454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10
E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
«07» апреля 2011 годаДело № А76-2632/2011
Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2011
Решение в полном объеме изготовлено 07 апреля 2011
Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаковой И. А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области, расположенном по адресу: <...>, каб. 515, дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области
к Закрытому акционерному обществу «Сити Экспресс», г. Челябинск
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии в заседании:
от административного органа: ФИО1 – представителя по доверенности от 31.03.2011 № 01-01-12, личность удостоверена паспортом; ФИО2 представителя по доверенности от 31.03.2011 № 01-01-12, личность удостоверена паспортом;
от лица, привлекаемого к ответственности: ФИО3 – представителя по доверенности от 25.03.2011 № 74-020, личность удостоверена паспортом;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее: заявитель, Роскомнадзор по Челябинской области) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении к административной ответственности Закрытого акционерного общества «Сити Экспресс» (далее: ответчик, ЗАО «Сити Экспресс), за нарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заявитель в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 2-4). Пояснил, что обществом не обеспечивалась реализация требований к сетям и средствам связи для проведения ОРМ – оперативно-разыскных мероприятий, что входит в перечень лицензионных условий и требований. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки и являются нарушением условий лицензионной деятельности.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебном заседании требования не признал, пояснил, что лицензия была получена раньше, чем утверждены требования, указанные в п. 4 Постановления № 538, что в действиях Общества отсутствует состав правонарушения, так как приняты необходимые меры к выполнению требований, установленных указанной нормой . При этом просил суд при вынесении решения о применении ст. 2.9. КоАП Российской Федерации о малозначительности правонарушения.
Лица, участвующие в деле извещались о времени и месте проведения судебного заседания, как направлением судебных актов почтовой связью, в соответствии с нормами ст. 123 АПК РФ, так и публично через Интернет-связь, путем размещения информации по делу на официальном сайте суда. Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Закрытое акционерное общество «СИТИ ЭКСПРЕСС» зарегистрировано в качестве юридического лица Государственным учреждением Московской регистрационной палатой 02.09.1996 года, состоит на учете в ИФНС России № 26 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1027739018251, юридический адрес (место нахождения филиала): <...> (<...>, офис 3.14.
В соответствии с Уставом (л.д. 39-58) основными видами деятельности Общества являются: курьерские услуги, оказание услуг почтовой связи, предоставление услуг экспресс-почты, оказание рекламных, маркетинговых и консультационных услуг, организация перевозок грузов и др. Согласно п. 5.4. Устава осуществление обществом деятельности, для которой предусмотрено специальное разрешение (лицензия) начинается с момента получения соответствующего специального разрешения (лицензии).
Как усматривается из материалов дела, ЗАО «Сити Экспресс» имеет лицензию № 47218 на оказание услуг почтовой связи со сроком действия с 23.01.2009 до 23.01.2012 (л.д. 15). В соответствии с условиями лицензии Общество имеет право на оказание указанных услуг только на территории: республик: Башкортостан, Татарстан; краев: Краснодарского, Пермского, Приморского; областей: Архангельская, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Кемеровская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Челябинская и Ярославская.
Лицензиат в соответствии с указанной лицензией обязан обеспечить предоставление пользователю следующих услуг: прием, обработка, перевозка и доставка (вручение) почтовых отправлений, почтовый перевод денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи). Лицензиат обязан оказывать услуги в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством РФ.
Государственным инспектором РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций совместно с ведущим специалистом-экспертом отдела надзора в сфере почтовой связи и информатизации массовых коммуникаций по Челябинской области 17.02.2011 в отношении ЗАО «Сити Экспресс», расположенного по адресу: <...>, на основании приказов № 0017-нд от 14.01.2011 Управления Роскомнадзора по Москве и Московской области и № 32 от 19.01.2011 Управления Роскомнадзора по Челябинской области, проведена плановая выездная проверка.
В ходе проверки установлено, что Обществом совершено правонарушение, выразившееся в нарушении п. 9 лицензии № 47218, в соответствии с которым «Лицензиат обязан реализовывать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
По факту выявленного правонарушения 17.02.2011 должностным лицом Управления Роскомнадзора по Челябинской области в присутствии представителя Общества ФИО3, действующей на основании доверенности, составлен протокол об административном правонарушении № 108 (л.д. 5). В объяснениях к протоколу представитель указала, что с выявленным нарушением не согласна. На протокол представлены письменные возражения, согласно которым ЗАО осуществляет предпринимательскую деятельность без нарушения п. 9 лицензии (л.д. 6-8).
