АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
6 июня 2019 года Дело № А76-30552/2018
Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 6 июня 2019 года
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зоновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело позаявлению
Министерство экономического развития Челябинской области, г. Челябинск (ОГРН <***>)
к Управлению Федерального казначейства по Челябинской области, г. Челябинск (ОГРН <***>)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Правительства Челябинской области, г.Челябинск;
фонда финансирования промышленности и предпринимательства Челябинской области – территория бизнеса (Микрокредитная компания), г. Челябинск;
Министерства экономического развития Российской Федерации, г. Москва
о признании незаконным предписания от 25.06.2018 № 69-12-87/21-2358
при участии в заседании:
заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 22.01.2018 № 01-307, паспорт;
заинтересованного лица: ФИО2 – представителя по доверенности от 12.04.2017 № 69-12/08-62-02-10, удостоверение; ФИО3 - представителя по доверенности от 23.08.2018 № 69-12/08-62-02-10, удостоверение;
третьего лица – фонда финансирования промышленности и предпринимательства Челябинской области – территория бизнеса (Микрокредитная компания): ФИО4 - представителя по доверенности от 09.01.2019, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Челябинской области (далее – Минэкономразвития Челябинской области ) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления Федерального казначейства по Челябинской области (далее – УФК по Челябинской области ) от 25.06.2018 № 69-12-87/21-2358 .
Заявитель считает, что оспариваемое предписание противоречит законодательству Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы в экономической сфере.
УФК по Челябинской области представило отзыв на заявление от 16.11.2018 № 69-12-87-01/01/08-635, дополнения к отзыву от 14.02.2019 № 69-12-8701/08-46, в которых оспариваемое предписание находит правомерным, требование заявителя – подлежащим отклонению (т.5 л.д.86-96, т.3 л.д.139-140, т.4 л.д.18-27, т.5 л.д.3-7, 52-55).
На основании статьи 51 АПК РФ определениями суда от 22.11.2018 и 04.03.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Челябинской области (далее – Правительство); Министерство экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития России); фонд финансирования промышленности и предпринимательства Челябинской области – территория бизнеса (Микрокредитная компания) – после переименования (далее – Фонд).
Фонд представил отзыв на заявление от 19.01.2019, в котором поддержал требование заявителя (т.4 л.д.93-94).
Правительство Челябинской области представило отзыв от 04.04.2019 № 205, в котором выразило единство с позицией заявителя (т.5 л.д.25-29).
Минэкономразвития России представило объяснение от 20.04.2019 № Д024-13678, в котором указало, что обязательство по достижению значений показателей результативности использования субсидий по соглашению 2017 года выполнены (т.5 л.д.55-59).
Правительство и Минэкономразвития России явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены с соблюдением положений статей 121-123 АПК РФ.
При таких обстоятельствах на основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей указанных третьих лиц.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали позиции, изложенные ими в заявлении и в отзывах на заявление соответственно.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявление Минэкономразвития Челябинской области подлежащим отклонению по следующим мотивам.
Как следует из материалов настоящего дела, УФК по Челябинской области в соответствии с приказом от 05.04.2018 № 227 «О назначении плановой выездной проверки в Министерстве экономического развития Челябинской области» в период с 09.04.2018 по 29.05.2018 проведена плановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» за 2017 год (т.4 л.д.1-3, 8-10).
В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета и ценные бумаги объектов контроля, а именно:
1.Министерством предоставлена субсидия Фонду «Центр микрофинансирования Челябинской области» (Микрокредитная компания) (далее - Центр микрофинансирования) при отсутствии документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка определения объема и предоставления в 2017 году субсидии в виде имущественного взноса Фонду «Центр микрофинансирования Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 21.09.2017 № 517-П (далее - Порядок № 517-П), пунктом 3.2.1 договора от 21.09.2017 № 68-МБ/С о предоставлении субсидии Фонду «Центр микрофинансирования Челябинской области» (Микрокредитная компания) в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ (далее - Договор № 68-МБ/С), что является нарушением условий предоставления субсидии и основанием для направления Министерством требования об обеспечении возврата средств субсидии в сумме 106 332 285,72 руб. (в том числе субсидии из федерального бюджета - 74 432 600 руб.).
Нарушенные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств (со ссылками на соответствующие пункты, части, статьи):
пункт 2 статьи 78.1, подпункт 10 пункта 1 статья 158 БК РФ, подпункт «б» пункта 2 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 № 541 (далее - Общие требования, утвержденные Постановлением № 541), пункт 7, 18 Порядка № 517-П, пункт 3.2.1, 5.1.6, 5.3.1 Договора № 68-МБ/С.
