ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-3223/11 от 23.05.2011 АС Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Челябинск

«24» мая 2011 годаДело № А76-3223/2011

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2011

Решение в полном объеме изготовлено 24 мая 2011

Судья Арбитражного суда Челябинской области Щукина Г. С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степановой Е. С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области, расположенном по адресу: <...>, каб. 707, дело по заявлению  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области

к Областному государственному унитарному предприятию проектно – изыскательский институт «Челябдорпроект», г. Челябинск

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии в заседании:

от административного органа: до перерыва ФИО1, доверенность № 122 от 01.02.2011 г., удостоверение

от лица, привлекаемого к ответственности: ФИО2, доверенность б/н от 15.01.2011 г., паспорт

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее: заявитель, Управление Росреестра по Челябинской области) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении к административной ответственностиОбластному государственному унитарному предприятию проектно – изыскательский институт «Челябдорпроект» (далее: лицо, привлекаемое к ответственности, ОГУП «Челябдорпроект»), за нарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Заявитель в судебном заседании 20.05.2011 г. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 2-5). Пояснил, что работники организации не имеют необходимой квалификации по специальности «геодезия». Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки и являются нарушением условий лицензионной деятельности.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, пояснил, что в работе Общество руководствовалось действовавшими инструкциями, нормами и правилами, что специалисты работающие в организации на предмет соответствия профессии проверялись при выдаче лицензии лицензирующим органом, что выполняемые Обществом работы проводились специалистами со знанием дела.

В судебном заседании 22.05.2011 объявлялся перерыв до 23.05.2011 до 12 час. 30 мин. Информация в форме публичного объявления о перерыве и продолжении судебного заседания была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет. Стороны о перерыве извещены, о чем имеется извещение.

После перерыва от ответчика присутствовал ФИО2, от заявителя представитель не явился.

Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области

Лица, участвующие в деле извещались о времени и месте проведения судебного заседания, как направлением судебных актов почтовой связью, в соответствии с нормами ст. 123 АПК РФ, так и публично через Интернет-связь, путем размещения информации по делу на официальном сайте суда. Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Областное государственное унитарное предприятие проектно – изыскательский институт «Челябдорпроект»зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска за основным государственным регистрационным номером 1027402539757, юридический адрес: <...>.

Как усматривается из материалов дела, Областное государственное унитарное предприятие проектно – изыскательский институт «Челябдорпроект» имеет лицензии:

- № УРГ – 02699Г от 02.04.2009 на оказание услуг геодезической деятельности, а именно: геодезические, топографические и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений; геодезические, топографические и другие специальные работы при межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах;

- № 468 от 02.06.2003 на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (л.д. 41-42т.1).

Государственным инспектором Челябинской области по геодезическому надзору, на основании Плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2011 год (п. 75), проведена плановая документарная выездная проверка соблюдения законодательства в области геодезии и картографии.

В ходе проверки установлено, что Общество осуществляло лицензируемый вид деятельности с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:

- в нарушение п./п. «а» и «б» п. 4 Положения квалификация работников организации не отвечает требованиям специальности «картография». Так, директор ФИО3 в соответствии с дипломом от 1998 года серия ABC № 0092369 имеет высшее профессиональное образование по специальности «Экономика и управление на предприятиях машиностроения»;

- главный инженер ФИО4 в соответствии с дипломом от 07.07.1977 серия Г-Н № 313150 имеет высшее профессиональное образование по специальности «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»;

- начальник отдела изысканий ФИО2 в соответствии с дипломом от 10.06.1976 серия Я № 362219 имеет высшее профессиональное I    образование по специальности «маркшейдерское дело»;

- главный специалист отдела изысканий ФИО5 в соответствии с дипломом от 09.07.2004 серия ВСВ № 0339812 имеет высшее профессиональное образование по специальности «автомобильные дороги и аэродромы»;

- начальник отряда отдела изысканий ФИО6 в соответствии с дипломом от 06.07,2007 серия ВСГ № 0454298 имеет высшее профессиональное образование по специальности «автомобильные дороги и аэродромы»;

- главный специалист по геодезии ФИО7 в соответствии с дипломом от 12.06.1984 серия КБ Яз 264441 имеет высшее профессиональное образование по специальности «прикладная геодезия»;

- инженер ФИО8 в соответствии с дипломом от 07.05.1980 серия ГТ   460456 имеет среднее профессиональное образование по топографической специальности.

- инженер ФИО9 в соответствии с дипломом от 07.05.1980 серия ГТ № 460460 имеет среднее профессиональное образование по топографической специальности.

Выявленные нарушения нашли свое отражение в акте проверки № 4 от 24.02.2011 (л.д. 12-13т.1).

По факту выявленного правонарушения, на основании акта проверки 24.02.2011 должностным лицом Управления Росреестра по Челябинской области в присутствии законного представителя предприятия - ФИО4, составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 10-11).

Протокол составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ: представителю были разъяснены права, им были даны объяснения, представлены возражения. С протоколом представитель был ознакомлен, копию протокола получил, о чем имеются соответствующие отметки и подписи представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в протоколе (л.д. 11 т.1).

Поскольку установленные факты, являются нарушениями лицензионных требований и условий, ответственность за которые предусмотрена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении общества к административной ответственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами.

