АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
30 января 2024 года Дело № А76-26977/2023
Резолютивная часть решения оглашена 23 января 2024 года
Решение в полном объеме изготовлено 30 января 2024 года
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кунакбаевой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Доска и брус 74», г. Кыштым (ОГРН <***>)
к комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска,
г. Челябинск (ОГРН <***>)+,
о признании незаконным решения от 18.05.2023 № 23872 и обязании совершить действия,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «УралКомпозит», г.Челябинск; ФИО1, г.Челябинск; администрации города Челябинска, г.Челябинск; Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области, г.Челябинск,
при участии в судебном заседании:
заявителя: ФИО2 (представитель по доверенности от 15.01.2024, диплом от 16.02.2010.2023, паспорт);
заинтересованного лица: ФИО3 (представитель по доверенности от 22.02.2023, диплом от 01.07.2019, удостоверение)
Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области: ФИО4 (представитель по доверенности от 27.09.2023, диплом от 14.06.2002, удостоверение);
ООО «УралКомпозит»: ФИО5 (представитель по доверенности от 01.04.2022, диплом от 04.07.2000, паспорт);
ФИО1: ФИО5 (представитель по доверенности от 06.12.2021, диплом от 04.07.2000, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Доска и брус 74» (далее – ООО «Доска и брус 74», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением:
о признании незаконными действий комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее – Комитет), выразившихся в отказе от 18.05.2023 № 23872 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:63130, общей площадью 11 587 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск, р-н Курчатовский, ул. Первомайская, 2в, для реализации проекта по строительству цехов по производству импортозамещающей продукции;
об обязании Комитета в течение 14 рабочих дней после вступления решения в законную силу подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:63130, общей площадью 11 587 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск, р-н Курчатовский, ул. Первомайская, 2в без проведения торгов, в трех экземплярах и его подписание, а также направить проект указанного договора для подписания заявителю – ООО «Доска и брус 74».
В обоснование заявления указано, что оспариваемый отказ Комитета противоречит законодательству Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности.
В отзыве Комитет просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц заявитель имеет основной вид деятельности 23.51 Производство цемента; дополнительным видом деятельности является 23.65.1 Производство строительных материалов из растительного сырья, смешанного с цементом, гипсом или прочими связующими материалами.
Однако, деятельность ООО «Доска и брус 74» по производству цементно-минеральных смесей, смешанных с растительным сырьем, не входит в Перечень видов экономической деятельности по производству продукции на территории Челябинской области, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введения ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, утверждённый приказом Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области от 26.08.2022 № 338.
Комитет также указал, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:0000000:63130 находится в границах территориальной зоны А.2 (зона зеленых насаждений специального назначения).
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «УралКомпозит» (далее - ООО «УралКомпозит»), ФИО1, администрация города Челябинска, Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области (далее - Министерство).
ООО «УралКомпозит» представило отзыв на заявление от 23.01.2024, в котором просило отказать в удовлетворении заявленных требований.
Администрация города Челябинска явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте рассмотрения заявления извещена надлежащим образом с соблюдением требований статей 121-123 АПК РФ.
При таких обстоятельствах на основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя администрации города Челябинска.
Заслушав пояснения представителей участников процесса, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявление ООО «Доска и брус 74» подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.
Как следует из материалов настоящего дела, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 62920.04.2023, ООО «Доска и брус 74» обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов, земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:63130, площадью 11 587 кв.м, расположенного по адресу: <...>, для реализации проекта по строительству цехов по производству импортозамещающей продукции.
Комитет письмом от 18.05.2023 № 23872 «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги» отказал в предоставлении в аренду данного земельного участка (л.д. 4-5).
В качестве основания для отказа в предоставлении в аренду данного земельного участка указано на следующее.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц заявитель имеет основной вид деятельности 23.51 Производство цемента. Дополнительным видом деятельности является 23.65.1 Производство строительных материалов из растительного сырья, смешанного с цементом, гипсом или прочими связующими материалами.
Однако, деятельность ООО «Доска и брус 74» по производству цементно-минеральных смесей, смешанных с растительным сырьем, не входит в Перечень видов экономической деятельности по производству продукции на территории Челябинской области, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введения ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, утверждённый приказом Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области от 26.08.2022 № 338.
