АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
16 мая 2019 года Дело № А76-25853/2018
Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 16 мая 2019 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Командирова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем судебного заседания Николаевой О.В., после перерыва помощником судьи Бакировой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело заявлению открытого акционерного общества «ФИО3 горнообогатительный комбинат» к администрации Карталинского муниципального района о признании незаконным и отмене решения от 25.06.2018 № 1404, о возложении обязанности по организации теплоснабжения потребителей тепловой энергии в пос. Новокалиновый Карталинского муниципального района Челябинской области путем строительства и ввода в эксплуатацию обособленной блочной газовой котельной в срок до 01.10.2019,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области, управления строительства, инфраструктуры и ЖКХ Карталинского муниципального района, МУП «ЖКХ» Еленинского сельского поселения,
при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО1 (доверенность № 001/2019 от 09.01.2019, паспорт), от заинтересованного лица – ФИО2 (доверенность № 65 от 29.12.2018, служебное удостоверение), от третьих лиц - не явились, извещены,
установил:
открытое акционерное общество «ФИО3 горнообогатительный комбинат» (далее – ОАО «ФИО3 ГОК», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации Карталинского муниципального района (далее – администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене решения от 25.06.2018 № 14.04, возложения обязанности по организации теплоснабжения потребителей тепловой энергии в пос. Новокалиновый Карталинского муниципального района Челябинской области путем строительства обособленной котельной за счет средств муниципального бюджета в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.
Определениями суда от 18.10.2018, 18.03.2019 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области (далее - администрация Еленинского сельского поселения), управление строительства, инфраструктуры и ЖКХ Карталинского муниципального района, МУП «ЖКХ» Еленинского сельского поселения.
В ходе производства по делу заявителем представлено ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ в части восстановительной меры, согласно котором заявитель просит:
- признать незаконным и отменить решение администрации Карталинского муниципального района, оформленное письмом от 25.06.2018 № 1404;
- возложить на администрацию Карталинского муниципального района обязанность по организации теплоснабжения потребителей тепловой энергии в пос. Новокалиновый Карталинского муниципального района Челябинской области путем строительства и ввода в эксплуатацию обособленной блочной газовой котельной в срок до 01.10.2019.
Судом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения заявленных требований приняты.
В судебном заседании подлежат рассмотрению уточненные требования.
Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление и дополнения к нему, в котором требование заявителя считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Администрация Еленинского сельского поселения представила мнение на заявление, в котором поддержала позицию заинтересованного лица.
Иные третьи лица письменного мнения не представили.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом с соблюдением требований статей 121-123 АПК РФ посредством направления в их адрес копий определений суда заказными письмами с уведомлениям, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда.
Дело рассматривается по правилам частей 1, 3, 5 статьи 156 АПК РФ в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, по имеющимся в деле доказательствам.
Присутствующие в судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали доводы и возражения, изложенные ими в заявлении с учетом уточнений, в отзыве и в дополнении к нему соответственно.
В судебном заседании в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, объявлялся перерыв с 29 апреля 2019 года до 15 часов 00 минут 07 мая 2019 года. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальных сайтах арбитражных судов Российской Федерации и Арбитражного суда Челябинской области в сети интернет. После объявленного перерыва присутствовал представитель заявителя, который заявленные требования поддержал.
При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Как следует из материалов дела, ОАО «ФИО3 ГОК» является собственником нежилого здания - здания котельной общей площадью 422,5 кв.м, расположенной по адресу: <...>, что подтверждается записью в ЕГРН о государственной регистрации права собственности от 16.03.2006 № 74-74-08/003/2006-390 и свидетельством о государственной регистрации права собственности от 19.06.2008 серии 74 АА № 700845 (выдано взамен свидетельства о государственной регистрации права собственности от 16.03.2006 серии 74-АБ № 310223).