Перечень документов, подтверждающих нарушение:
объяснения ответственного должностного лица-исполняющего обязанности начальника управления инвестиционного развития Министерства Е. ФИО7, ответственного должностного лица - руководителя Центра микрофинансирования ФИО5, ответственного должностного лица - заместителя начальника управления инвестиционного развития Министерства ФИО6, копия Договора № 68-МБ/С.
2.Министерством, дополнительным соглашением от 29.12.2017 № 2 к Договору № 68-МБ/С обязанность по возврату не использованного остатка по состоянию на 01.01.2018 исключена, чем допущено ненадлежащее осуществление реализации подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2016-2019 годы» государственной программы Челябинской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области» на 2016-2019 годы» (далее - подпрограмма «Поддержка и развитие МСП»), утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16.12.2015 № 623-П «О государственной программе Челябинской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области» на 2016-2019 годы и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области» (далее - Постановление № 623-П), в связи с необеспечением возврата Центром микрофинансирования в бюджет Челябинской области не использованного по состоянию на 01.01.2018 в сумме 106 332 285,72 рублей (в том числе субсидии из федерального бюджета - 74 432 600 руб.) остатка субсидии.
Нарушенные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств (со ссылками на соответствующие пункты, части, статьи):
Статья 158, пункт 5 статьи 242 БК РФ, пункт 10 подпрограммы «Поддержка и развитие МСП», утвержденной Постановлением № 623-П, пункт 5.1.6 Договора № 68-МБ/С с учетом положений пункта 2 статьи 179, пункта 1 статьи 5 БК РФ, подпункт «д» пункт 4 Общих требований, утвержденных постановлением № 541, приказа Министерства финансов Челябинской области от 14.07.2017 № 01/5-121 «Об утверждении Типовой формы договора (соглашения) о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
Перечень документов, подтверждающих нарушение:
Копии Соглашения о предоставление субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 22.02.2017 № 139-08-220, дополнительных соглашений от 09.06.2017 № 139-08-220/1, от 27.10.2017 № 139-08-220/2, платежного поручения от 26.09.2017 № 630044, отчета о состоянии лицевого счета администратора доходов бюджета № 04692000520 на 01.01.2018, Договора № 68-МБ/С, дополнительного соглашения № 2 к Договору № 68-МБ/С, платежного поручения от 25.12.2017 № 531795, выписки из лицевого счета № <***> за период с 01.12.2017 по 31.12.2017, отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета по состоянию на 01.01.2018 (форма по ОКУД 0503127), отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом по состоянию на 01.01.2018 (форма по ОКУД 0503324), сведений по дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2018 (форма по ОКУД 0503169), Главной книги за декабрь 2017 год, акта сверки взаимных расчетов за период 2017 года между Министерством и Центром Микрофинансирования.
3.Министерством дополнительным соглашением 29.12.2017 № 2 к Договору № 68-МБ/С установлены показатели результативности использования субсидии, которые не соответствуют показателям результативности использования субсидии, установленным пунктом 52 Правил предоставления и распределения субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316, пунктом 2 приложения № 6 к подпрограммы «Поддержка и развитие МСП», утвержденной Постановлением № 623-П, чем допущено ненадлежащее осуществление реализации подпрограммы «Поддержка и развитие МСП», утвержденной Постановлением № 623-П, в связи с необеспечением достижения показателей результативности использования субсидии Центром микрофинансирования и не осуществлением возврата субсидии в сумме 106 332 285,72 руб. (в том числе субсидии из федерального бюджета - 74 432 600 руб.) в соответствии с пунктом 16 Порядка № 517-П.
Нарушенные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств (со ссылками на соответствующие пункты, части, статьи):
Пункт 52 Правил № 316, пункт 10 подпрограммы «Поддержка и развитие МСП», утвержденной Постановлением № 623-П, пункт 2 приложения № 6 к подпрограмме «Поддержка и развитие МСП», утвержденной Постановлением № 623-П, пункты 5.1.5, 5.1.6 Договора № 68-МБ/С.
Перечень документов, подтверждающих нарушение:
Объяснения ответственного должностного лица, исполняющего обязанности начальника управления инвестиционного развития Министерства ФИО7, копии Договора № 68-МБ/С, дополнительного соглашения от 29.12.2017 № 2 к Договору № 68-МБ/С, отчетов о достижении значений показателей результативности по состоянию на 31.12.2017, 31.03.2018.