Протокол составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ: представителю были разъяснены права, им были даны объяснения, представлены возражения. С протоколом представитель был ознакомлен, копию протокола получил, о чем имеются соответствующие отметки и подписи представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в протоколе (л.д. 5- оборот).
Поскольку установленные факты, являются нарушениями лицензионных требований и условий, ответственность за которые предусмотрена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении общества к административной ответственности.
В обоснование возражений общество указывает, что ввиду того, что лицензию на осуществление деятельности по оказанию услуг почтовой связи № 47218 ЗАО «Сити Экспресс» получило 23.01.2007, а требования, указанные в п. 4 Постановления № 538 были утверждены лишь 19 мая 2009. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ № 65 «Об утверждении требований к соям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий» (далее Приказ № 65), на момент получения вышеуказанной лицензии ЗАО «Сити Экспресс» не имело правовой возможности руководствоваться требованиями, указанными в п. 4 Постановления № 538.
Кроме того, в н. 5 Постановления № 538 идет речь о подаче оператором связи заявления с целью определения уполномоченного подразделения органа федеральной службы безопасности, осуществляющего взаимодействие с оператором связи, а ни как ни с целью согласования и утверждения Плана мероприятий по внедрению технических средств.
В связи с тем, что сроки подачи вышеуказанного заявления действующим законодательством не закреплены, и во исполнение п. 9 Условий осуществления деятельности, Главы 9 Федерального закона от 07.07.2003. N 126-ФЗ "О связи", Постановления Правительства РФ от 27 августа 2005 г. № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность», Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 19 мая 2009. № 65 ЗАО «Сити Экспресс» 31 января 2011 г. нарочно (под отметку о получении) доставило в УФСБ по Челябинской области письмо (заявление) об утверждении плана мероприятий по внедрению технических средств.
16 февраля 2011 ЗАО «Сити Экспресс», в дополнение к ранее направленному заявлению, предоставило в УФСБ по Челябинской области 3 (три) экземпляра утвержденного и подписанного со стороны ЗАО «Сити Экспресс» «Плана» и пакет документов, поименованный в Приказе № 65.
21 февраля 2011г. УФСБ по Челябинской области передало ЗАО «Сити Экспресс» «План», подписанный и утвержденный ЗАО «Сити Экспресс» и УФСБ по Челябинской области 16 февраля 2011, что подтверждает соблюдение ЗАО «Сити Экспресс» 3-х месячного срока, установленного п. 7 Постановления № 538, а так же то, что на момент выявления вышеуказанного нарушения (16.02.2011) План был согласован и утвержден сторонами, но передан ЗАО «Сити Экспресс» позже.
25 марта 2011 ЗАО «Сити Экспресс» в соответствии с требованием п. 7 Постановления № 538 передало в Управление Роскомнадзора по Челябинской области экземпляр Плана, подписанный и утвержденный ЗАО «Сити Экспресс» и УФСБ по Челябинской области, что подтверждается письмом ЗАО «Сити Экспресс» от 25.03.2011 Исх. № 02-03/2011 с отметкой Управления Роскомнадзора по Челябинской области о получении от 25.03.2011.
Кроме того, представитель ЗАО «Сити Экспресс» указал, что в рамках проведения контрольного мероприятия в отношении обособленных мероприятий ЗАО «Сити Экспресс» в различных регионах, из 21 только в пяти (Волгоград, Екатеринбург, Кемерово, Москва, Новосибирск) имелся подписанный План.
В соответствии с ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами.
В соответствии с ч.1. ст. 28.3 КоАП РФ Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу ч.2. ст. 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации:
Исходя из положений ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель без образования юридического лица может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Из содержания ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, лицензионными требованиями и условиями - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели могут оказывать услуги связи только при наличии у них соответствующей лицензии.
В соответствии с нормами п. 2 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 23.02.2011) «О связи» операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
В соответствии с п. 4 указанной статьи порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании Приказа Минкомсвязи РФ от 19.05.2009 № 65 "Об утверждении Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий" сети почтовой связи, в том числе при их развитии и расширении, а также средства почтовой связи оператора почтовой связи обеспечивают возможность передачи уполномоченному органу:
а) информации об оказанных услугах почтовой связи;
б) информации о пользователях (отправителях и адресатах) услугами почтовой связи;
в) почтовых отправлений.
Информация об оказанных услугах почтовой связи и о пользователях услугами почтовой связи передается взаимодействующему подразделению уполномоченного органа по его запросам, в том числе по запросам с пункта управления уполномоченного органа (далее - пункт управления ОРМ).
В случае оказания услуг почтовой связи, в процессе которых средствами оператора почтовой связи осуществляется дополнительное кодирование передаваемой информации, на пункт управления ОРМ такая информация передается в декодированном виде.
