ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-2635/2022 от 03.10.2022 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

07 октября 2022 г.                                           Дело № А76-2635/2022

Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2022 г.

Решение в полном объеме изготовлено 07 октября 2022 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Первых Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыжковым В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, ОГРН <***>, г. Москва к открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» ОГРН <***>, г. Екатеринбург, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство обороны Российской Федерации, ОГРН <***>, г. Москва, о взыскании о взыскании 2 544 672 руб.,

при участии в судебном заседании представителей:

от ответчика: ФИО1, доверенность от 24.12.2022 № ЧЭ-52, диплом, паспорт, ФИО2, доверенность от 22.06.2022 № ЧЭ-53, диплом, паспорт

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее – ответчик) о взыскании ущерба причиненного вырубкой деревьев в размере 2 544 672 руб.

В обоснование исковых требований истец ссылается на ст. 1064, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ).

Ответчик представил отзыв (л.д. 36-39), указал, что не является лицом, причинившим вред, в удовлетворении иска просил отказать.

Третье лицо письменное мнение по делу не представило.

Истец, третье лицо в судебное заседание не явились, об арбитражном процессе по делу извещены надлежащим образом в соответствии с ч. 1, 4 ст. 123 АПК РФ (л.д. 35, 89).

Как установлено судом и следует из материалов дела ОАО «МРСК Урала» является территориальной сетевой организацией на территории Челябинской области, а также сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии и предоставлению услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией.

ОАО «МРСК Урала» на праве собственности принадлежат линии электропередачи – 10кВ фидер Птицефабрика 1-2, назначение: воздушные линии электропередачи, общей протяженностью: 3 000 м, местоположение: Челябинская область, Чебаркульский район, Уйский район, Миасский район; линии электропередачи – 10кВ фидер Непряхино, назначение: воздушные линии электропередачи, общей протяженностью: 12 100 м, местоположение: Челябинская область, Чебаркульский район, Уйский район, Миасский район (л.д. 59-60).

Информация об установлении охранных зон объектов электросетевого хозяйства внесены в ЕГРН (л.д. 55-58).

Письмом от 12.05.2021 общество уведомило ГУ Лесами Челябинской области о том, что для предотвращения аварийных отключений планируется производство работ по вырубке отдельных, выборочных деревьев в Чебаркульском, Саткинском, Юрюзанском, Кусинском районах. Просило направить представителей для определения местоположения лесных участков для расчистки линий электропередач от древесно-кустарниковской растительности и уборки опасных деревьев, определения породного состава и объема вырубаемой древесины (л.д. 40-41).

Письмом от 12.05.2021 общество уведомило ФКГУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации области о том, что для предотвращения аварийных отключений планируется производство работ по вырубке отдельных, выборочных деревьев в Чебаркульском районе. Просило согласовать проведение данных работ и провести совместное натурное техническое обследование участка леса, расположенного на землях обороны и безопасности, где планируется вырубка лесных насаждений, совместно с представителями. Продолжительность работ с 26.05.2021 по 31.12.2021 (л.д. 42).

08.09.2021 Департаментом лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу составлен акт выездной плановой проверки № 04-пп/2021 в отношении ОАО «МРСК Урала», в соответствии с которым при эксплуатации ЛЭП нарушения обязательных требований отсутствуют (л.д. 44-50).

Письмом от 09.09.2021 общество уведомило ФКГУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о выполнении аварийных работ по вырубке отдельных, выборочных, угрожающих своим падением деревьев (л.д. 43).

16.09.2021 начальником Челябинского лесничества Минобороны России- филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России утвержден акт № 5 обследования квартала № 192 лесотаксационные выделы № 44, 63, осмотром установлено: в границах выделов № 44, 63 квартала № 192 выявлены признаки незаконной рубки деревьев сосны, березы и осины. На момент проведения осмотра зафиксировано 38 пней от сырорастущих деревьев сосны, березы и осины. На месте лесонарушения в выделах 44, 63 выявлены поваленные деревья. Незаконная вырубка выявлена лесником обхода № 2. Валка деревьев осуществлялась сотрудниками «МРСК Урала» на ВЛ-10 кВ ПТФ-2 без оформления разрешения на вырубку от собственника земельного участка.

Комиссия пришла к следующему выводу: в границах выделов № 44, 63 квартала № 192 Челябинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации произведена незаконная вырубка сырорастущих деревьев сосны, березы и осины на общей площади 0,1 га. Вред, причиненный лесным насаждениям, заготовка которых допускается, составляет 892 399 руб. (л.д. 11).

16.09.2021 начальником Челябинского лесничества Минобороны России- филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России утвержден акт № 6 обследования квартала № 171 лесотаксационные выделы № 15, 16, 55, квартала № 152 лесотаксационные выделы № 4, 6, квартала № 137 лесотаксационный выдел № 3, осмотром установлено: в границах выделов № 15, 16, 55 квартала № 17, выделов № 4, 6 квартала № 152, выдела № 3 квартала № 137 выявлены признаки незаконной рубки деревьев сосны, березы и осины. На момент проведения осмотра зафиксировано 108 пней от сырорастущих деревьев сосны, березы и осины. На месте лесонарушения в выделах № 15, 16, 55, квартала № 152, выделов № 4, 6, квартала № 137, выдела № 3, осмотром установлено: в границах выделов № 15, 16, 55 квартала № 17, выделов № 4, 6 квартала № 152, выдела № 3 квартала № 137 выявлены поваленные деревья. Незаконная вырубка выявлена лесниками обхода № 2. Валка деревьев осуществлялась сотрудниками «МРСК Урала» на ВЛ-10 кВ «Непряхино» без оформления разрешения на вырубку от собственника земельного участка.

