АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
24 декабря 2018 года Дело № А76-26329/2018
Резолютивная часть решения оглашена 17 декабря 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2018 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Горлатых И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамушкиной Ю.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Троицкая энергетическая компания", ОГРН <***>, г. Троицк Челябинской области,
к Администрации города Троицка Челябинской области,
Административной комиссии города Троицка,
при участии в деле в качестве заинтересованного лица Управления по капитальному строительству Администрации города Троицка
об оспаривании постановления,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: ФИО1, действующего на основании доверенности, ФИО2, действующего на основании доверенности,
Административной комиссии города Троицка: ФИО3, действующей на основании доверенности,
установил:
Закрытое акционерное общество "Троицкая энергетическая компания" (далее – ЗАО "ТЭК") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Троицка Челябинской области (далее – Администрация) об оспаривании постановления от 31.07.2018 №112/2018 о назначении административного наказания по части 17 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 №584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области" (далее – Закон №584-ЗО).
Определением от 23.08.2018 настоящее заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, к участию в деле привлечены в качестве соответчика Административная комиссия города Троицка (далее – Административная комиссия), в качестве заинтересованного лица Управление по капитальному строительству Администрации города Троицка (далее – Управление).
Определением от 23.10.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании представители заявителя заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 3).
В судебном заседании представитель Административной комиссии заявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 35-36).
Представители Администрации и Управления по капитальному строительству в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела (л.д. 52,63,74).
Дело рассматривается в отсутствие неявившихся сторон в порядке статей 123, 156 АПК РФ.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
19.07.2018 при визуальном осмотре места проведения земляных работ по замене тепловых сетей по адресу: <...> между ул. им. С.И. Ловчикова и ул. им. М.В. Фрунзе, должностным лицом Администрации установлено, что ЗАО "ТЭК" не осуществило работы по восстановлению нарушенного благоустройства и не восстановило асфальто-бетонное покрытие участка автодороги.
Приведенные обстоятельства расценены административным органом как нарушение требований части 17 пункта 3 Закона №584-ЗО.
19.07.2018 в отношении ЗАО "ТЭК" составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 45-46).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, постановлением от 31.07.2018 заявителю назначено административное наказание, предусмотренное частью 17 статьи 3 Закона №584-ЗО, в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 47-48).
Данное постановление оспорено ЗАО "ТЭК" в арбитражный суд.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Настоящее дело рассматривается в порядке параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) (статьи 207-211).
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Аналогичное положение предусмотрено частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление административного органа принято 31.07.2018 и получено заявителем 07.08.2018, что подтверждается копией постового уведомления (л.д. 50). Заявление ЗАО "ТЭК" в арбитражный суд подано 15.08.2018, согласно информации о документе дела (л.д. 18).
Таким образом, заявитель не пропустил установленный действующим законодательством срок обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
Согласно пункту 221 Правил благоустройства территории города Троицка, утвержденных решением Собрания депутатов города Троицка Челябинской области от 27.09.2012 №135 (далее – Правила благоустройства), протоколы об административных правонарушениях за нарушение настоящих Правил составляют должностные лица, в том числе органов местного самоуправления, уполномоченные правовыми актами администрации города Троицка.
Протокол об административном правонарушении 19.07.2018 составлен инженером Управления по капитальному строительству ФИО4
Согласно статье 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол (часть 1).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя ЗАО "ТЭК" ФИО2
В силу части 3 статьи 25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
Материалы дела об административном правонарушении рассмотрены 31.07.2018 в отсутствие представителя ЗАО "ТЭК", извещенного надлежащим образом
Приведенные обстоятельства в совокупности подтверждают факт соблюдения административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
Данный факт заявителем не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 17 статьи 3 Закона №584-ЗО, несоблюдение указанных в письменном разрешении (ордере на производство земляных работ) сроков производства земляных работ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Правила благоустройства устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность; требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений; порядок участия всех юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами либо арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий.
Согласно данным в главе II Правил благоустройства понятиям, благоустройство территории – комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
К объектам благоустройства в числе других отнесены искусственные покрытия поверхности земельных участков, иные части поверхности земельных участков в общественно-деловых, жилых и рекреационных зонах, не занятые зданиями и сооружениями, в том числе площади, улицы, проезды, дороги (пункт 16 Правил благоустройства).
На территории города запрещается, в том числе повреждение и уничтожение объектов благоустройства (подпункт 18 пункта 34).
Работы по содержанию объектов благоустройства включают, в том числе: 1) ежедневный осмотр всех элементов благоустройства (ограждений, зеленых насаждений, бордюров, пешеходных дорожек, малых архитектурных форм, устройств наружного освещения и подсветки и т.д.), расположенных на соответствующей территории, для своевременного выявления неисправностей и иных несоответствий требованиям нормативных актов; 2) исправление повреждений отдельных элементов благоустройства при необходимости (пункт 49).
