ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-27064/08 от 08.04.2009 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

13 апреля 2009 года Дело № А76-27064/2008-1-563/84

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 08 апреля 2009 года. Решение в полном объёме изготовлено 13апреля 2009 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области А.Г. Воронин, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Д.С. Удаловым, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Земля», г. Магнитогорск, к Администрации города Магнитогорска, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства социальных отношений Челябинской области, г. Челябинск, Министерства финансов Челябинской области, г. Челябинск, о взыскании 1 347 600 руб,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1, представителя, действующей на основании постоянной доверенности от 01.12.2008, личность удостоверена паспортом,

от третьих лиц:

Министерства социальных отношений Челябинской области – ФИО2, главного специалиста юридического отдела, действующей на основании постоянной доверенности от 04.02.2009 № 4-Ю, личность удостоверена служебным удостоверением,

Министерства финансов Челябинской области – ЮВ. Сурковой, начальника отдела исполнения судебных актов юридического управления, действующей на основании постоянной доверенности от 11.01.2009 № 02/3-26/04, личность удостоверена служебным удостоверением,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Земля», г. Магнитогорск, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Администрации города Магнитогорска, о признании незаконным бездействие Администрации города Магнитогорска, выразившееся в невозмещении расходов по проведению территориального землеустройства (в рамках выполнения мер социальной поддержки отдельных категорий населения) в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и обязании Администрацию города Магнитогорска возместить истцу 1 347 600 руб (л.д. 3-7 том 1).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальных отношений Челябинской области и Министерство финансов Челябинской области (определение от 09.02.2009 о продолжении подготовки дела к судебному разбирательству (л.д. 21, 22 том 10).

На основании заявления истца (л.д. 25 том 10) арбитражным судом принят отказ истца от иска в части признания незаконным бездействие Администрации города Магнитогорска, выразившееся в невозмещении расходов по проведению территориального землеустройства (в рамках выполнения мер социальной поддержки отдельных категорий населения) в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, производство по делу в этой части прекращено (определение от 10.03.2009 о прекращении производства по делу в части (л.д. 56 том 10).

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, что подтверждает подпись главного специалиста отдела правового обеспечения земельных и имущественных отношений правового управления администрации города, ФИО3 (л.д. 72 том 10) в извещении о времени и месте судебного заседания от 10.03.2009 (л.д. 55 том 10) и уведомление о вручении заказного письма (л.д. 70 том 10). В том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Челябинской области, на который имеется ссылка во всех определениях Арбитражного суда Челябинской области по настоящему делу.

При неявке в судебное заседание арбитражного суда ответчика, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Истец со ссылкой на пункты 1, 5 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», статью 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункт 5 части 2 статьи 3, пункты 1, 2 части 2 статьи 4 Закона Челябинской области от 24.11.2005 № 430-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан», Постановление Правительства Челябинской области от 15.08.2007 № 172-П «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проведении территориального землеустройства земельных участков», пункты 6, 8 Постановления Губернатора Челябинской области от 14.09.2007 № 290 «О порядке предоставления отдельным категориям граждан дополнительных мер социальной поддержки при проведении территориального землеустройства земельных участков на территории Челябинской области» на иске настаивает, считает, что в спорный период на основании 407 заключённых договоров выполнены работы на общую сумму 1 432 500 руб, что подтверждено актами выполненных работ.

Ответчик в отзыве (л.д. 4-6 том 10) в иске просит отказать, поскольку возмещение расходов исполнителям работ должно осуществляться уполномоченными органами местного самоуправления, курирующими вопросы землеустройства и учёта земельных участков, в пределах объёмов финансирования, предоставляемых местным бюджетам в виде субвенций из областного фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по социальной поддержке отдельных категорий граждан при проведении территориального землеустройства земельных участков.

О том, что средства на проведение территориального землеустройства должны быть выделены из областного бюджета, подтверждается письмами от 26.06.2008 № 304-экс и от 18.08.2008 № 1414-у.

Орган местного самоуправления должен действовать строго в рамках полномочий, установленных Законом Челябинской области от 24.11.2005 № 430-ЗО, следовательно, для возмещения задолженности перед истцом не могут быть использованы средства органов местного самоуправления. До настоящего времени не решён вопрос о выделении из областного бюджета на работы по проведению территориального землеустройства. Администрация города является ненадлежащим ответчиком.