Указанные обстоятельства, связанные с нарушением Минэкономразвития Челябинской области бюджетного законодательства российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в сумме 74 432 600 руб. отражены в Акте выездной проверки от 29.05.2018 (т.4 л.д.11-75).
На основании данного Акта УФК по Челябинской области в отношении Минэкономразвития Челябинской области издано предписание от 25.06.2018 № 69-12-87/21-2358 согласно которому заявителю предписано:
возместить причиненный указанными нарушениями ущерб Российской Федерации в сумме 74 432 600 руб. на код бюджетной классификации Российской Федерации 139 2 18 25527 011002 151 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства из бюджетов субъектов Российской Федерации (в части возврата остатков, образовавшихся за счет восстановленной в текущем году дебиторской задолженности прошлых лет)» код цели 17-А44 «Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства» в течение 180 дней с даты получения Предписания или с даты вступления решения суда в законную силу в случае обжалования.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием УФК по Челябинской области, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, Минэкономразвития Челябинской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
УФК по Челябинской области, действует на основании Положения «об Управлении Федерального казначейства по Челябинской области», утвержденного приказом Федерального казначейства РФ от 27.12.2013 № 316.
Оспариваемое предписание вынесено УФК по Челябинской области в соответствии с пунктом 2 статьи 269.2, пунктом 1 статьи 270.2 БК РФ, пунктом 68 Порядка осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092.
Согласно пункту 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 132 БК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 132 БК РФ (в редакции, действующей на момент предоставления субсидии) установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Среди межбюджетных трансфертов, указанных в статье 129 БК РФ, предусмотрены субсидии.
Согласно пункту 2 статьи 26.19 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ), из федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджету субъекта Российской Федерации для долевого финансирования расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из указанных норм БК РФ, Федерального закона № 184-ФЗ в их системном толковании, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления (расходования) субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также определять порядок расчета и объемы предоставляемых субсидий, субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования (софинансирования).
Следовательно, правила предоставления субсидий должны соблюдаться всеми без исключения участниками межбюджетных отношений.
При этом участники межбюджетных отношений, получающие субсидии, в соответствии со статьёй 6 БК РФ именуются получателями средств федерального бюджета.
В проверяемом периоде между Минэкономразвития России и Правительством Челябинской области заключено соглашение о предоставление субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 22.02.2017 № 139-08-220 и дополнительные соглашения от 09.06.2017 № 139-08-220/1, от 27.10.2017 № 139-08-220/2 (далее - Соглашение № 139-08-220).
Соглашение № 139-08-220 заключено в соответствии с требованиями, установленными пунктами 10-12 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее - Правила № 999).
Правила № 999 устанавливают общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Следовательно, предметом правоотношений, возникших в связи с заключением Соглашения № 139-08-220, является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету Челябинской области.
Нарушения, указанные в оспариваемом Предписании, возникли из правоотношений связанных с несоблюдением Минэкономразвития Челябинской области условий Договора № 68-МБ/С о предоставлении субсидии фонду «Центр микрофинансирования Челябинской области» (Микрокредитная компания) в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ (далее - Договор № 68-МБ/С) заключенного между Минэкономразвития Челябинской области и Фондом «Центр микрофинансирования Челябинской области» (Микрокредитная компания), Порядка определения объема и предоставления в 2017 году субсидии в виде имущественного взноса Фонду «Центр микрофинансирования Челябинской области» (Микрокредитная компания), утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 21.09.2017 № 517-П (далее - Порядок № 517-П).
При этом довод заявителя о соблюдении условий Соглашения № 139-08-220 не может оправдывать выявленные в ходе проверки нарушения, которые послужили основанием для вынесения оспариваемого Предписания.
Так в обоснование доводов и требований заявитель указал, что Минэкономразвития Челябинской области условия Соглашения, заключенного между Правительством Челябинской области и Министерством экономического развития Российской Федерации № 139-08-220 от 22.02.2017 соблюдены, в связи с чем, оснований для возврата средств субсидии не имеется.
В тоже время постановлением Правительства Челябинской области от 05.05.2017 № 234-П «О создании микрофинансовой организации Челябинской области - Фонд «Центр микрофинансирования Челябинской области» (Микрокредитная компания)» создан Центр микрофинансирования.
Предметом Договора № 68-МБ/С является предоставление субсидии Центру микрофинансирования в целях обеспечения доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, посредством предоставления микрозаймов.