Комиссия пришла к следующему выводу: в границах выделов № 15, 16, 55, квартала № 152, выделов № 4, 6, квартала № 137, выдела № 3 Челябинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации произведена незаконная вырубка сырорастущих деревьев сосны, березы и осины на общей площади 0,6 га. Вред, причиненный лесным насаждениям, заготовка которых допускается, составляет 1 652 273 руб. (л.д. 15).

Поскольку ОАО «МРСК Урала» разрешение на рубку лесных насаждений не получило, расценив данные действия как незаконные, истец обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

Одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (п. 13 ч. 1 ст. 25 Лесного Кодекса РФ далее ЛК РФ).

Согласно части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для указанных целей осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ, часть 5 которой устанавливает, что в целях, предусмотренных пунктам 4 части 1 данной статьи (использование линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов) объекты), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

Согласно ч. 3 ст. 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

При этом, как следует из п. 4 ст. 45 ЛК РФ, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.

В ч. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды определено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности (часть 2).

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выраженного в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (ст. 1, 77 Закона об охране окружающей среды).

По смыслу ст. 1064 ГК РФ, ст. 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

Правительство Российской Федерации постановлением от 24.02.2009 № 160 утвердило Правила установления охранных зон, которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, границы зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов (пункты 1 и 3 Правил).

В силу пункта 5.7.8 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229, общество «МРСК Урала», как собственник линии электропередачи, обязан осуществлять контроль за соблюдением правил охраны электрических сетей.

В пункте 7 Правил № 160, установлена обязанность сетевой организации по соблюдению требований, предусмотренных разделом IV названных Правил (пункты 16 - 24).

Согласно подпункту «б» пункта 21 Правил № 160 для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Рубка деревьев в случаях, предусмотренных в указанном пункте Правил, осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков (пункт 24 Правил № 160).

Нормы по эксплуатации электроустановок как при строительстве, так и при эксплуатации определены Правилами устройства электроустановок, утвержденные Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187.

В соответствии с п. 2.5.207 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 № 187, для прохождения ВЛ по насаждениям должны быть прорублены просеки. Ширина просек в насаждениях должна приниматься в зависимости от высоты насаждений с учетом их перспективного роста в течение 25 лет с момента ввода ВЛ в эксплуатацию и группы лесов.

В соответствии с п. 2.3.6 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 № 6 (далее - Правила технической эксплуатации), при эксплуатации высоковольтных линий электропередачи (ВЛ) должны соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение.

Согласно п. 2.3.8 названных Правил на ВЛ должны быть организованы периодические и внеочередные осмотры.

Поскольку вырубка деревьев произведена ответчиком в границах просеки вдоль воздушной высоковольтной линии электропередачи, вырубка осуществлена обществом в соответствии с действующим законодательством в связи с исполнением обязанности по содержанию и эксплуатации принадлежащего ему источника повышенной опасности. Доказательств того, что произведенная вырубка сырорастущих деревьев сосны, березы и осины не связана с обеспечением безопасности высоковольтной линии, истцом не представлено.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Реализация такого способа защиты права как возмещение убытков предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение противоправного действия (бездействие), возникновение у потерпевшего убытков, причинно-следственная связь между действиями и его последствиями и вина правонарушителя.

Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление следующих обстоятельств:

- противоправность действий (бездействия) ответчика;

- наличие и размер понесенного ущерба;

- причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими убытками.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих доводов и возражений.

На основании ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Из смысла ст.ст. 15, 1069 ГК РФ следует, что для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и возникшими убытками, а также размер убытков. Доказыванию подлежит каждый из вышеуказанных элементов.

Между тем, таких доказательств в полном объеме истцом не представлено.

В обязанности истца, как владельца линий электропередачи входит в том числе: поддержание трасс линий электропередачи в надлежащем состоянии, исключающем их повреждение; вырубка деревьев, угрожающих падением на провода или опоры.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик в соответствии с действующим законодательством надлежащим образом исполнял свои обязанности по содержанию и эксплуатации принадлежащего ему источника повышенной опасности - воздушной высоковольтной линии электропередачи, истец не доказал наличие вины в действиях ответчика.

Истец полагает, что материалами доследственной проверки установлена вина ОАО «МРСК Урала», приведшая к причинению убытков.

Из материалов проверок следует, что следственный орган пришел к выводу, что в данном случае сотрудники ЛЭП «МРСК Урала» «Челябэнерго» Златоустовкие электросети могут производить работы по предотвращению аварий на объектах электросетевого хозяйства (л.д. 19-23).

На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, учитывая, что истцом не представлены доказательства вины ответчика в причинении ущерба истцу, причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненными истцу убытками, суд считает, что исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья                                                                                            Н.А. Первых