Благоустройство и содержание строительных площадок и прилегающих территорий, восстановление благоустройства после окончания строительных и ремонтных работ регламентируется Правилами производства земляных работ на территории Троицкого городского округа, утвержденными решением Собрания депутатов города Троицка (пункт 122).
За нарушение настоящих Правил граждане, должностные и юридические лица, индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (пункт 220).
Работы, связанные с разработкой грунта, временным нарушением благоустройства территории города, производятся в соответствии с требованиями Правил производства земляных работ на территории Троицкого городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов города Троицка, а также нормативными правовыми актами, регламентирующими выполнение строительных и ремонтных работ (пункт 52).
Правила производства земляных работ на территории Троицкого городского округа утверждены решением Собрания депутатов города Троицка Челябинской области от 25.09.2014 №173 (далее – Правила производства земляных работ).
Согласно пункту 3, земляные работы – работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий (прокладка, реконструкция или ремонт подземных коммуникаций, забивка свай и шпунта, планировка грунта, буровые работы); разрешение (ордер) на производство земляных работ (далее - ордер) - представляет собой документ, дающий право осуществлять производство земляных работ на территории Троицкого городского округа.
Порядок выдачи, продления, закрытия ордера определяется разделом 3, 5 Правил производства земляных работ.
Из материалов дела следует, что 21.03.2018 ЗАО "ТЭК" выдано разрешение (ордер) на производство земляных работ №8, согласно которому обществу разрешается осуществлять производство земляных работ по замене тепловой сети, расположенной по адресу: <...>, между ул. Ловчиков и ул. Фрунзе от ТК-20с-8 до ТК-20с-8-1. Начало работ 22.03.2018, окончание – 21.04.2018.
Согласно пункту 65 Правил производства земляных работ, после окончания производства земляных работ застройщиком производится восстановление нарушенного благоустройства в сроки производства земляных работ, указанные в ордере.
К восстановлению нарушенного благоустройства относятся, в том числе: подсыпка и планировка территории на месте производства земляных работ; восстановление дорожного покрытия (пункт 67).
Указанным разрешением ЗАО "ТЭК" также предписано в срок до 15.06.2018 восстановить благоустройство после производства работ.
19.07.2018 сотрудниками Администрации проведен визуальный осмотр места проведения земляных работ, в результате которого установлено, что ЗАО "ТЭК" после проведения земляных работ по замене тепловой сети не восстановлено нарушенное благоустройство.
19.07.2018 в отношении ЗАО "ТЭК" составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 45-46).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, постановлением от 31.07.2018 заявителю назначено административное наказание, предусмотренное частью 17 статьи 3 Закона №584-ЗО, в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 47-48).
Оценив представленные по делу доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности, заслушав доводы представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
В силу условий части 1 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ, документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (часть 1).
Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации (часть 2).
В качестве основного доказательства наличия события административного правонарушения, представитель административного органа ссылается на фотографии, сделанные при визуальном осмотре места проведения работ по замене тепловых сетей.
Вместе с тем, как следует из выданного ордера, ЗАО "ТЭК" разрешено проведение земляных работ по замене тепловых сетей на участке от ТК-20с-8 до ТК20с-8-1. Данный участок находится между ул. им. С.И. Ловчикова и ул. М.В. Фрунзе.
При этом согласно представленному ЗАО "ТЭК" плану-схеме, данный участок находится с противоположной стороны автодороги, на которой непосредственно Административной комиссией осуществлялся осмотр (л.д. 10).
Более того, согласно акту приема восстановления нарушенного благоустройства по ордеру №8 от 21.03.2018, по окончании земляных работ застройщиком работ восстановлено нарушенное благоустройство от ТК-20с-8 до ТК-20с-8-1 по состоянию на 10.08.2018 (л.д. 9).
Представители сторон в судебном заседании 17.12.2018 указали, что должностными лицами Администрации и ЗАО "ТЭК" совместно осуществлен выход на место проведения работ и повторно осуществлен осмотр. Представитель ответчика в судебном заседании однозначно не смогла пояснить, что проверяемый участок дороги, который отображен на фотографиях, является объектом работ, проведенных именно ЗАО "ТЭК".
Таким образом, из представленных в материалы дела документов, а также пояснений представителей сторон не следует, что фактически визуальному осмотру подверглось место осуществления работ непосредственно ЗАО "ТСК" от ТК-20с-8 до ТК-20с-8-1.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что административным органом не представлено достоверных и допустимых доказательств совершения ЗАО "ТЭК" вмененного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3).
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Отсутствие события административного правонарушения является самостоятельным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Согласно пункту 2 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Челябинской области
РЕШИЛ:
Заявление закрытого акционерного общества "Троицкая энергетическая компания" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии города Троицка Челябинской области от 31.07.2018 №112/2018 о назначении закрытому акционерному обществу "Троицкая энергетическая компания" административного наказания, предусмотренного частью 17 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 №584-ЗО в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течении десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья подпись И.А. Горлатых
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.