ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-32679/20 от 24.11.2020 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск                                                                                   Дело №А76-32679/2020

27 ноября 2020 г.                                                                   

Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2020 г.

Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2020 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Е.А. Михайлова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.В. Кукара,

рассмотрев материалы дела по заявлению 

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области

к арбитражному управляющему Мишневой Ксении Рудольфовне , г.Челябинск

о привлечении к административной ответственности  

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО2, г.Миасс Челябинской области

при участии в судебном заседании представителей:

от административного органа: ФИО3, действующей на основании доверенности от 19.03.2019 №193, служебное удостоверение;

от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО1 - лично, паспорт;

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – административный орган), обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к арбитражному управляющему ФИО1 (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ (т.1 л.д.2-17).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2 (далее – третье лицо).

Представитель административного органа  в судебном заседании заявление поддержал, просил привлечь арбитражного управляющего к административной ответственности.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, представило отзыв на заявление, просит применить статью 2.9 КоАП РФ, вину в совершении административного правонарушения признал частично.

Третье лицо явку в судебное заседание не обеспечило, извещено о судебном разбирательстве извещено с соблюдением требований ст.ст.121-123 АПК РФ (т.3 л.д.21).

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2019 (резолютивная часть от 05.12.2019) по делу №А76-15389/2019 в отношении гражданина ФИО4 введена процедура, применяемая в деле гражданина – реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим утверждена ФИО1, член Ассоциации «Саморегулируемая организация объединения арбитражных управляющих «Лидер».

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 07.05.2020 (резолютивная часть 27.04.2020) по делу №А76-15389/2019 ФИО1 освобождена от исполнения обязанностей финансового управляющего должника ФИО4

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.06.2020 (резолютивная часть 09.06.2020) по делу № А76-15389/2019 гражданин ФИО4 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура, применяемая в делах о банкротстве граждан - реализация имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО5, член Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Южный Урал».

На основании статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности  (банкротстве)»  (далее  –  Закон  о  несостоятельности (банкротстве)),  Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 №1847 «О  Федеральной  службе  государственной  регистрации,  кадастра  и картографии»,  постановления  Правительства  Российской  Федерации  от 01.06.2009  №457  «О  Федеральной  службе  государственной  регистрации, кадастра  и  картографии»,  Постановления  Правительства  Российской Федерации  от  03.02.2005  №52  «О  регулирующем  органе,  осуществляющем контроль  за  деятельностью  саморегулируемых  организаций  арбитражных управляющих»,  Положения  об  Управлении  Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, утвержденного  приказом  Федеральной  службы  государственной  регистрации, кадастра  и  картографии  от  27.10.2009  №304,  определением  от  18.06.2020 возбуждено  дело  об  административном  правонарушении №00967420 и  проведении административного  расследования  в  отношении арбитражного управляющего ФИО1 (т.1 л.д.64-65).

17.08.2020 ведущим специалистом-экспертом отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по  Челябинской области ФИО6, в отсутствие надлежаще извещенного арбитражного управляющего ФИО1, составлен протокол об  административном  правонарушении по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ (т.1 л.д.19-31). Копия протокола направлена ФИО1 заказным письмом с уведомлением о вручении 18.08.2020 (т.1 л.д.34-36).

Протокол и материалы административного дела направлены заявителем в Арбитражный  суд  Челябинской  области  для  привлечения  арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, и рассмотрев представленные материалы, суд установил следующие фактические обстоятельства.

В ходе проведённого сотрудниками Управления Росреестра по Челябинской области административного расследования выявлены нарушения требований Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности (банкротстве), Закон), допущенные  арбитражным  управляющим ФИО1, а именно:

1) В соответствии со ст.213.7 Закона о банкротства сведения, подлежащие опубликованию, опубликовываются путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и не подлежат опубликованию в официальном издании, за исключением сведений о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.

В ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов.

Согласно п.1 ст.28 Закона о банкротстве, сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.

Согласно п.8 ст.28 Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать:

наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);

наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;

фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;

установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

иную информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами регулирующего органа.

 Согласно п.5 ст.213.7 Закона о банкротстве, идентификация гражданина в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве осуществляется по фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчеству гражданина (в случае перемены имени также по ранее присвоенным фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчеству гражданина), по дате и месту рождения, страховому номеру индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, идентификационному номеру налогоплательщика (при наличии), месту жительства согласно документам о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации. При отсутствии у гражданина регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации указывается фактическое место жительство гражданина (наименование субъекта Российской Федерации без указания конкретного адреса).

Наличие идентифицирующих сведений является обязательным при каждом опубликовании сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина. Обработка персональных данных, содержащихся в идентифицирующих сведениях, осуществляется в соответствии с пунктом 11 части 1 cтатьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных».