Также ОАО «ФИО3 ГОК» является собственником источников тепловой энергии - оборудования: парового котла «Шухов-Берлин», парового котла «Шухов-Берлин», редуктора РДБК-50, насоса марки К 80/50-2, насоса марки К90/85, насоса марки К 80/50-2. Право собственности общества на вышеуказанное оборудование, являющееся источником тепловой энергии, подтверждается бухгалтерской справкой ОАО «ФИО3 ГОК» от 07.08.2018 № 1700.
27.09.2013 ОАО «ФИО3 ГОК» обратилось в администрацию Карталинского муниципального района с письмом от 27.09.2013 исх. № 5590, в котором просило рассмотреть в течение 2013-2014 г. вопрос о строительстве обособленной котельной в п. ФИО3 в связи с экономической нецелесообразностью эксплуатации котельной ОАО «ФИО3 ГОК» по выработке теплоэнергии для нужд населения и социально-культурных объектов.
19.12.2014 ОАО «ФИО3 ГОК» обратилось в администрацию Карталинского муниципального района с письмом от 19.12.2014 исх. № 3020, в котором просило администрацию рассмотреть вопрос о внесении в бюджет разработку проекта и строительство обособленной котельной в п. ФИО3 в связи с экономической нецелесообразностью эксплуатации котельной ОАО «ФИО3 ГОК» по выработке теплоэнергии для нужд населения и социально-культурных объектов с приложением справки о доходах по производству тепловой энергии по ОАО «ФИО3 ГОК» за 2013 год и 10 месяцев 2014 года.
17.07.2017 ОАО «ФИО3 ГОК» обратилось в администрацию Карталинского муниципального района и администрацию Еленинского сельского поселенияс письмом от 17.07.2017 исх. № 1340, в котором уведомило, что с начала октября 2018 года общество переходит на альтернативные источники теплоснабжения для собственных нужд предприятия, в связи с чем, будут прекращены эксплуатация и обслуживание нежилого здания - котельной, расположенной по адресу: <...>, ввиду нецелесообразности её (котельной) дальнейшей эксплуатации. Также указало, что в целях обеспечения теплом и горячей водой населения пос. ФИО3, объектов социальной инфраструктуры пос. ФИО3 на период отопительного сезона 2018-2019 годов и последующих за ним отопительных сезонов ОАО «ФИО3 ГОК» просит положительно решить вопрос о строительстве в пос. ФИО3 обособленной котельной за счет средств муниципального бюджета, о необходимости возведения в пос. ФИО3 за счет муниципального бюджета обособленной котельной сообщалось в уведомлениях (письмах) от 27.09.2013 исх. № 5590, от 19.12.2014 исх. № 3020.
Указанное письмо администрацией Карталинского муниципального района и администрацией Еленинского сельского поселения оставлено без ответа.
25.12.2017 ОАО «ФИО3 ГОК» обратилось в администрацию Карталинского муниципального района с письмом от 25.12.2017 № 2605 (вх. от 25.12.2017) и в администрацию Еленинского сельского поселения с письмом (вх. № 451 от 25.12.2017), в котором уведомило о том, что с 01.10.2018 общество полностью прекращает эксплуатацию и обслуживание нежилого здания - здания котельной, в связи с чем с 01.10.2018 работа указанной котельной будет полностью остановлена, с указанного срока будет полностью прекращена подача горячей воды и тепла населению пос. ФИО3, в жилой фонд и на объекты социальной инфраструктуры пос. ФИО3 Еленинского сельского поселения. Срок действия тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО «ФИО3 ГОК» по тепловым сетям МУП «ЖКХ», а также на тепловую энергию, поставляемую обществом потребителям Еленининского сельского поселения, истекает 31.12.2018. Общество более не намерено обращаться в министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области за установлением соответствующих тарифов на отопительные сезоны 2018-2019 и 2019-2020 годов. Также указало, что организация в границах поселения тепло- и водоснабжения относятся к вопросам местного значения Карталинского муниципального района, а не к полномочиям либо обязанностям коммерческой организации. