ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-27536/2017 от 16.04.2018 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

23 апреля 2018 года Дело № А76-27536/2017

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 23 апреля 2018 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Н.В. Шведко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Яровой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Южно-Уральской железной дороги, г. Челябинск,

к публичному акционерному обществу «Магнитогорский металлургический комбинат», г. Магнитогорск Челябинской области,

о взыскании 74 552 руб. 40 коп.,

в судебном заседании приняли участие:

представитель истца: ФИО1, по доверенности от 03.04.2018 (сроком по 18.12.2020), личность установлена по паспорту;

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Южно-Уральской железной дороги, г. Челябинск, 01.09.2017 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Магнитогорский металлургический комбинат», г. Магнитогорск Челябинской области, о взыскании сбора за маневровую работу в размере 74 552 руб. 40 коп.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 07.09.2017 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 01.11.2017 в порядке ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, с соблюдением требований ст.ст. 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в судебное заседание полномочного представителя не направил.

На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании истец поддержал свою правовую позицию, изложенную им ранее в исковом заявлении. Представил возражения на отзыв, против доводов ответчика возражает.

Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором против удовлетворения исковых требований возражает.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, между ОАО «РЖД» и ОАО «ММК» заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станциях Магнитогорск - Грузовой и ФИО3 ЮУЖД №5/12 от 01.02.2013г., сроком действия с 01.07.2013г. по 31.03.2018г., именуемое в дальнейшем Договор, где ОАО «РЖД» является «Перевозчиком», ОАО «ММК» «Владельцем».

В соответствии с п. 5 пп. 5.1 Договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика: по станции ФИО2 – на выставочные пути: пути парков «А» и «С» станции ФИО2, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца. Вагоны, принятые Владельцем на выставочных путях станции Магнитогорск - Грузовой, должны быть убраны его локомотивом не позднее, чем через 30 минут после приема.

Согласно п. 9.1 Договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются Перевозчику локомотивом Владельца на выставочные пути: пути парков «А» и «В» составами, сформированными в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Перевозчика.

Согласно п.5.2.6 Единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования ОАО «ММК» и станцией примыкания ФИО2 и ФИО3 ЮУЖД при наличии в передаточном составе вагонов, которые по какой-то причине не приняты к перевозке, работники станции ФИО2 или ФИО3 составляют акт общей формы о непринятии перевозчиком данного вагона, с указанием причин неприема к перевозке и предъявляют акт на подпись приемосдатчику станции передача ОАО «ММК», который обязан подписать акт и в течение 30 минут разместить вагон по соответствующей группе для возврата на железнодорожный путь необщего пользования ОАО «ММК» (при невозможности устранения причин неприема к перевозке на месте).

В случае непредоставления группы для возврата на железнодорожный путь необщего пользования ОАО «ММК» в течение 30 минут после выявления нарушения, приемосдатчик станции Передача ОАО «ММК» обязан вернуть на станцию Магнитогорск Грузовой перевозочный документ с подписанным актом общей формы. В акте общей формы отражается время задержки вагона на пути общего пользования.

В августе, ноябре-декабре 2016 работниками станции ФИО2 было произведено устранение коммерческого брака на вагоны, не принятые к перевозке, о чем составлены акты общей формы, подписанные представителями ответчика без разногласий.

При производстве повторного роспуска задержанных вагонов по назначению была выполнена маневровая работа локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, о чем составлены акты общей формы (т.1, л.д. 78-129), указанные в расчете суммы исковых требований и начислен сбор за маневровую работу в сумме 74 552 руб. 40 коп. (с учетом НДС).

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд о взыскании платы с ответчика.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что обязательства, возникшие из договора, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и с требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иным обычно предъявленным требованием, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

В силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта сбором является не включенная в тариф ставка платы за дополнительные операции или работы, произведенные железной дорогой.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 года № 35/15 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3), независимо от выхода локомотива.

В соответствии с п. 2.7.15 Тарифного руководства № 3 за маневровую работу локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, не совмещенную во времени с подачей и уборкой вагонов, выполняемую по отдельному затребованию организаций, портов, пристаней, оформленную памяткой приемосдатчика (с указанием времени начала и окончания маневровой работы), взимается сбор по ставкам, приведенным в таблице № 12 настоящего Тарифного руководства, за каждые полчаса маневровой работы локомотива, считая неполные полчаса за полные.