На основании п. 4 Постановления Правительства РФ от 27.08.2005 N 538 (ред. от 13.10.2008) "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-разыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Требования к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий утверждены приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 16.01.2008 № 6.
В соответствии с п. 7 "Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность", утв. постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538, ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанными органом Федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган ФСБ. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган ФСБ, 1 экземпляр храниться у оператора связи.
Согласно п. 5 Правил № 538 оператор связи не позднее 60 дней, с даты получения лицензии на оказание услуг связи обращается в орган ФСБ для определения уполномоченного подразделения органа ФСБ, осуществляющего взаимодействие с оператором связи.
На основании п. 10 Правил № 538 ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа ФСБ, Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций и оператора связи.
Приказом Минкомсвязи РФ от 27.05.2010 № 73 «Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Часть II. Требования к сетям передачи данных» установлены основные положения. Требования к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий распространяются на сети связи, предназначенные для оказания телематических услуг связи, услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (далее - Требования и сеть передачи данных соответственно).
Выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий обеспечивается оборудованием средств связи, в том числе программным обеспечением, входящим в состав средств связи сетей передачи данных (далее - технические средства ОРМ), размещаемым в соответствии с Планом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий.
Технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи, при этом обеспечивается доступ ко всей передаваемой в сети связи оператора связи информации для отбора и передачи техническими средствами ОРМ информации, относящейся к контролируемым соединениям и (или) сообщениям электросвязи, на пункт управления уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность (далее - пункт управления ОРМ).
Сеть передачи данных обеспечивает техническую возможность передачи на пункт управления ОРМ следующей информации, относящейся к контролируемым соединениям и (или) сообщениям электросвязи, в процессе установления соединений и (или) передачи сообщений электросвязи:
а) о выделенных абоненту (пользователю) сетевых адресах (IP-адресах) до реализации функции преобразования (трансляции) сетевых адресов и до начала передачи первого информационного пакета, а также информации о завершении контролируемого соединения;
б) передаваемой в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, включая информацию, связанную с обеспечением процесса оказания услуг связи в том виде и последовательности, в которых такая информация поступала с пользовательского (оконечного) оборудования или из присоединенной сети связи;
в) о местоположении пользовательского (оконечного) оборудования, используемого для передачи (приема) информации контролируемого соединения и (или) сообщения электросвязи, за исключением сетей передачи данных, в которых не предусмотрена технологическая возможность определения местоположения пользовательского (оконечного) оборудования.
Реализация настоящих Требований для конкретных сетей и средств почтовой связи оператора почтовой связи осуществляется в соответствии с планом мероприятий по выполнению требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения ОРМ (далее - план мероприятий).
План мероприятий составляется в трех экземплярах. В соответствующих субъектах Российской Федерации оператор почтовой связи по одному экземпляру плана представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, и в уполномоченный орган. В соответствующем субъекте Российской Федерации план мероприятий утверждается руководителями взаимодействующего подразделения уполномоченного органа и оператора почтовой связи.
В плане мероприятий указываются:
а) наименование (фирменное наименование) оператора почтовой связи, номер лицензии (лицензий) на осуществление деятельности в области оказания услуг почтовой связи, срок и территория действия лицензии (лицензий) оператора почтовой связи, наименование услуг почтовой связи, оказываемых оператором почтовой связи в соответствии с лицензией (лицензиями);
б) срок реализации требований взаимодействующего подразделения уполномоченного органа по передаче в соответствующих субъектах Российской Федерации почтовых отправлений, а также информации об оказанных услугах почтовой связи и пользователях услугами почтовой связи;
в) срок реализации требований взаимодействующего подразделения уполномоченного органа к конкретным помещениям, предоставляемым оператором почтовой связи в соответствии с пунктом 8 настоящих Требований;
г) порядок получения информации об оказанных услугах почтовой связи, отправленных или полученных почтовых отправлениях, информации о пользователях услугами почтовой связи, о почтовых адресах пользователей услугами почтовой связи и обслуживающих их объектах (оборудовании) почтовой связи, в том числе из баз данных оператора почтовой связи;
д) другие мероприятия, необходимые для реализации настоящих Требований.
К плану мероприятий прилагаются:
а) копия лицензии (лицензий) на осуществление деятельности по оказанию услуг почтовой связи;
б) схема построения сети почтовой связи оператора почтовой связи, описание технологии работы сети и средств почтовой связи, копии документов, регламентирующих порядок упаковки почтовых отправлений и заполнения сопроводительных документов, образцы упаковок почтовых отправлений;
в) описание почтовых маршрутов, планов сортировки почтовых отправлений на объекте почтовой связи оператора почтовой связи (Приказ Минкомсвязи РФ от 19.05.2009 N 65 "Об утверждении Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий").