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Устава Еленинского сельского поселения организация в границах поселения тепло- и водоснабжения относятся к вопросам местного значения Еленинского сельского поселения. ОАО «ФИО3 ГОК» учитывает социальную значимость котельной, в связи с чем готово передать её администрации Карталинского муниципального района либо администрации Еленинского сельского поселения на правах пользования (в аренду) на срок, необходимый для возведения за счет средств муниципального бюджета автономной котельной в п. ФИО3, в связи с чем, общество просит: предусмотреть в бюджете Карталинского муниципального района бюджетные денежные средства (расходные обязательства), необходимые для обслуживания, эксплуатацией котельной и оформления необходимой разрешительной документации; до начала отопительного сезона 2018-2019 годов заключить соответствующие договоры на поставку электрической энергии, договоры на поставку газа, обеспечивать поставку электрической энергии (мощности) и газа в объемах, необходимых оказания услуг в сфере теплоснабжения; до начала отопительного сезона 2018-2019 годов заключить с ОАО «ФИО3 ГОК» договор о передаче котельной, расположенной по адресу: <...>, в аренду на срок, необходимый для возведения за счет средств муниципального бюджета автономной котельной в п. ФИО3. При этом все расходы на обслуживание, эксплуатацию котельной и оформления необходимой разрешительной документации будут идти за счет средств муниципального бюджета.
Письмом от 06.02.2018 № 101 в ответ на письмо исх. от 25.12.2017 № 2605 управление строительства, инфраструктуры и ЖКХ Карталинского муниципального района сообщило обществу «ФИО3 ГОК» о том, какой перечень работ уже проведен органом местного самоуправления в связи с необходимостью строительства в пос. ФИО3 обособленной котельной за счет средств муниципального бюджета, а также просили направить в адрес предложения по передаче котельной в аренду на срок, необходимый для проектирования и строительства блочной котельной в пос. ФИО3.
Письмом от 27.03.2018 № 277 управление строительства, инфраструктуры и ЖКХ Карталинского муниципального района просило общество «ФИО3 ГОК» представить в срок до 03.04.2018 план мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2018-2019 годов.
В ответ на указанное письмо ОАО «ФИО3 ГОК» сообщило, что план организационно-технических мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2018-2019 обществом составляться не будет, общество с начала октября 2018 года переходит на альтернативный источник теплоснабжения, в связи с чем, прекращает эксплуатацию и обслуживание здания котельной, расположенной по адресу: <...>, ввиду экономической нецелесообразности дальнейшей эксплуатации вышеуказанной котельной (письмо от 16.04.2018 исх. № 0763).
Письмом от 17.05.2018 № 1070 администрация Карталинского муниципального района сообщила обществу, что поскольку в адрес администрации Еленинского сельского поселения не поступало уведомление в целях согласования вывода котельной, принадлежащей обществу, из эксплуатации, а также в связи с тем, что обществом не представлено согласование вывода из эксплуатации тепловых сетей с потребителями тепловой энергии, то вопрос о согласовании вывода котельной из эксплуатации ни администрацией Карталинского муниципального района Челябинской области, ни администрацией Еленинского сельского поселения не рассматривался.
20.04.2018 ОАО «ФИО3 ГОК» направило письмо от 18.04.2018 № 0793 в адрес администрации Карталинского муниципального района (вх. от 20.04.2018) и администрации Еленинского сельского поселения (вх. от 26.04.2018), в соответствии с которым общество выразило готовность передать безвозмездно (в порядке пожертвования) в муниципальную собственность оборудование, являющееся источником тепловой энергии, а именно: паровой котел «Шухов-Берлин», паровой котел «Шухов-Берлин», редуктора РДБК-50, насос марки К 80/50-2, насоса марки К90/85, насос марки К 80/50-2 (указанное оборудование размещено в одном из помещений котельной, расположенной по адресу: <...>).