Не согласившись с решением Комитета об отказе в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги, полагая, что последним нарушаются права и законные интересы заявителя в экономической сфере, ООО «Доска и брус 74» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу положений пункта 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован положениями главы V.1 ЗК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В силу положений пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Федеральный закон от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в 2022 и 2023 году при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются следующие особенности: Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.
Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в Федеральной собственности, и размере такой платы» (далее – Постановление № 629) наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Челябинской области такой перечень установлен приказом Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области от 26.08.2022 № 338 «Об утверждении перечня видов экономической (предпринимательской) деятельности по производству продукции на территории Челябинской области, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций» (далее – Приказ № 338).
В указанный Перечень видов экономической деятельности по производству продукции на территории Челябинской области, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности 034-2014 (КПЕС 2008) (далее – ОКПД), включен код продукции «Продукты минеральные неметаллические прочие» - класс 23.
Из материалов настоящего дела следует, что ООО «Доска и брус 74» обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:63130, площадью 11 587 кв.м, по адресу: <...>, для реализации проекта по строительству цехов по производству импортозамещающей продукции.
Согласно заявлению ООО «Доска и брус 74» на испрашиваемом земельном участке планируется производство цементно-минеральных смесей, смешанных с растительным сырьем.
По данным ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «Доска и брус 74» является группа 23.51 «Производство цемента», который не соответствует испрашиваемым целям предоставления земельного участка.
Дополнительный вид деятельности – группа 23.65.1.
В соответствии с ОКПД группа 23.65.1 включает в себя вид деятельности «Производство строительных материалов из растительного сырья, смешанного с цементом, гипсом или прочими минеральными связующими веществами».
Согласно сноске к Приказу № 338 установленные Коды продукции согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности 034-2014 (КПЕС 2008) - ОКПД-2, включают подклассы, группы, подгруппы, виды, категории и подкатегории, на которые делится класс кода продукции (сноска введена приказом Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области от 04.04.2023 № 87).
В судебном заседании от 16.01.2024 представитель Министерства дала пояснение относительно применения Приказа от 26.08.2022 № 338, при этом отметив, что при применении указанного Приказа не имеет значения характер вида деятельности (основной или неосновной). Учитывается полностью весь раздел под кодом 23, куда включаются виды деятельности как с кодом 23.51, так и с кодом 23.65.1.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что деятельность ООО «Доска и брус 74» соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации с учётом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 8 Федеральный закон от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и подпункта «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в Федеральной собственности, и размере такой платы» для получения спорного земельного участка в аренду без проведения торгов.
В обоснование оспариваемого отказа Комитет также указал, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:0000000:63130 находится в границах территориальной зоны А.2 (зона зеленых насаждений специального назначения).
Однако, согласно пункту 3 Постановления № 629 предоставление земельных участков в целях осуществления деятельности, указанной в подпункте «б» пункта 1 Постановления № 629, может осуществляться независимо от содержания документации по планировке территории (за исключением документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов федерального значения), документов территориального планирования (за исключением документов территориального планирования Российской Федерации), документов градостроительного зонирования, за исключением случаев, если осуществление указанной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.
В случае если предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления не соответствует утвержденной для соответствующей территории документации по планировке территории и документам градостроительного зонирования, документация по планировке территории и документы градостроительного зонирования подлежат изменению в части приведения их в соответствие с целями предоставления указанного земельного участка в течение 6 месяцев со дня его предоставления (пункт 4 Постановления № 629).
На основании статьи 71 АПК РФ оценивая доказательства по делу в их взаимной связи и совокупности, а также каждое доказательство в отдельности, суд приходит к выводу о том, что действия Комитета в виде решения от 18.05.2023 № 23872 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0000000:63130, общей площадью 11 587 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск, р-н Курчатовский, ул. Первомайская, 2в, в аренду, противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя при осуществлении им своей предпринимательской деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, среди прочего, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
Исходя из предмета заявленных требований, существа допущенных заинтересованным лицом нарушений, при их устранении Комитету следует учесть положения статьи 39.17 ЗК РФ.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска арбитражным судом подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска от 18.05.2023 № 23872 «Об отказе в предоставлении муниципальной услуги».
Обязать комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Доска и брус 74»с учетом обстоятельств, установленных решением суда по настоящему делу.
Взыскать с комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Доска и брус 74» 3000 руб. - государственную пошлину, уплаченную при обращении в арбитражный суд по платежному поручению от 24.08.2023 № 69.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.Г. Наконечная