Министерство социальных отношений Челябинской области в письменных объяснениях (л.д. 15-17 том 10) сообщило арбитражному суду, что Магнитогорскому городскому округу из областного фонда компенсации в 2007 году были выделены субвенции на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проведении территориального землеустройства земельных участков в размере 557,6 тыс. руб (приложение 10.1 к Закону Челябинской области от 31.10.2006 № 72-ЗО «Об областном бюджете на 2007 год»).

В 2007 году Магнитогорскому городскому округу было произведено авансирование расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан дополнительных мер социальной поддержки при проведении территориального землеустройства земельных участков в размере 30% от годового объёма - 167,28 тыс. руб.

Согласно отчётам, представленным в адрес Министерства социальных отношений Челябинской области, из перечисленных средств в 2007 году было израсходовано 25,33 тыс. руб и по состоянию на 01.01.2008 на расчётном счёте финансового органа остались 141,95 тыс. руб.

В 2008 году в областном бюджете денежные средства на проведение территориального землеустройства земельных участков не были предусмотрены.

Одна из возможных причин этого, принятие 18.10.2007 Федерального закона № 230-ФЗ, который внёс изменения в пункт 4 статьи 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в отношении отдельных случаев проведения государственной регистрации прав граждан на земельные участки, подпадающих под действие Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ. Согласно принятым изменениям проведение государственной регистрации права на указанные земельные участки стало возможным, в том числе, без проведения межевания земельного участка. Однако в 2008 году работы по проведению территориального землеустройства земельных участков в Магнитогорском городском округе были продолжены.

По информации Управления социальной защиты населения Магнитогорского городского округа в 2008 году были израсходованы не только остатки 2007 года, но образовалась задолженность перед организациями, занимающимися проведением межевания земельных участков в 2008 году, в том числе перед ООО «Земля» в сумме 1 347 600 руб.

Учитывая, что пункт З статьи 12 Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» допускается использование средств местного бюджета в порядке, определённом соответствующим органом местного самоуправления, считает, что для возмещения задолженности перед ООО «Земля» могут быть использованы средства Магнитогорского городского округа.

Министерство финансов Челябинской области в письменных объяснениях (л.д. 73, 74 том 10) сообщило арбитражному суду, что согласно пункту 2 статьи 3 и статьи 6 Закона Челябинской области от 24.11.2005 № 430-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления при осуществлении переданных им полномочий наделяются государственными полномочиями по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки, в части освобождения отдельных категорий граждан от оплаты работ по проведению территориального землеустройства, финансовое обеспечение госполномочий осуществляется за счёт предоставляемым местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.

Реализация органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Челябинской области (пункт 4 статьи 3 Закона № 430-ЗО).

Согласно пункту 4 постановления Правительства Челябинской области от 15.08.2007 № 172-П «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проведении территориального землеустройства земельных участков» организация работы по предоставлению гражданам указанных мер соцподдержки возложена на Министерство социальных отношений области.

В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке расходования средств областного бюджета, выделяемых на указанные цели, утверждённого постановлением Губернатора области от 14.09.2007 № 290 расходы организаций, осуществляющих проведение работ по территориальному землеустройству, возмещаются уполномоченными органами местного самоуправления в размере сумм, рассчитанных на основании пункта 3 Положения, в пределах объёмов финансирования, предоставляемых местным бюджетам в виде субвенций из областного фонда компенсаций.

Отношения, возникающие между уполномоченными органами местного самоуправления и исполнителями работ по поводу предоставления отдельным категориям граждан дополнительных мер социальной поддержки и возмещения связанных с этим расходов, регулируются договорами (пункт 8 Положения). Учёт отдельных категорий граждан, реализовавших право на дополнительные меры социальной поддержки, и связанных с этим расходов ведут исполнители работ, которые ежемесячно представляют в уполномоченный орган местного самоуправления документы о расходах (пункт 9 Положения). Уполномоченный орган местного самоуправления ежемесячно составляет отчёт о расходах и представляет его в Министерство социальных отношений (пункт 10). Министерство социальных отношений ежемесячно на основании отчётов уполномоченных органов местного самоуправления составляет заявку на перечисление субвенций местным бюджетам и в срок до 15 числа месяца, следующего за отчётным, направляет её в Министерство финансов Челябинской области, которое в свою очередь, осуществляет перечисление субвенций муниципальным образованиям Челябинской области в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования (пункты 11. 12), Перечисление субвенций муниципальным районам и городским округам Челябинской области за первый отчётный месяц 2007 года осуществлялось в размере 30 процентов от годового объёма, предусмотренного на реализацию дополнительных мер социальной поддержки.