Письмом от 18.05.2018 № 202 администрация Еленинского сельского поселения сообщила обществу «ФИО3 ГОК», что принятие оборудования, вырабатывающего тепловую энергию для населения пос. ФИО3, а также владение и пользование (аренда) помещения котельной и внутри площадной теплосети повлечет расходы бюджетных средств, которые не предусмотрены в бюджете Еленинского сельского поселения в связи с чем администрация Еленинского сельского поселения не готова принять вышеуказанные объекты в муниципальную собственность Еленинского сельского поселения.
Администрация Карталинского муниципального района на письмо ОАО «ФИО3 ГОК» от 18.04.2018 № 0793 о безвозмездной передаче в муниципальную собственность оборудования, являющегося источником тепловой энергии, не ответило.
14.06.2018 ОАО «ФИО3 ГОК» направило в адрес администрации Карталинского муниципального района и администрации Еленинского сельского поселения письмо от 14.06.2018 № 1208, в котором указало, что ОАО «ФИО3 ГОК» направляло в уполномоченный орган местного самоуправления письменное уведомление о том, что с начала октября 2018 года общество переходит на альтернативные источники теплоснабжения для собственных нужд предприятия, в связи с чем будут прекращены эксплуатация и обслуживание нежилого здания - котельной, расположенной по адресу: <...>, ввиду нецелесообразности её (котельной) дальнейшей эксплуатации, что подтверждается письменными уведомлениями от 17.07.2017 № 1340 (получено администрацией Карталинского муниципального района 17.07.2017), письменным уведомлением от 25.12.2017 № 2605 (получено администрацией Карталинского муниципального района 25.12.2017). Вышеуказанные уведомления также были направлены в администрацию Еленинского сельского поселения, о чем имеются соответствующие отметки. Ни одно из вышеуказанных уведомлений уполномоченным органом местного самоуправления в срок, установленный пунктом 18 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889, рассмотрены не были, никаких замечаний по поводу содержания вышеуказанных уведомлений в адрес ОАО «ФИО3 ГОК» ни со стороны администрации Карталинского муниципального района, ни со стороны администрации Еленинского сельского поселения в письменной форме не поступало, уполномоченный орган местного самоуправления никакого решения по поступившим уведомлениям своевременно не принял. В связи с этим обстоятельством ОАО «ФИО3 ГОК» намерено воспользоваться правом, предоставленным положениями абзаца 2 пункта 22 указанных Правил, в связи с чем с 01.10.2018 полностью прекращает эксплуатацию котельной и обслуживание оборудования, вырабатывавшего тепловую энергию для нужд населения, жилого фонда и объектов социальной инфраструктуры пос. ФИО3.
Письмом от 25.06.2018 № 1404 администрация Карталинского муниципального района сообщила ОАО «ФИО3 ГОК» об отказе в согласовании вывода из эксплуатации котельной и обслуживание оборудования, вырабатывающего тепловую энергию для нужд населения, жилого фонда и объектов социальной инфраструктуры пос. ФИО3. В качестве обоснования отказа указала, что вывод из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), а так же с Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889 (далее – Правила № 889). Указанными нормативными документами предусмотрен порядок, сроки уведомления и согласования вывода объектов. Направленные уведомления об отказе теплоснабжения населения котельной ОАО «ФИО3 ГОК» в адрес администрации Еленинского сельского поселения и администрации Карталинского муниципального района не соответствуют требованиям пунктов 16, 17 Правил № 889, что свидетельствует о ненадлежащем уведомлении о выводе из эксплуатации источников тепловой энергии.
Полагая, что решение администрации Карталинского муниципального района от 25.06.2018 № 1404 является незаконным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 АПК РФ). Срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ для обжалования в суд решения антимонопольного органа, заявителем не пропущен.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в предмет доказывания по настоящему делу входит установление следующих юридически значимых обстоятельств: наличие полномочий у органа, который принял оспариваемое решение, несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон о местном самоуправлении) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского поселения.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (часть 3 названной статьи).
