Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск Дело №А76-29910/2017
02 апреля 2018 г.
Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2018 г.
Полный текст решения изготовлен 02 апреля 2018 г.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Е.А. Михайлова,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания В.А. Секлецовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Ирида», г.Челябинск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», г.Челябинск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: товарищество собственников недвижимости «Березка», г.Челябинск
о признании незаконным и отмене постановления
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1, действующего на основании доверенности от 09.01.2018 №01, паспорт;
от ответчика: ФИО2, действующего на основании доверенности от 22.12.2017 №1, удостоверение;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: не явился, извещен;
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Ирида», г.Челябинск (далее – заявитель), обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», г.Челябинск (далее – ответчик), о признании незаконным и отмене постановления от 11.09.2017 №505 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.13.19.2 КоАП РФ (т.1 л.д.3-6).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников недвижимости «Березка», г.Челябинск.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (т.1 л.д.36-38).
Третье лицо явку в судебное заседание не обеспечило, извещено о судебном разбирательстве с соблюдением требований статей 121-123 АПК РФ (т.2 л.д.48).
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства дела.
Как установлено судом, ООО УО «Ирида» зарегистрировано в качестве юридического лица 12.11.2012 (л.д.22), имеет лицензию от 26.03.2015 №0042 на осуществление управления многоквартирными домами (л.д.72).
Собственниками помещений в многоквартирном доме № 2в по улице Румянцева в городе Челябинск 17.05.2017 г. проведено общее собрание, на котором принято решение о расторжении договора управления с ООО УО «Ирида», и выборе способа управления – управление товариществом собственников жилья, путем присоединения к существующему ТСН «Березка». Указанный протокол в порядке, установленном статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, был предоставлен в Главное управление, а также направлен в адрес ООО УО «Ирида» почтовым отправлением, которое получено адресатом 26.06.2017.
ООО УО «Ирида» на сайте ГИС ЖКХ не разместил информацию о расторжении договора управления в многоквартирном доме по адресу: <...>.
Данный факт подтверждается информацией сайта http://dom.gosuslugi.ru/ (скриншот страницы сайта).
14.08.2017, в присутствии представителя общества по доверенности ФИО3, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №49/505 по признакам нарушения части 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ (т.1 л.д.58-63). Копия протокола вручена указанному представителю 14.08.2017, о чем имеется соответствующая отметка в протоколе (т.1 л.д.63).
11.09.2017 заместителем начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» ФИО4 в отношении ООО УО «Ирида» вынесено постановление №505 о привлечении управляющей компании к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ, в виде взыскания предупреждения (т.1 л.д.40-43).
Постановление вынесено в присутствии представителя общества ФИО1, действующего на основании доверенности от 11.09.2017. Копия постановления вручена указанному представителю 19.09.2017 (т.1 л.д.39).
ООО УО «Ирида» не согласилось с постановлением административного органа от 11.09.2017 №505 и обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии со статьей 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Суд приходит к выводу, что срок для обращения с заявлением в арбитражный суд заявителем не пропущен.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 названной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
По части 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого постановления) неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации - влечет наложение административного штрафа на физических лиц, осуществляющих непосредственное управление многоквартирным домом, - в размере одной тысячи рублей; на физических лиц, являющихся администраторами общих собраний, - пятнадцати тысяч рублей; на должностное лицо органа местного самоуправления - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющих коммунальные услуги, - двухсот тысяч рублей; на юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, - тридцати тысяч рублей; на иных юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Федеральным законом от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в Российской Федерации предусмотрена информационная система ГИС ЖКХ.
В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установлено, что информация, указанная в статье 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства с 1 августа 2015 года.
При этом статья 198 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность лицензиатов в сфере осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами размещать информацию, в том числе о многоквартирных домах, находящихся в управлении и пр.
Таким образом, управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании лицензии, обязаны до 01.08.2015 зарегистрироваться и разместить соответствующую информацию в ГИС ЖКХ.
Согласно подпунктам 2 и 11 части 3 статье 7 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают, в числе прочего: порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, в системе, а также адрес официального сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Приказом Минкомсвязи России №5904, Минстроя №934/пр от 30.12.2014 «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Закона №209-ФЗ, определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.
Состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, утвержден Приказом Минкомсвязи России №368, Минстроя России №691/пр от 29.09.2015 «Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Материалами дела установлено, что необходимая информация обществом на сайте - www.dom.gosuslugi.ru. не была размещена, в связи с чем применена административная ответственность.
ООО УО «Ирида» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности № 0042 от 26.03.2015 г.
Собственниками помещений в многоквартирном доме № 2в по улице Румянцева в городе Челябинск 17.05.2017 г. проведено общее собрание, на котором принято решение о расторжении договора управления с ООО УО «Ирида», и выборе способа управления – управление товариществом собственников жилья, путем присоединения к существующему ТСН «Березка». Указанный протокол в порядке, установленном статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, был предоставлен в Главное управление, а также направлен в адрес ООО УО «Ирида» почтовым отправлением, которое получено адресатом 26.06.2017 г.
Согласно части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
ООО УО «Ирида» на сайте ГИС ЖКХ не разместил информацию о расторжении договора управления в многоквартирном доме по адресу: <...>.
Данный факт подтверждается информацией сайта http://dom.gosuslugi.ru/ (скриншот страницы сайта).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, в связи с чем, суд считает, что у заявителя имелась возможность для своевременного размещения соответствующих сведений, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для этого.
Таким образом, состав вменяемого административного правонарушения в действиях общества доказан.
Довод заявителя об отсутствии в его действиях события административного правонарушения судом отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права.
Между тем, с учетом установленных обстоятельств дела, суд полагает возможным применить малозначительность к совершенному обществом правонарушению в силу следующего.
В силу пункта18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» установлено, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Суд, исследовав и оценив в соответствии с требованиями, установленными статьей 71 АПК РФ, материалы дела, установил, что совершенное Учреждением административное правонарушение является малозначительным и обладает низкой степенью общественной опасности, поскольку действия нарушителя не причинили значительного общественного вреда.
Таким образом, учитывая положения Европейской конвенции о защите прав человека от 20.03.1952 о разумном балансе публичного и частичного интереса (размер штрафа), а также конституционные принципы справедливости, заложенные в праве, суд полагает возможным освободить ООО УО «Ирида» от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности правонарушения
Суд отмечает, что законодатель в статье 2.9 КоАП РФ предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающему дело, при определенных условиях применить в отношении нарушителя устное замечание, как метод воспитательного воздействия, который не связан ни с административным наказанием, ни с мерой общественного воздействия.
Устное замечание не влечет юридических последствий для нарушителя. Однако он должен осознать противоправность своего поведения, с тем, чтобы не допускать подобного в будущем. Установление в законе такой меры воздействия, как устное замечание, дает возможность говорить о неотвратимости реагирования на каждое правонарушение, в том числе и малозначительное.
Согласно пункту 17 вышеназванного постановления Пленума, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» от 11.09.2017 №505 о привлечении общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Ирида» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья Е.А. Михайлова