В соответствии с пунктом 7 Порядка № 517-П и пунктом 3.2.1 Договора № 68-МБ/С субсидия предоставляется при условии предоставления Центром Микрофинансирования в Министерство:
- справки об отсутствии у получателя субсидии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу заключения договора; финансового плана Центра Микрофинансирования на 2017 год.
Поскольку Договор № 68-МБ/С был заключен 21.09.2017, справка подлежала предоставлению по состоянию на 01.08.2017.
Однако, вышеуказанные документы Центром микрофинансирования в Минэкономразвитие Челябинской области не представлены.
При этом, довод заявителя о том, что на указанную дату сведения о юридическом лице не были внесены в реестр юридических лиц, не имеет правового значения для квалификации вменяемого нарушения, поскольку норма закона и договора содержат императивное требование о необходимости наличия данного документа, независимо от срока возникновения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
В соответствии с пунктом 10 Порядка № 517-П основаниями для отказа Фонду в предоставлении Субсидии являются, в том числе несоответствие представленных Фондом документов требованиям настоящего Порядка или непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 18 Порядка № 517-П, пунктом 5.1.6 Договора № 68-МБ/С Минэкономразвитие Челябинской области осуществляет обязательную проверку соблюдения Центром микрофинансирования условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных настоящим порядком и Договором № 68-МБ/С.
Таким образом, Минэкономразвития Челябинской областисубсидия предоставлена Центру микрофинансирования при отсутствии документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка № 517-П, что является нарушением условий предоставления субсидии.
В связи с чем, довод заявителя о соблюдении при предоставлении субсидии условий Договора № 68-МБ/С несостоятелен.
В момент обнаружения в ходе контрольно-ревизионного мероприятия отсутствия документов, предоставление которых требовалось в соответствии с Порядком № 517-П, как от должностных лиц Минэкономразвития Челябинской области, так и от руководителя Центра микрофинансирования Девятковой Ю.Ф., были получены объяснения по указанным фактам, из которых следует, что в связи с тем, что микрофинансовая организация зарегистрирована только 15.08.2017 как юридическое лицо, предоставление справки об отсутствии задолженности по налогам (сборам) не представляется возможным, а необходимость представления финансового плана отсутствовала в связи с тем, что средства микрофинансовой организации выделены только на предоставление микрозаймов (письменное объяснение исполняющего обязанности начальника управления инвестиционного развития Савиной Е. от 24.04.2018, заместителя начальника управления инвестиционного развития Стекачева Д.В., заявление руководителя Фонда Девятковой Ю.Ф. от 21.09.2017, объяснение Девятковой Ю.Ф. от 03.05.2018).
Данные объяснения должностных лиц однозначно свидетельствуют о том, что документы, необходимые и обязательные для предоставления субсидии, у Центра микрофинансирования на момент предоставления субсидии отсутствовали.
Центра Микрофинансирования в материалы настоящего дела представлены финансовый план на 2017 год, справка об отсутствии задолженности от 25.12.2017.
Однако, субсидия в размере 106 332 285, 72 руб. и 571, 43 руб. предоставлена Центру микрофинансирования 22.09.2017 и 26.09.2017 соответственно (заявки на оплату расходов № 121 от 22.09.2017, № 125 от 26.09.2017 подписаны министром экономического развития Челябинской области Смольниковым С.А.), а не 25.12.2017.
Финансовый план Центра микрофинансирования на 2017 год подписан ФИО5 22.12.2018, что не соответствует периоду получения субсидии, в связи с чем, не может являться допустимым доказательством по делу.
Таким образом, с учетом содержания объяснений, данных должностными лицами Минэкономразвития Челябинской области, а также Центра Микрофинансирования , суд относится критически к документам, представленным при оспаривании Предписания ( финансовый план на 2017 год, справка об отсутствии задолженности от 25.12.2017).
Следовательно, субсидия предоставлена Центру микрофинансирования в отсутствие документов, предусмотренных Порядком № 517-П, Договором № 68-МБ/С, а, следовательно, с нарушением условий ее предоставления.
Довод Минэкономразвития Челябинской областио перечислении субсидии только после внесения Фонда в реестр микрофинансовых организаций не подтверждается письменными доказательствами по делу (заявки на оплату расходов № 121 от 22.09.2017, № 125 от 26.09.2017).