Пунктом 4.2 статьи 17 Закона о местном самоуправлении в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В силу части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в частности,
- организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений,
- в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации,
- утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации,
- согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;
- осуществление в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения;
- направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации, и пр.
Частью 1.1 статьи 6 Закона о теплоснабжении также установлено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Порядок согласования органом местного самоуправления по заявлению собственника вывода источника тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации предусмотрен в Законе о теплоснабжении.
Из совокупности вышеперечисленных норм права о полномочиях органов местного самоуправления в части согласования вывода источников тепловой энергии из эксплуатации следует, что указанное согласование относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 6 Закона о теплоснабжении).
Поскольку положениями Закона о теплоснабжении в части организации теплоснабжения населения муниципального образования конкретизированы положения Закона о местном самоуправлении о субъекте, уполномоченном осуществлять согласование вывода источников тепловой энергии из эксплуатации, иного законом субъекта Российской Федерации не установлено, правомерен вывод общества о том, что действия по соответствующему согласованию в отношении вывода из эксплуатации котельной, расположенной на территории Еленинского сельского поселения, должны быть осуществлены администрацией Карталинского муниципального района.
При оценке полномочий администрации Карталинского муниципального района по совершению предусмотренных статьей 21 Закона о теплоснабжении действий, мероприятий суд также исходит из следующих обстоятельств дела.
Протоколом по вопросам подготовки муниципальных образований Челябинской области к отопительному периоду 2018-2019 годов от 05.09.2018, подписанным заместителем министра строительства и инфраструктуры Челябинской области и утвержденным заместителем губернатора Челябинской области, главе Карталинского муниципального района предписано до начала отопительного сезона 2019-2020 обеспечить строительство нового источника теплоснабжения в поселке (л.д. 48-51 т. 2).
Указания в части организации теплоснабжения Еленинского сельского поселения в адрес администрации Карталинского муниципального района также содержит протокол совещания министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области от 23.05.2018, в котором также содержится обязание органов местного самоуправления Карталинского муниципального района проработать вопрос актуализации схемы теплоснабжения (л.д. 66-67 т. 1).
Отказ ОАО «ФИО3 ГОК» в согласовании вывода из эксплуатации котельной вынесен именно администрацией Карталинского муниципального района (письмо от 25.06.2018 № 1404).
Администрация Карталинского муниципального района письмом от 13.09.2018 № 2038 в целях избежание срыва отопительного периода 2018-2019 года просит общество перенести срок вывода из эксплуатации котельной до даты ввода в 2019 году в эксплуатацию альтернативного источника тепла (л.д. 95-96 т. 1).
Мероприятия по строительству, вводу в эксплуатацию и подключению альтернативного источника тепла – обособленной котельной реализует также администрация муниципального района, в подтверждение чего представлены выписка на земельный участок под строительство, техническое задание блочная газовая котельная, материалы по установлению основного вида топлива и пр. (л.д. 102-127 т. 1).
В письменных пояснениях представитель администрации Карталинского муниципального района указывает, что администрация муниципального района ведет работу по организации теплоснабжения потребителей тепловой энергии в пос. ФИО3 (л.д. 101 т. 1).
Последующие доводы администрации об отсутствии у последней полномочий по согласованию вывода из эксплуатации спорной котельной подтверждает соглашениями о передаче администрации Еленинского сельского поселения полномочий по решению вопросов местного значения в части организации в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, заключенными на периоды 2017 год и 2018 год (л.д. 141-142 т. 1).
Между тем указанные соглашения не касаются вопроса согласования вывода источников теплоснабжения их эксплуатации, иного законом субъекта не установлено.