Законом Челябинской области от 31.10.2006 № 73-ЗО «Об областном бюджете на 2007 год» Магнитогорскому городскому округу была предусмотрена субвенция на указанные цели в сумме 557,6 тыс. руб. При проведении территориального землеустройства земельных участков в 2007 году проведено авансирование в размере 30% от годового объема - 167,28 тыс. руб.

В 2008 году средства областного бюджета на проведение территориального землеустройства земельных участков предусмотрены не были.

Учитывая отсутствие финансовых средств в 2008 году на предоставление отдельным категориям граждан мер соцподдержки, окончание 31.12.2007 действия постановления Губернатора области № 290, у Магнитогорского городского округа (в лице уполномоченных органов) отсутствовали правовые основания для выполнения обязательств по договорам с ООО «Земля» по финансированию работ за счёт субвенций из областного бюджета.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд пришёл к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Как видно из материалов дела, постановлением Губернатора Челябинской области от 14.09.2007 № 290 утверждено «Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан дополнительных мер социальной поддержки при проведении территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и о порядке расходования средств областного бюджета, выделяемых на указанные цели».

На основании постановления Правительства Челябинской области от 14.09.2007 № 290 «О порядке предоставления отдельным категориям граждан дополнительных мер социальной поддержки при проведении территориального землеустройства земельных участков на территории Челябинской области» и справок Управления социальной защиты населения Администрации города Магнитогорска между ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41 Саймой Ханифовной, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66 Галлией, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО101, ФИО102, ФИО103, ФИО104, ФИО105, ФИО106, ФИО107, ФИО108, ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО112, ФИО113, ФИО114, ФИО115, ФИО116, ФИО117, ФИО118, ФИО119, ФИО120 Ильичём, ФИО121, ФИО122, ФИО123, ФИО124, ФИО125, ФИО126, ФИО127, ФИО128, ФИО129, ФИО84, ФИО130, ФИО131, ФИО132, ФИО133, ФИО134, ФИО135, ФИО136, ФИО137, ФИО138, ФИО139, ФИО140, ФИО141, ФИО142, ФИО143, ФИО144, ФИО145, ФИО146, ФИО147, ФИО148, ФИО149, ФИО150, ФИО151, ФИО152, ФИО153, ФИО154, ФИО155, ФИО156, ФИО157, ФИО158, ФИО159, ФИО160, ФИО161, ФИО162, ФИО163, ФИО164, ФИО165, ФИО166, ФИО167, ФИО168, ФИО169, ФИО170, ФИО171, ФИО172, ФИО173, ФИО174, ФИО175, ФИО176, ФИО177, ФИО178, ФИО179, ФИО180, ФИО181, ФИО182, ФИО183, ФИО184, ФИО185, ФИО186, ФИО187, ФИО188, ФИО189, ФИО190, ФИО191, ФИО192, ФИО193, ФИО194, ФИО195, ФИО196, ФИО197, ФИО198, ФИО199, ФИО200, ФИО201, ФИО202, ФИО203, ФИО204, ФИО205, ФИО206, ФИО207, ФИО208, ФИО209, ФИО210, ФИО211, ФИО212, ФИО213, ФИО214, ФИО215, ФИО216, ФИО217, ФИО218, ФИО219, ФИО220, ФИО221, ФИО222, ФИО223, ФИО224, ФИО225, ФИО226, ФИО227, ФИО228, ФИО229, ФИО230, ФИО231, ФИО232, ФИО233, ФИО234, ФИО235, ФИО236, ФИО237, ФИО238, ФИО239, ФИО240, ФИО241, ФИО242, ФИО243, ФИО244, ФИО245, ФИО246, ФИО247, ФИО248, ФИО249, ФИО250, ФИО251, ФИО252, ФИО253, ФИО254, ФИО255, ФИО256 (индивидуального жилищного строительства), ФИО257, ФИО258, ФИО259, ФИО260, ФИО261, ФИО262, ФИО263, ФИО264, ФИО265, ФИО266, ФИО267, ФИО268, ФИО269, ФИО270, ФИО271, ФИО272, ФИО273, ФИО274, ФИО275, ФИО276, ФИО277, ФИО278, ФИО279, ФИО280, ФИО281, ФИО282, ФИО283, ФИО284, ФИО285, ФИО286, ФИО287, ФИО288, ФИО289, ФИО290, ФИО291, ФИО292, ФИО293, ФИО294, ФИО295, ФИО296, ФИО53, ФИО297, ФИО298, ФИО299, ФИО300, ФИО301, ФИО302, ФИО303, ФИО304, ФИО305, ФИО306, ФИО307, ФИО308, ФИО309, ФИО310, ФИО311, ФИО312, ФИО313, ФИО314, ФИО315, ФИО316, ФИО317, ФИО318, ФИО319, ФИО320, ФИО321, ФИО322, ФИО323, ФИО324, ФИО325, ФИО326, ФИО327, ФИО328 (индивидуального жилищного строительства), ФИО329, ФИО330, ФИО41 Нургаяной (индивидуального жилищного строительства), ФИО331, ФИО332, ФИО333, ФИО334, ФИО335, ФИО336, ФИО337, ФИО338, ФИО339, ФИО340, ФИО341, ФИО342, ФИО343, ФИО344, ФИО345, ФИО346, ФИО347, ФИО348, ФИО349, ФИО350, ФИО351, ФИО352, ФИО353, ФИО354, ФИО355, ФИО356, ФИО357, ФИО358, ФИО359, ФИО360, ФИО361, ФИО362, ФИО363, ФИО364, ФИО365, ФИО366, ФИО367, ФИО368, ФИО369, ФИО370, Снегирь Галиной Александровной, ФИО371, ФИО372, ФИО373, ФИО374, ФИО375, ФИО376, ФИО377, ФИО378 (индивидуального гаражного строительства), ФИО379, ФИО380, ФИО381, ФИО382, ФИО383, ФИО384 (индивидуальное жилищное строительство), ФИО385, ФИО386, ФИО387, ФИО388, ФИО389, ФИО390, ФИО391, ФИО392, ФИО393, ФИО394, ФИО395, ФИО396, ФИО397, ФИО398, ФИО399, ФИО400, ФИО401, ФИО402, ФИО403 (заказчик), Администрацией города Магнитогорска (плательщик) и ООО «Земля» (исполнитель) марте 2008 года заключены договоры (л.д. 13-15 том 1), согласно которым, исполнитель обязуется отказывать заказчику услуги: проведение территориального землеустройства в отношении земельных участков расположенных по адресу: СНТ «Металлург-2», предназначенного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки. Исполнитель оказывает услуги лично и обязуется представлять плательщику акт выполненных работ, подписанный заказчиком и счёт-фактуру на перечисление сумм возмещения расходов; вести учёт граждан, реализовавших право на дополнительные меры социальной поддержки и связанных с этим расходов. Ежемесячно, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчётным, представлять плательщику документы о расходах, связанных с представлением указанных дополнительных мер, в форме согласно постановлению.