Доводы лица, привлекаемого к ответственности, что лицензия была получена раньше, чем утверждены требования, указанные в п. 4 Постановления № 538, что в действиях Общества отсутствует состав правонарушения, так как приняты необходимые меры к выполнению требований, установленных указанной нормой , судом отклоняются в силу следующего.
Все изменения и дополнения в законодательные акты обязательны для исполнения субъектами правоотношений, осуществляющими деятельность на момент внесения (вступления в законную силу) этих изменений и дополнений, независимо от даты получения лицензии. Лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий. Отсутствие плана по внедрению технических средств свидетельствует о несоответствии сетей и средств связи, используемых оператором связи Обществом, требованиям предъявляемых для проведения оперативно-розыскных мероприятий, что является нарушением п. 9 лицензии.
В силу ч.3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) образует состав административного правонарушения и влечет наложение административного штрафа.
Согласно ст. 2 Закона о лицензировании, лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Документов, подтверждающих выполнение вышеуказанных требований нормативных актов, как и доказательств невозможности соблюдения установленных требований, не представлено в ходе рассмотрения дела о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества нарушений, выявленных актом проверки и формальных признаков правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ.
Указанные нарушения свидетельствуют о том, что Обществом своевременно не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность оператора почтовой связи по осуществлению в соответствии с Приказом Минкомсвязи РФ от 19.05.2009 N 65 требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий, в том числе порядка лицензирования, что является основанием для привлечения лица к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в соответствии с ч.3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с нормами ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1. ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При этом в силу ч. 2 указанной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При этом суд, при рассмотрении дела об административном правонарушении должен учитывать требования пункта 6 статьи 24.5 КоАП, согласно которого, одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
В ходе такой проверки необходимо учитывать положения части 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
В соответствии со ст. 4.5. КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
При исследовании судом вопроса соблюдения административным органом процедуры и порядка привлечения общества к административной ответственности, судом установлено, что нарушений со стороны административного органа не допущено, срок привлечения к административной ответственности не истек.
При оценке совершенного правонарушения судом учитывается наличие (отсутствие) смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Суду не представлено доказательств, отягчающих вину лица, привлекаемого к ответственности. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9.04.2003 N 116-О, сформулирована правовая позиция, согласно которой, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 17. Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.
При этом, в соответствии с п. 18. Постановления Пленума РФ при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Таким образом, правонарушение, признаваемое малозначительным, является совершенным с неосторожной формой вины лица, но не в связи с его халатным, пренебрежительным отношением к последствиям своих действий (бездействия), а при таком стечении конкретных обстоятельств, когда действия (бездействие) этого лица не имели направленности на нарушение закона. При этом последствия такого фактически совершенного правонарушения не причинили существенного вреда охраняемым общественным отношениям. При наличии указанных обстоятельств, объявление устного замечания должно быть достаточной и целесообразной мерой реагирования государства и достигать целей предупреждения совершения новых правонарушений этим правонарушителем.
Оценив представленные в материалы дела письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со ст. 71 АПК РФ, характер и степень общественной опасности, совершенного Обществом правонарушения, в том числе отсутствие данных о причинении вреда третьим лицам, в связи с отсутствием у оператора связи согласованного Плана мероприятий по выполнению требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения ОРМ, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава правонарушения оно не привело к возникновению большой общественной опасности и не создало существенной угрозы причинения вреда охраняемым законом государственным и общественным интересам, в связи с чем, считает возможным признать его малозначительным.
При наличии указанных обстоятельств, объявление устного замечания, по мнению суда, будет достаточной и целесообразной мерой реагирования государства и позволит достичь целей предупреждения совершения новых правонарушений этим правонарушителем.
К тому же, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 названного Кодекса в отношении какого-либо административного правонарушения, в том числе за отсутствие у оператора связи согласованного Плана мероприятий по выполнению требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения ОРМ.
Руководствуясь ст.ст.167-170, п.2 ст. 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Управления Роскомнадзора по Челябинской области о привлечении Закрытого акционерного общества «Сити Экспресс» к административной ответственности, за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.1. КоАП Российской Федерации – отказать.
Освободить Закрытое акционерное общество «Сити Экспресс» от административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1. КоАП Российской Федерации в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Объявить Закрытому акционерному обществу «Сити Экспресс» устное замечание.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья И.В. Мрез
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда htth://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.