Таким образом, при определении полномочий органов местного самоуправления по согласованию вывода из эксплуатации источника тепловой энергии – спорной котельной суд исходит из положений Закона о теплоснабжении и Закона о местном самоуправлении, а также обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о теплоснабжении в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
В силу части 5 статьи 21 Закона о теплоснабжении орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей» утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (Правила № 889).
Согласно подпункта "в" пункта 2 Правил № 889 под "выводом из эксплуатации" понимается окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года. Вывод из эксплуатации источников тепловой энергии осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 16 Правил собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Пунктом 18 указанных Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии для потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к таким объектам, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
О принятом решении в отношении вывода из эксплуатации указанных объектов орган местного самоуправления сообщает лицу, направившему соответствующее уведомление, в течение 7 дней со дня принятия решения.
Орган местного самоуправления в течение 15 дней со дня согласования вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей уведомляет посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении о принятом решении собственников или иных законных владельцев смежных тепловых сетей и источников тепловой энергии, а также собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, находящихся в той же системе теплоснабжения, что и выводимые из эксплуатации источники тепловой энергии и тепловые сети.
17.07.2017 ОАО «ФИО3 ГОК» обратилось в администрацию Карталинского муниципального района и администрацию Еленинского сельского поселенияс письмом от 17.07.2017 исх. № 1340, в котором уведомило, что с начала октября 2018 года общество переходит на альтернативные источники теплоснабжения для собственных нужд предприятия, в связи с чем, будут прекращены эксплуатация и обслуживание нежилого здания - котельной, расположенной по адресу: <...>, ввиду нецелесообразности её (котельной) дальнейшей эксплуатации.
Указанное письмо администрацией Карталинского муниципального района и администрацией Еленинского сельского поселения оставлено без ответа.
25.12.2017 ОАО «ФИО3 ГОК» обратилось в администрацию Карталинского муниципального района с письмом от 25.12.2017 № 2605 (вх. от 25.12.2017) и в администрацию Еленинского сельского поселения с письмом (вх. № 451 от 25.12.2017), в котором уведомило о том, что с 01.10.2018 общество полностью прекращает эксплуатацию и обслуживание нежилого здания - здания котельной, в связи с чем с 01.10.2018 работа указанной котельной будет полностью остановлена. Учитывая социальную значимость котельной, общество готово передать её администрации Карталинского муниципального района либо администрации Еленинского сельского поселения на правах пользования (в аренду) на срок, необходимый для возведения за счет средств муниципального бюджета автономной котельной в п. ФИО3.
Письмом от 17.05.2018 № 1070 администрация Карталинского муниципального района сообщила обществу, что вопрос о согласовании вывода котельной из эксплуатации ни администрацией Карталинского муниципального района Челябинской области, ни администрацией Еленинского сельского поселения не рассматривался.
20.04.2018 ОАО «ФИО3 ГОК» направило письмо от 18.04.2018 № 0793 в адрес администрации Карталинского муниципального района (вх. от 20.04.2018) и администрации Еленинского сельского поселения (вх. от 26.04.2018), в соответствии с которым общество выразило готовность передать безвозмездно (в порядке пожертвования) в муниципальную собственность оборудование, являющееся источником тепловой энергии.
Администрация Карталинского муниципального района на письмо ОАО «ФИО3 ГОК» от 18.04.2018 № 0793 о безвозмездной передаче в муниципальную собственность оборудования, являющегося источником тепловой энергии, не ответило.
14.06.2018 ОАО «ФИО3 ГОК» направило в адрес администрации Карталинского муниципального района и администрации Еленинского сельского поселения письмо от 14.06.2018 № 1208, в котором указало, что ОАО «ФИО3 ГОК» направляло в уполномоченный орган местного самоуправления письменное уведомление о том, что с начала октября 2018 года общество переходит на альтернативные источники теплоснабжения для собственных нужд предприятия, в связи с чем будут прекращены эксплуатация и обслуживание нежилого здания – котельной.