К маневровой работе, не совмещенной во времени с подачей и уборкой вагонов и оплачиваемой по настоящему пункту, относятся: перестановка вагонов с одного места погрузки (выгрузки) на другое, перестановка вагонов на весы и под дозировку, уборка их после взвешивания и дозировки, а также осуществление погрузки или выгрузки груза при локомотиве, принадлежащем организации федерального железнодорожного транспорта.

Судом установлено, что произведенные локомотивом ОАО «РЖД» маневровые работы были вызваны необходимостью перемещения вагонов для устранения, выявленных при совершении приемосдаточных операций коммерческих неисправностей по причинам, зависящим от ответчика, ввиду невозможности устранения в момент выявления.

Согласно пункта 9 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 28 9далее по тексту Правила № 28), действовавших на момент составления актов общей формы, в соответствии со статьей 18 Устава грузоотправители обязаны подготавливать грузы в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.

Пунктом 11 Правил № 28 предусмотрено, что погрузка, размещение и крепление грузов в вагонах, контейнерах должны обеспечивать безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, возможность механизации погрузочно-разгрузочных работ, сохранность грузов, вагонов, контейнеров.

Пунктом 23 Правил № 28 предусмотрено, что прием грузов, а также собственных порожних вагонов к перевозке осуществляется перевозчиком с учетом соблюдения требований к подвижному составу в коммерческом отношении

В соответствии с пунктом 24 Правил № 28 в случае, если в момент фактической передачи вагонов с грузами перевозчиком будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о коммерческой неисправности вагонов или повреждения груза (например, отсутствие ЗПУ, неисправные ЗПУ, открытые люки, повреждение обшивки вагонов и контейнеров с доступом к грузу и т.п.), вагоны с грузами к отправлению не принимаются, памятка приемосдатчика перевозчиком не подписывается и вагоны с грузами находятся на ответственном простое грузоотправителя.

Грузоотправитель обязан устранить выявленные перевозчиком неисправности и вновь предъявить вагоны с грузами перевозчику.

Факт задержки вагонов с грузами к отправлению оформляется перевозчиком актом общей формы, в порядке, предусмотренном Правилами составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте.

Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику сбора, представлены акты общей формы, составленные по факту выполнения маневровой работы не связанной с подачей и уборкой вагонов.

В соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 45 (далее по тексту Правила № 45) акт общей формы составляется во всех случаях для удостоверения обстоятельств, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Пунктом 3.4 Правил № 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил № 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "Подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы.

При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Факт ожидания подачи и приемки вагонов подтвержден представленными истцом актами общей формы. Факт нахождения вагонов, прибывших в адрес ответчика, на путях общего пользования ввиду неприема их ответчиком подтверждается также памятками приемосдатчика.

Все акты общей формы, предоставленные в материалы дела, составлены в соответствии с Правилами № 45.

Факт выполнения данных работ локомотивом исполнителя подтверждается соответствующими актами общей формы, в которых зафиксированы коммерческая неисправность вагонов и невозможность их приема к перевозке. Акты оформлялись при участии представителя ответчика.

Устранение коммерческих неисправностей было произведено работниками ответчика, что подтверждается актами общей формы, представленными в материалы дела. Подписи представителей ответчика в актах общей формы имеются. Акты общей формы подписаны без замечаний.

Отсутствие заявки не опровергает того обстоятельства, что перевозчиком были осуществлены маневровые работы не совмещенные с подачей и уборкой локомотивом истца.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 №47-т/5 утвержден Прейскурант №10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство №1, части 1 и 2, далее -Прейскурант), которым установлены ставки основных тарифов. Указанные тарифы применяются на всех участках инфраструктуры РЖД широкой и узкой колеи, принятых в постоянную эксплуатацию, являются обязательными и едиными для всех пользователей услугами РЖД.

Пунктом 1.16 Прейскуранта определен перечень начально-конечных операций, включенных в состав провозной платы (тарифа) :

- уведомление о прибытии груза и о подаче груженых или порожних вагонов на железнодорожные пути необщего пользования или к фронтам погрузки (выгрузки) на местах общего пользования;

- текущий ремонт порожних вагонов общего парка при подготовке их под погрузку;

- техническое обслуживание на железнодорожных станциях грузовых вагонов общего парка или собственных (арендованных) вагонов;

- техническое обслуживание и текущий ремонт контейнеров общего парка;

- осмотр вагонов общего парка в техническом и коммерческом отношении для подачи грузоотправителям под определенные грузы;