При этом, действия по перечислению субсидии на лицевой счет, открытый Получателю субсидии - Центру микрофинансирования в Министерстве финансов Челябинской области 22.09.2017 и 26.09.2017 произведены Министерством в соответствии с пунктом 4.1 Договора № 68-МБ/С и согласуются с пунктом 11 Порядка № 517-П, в редакции, действующей на дату предоставления субсидии, пунктом 5.2.2 Договора № 68-МБ/С.
Довод заявителя о том, что получателем субсидии могла являться только одна организация - Центр микрофинансирования, не является основанием, освобождающим получателя субсидии, а также Минэкономразвития Челябинской области от соблюдения требований бюджетного законодательства, условий предоставления субсидий, напротив, в соответствии с требованиями Порядка № 517-П, Договора № 68-МБ/С отсутствие необходимых документов является основанием для отказа в предоставлении средств субсидии.
Кроме того, приложенный к заявлению о признании незаконным Предписания финансовый план Центра Микрофинансирования содержит нулевые показатели планируемой финансовой деятельности на 2017 год, то есть фактически противоречит целям, установленным Договором № 68-МБ/С, Порядком № 517-П, а, следовательно, свидетельствует о том, что стратегии развития и достижения показателей результативности использования субсидии Центр Микрофинансирования не имел.
Кроме того, предоставление субсидии Центра Микрофинансирования до приобретения им статуса микрофинансовой организации также является нарушением требований Порядка № 517-П и Договора № 68-МБ/С, так как целью предоставления субсидии является предоставление субсидии в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, посредством предоставления микрозаймов.
Статус микрофинансовой организации юридическое лицо приобретает с момента включения ее в государственный реестр микрофинансовых организаций (статья 5 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»).
Следовательно, при таких обстоятельствах, предоставление субсидии Минэкономразвития Челябинской областив 2017 году противоречило требованиям Порядка № 517-П, Договора № 68-МБ/С.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утверждены постановлениям Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 № 541 (далее - Общие требования)
Согласно Общим требованиям, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты местной администрации, устанавливающие порядок определения объема и предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с БК РФ в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации, содержат:
общие положения о предоставлении субсидии;
условия и порядок предоставления субсидии;
требования к отчетности;
требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.
Таким образом, федеральный законодатель уделяет особое внимание необходимости строгого выполнения условий предоставления субсидий, о чем свидетельствует и установленная в законе обязанность проведения главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий (статьи 78, 78.1 БК РФ, пункт 2 Общих требований).
Следовательно, предоставление Минэкономразвитием Челябинской области субсидий Центру Микрофинансирования при отсутствии документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка № 517-П, пунктом 3.2.1 Договора № 68-МБ/С является нарушением условий предоставления субсидии и основанием для направления заявителем в адрес Центра Микрофинансирования требования об обеспечении возврата средств субсидии в сумме 106 332 285,72 руб. (в том числе субсидии из федерального бюджета - 74 432 600 руб.), (пункт 5.1.7 Договора № 68-МБ/С).
Судом также установлено, что полученные в соответствии с Договором № 68-МБ/С средства субсидии Центром микрофинансирования в 2017 году не использованы.
Так по состоянию на 01.01.2018 остаток неиспользованной субсидии в соответствии с выпиской из лицевого счета № <***> за период с 01.12.2017 по 31.12.2017, данными счета 51 «Расчетные счета» и счета 86.01 «Целевое финансирование из бюджета» Главной книги за 2017 год, Отчетом о движении денежных средств за 15.08.2017-декабрь 2017 г. (ф. 0710004), Отчетом о целевом использовании средств за 15.08.2017-декабрь 2017 г. (ф. 0710006), актом сверки взаимных расчетов за период 2017 года между Министерством и Центром микрофинансирования по Договору № 68-МБ/С по состоянию на 31.12.2017, представленными Центром микрофинансирования составлял 106 332 285,72 руб. (в том числе субсидии из федерального бюджета - 74 432 600 руб.).
При этом, возврат неиспользованного остатка субсидии по состоянию на 01.01.2018 в сумме 106 332 285,72 руб. (в том числе субсидии из федерального бюджета - 74 432 600 руб.) Центром микрофинансирования в 2018 году не осуществлен.
Постановлением Правительства Челябинской области от 29.12.2017 № 778-П «О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 21.09.2017 № 517-П» пункт 17 Порядка № 517-П, предусматривающий возврат неиспользованного в текущем финансовом году остатка субсидии, признан утратившим силу и дополнительным соглашением № 2 пункт 5.3.7 Договора № 68-МБ/С изложен в следующей редакции: «по истечении текущего финансового года использовать остаток субсидии на цели, указанные в разделе I настоящего Договора».