ОАО «ФИО3 ГОК» также указало, что намерено воспользоваться правом, предоставленным положениями абзаца 2 пункта 22 указанных Правил, в связи с чем с 01.10.2018 полностью прекращает эксплуатацию котельной и обслуживание оборудования, вырабатывавшего тепловую энергию для нужд населения, жилого фонда и объектов социальной инфраструктуры пос. ФИО3
Письмом от 25.06.2018 № 1404 администрация Карталинского муниципального района сообщила ОАО «ФИО3 ГОК» об отказе в согласовании вывода из эксплуатации котельной и обслуживание оборудования, вырабатывающего тепловую энергию для нужд населения, жилого фонда и объектов социальной инфраструктуры пос. ФИО3. В качестве обоснования отказа указала, что вывод из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется в соответствии со статьей 21 Закона о теплоснабжении, а так же с Правилами № 889.
Между тем из положений статьи 21 Закона о теплоснабжении и пункта 18 Правил № 889 следует, что единственно возможными решениями по уведомлению собственника источника тепловой энергии о согласовании вывода его из эксплуатации являются: согласование уведомления или требование о приостановлении вывода объектов из эксплуатации.
Системное толкование выше приведенных законодательных норм показывает, что согласование уведомления о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и (или) тепловых сетей не является правом администрации, хоть и обусловлено выполнением их собственником или владельцем ряда обязанностей.
Как следует из материалов дела и указано выше, общество неоднократно обращалось как к администрации Карталинского муниципального района, так и к администрации Еленинского сельского поселения с уведомлениями о согласовании вывода источника тепловой энергии из эксплуатации.
Пунктом 17 Правил № 889 установлена обязанность приложить к уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей, к которым в надлежащем порядке подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии, письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении.
Следовательно, пункт 17 Правил применим в случае уведомления о выводе из эксплуатации тепловых сетей, а не объектов теплоснабжения. За согласованием вывода из эксплуатации тепловых сетей общество в администрацию не обращалось.
Довод относительно не указания потребителей является формальным, поскольку отсутствие такого указания не может служить основанием для отказа в согласовании, указанное не предусмотрено условиями пункта 18 Правил № 889.
В отношении каких потребителей заявителем нарушено условие о согласовании вывода объекта из эксплуатации администрацией не указано.
Разрешение вопроса по уведомлению общества должно было состояться в 30-дневный срок, что также не было соблюдено органом местного самоуправления.
Таким образом, суд не усматривает добросовестности в действиях администрации Карталинского муниципального района (отсутствие ответа на письма общества от 20.04.2018 и 25.12.2017).
Последующее решение об отказе в согласовании вывода источников тепловой энергии из эксплуатации, оформленное письмом от 25.06.2018 № 1404, содержит формальные основания для отказа, не основанные на положениях закона (в отсутствие возможности такого решения, предусмотренной статьей 21 Закона о теплоснабжении, пунктом 18 Правил № 889), а также с учетом представленных в материалы дела документов, того, что ситуация по выводу котельной из эксплуатации длится с 2013 года.
Между тем суд не соглашается с доводами заявителя о том, что вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей предусмотрен схемой теплоснабжения поселения.
Утвержденная Постановлением администрации Еленинского сельского поселения от 24.11.2014 № 33 Схема теплоснабжения п. ФИО3 Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области содержит указание на предложения по реконструкции и техническом перевооружении источников тепловой энергии и тепловых сетей.
В разделе 12 схемы указано, что «для покрытия возможного дефицита мощности котельной и убытков ОАО «ФИО3 ГОК» от производства и реализации теплоэнергии населению и объектам социальной сферы схемой теплоснабжения рекомендуется строительство блочной газовой котельной в поселке ФИО3 в месте сосредоточения зданий бюджетных учреждений и многоквартирных домов… В 2016-2018 годах в рамках комплексной программы развития коммунальной инфраструктуры поселения планируется строительство блочной газовой котельной, капитальный ремонт и наладка тепловых сетей в поселке ФИО3».