Плательщик обязуется возместить расходы исполнителя, осуществляющего проведение работ по территориальному землеустройству, в соответствии с предоставленными отчётными документами по цене 3 000 руб, но не более предельных максимальных цен, установленных Законом Челябинской области от 25.01.2007 № 101-ЗО «О предельных максимальных ценах работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства».

Договоры вступают в силу с момента их подписания и действуют до полного выполнения сторонами своих обязательств (л.д. 13-15, 97-102, 104-115, 118-150 том 1; л.д. 1-36, 38-94, 98-151 том 2, л.д. 1-21, 25-108, 115-150 том 3, л.д. 1-150 том 4, л.д. 1-24, 30-152 том 5, л.д. 1-33, 39-152 том 6, л.д. 1-51, 58-153 том 7, л.д. 1-93, 98-151 том 8, л.д. 1-75, 79-147 том 9).

Истцом представлены ответчику реестры (приложение № 4 к постановлению главы города от 22.11.2007 № 8157-п с указанием Ф.И.О., даты рождения, адреса по месту регистрации, льготной категории, номера и даты льготного документа, суммы расходов (л.д. 16-56, 103, 116-117 том 1, л.д. 37, 95-97 том 2, л.д. 22-24, 109-114 том 3, л.д. 25-29 том 5, л.д. 34-38 том 6, л.д. 52-57 том 7, л.д. 94-97 том 8, л.д. 76-78 том 9, л.д. 26-53 том 10), а также акты проведения территориального землеустройства (л.д. 57-68, 79-90 том 1) на общую сумму 1 432 500 руб.

Ответчик платёжным поручением № 158 от 18.04.2008 (л.д. 69) уплатил истцу 84 900 руб, субвенции на проведение землеустройства.