Однако, подпунктом «д» пункта 4 Общих требований предусмотрено, что при определении условий и порядка предоставления субсидий в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации указывается условия и порядок заключения между главным распорядителем как получателем бюджетных средств и получателем субсидии соглашения (договора) о предоставлении субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также дополнительного соглашения о расторжении соглашения (при необходимости) в соответствии с типовой формой, установленной соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования, в том числе с учетом особенностей, установленных пунктом 8 Общих требований.
Согласно пункту 6 Порядка 517-П, предоставление Центру микрофинансирования субсидии за счет средств областного бюджета, в том числе средств, поступающих из федерального бюджета, осуществляется на основании договора о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством и Центром микрофинансирования в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Челябинской области.
Типовая форма договора (соглашения) о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ, утверждена приказом Министерства финансов Челябинской области от 14.07.2017 № 01/5-121 «Об утверждении Типовой формы договора (соглашения) о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее - Приказ № 01/5-121), в которой предусмотрено: «получатель обязуется вернуть в областной бюджет неиспользованный остаток субсидии текущего финансового года не позднее первых 10 рабочих дней очередного финансового года» (пункт 5.3.7).
Таким образом, Договор № 68 - МБ/С в редакции дополнительного соглашения № 2 не соответствует Типовой форме договора (соглашения) о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ, утвержденной Приказом № 01/5-121.
В тоже время законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации), а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно статье 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Согласно статье 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями настоящей статьи (пункт 1). Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (пункт 3).
Пунктом 5 статьи 242 БК РФ установлено, что не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Б К РФ, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: категории и критерии отбора субъектов, имеющих право на получение субсидии; цели, условия и порядок предоставления субсидии; порядок возврата субсидии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 5 БК РФ предусмотрено, что закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
В платежных поручениях от 26.09.2017 № 630044, от 26.09.2017 № 630044 в графе назначение платежа указано: «Субсидия в целях обеспечения доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам предоставления микрозаймов Договор № 68-МБ/С от 21.09.17».
Исходя из сложившейся схемы распределения полученных средств субсидии, Центр микрофинансирования не является получателем государственной поддержки, а выступает в качестве посредника между Минэкономразвитием Челябинской области и конечными получателями государственной поддержки в виде микрозаймов. Следовательно, средства субсидии не могут считаться «освоенными» после их зачисления на счет Центра микрофинансирования и должны быть направлены на осуществление мероприятий, указанных в Договоре № 68-МБ/С. Отсутствие в Договоре № 68-МБ/С условия о возврате неиспользованных остатков целевых средств не освобождает Минэкономразвитие Челябинской области от обязанностей по соблюдению бюджетного законодательства.
Минэкономразвитие Челябинской области, дополнительным соглашением от 29.12.2017 № 2 к Договору № 68-МБ/С обязанность по возврату не использованного остатка по состоянию на 01.01.2018 исключена, чем допущено ненадлежащее осуществление реализации подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2016-2019 годы» государственной программы Челябинской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области» на 2016-2019 годы», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16.12.2015 № 623-П (далее - подпрограмма «Поддержка и развитие МСП»), в связи с необеспечением возврата Центром микрофинансирования в бюджет Челябинской области не использованного по состоянию на 01.01.2018 в сумме 106 332 285,72 руб. (в том числе субсидии из федерального бюджета - 74 432 600 руб.) остатка неосвоенной субсидии.
Пунктом 52 Правил предоставления и распределения субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 (далее - Правила 316) по направлению: «оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП» установлены следующие показатели результативности использования субсидии, которые являются обязательными для выполнения:
- количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку;
- прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку;
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку;
- увеличение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года;
- доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей), получивших государственную поддержку.
Согласно подпункту «б» пункта 43 Правил № 316 предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения, заключаемого субъектом Российской Федерации с Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, и предусматривающего, в том числе значения показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей и индикаторов государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ), и обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению.
