 74:02:0412001:463, 74:02:0412001:464, 74:02:0412001:465, 74:02:0412001:466, 74:02:0412001:467, 74:02:0412001:468, 74:02:0412001:469, 74:02:0412001:470, 74:02:0412001:474, 74:02:0412001:475, 74:02:0412001:1678, 74:02:0412001:1679, 74:02:0412001:1024, 74:02:0412001:1025, 74:02:0412001:1686, 74:02:0412001:1687; 74:02:0412001:1690, 74:02:0412001:1691, 74:02:0412001:1028, 74:02:0412001:450, 74:02:0412001:451, 74:02:0412001:452, 74:02:0412001:453, 74:02:0412001:454, 74:02:0412001:455, 74:02:0412001:1680, 74:02:0412001:1681, 74:02:0412001:1684, 74:02:0412001:1685, 74:02:0412001:1034, 74:02:0412001:1029, 74:02:0412001:1682, 74:02:0412001:1683, 74:02:0412001:1031, 74:02:0412001:1032.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья И.В. Мрез