В пункте 15 Правил № 889 указано, что в случае если вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей предусмотрен схемой теплоснабжения поселения или городского округа (далее - схема теплоснабжения), вывод из эксплуатации осуществляется в сроки, установленные схемой теплоснабжения.
Приведенная схема теплоснабжения сроков вывод из эксплуатации источника тепловой энергии, собственником которого является общество, не содержит.
Факт отсутствия в положениях действующей схемы теплоснабжения конкретики по вопросу вывода из эксплуатации котельной также подтверждается протоколами совещаний органов местного самоуправления с министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области, по результатам которых органам местного самоуправления Карталинского муниципального района вменено в обязанность проработать вопрос актуализации схемы теплоснабжения (л.д. 66-67 т. 1).
Иные мероприятия, указанные в схеме, носили рекомендательный и предположительный характер, в связи с чем не могли повлечь возникновение у общества права на вывод объекта без согласования.
Поскольку схемой теплоснабжения конкретные мероприятия и сроки вывода не предусмотрены, указанный вывод должен быть согласован в соответствии с действующим законодательством органами местного самоуправления.
Положениями Закона о теплоснабжении и Правил № 889 предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принять одно из перечисленных в пункте 18 решений при поступлении уведомления собственника источника тепловой энергии о выводе из эксплуатации.
Вместе с тем в нарушение пункта 18 Правил № 889 администрация не приняла соответствующего решения.
Оспариваемое решение органа местного самоуправления не содержало указаний на принятие конкретного решения (согласовать вывод из эксплуатации или требовать приостановить вывод из эксплуатации паропровода на срок не более трех лет), не указаны конкретные основания для отказа, а приведенные основания - таковыми в силу закона не являются.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В связи с несоответствием оспариваемого решения действующему законодательству и установленным обстоятельствам спора требования общества подлежат удовлетворению.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, среди прочего, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
При этом восстановительная мера должна отвечать предмету заявленных на основании главы 24 АПК РФ требований.
При проверке законности решения представляется возможным суду указать на обязанность органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, что может выражаться в обязанности повторно рассмотреть уведомление заявителя и принять соответствующее положениям статьи 21 Закона о теплоснабжении и пункта 18 Правил № 889 решение, но суд не вправе обязать орган вынести конкретное решение и осуществить последующие мероприятия.
Таким образом, применение испрашиваемой заявителем восстановительной меры, не основанной на требованиях действующего законодательства, судом невозможно.
Между тем судом в ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено, что администрацией Карталинского муниципального района в сентябре 2018 года фактически принято решение о согласовании вывода источников тепловой энергии из эксплуатации с учетом приостановления вывода на отопительный сезон 2018-2019 г.г. до 2019 года.
Так, администрация Карталинского муниципального района письмом от 13.09.2018 № 2038 в целях избежание срыва отопительного периода 2018-2019 года просит общество перенести срок вывода из эксплуатации котельной до даты ввода в 2019 году в эксплуатацию альтернативного источника тепла (л.д. 95-96 т. 1).
Указанное письмо суд расценивает как предусмотренное законом и правилами решение о согласовании вывода объекта из эксплуатации с требованием о приостановлении на конкретный срок – до 2019 года.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.
Частью 1 названной статьи предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Заявителем при предъявлении иска уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб. 00 коп., что подтверждается платежным поручением
№ 2605 от 07.08.2018.
В связи с удовлетворением заявленных требований государственная пошлина, уплаченная заявителем, подлежит взысканию с ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб. 00 коп. подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Карталинского муниципального района от 25.06.2018 № 1404.
Взыскать с администрации Карталинского муниципального района в пользу открытого акционерного общества «ФИО3 горнообогатительный комбинат» 3 000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Возвратить открытому акционерному обществу «ФИО3 горнообогатительный комбинат» из средств федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению № 2605 от 07.08.2018.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.В. Командирова