Сторонами подписан акт сверки взаимных расчётов по состоянию на 31.12.2008 (л.д. 70) согласно которому задолженность в пользу истца 1 347 600 руб за период с 26.12.2007 по 10.10.2008.

Согласно постановлению Правительства Челябинской области от 15.08.2007 № 172-П «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проведении территориального землеустройства земельных участков» отдельным категориям граждан установлены дополнительные меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 3 Закона Челябинской области от 24.11.2005 № 430-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки некоторым категориям граждан в части освобождения от оплаты работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства

На основании постановления Губернатора Челябинской области от 14.09.2007 № 290 утверждено «Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан дополнительных мер социальной поддержки при проведении территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и о порядке расходования средств областного бюджета, выделяемых на указанные цели», срок действия указанного постановления установлен до 31.12.2007.

Согласно пунктам 6, 8 Положения возмещение расходов организаций, осуществляющих проведение работ по территориальному землеустройству должно производится уполномоченными органами местного самоуправления на основании договоров, заключаемых уполномоченным органом и исполнителями работ, в пределах объёмов финансирования, предоставляемых местным бюджетам в виде субвенций.

На основании постановления главы города Магнитогорска Челябинской области от 22.11.2007 № 8157-П, утверждено Положение «О порядке предоставления отдельным категориям граждан дополнительных мер социальной поддержки при проведении территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на территории г. Магнитогорска, и о порядке расходования средств областного бюджета, выделяемых на указанные цели», в пунктах 9, 10 которого закреплено, что Управление социальной защиты населения возмещает исполнителям работ расходы, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан дополнительных мер социальной поддержки по территориальному землеустройству, на основании документов, указанных в подпункте 4 пункта 8; Распределение сумм, подлежащих возмещению, между исполнителями работ осуществляется с учётом отношения расходов каждого исполнителя работ, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан дополнительных мер социальной поддержки, к суммарным аналогичным расходам всех исполнителей работ, расположенных на территории г. Магнитогорска, документально подтвердивших произведённые расходы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу статьи 780 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлены обязанность должника, исполнить обязательство надлежащим образом в соответствии с его условиями и требованиями действующего законодательства и право кредитора требовать от должника исполнения его обязанности, пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определён моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.

Согласно пункту З статьи 12 Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» допускается использование средств местного бюджета в порядке, определённом соответствующим органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В рассматриваемом случае обязательство по оплате стоимости выполненных истцом работ возникло у ответчика, доказательства, свидетельствующие оплату выполненных работ, ответчик в материалы дела не представил (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Истец за подачу иска в арбитражный суд платёжным поручением № 338 от 16.12.2008 уплатил государственную пошлину в размере 18 238 руб (л.д. 9 том 1), которая относится на ответчика в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворённых исковых требований. Расходы на оплату услуг представителя, понесённые лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Таким образом, право на возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя возникает при условии фактического несения стороной затрат, получателем которых является лицо, оказывающее юридические услуги, при этом размер указанных затрат определяется соглашением между указанными лицами.

В рассматриваемом случае, между ООО «Земля» (доверитель) и ФИО1 (представитель) 01.12.2008 заключён договор оказания юридических услуг (л.д. 3 том 10) согласно которому доверитель поручает, а представитель принимает на себя обязательство представлять интересы доверителя в арбитражном суде по иску о возмещении с ответчика расходов по проведению территориального землеустройства, стоимость услуг 20 000 руб; на основании договора от 01.12.2008 ООО «Земля» выдало ФИО1 20 000 руб (расходный кассовый ордер от 01.12.2008 (л.д. 2 том 10), учитывая категорию спора, количество судебных заседаний (три) их продолжительность, количество письменных доказательств представленных в материалы дела, отсутствие доказательств, свидетельствующих о явной несоразмерности стоимости услуг представителя, а также результат рассмотрения настоящего дела, арбитражный суд пришёл к выводу, что взысканию подлежит 20 000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, частью 1 статьи 171, статьёй 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Взыскать с ответчика, Администрации города Магнитогорска, за счёт казны муниципального образования Магнитогорский городской округ, <...>, в пользу истца, Общества с ограниченной ответственностью «Земля», <...> 347 600 руб, основного долга, а также 18 238 руб, судебных расходов, связанных с уплатой истцом государственной пошлины и 20 000 руб, связанных с оплатой услуг представителя.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья А.Г. Воронин

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru. или Федерального арбитражного суда Уральского округа http:// www.fasuo.arbitr.ru.