В соответствии с ч.1. ст. 28.3 КоАП РФ Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу ч. 2. ст. 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации:

Исходя из положений ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель без образования юридического лица может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Из содержания ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, лицензионными требованиями и условиями - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п/п 42 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О лицензировании отдельных видов деятельности" геодезическая деятельность, за исключением геодезической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подлежит лицензированию.

В соответствии с п.п. «а» п. 3 Положения о лицензировании геодезической деятельности, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности, являются: соблюдение порядка организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О геодезии и картографии".

Нормы подпунктов «а» и «б» пункта 4 Положения предусматривается:

- наличие в штате юридического лица - соискателя лицензии (лицензиата) работников, имеющих высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности "геодезия" и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет;

- наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица - соискателя лицензии (лицензиата) или у руководителя структурного подразделения юридического лица, выполняющего работы, относящиеся к геодезической деятельности, у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего профессионального или среднего профессионального образования по специальности "геодезия" и стажа работы по специальности не менее 3 лет.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ, к геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся:

создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений к участкам строительства, а также для выполнения иных специальных работ;

создание и ведение географических информационных систем специального назначения;

создание тематических карт, планов и атласов специального назначения в графической, цифровой и иных формах, издание этих карт, планов и атласов;

геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах.

В соответствии с нормами ст. 6 ФЗ «О геодезии и картографии», нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности устанавливают порядок организации геодезических и картографических работ, технические требования к ним, нормы и правила их выполнения и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области геодезии и картографии, а также по согласованию с ним иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

Нормативно-технические документы в области геодезической и картографической деятельности обязательны для исполнения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности, предназначены для государственного регулирования геодезической и картографической деятельности и являются основой для проведения государственных и иных экспертиз, осуществления государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью, а также для решения спорных вопросов.

В соответствии с общероссийским классификатором специальностей по образованию, утвержденному приказом Министерства образования России от 04.12.2003 № 4482 группе специальностей и направлению подготовки по специальности «геодезия» соответствуют следующие специальности: геодезия, астрономогеодезия, космическая геодезия, исследование природных ресурсов аэрокосмическими средствами, аэрофотогеодезия. В соответствии с указанным классификатором группе специальностей по направлению подготовки по специальности «картография» соответствуют следующие специальности: география и картография, картография.

При этом, в соответствии с п. 6 Положения "О лицензировании геодезической деятельности", для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), предусмотренные пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";

б) копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 4 настоящего Положения, высшего профессионального или среднего профессионального образования по специальности "геодезия", а также копии или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающие стаж работы этих лиц по соответствующей специальности;

в) копии документов, свидетельствующих о наличии у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании геодезических приборов и оборудования, необходимых для проведения заявленных геодезических работ;

г) копии документов, свидетельствующих об организации системы контроля за соответствием качества выполняемых геодезических работ требованиям нормативно-технических документов в области геодезической деятельности.

Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, не допускается.

В соответствии с п. 9, 10 указанного Положения, лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных соискателем лицензии в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения, возможности выполнения им лицензионных требований и условий.

Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении, продлении срока действия лицензии, приостановлении, возобновлении или прекращении ее действия, аннулировании лицензии, а также ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Как следует из материалов дела, все необходимые документы для получения лицензии были представлены в лицензирующий орган (л.д. 119-132 т. 1). На основании представленных документов ответчику была выдана лицензия УРГ – 02699Г от 02.04.2009 (л.д. 41, т. 1).

Так, для получения лицензии в числе прочих документов, в лицензирующий орган ОГУП «Челябдорпроект» был представлен список специалистов, которые должны выполнять лицензируемы виды работ. В этот список также были включены ФИО4, ФИО2, ФИО6, ФИО5, претензий к квалификационным требованиям которых не было.

В силу ч. 3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) образует состав административного правонарушения и влечет наложение административного штрафа.

Согласно ст. 2 Закона о лицензировании, лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Как установлено судом, административным органом не представлены доказательства, какие именно работы были проведены обществом с нарушением лицензионных требований. Принятие решения лицензирующим органом о выдаче лицензии в отсутствие правовых оснований, не может быть возложена на ответчика.

Суд, при рассмотрении дела об административном правонарушении должен учитывать требования пункта 6 статьи 24.5 КоАП, согласно которого, одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.

В ходе такой проверки необходимо учитывать положения части 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).

В соответствии со ст. 4.5. КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

При исследовании судом вопроса соблюдения административным органом процедуры и порядка привлечения общества к административной ответственности, судом установлено, что нарушений со стороны административного органа не допущено, срок привлечения к административной ответственности не истек.

При оценке совершенного правонарушения судом учитывается наличие (отсутствие) смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Суду не представлено доказательств, отягчающих вину лица, привлекаемого к ответственности.

В соответствии с ч. 1. ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При этом в силу ч. 2 указанной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на момент проверки лицензионные требования учреждением не были нарушены.

Таким образом, указанные в акте проверки нарушения свидетельствуют о том, несоблюдение требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих лицензионную деятельность в области картографии и геодезии скорей является. основанием для отзыва выданной лицензии и не является основанием для привлечения лица к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в соответствии с ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст.167-170, п.2 ст. 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о привлечении к административной ответственности Областное государственное унитарное предприятие проектно – изыскательский институт «Челябдорпроект», за правонарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, – отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья Г.С Щукина

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда htth://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.