В соответствии с пунктом 6.1.1.3 Соглашения № 139-08-220 Минэкономразвитие Челябинской области обязуется обеспечивать соответствие значений показателей, устанавливаемых государственными программами (подпрограммами) субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие МСП, значениям показателей результативности использования субсидии, установленных
В пункте 2 приложения № 6 «Показатели результативности предоставления в 2017 году субсидий по мероприятиям, реализуемым в соответствии с заключенным соглашением между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Челябинской области о предоставлении субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 22.02.2017 № 139-08-220» к подпрограмме «Поддержка и развитие МСП» утвержденной Постановлением № 623-П Центру Микрофинансирования установлены показатели:
- количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами МСП, получившими государственную поддержку - 80 единиц;
- прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов МСП, получивших государственную поддержку - 6 процентов;
- количество субъектов МСП, получивших государственную поддержку - 107 единиц;
- увеличение оборота субъектов МСП, получивших государственную поддержку, в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года -9,5 процентов;
- доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов МСП (без учета индивидуальных предпринимателей), получивших государственную поддержку - 10 процентов.
Согласно приложению № 1 к Договору № 68-МБ/С Центру микрофинансирования установлены значения показателей результативности:
- количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами МСП, получившими государственную поддержку - 80 единиц;
- прирост среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов МСП, получивших государственную поддержку - 5 процентов, что на 1 процент меньше чем предусмотрено приложением № 6 к подпрограмме «Поддержка и развитие МСП»;
- количество субъектов МСП, получивших государственную поддержку - 107 единиц;
- увеличение оборота субъектов МСП, получивших государственную поддержку, в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года -6,5 процентов, что на 3 процента меньше чем предусмотрено приложением № 6 к подпрограмме «Поддержка и развитие МСП»;
- доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов МСП (без учета индивидуальных предпринимателей), получивших государственную поддержку - 10 процентов.
Дополнительным соглашением № 1 в Приложении № 1 к Договору № 68-МБ/С указанные выше показатели результативности исключены и введены новые показатели результативности, не предусмотренные пунктом 52 Правил № 316, приложением № 6 к подпрограмме «Поддержка и развитие МСП» и Соглашением № 139-08-220:
- количество предварительно одобренных заявок о предоставлении микрозайма - 35 единиц;
- количество проинформированных субъектов МСП Челябинской области - потенциальных заемщиков Центра Микрофинансирования -1 000 единиц.
Согласно дополнительному соглашению № 2 Приложение № 1 к Договору № 68-МБ/С изложено в новой редакции: введен следующий показатель результативности:
- количество субъектов МСП, получивших государственную поддержку - 27 единиц, срок, на который запланировано достижение показателя 31.03.2018.
Данный показатель установлен в приложении № 6 к подпрограмме «Поддержка и развитие МСП», в размере 107 единиц.
Таким образом, Минэкономразвитие Челябинской области , дополнительным соглашением № 2 от 29.12.2017 к Договору № 68-МБ/С установлены показатели результативности использования субсидии, которые не соответствуют показателям результативности использования субсидии, установленным пунктом 52 Правил № 316, пунктом 2 приложения № 6 к подпрограммы «Поддержка и развитие МСП», чем допущено ненадлежащее осуществление реализации подпрограммы «Поддержка и развитие МСП», в связи с необеспечением достижения показателей результативности использования субсидии Центром микрофинансирования и не осуществлением возврата субсидии в сумме 106 332 285,72 руб. (в том числе субсидии из федерального бюджета - 74 432 600 руб.) в соответствии с пунктом 16 Порядка № 517-П.
В соответствии с пунктом 16 Порядка 517-П субсидия подлежит возврату в областной бюджет, в том числе при недостижении Фондом значений показателей результативности (целевых показателей), установленных в Договоре в соответствии с пунктом 6 Порядка 517-П.
Довод заявителя, что возврат субсидии в соответствии с Предписанием окажет негативное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства Челябинской области и отразится на инвестиционной привлекательности региона в целом, судом отклоняется.
Так возврат средств субсидии, направленной для использования фондом в 2017 финансовом году и не использованной им, сам по себе не влечет снижение количества займов, выданных в последующих годах.
Возврат средств субсидии в соответствии с бюджетным законодательством по основаниям, указанным в Предписании, при несоблюдении условий и порядка предоставления субсидии, а также при недостижении Фондом показателей результативности использования субсидии, в соответствии с которыми оценивается эффективность реализации мероприятий подпрограммы «Поддержка и развитие МСП», не является фактором, негативно влияющим на развитие малого и среднего предпринимательства.
Установление условий и порядка предоставления субсидий в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, следует из требований статьи 78 БК РФ и нацелено на то, чтобы бюджетные средства тратились в соответствии с принципом эффективности, под которым подразумеваются экономность и результативность расходов, что, в конечном счете, способствует повышению качества финансового менеджмента.