- подготовка под налив цистерн, бункерных полувагонов общего парка;

- подгруппировка вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) определенным грузоотправителям (грузополучателям) и подготовка их к подаче;

- прием к отправлению (включая проверку правильности погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе) и выдача грузов, а также оформление перевозочных документов железнодорожной станцией;

- выполнение приемо-сдаточных операций (осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении);

- маневровая работа по расформированию поездов различных категорий (маршрутных, передаточных, вывозных, сборных), прибывших на железнодорожные станции погрузки, выгрузки, по предназначению вагонов и грузов, а также по формированию на железнодорожной станции отправления поездов различных категорий;

- маневровая работа по подаче (уборке) порожних и груженых вагонов на (с) выставочные (приемо-сдаточные) пути, принадлежащие РЖД и расположенные в пределах железнодорожной станции;

- маневровая работа по подаче (уборке) порожних и груженых вагонов в места общего пользования железнодорожных станций при осуществлении погрузки (выгрузки) грузов средствами РЖД;

- технологические операции с контейнерами, не связанные с работой по приему и выдаче грузов, за исключением грузов, перевозимых под таможенным контролем (поднятие контейнера краном для осмотра с целью проверки сохранности и постановка его на место; перестановка контейнера на контейнерной площадке при перегруппировке по направлениям; поворот контейнера "дверями внутрь" для обеспечения сохранности груза (свертка); снятие контейнера с верхнего яруса (для изъятия контейнера из нижнего яруса и погрузки изъятого контейнера).

Кроме того, в тарифы, указанные в настоящем Тарифном руководстве, по начально-конечным операциям, включены следующие расходы:

- по содержанию и обслуживанию зданий, сооружений, оборудования и инвентаря хозяйства грузовой и коммерческой работы и хозяйства перевозок;

- по содержанию технологических центров по обработке перевозочных документов;

- по амортизации, содержанию и ремонту станционных путей (без железнодорожных путей необщего пользования), устройств сигнализации и связи, вагонов, контейнеров общего парка при перевозке в них грузов, а также расходы по приему и отправлению поездов на железнодорожных станциях, работе поездных локомотивов, их амортизации, содержанию и капитальному ремонту.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что маневровая работа локомотивом истца не совмещена во времени с подачей и уборкой вагонов, выполнялась в связи с необходимостью отцепки коммерчески неисправных вагонов, не принадлежащих перевозчику, от поездного формирования, и не может быть отнесена к начально-конечным операциям, поскольку не обладает признаками, перечисленными в пункте 1.16 Прейскуранта 10-01.

При этом судом установлено, что между сторонами сложились фактические отношения возмездного оказания услуг, регулируемые гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В подтверждение факта и времени выполнения маневровой работы локомотивом ОАО «РЖД», истцом в материалы дела представлены акты общей формы (т.1, л.д. 78-129), в которых зафиксированы коммерческая неисправность вагонов и невозможность их принятия к перевозке, а также время маневровой работы.

Также в материалах дела имеются справки из автоматизированной системы управления Станция «история вагона», из которых видно на каких путях станции находился вагон, а также перемещения вагона.

Материалами дела (акты общей формы) подтверждено, что спорная маневровая работа выполнялась в связи с необходимостью перестановки коммерчески неисправных вагонов, не принадлежащих перевозчику, что не оспаривается ответчиком.

Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу о доказанности факта оказания услуг, не совмещенных по времени с подачей и уборкой вагонов по перемещению вагонов и возникновения у ответчика в силу ст. 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности по оплате сбора в сумме 74 552 руб. 40 коп. (в т.ч. НДС 18%).

Государственная пошлина при обращении с исковым заявлением в суд подлежит уплате в соответствии со ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) с учетом ст. ст. 333.21, 333.22, 333.41 НК РФ.

Государственная пошлина, подлежащая уплате за рассмотрение настоящего иска, составляет 2 982 руб.00 коп.

Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 2 982 руб.00 коп. по платежному поручению № 1214421 от 26.04.2017.

Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат возмещению истцу за счет ответчика в сумме
2 982 руб.00 коп.

Руководствуясь ст. ст. 110, 156, 167-170, ч. 1 ст. 171, ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ответчика – публичного акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат», г. Магнитогорск Челябинской области в пользу истца - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Южно-Уральской железной дороги, г. Челябинск, денежные средства в сумме 74 552 руб. 40 коп. и в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2 982 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья Н.В. Шведко

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда httр://18aas.аrbitr.ru