АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
21 сентября 2020 года Дело № А76-26438/2020
Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21 сентября 2020 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области В.В. Худякова, при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Земляновой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Первого заместителя прокурора Челябинской области, г. Челябинск,
к Администрации Розинского городского поселения, Челябинская область, Коркинский муниципальный область,
о признании незаконным бездействия,
в судебном заседании принял участие:
Прокурор: Дроженко Иван Николаевич (личность установлена по служебному удостоверению)
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Челябинской области (далее – первый зам. прокурора) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Розинского городского поселения (далее – ответчик) о признании незаконным бездействия Администрации Розинского городского поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по разработке и принятию правового акта, определяющего порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; об обязании Розинского городского поселения в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять правовой акт, определяющий порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, с соблюдением требований ст. 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчиком отзыва в материалы дела не представлено.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значения для разрешения спора.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Розинского городского поселения Коркинского муниципального района законодательства о дорожной деятельности.
В ходе проверки установлено, что на территории городского поселения не разработан и не принят правовой акт, определяющий порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
19 июня 2020 года главе Розинского городского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля с требованием о принятии нормативного правового акта, регулирующего порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Письмом от 22 июня 2020 года №757/03-150 Администрация сообщила, что представление не подлежит удовлетворению ввиду отсутствия целесообразности.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения Первого заместителя прокурора Челябинской области в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу приведенных норм права с учетом разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в предмет доказывания по настоящему делу входит установление совокупности двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 257-ФЗ) закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, и распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Федеральный закон № 257-ФЗ принят в целях осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований; обеспечения сохранности и развития автомобильных дорог, улучшения их технического состояния; обеспечения эффективной и добросовестной конкуренции на рынке работ и услуг при осуществлении дорожной деятельности (ст. 2 Федерального закона № 257-ФЗ).
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6 ч. 1 ст. 4 Устава Розинского городского поселения к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения.
В силу ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона № 257-ФЗ муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Федеральным законом от 15.02.2016 № 26-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 13 закона дополнена п. 1.1, согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Указанные изменения вступили в силу с 15.02.2016.
Под муниципальным контролем в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту -Федеральный закон № 294-ФЗ) понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 6 данного Федерального закона определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности, определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются согласно уставу муниципального образования и иным муниципальным правовым актам. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся в том числе:
- организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;
- разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления.
Таким образом, разработка и принятие правового акта в сфере муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения являются обязательными.
Согласно положениям ч. 1 ст. 35 Устава Розинского городского поселения администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, отдельными государственными полномочиями, переданными органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области.
Осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения отнесено к компетенции администрации городского поселения (п. 12 ч. 1 ст. 36 Устава Розинского городского поселения).
Бездействие администрации Розинского городского поселения по принятию такого правового акта противоречит нормам федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской деятельности, создает правовую неопределенность в реализации прав участников данных правоотношений, являющихся субъектами предпринимательской деятельности.
Заявление направлено в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской деятельности, так как со стороны администрации Розинского городского поселения имеется незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по разработке и принятию нормативного правового акта.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации, выразившегося в неисполнении обязанности по разработке и принятию правового акта, определяющего порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
В качестве восстановительной меры суд считает необходимым обязать администрацию в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять правовой акт, определяющий порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации Розинского городского поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по разработке и принятию правового акта, определяющего порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Обязать Администрацию Розинского городского поселения в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять правовой акт, определяющий порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru
Судья В.В. Худякова