Заявитель полагает, что субсидия, в соответствии с пунктом 16 Порядка № 517-П подлежит возврату не в федеральный, а в областной бюджет, и только в следующих случаях:
1. При нарушении Фондом условий, установленных при предоставлении субсидии;
2. При недостижении Фондом значений показателей результативности использования субсидии.
Однако, в соответствии с пунктом 1 Порядка № 517-П субсидия предоставляется Фонду за счет средств областного бюджета, в том числе средств, поступающих из федерального бюджета.
Порядок возврата средств субсидии в федеральный бюджет, являющийся источником предоставления средств субсидии, согласуется с требованиями бюджетного законодательства и определен в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65-н.
Правомерность оснований для возврата средств субсидии, в том числе в федеральный бюджет, рассматривалась судом выше.
Довод заявителя, что в резолютивной части Предписания не указан способ возмещения ущерба, противоречит материалам настоящего дела.
Так требование Предписания: «возместить причиненный указанными нарушениями ущерб Российской Федерации в сумме 74 432 600 руб. на код бюджетной классификации Российской Федерации 139 2 18 25527 011002 151 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства из бюджетов субъектов Российской Федерации (в части возврата остатков, образовавшихся за счет восстановленной в текущем году дебиторской задолженности прошлых лет)» код цели 17-А44 «Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства»» изложено ясно, четко, определенно, в Предписании указан конкретный и реально исполнимый срок его исполнения (в течение 80 дней с даты получения Предписания или с даты вступления решения суда в законную силу в случае обжалования).
В Предписании указан код бюджетной классификации Российской Федерации, определенный в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, код цели, сумма ущерба, в связи с чем, способ возмещения ущерба и механизм возврата, вопреки доводам Заявителя, четко определены в требовательной части Предписания.
Минэкономразвитие Челябинской области, в соответствии с пунктом 4 Порядка № 517-П, является органом государственной власти, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены лимиты бюджетных обязательств в 2017 году.
Таким образом, обязанность осуществления контроля за правомерностью использования средств субсидии, за соблюдением условий и порядка ее использования возложена на заявителя (пункт 18 Порядка № 517-П, 5.1.6 Договора№ 68-МБ/С).
Следовательно, требования Предписания не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как интересы Минэкономразвития Челябинской областидолжны основываться на соблюдении при предоставлении субсидий требований бюджетного законодательства.
Кроме того, Предписание с требованием о возмещении ущерба направлено в адрес Минэкономразвития Челябинской области как главного распорядителя средств бюджета и, следовательно, участника бюджетного процесса, а не Центра Микрофинансирования .
Возврат средств субсидии, предоставленной заявителем Центру Микрофинансирования, предписанный оспариваемым Предписанием, основан на требованиях бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нормах Договора № 68-МБ/С о предоставлении субсидии фонду «Центр микрофинансирования Челябинской области» (Микрокредитная компания) в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ.
При этом, само по себе бездействие Центра Микрофинансирования, выразившееся в неиспользовании средств субсидии по истечении финансового года не может рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).
В связи с тем, что действия по использованию и оплате денежных обязательств Фонд за счет средств субсидии в 2017 году не производил, оснований для квалификации бездействия Фонда в соответствие со статьей 306.4 БК РФ не имеется.
Кроме того, в материалах настоящего дела имеются вступившие в силу решение суда Центрального района города Челябинска от 14.09.2018 по делу № 12-858/2018 в котором уже исследовались обстоятельства указанные в настоящем дели, при привлечении руководителя Минэкономразвития Челябинской области ФИО8 к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ (т.4 л.д.81-87, т.5 л.д.40-45).
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Преюдициальная связь судебных актов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 № 2-П).
Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
На основании статьи 71 АПК РФ, оценивая доказательства по делу в их взаимной связи и совокупности, а также каждое доказательство в отдельности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание УФК по Челябинской области от 25.06.2018 № 69-12-87/21-2358 о возмещении причинённого указанными нарушениями ущерб Российской Федерации в сумме 74 432 600 руб. на код бюджетной классификации Российской Федерации 139 2 18 25527 011002 151 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства из бюджетов субъектов Российской Федерации (в части возврата остатков, образовавшихся за счет восстановленной в текущем году дебиторской задолженности прошлых лет)» код цели 17-А44 «Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства» в течение 180 дней с даты получения Предписания или с даты вступления решения суда в законную силу в случае обжалования, является законны и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учётом изложенного суд считает, что требование заявителя подлежит отклонению.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины следует распределить между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ. При этом суд учитывает, что на основании статьи 333.37 НК РФ стороны освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.Г. Наконечная