Идентифицирующие сведения подлежат указанию гражданином, финансовым управляющим и арбитражным судом во всех документах и судебных актах, связанных с банкротством гражданина, в том числе при размещении текстов судебных актов в сети "Интернет".

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2019 (резолютивная часть от 05.12.2019) по делу №А76-15389/2019 в отношении гражданина ФИО4 введена процедура, применяемая в деле гражданина – реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим утверждена ФИО1, член Ассоциации «Саморегулируемая организация объединения арбитражных управляющих «Лидер».

В картотеке арбитражных дел резолютивная часть определения размещена 06.12.2019.

1.1) 21.12.2019 в газете «Коммерсантъ» №77210307373 размещено объявление о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов.

В нарушение вышеуказанных норм, в сообщении указаны неполные, недостоверные сведения:

- не указан СНИЛС гражданина;

- процедура реструктуризации долгов гражданина введена определением Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2019 (резолютивная часть 05.12.2019), однако в сообщении финансовый управляющий неверно отразил наименование судебного акта (указано решение Арбитражного суда Челябинской области, а должно быть определение Арбитражного суда Челябинской области);

- неверно указаны даты судебного акта: процедура введена 12.12.2019 (резолютивная часть 05.12.2019), однако в сообщении указана дата введения процедуры банкротства – 09.09.2019;

- неверно указаны сведения о дате закрытия реестра требований кредиторов;

В процедуре реструктуризации долгов гражданина реестр требований кредиторов не закрывается.

В соответствии с п. 2 ст. 213.8 Закона о банкротстве, для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.

Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона.

Пропустившие этот срок кредиторы не лишаются права предъявлять свои требования к должнику, они вправе предъявить их в любое время.

На основании изложенного следует, что в процедуре реструктуризации долгов гражданина реестр требований кредиторов не подлежит закрытию.

По смыслу п. 4 ст. 213.24 Закона о банкротстве, в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве).

Закрытие реестра требований кредиторов подлежит только в процедуре реализации имущества гражданина.

1.2) 10.12.2019 в сообщении на сайте ЕФРСБ №4468431 размещены сведения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов.

В нарушение вышеуказанных норм, в сообщении указаны неполные, недостоверные сведения:

- не указан СНИЛС гражданина;

- указаны неполные сведения, недостоверные сведения о дате судебного акта: процедура введена 12.12.2019 (резолютивная часть 05.12.2019), однако в сообщении указана дата введения процедуры банкротства – 05.12.2019;

В процедуре реструктуризации долгов гражданина реестр требований кредиторов не закрывается.

Факт нарушения подтверждается документами:

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2019 (резолютивная часть от 05.12.2019) по делу №А76-15389/2019 о введении в отношении гражданина ФИО4 процедуры, применяемой в деле гражданина – реструктуризации долгов гражданина;

- объявление в газете «Коммерсантъ» №77210307373 от 21.12.2019;

- распечатка с сайта ЕФРСБ №4468431 от 10.12.2019.

Суд приходит к выводу об отсутствии события правонарушения в действиях арбитражного управляющего ФИО1 в части эпизода по не указанию СНИЛС должника, поскольку в судебном акте такие сведения отсутствовали. Также суд приходит к выводу об отсутствии события правонарушения в виде указания неполных сведений, недостоверных сведений о дате судебного акта: процедура введена 12.12.2019 (резолютивная часть 05.12.2019), поскольку в сообщении арбитражным управляющим указана верная дата введения процедуры банкротства – 05.12.2019.

В остальной части выводы административного органа в указанной части признаются обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанным эпизодам не пропущен (дата правонарушения: 21.12.2019, 10.12.2019). Арбитражным управляющим событие правонарушения и вина в его совершении не оспариваются.

2) В соответствии с п.8 ст. 213.9 Закона о банкротстве, финансовый управляющий обязан направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов.

С момента введения процедуры реструктуризации долгов гражданина арбитражный управляющий обязан был направлять отчет финансового управляющего в сроки:

- не позднее марта 2020 года (1 квартал 2020 года);

- не позднее июня 2020 года (2 квартал 2020 года).

Согласно реестру требований кредиторов должника, а также определений Арбитражного суда Челябинской области о включении в реестр требований кредиторов должника реестр составляют:

Конкурсный кредитор, включенный в реестр требований кредиторов

Определение АС ЧО

ФИО2

12.11.2019 (резолютивная часть 05.11.2019)

ФИО7

25.03.2020 (резолютивная часть 18.03.2020)

С момента введения процедуры реструктуризации долгов гражданина, арбитражный управляющий обязан направлять отчеты финансового управляющего кредиторам должника не реже одного раза в квартал.

В ходе ознакомления с материалами дела о банкротстве гражданина, а также в ходе административного расследования выявлено, что арбитражный управляющий  не направлял кредиторам должника отчет финансового управляющего за 1, 2 кварталы 2020 года. В материалах дела о банкротстве отсутствуют доказательства направления отчетов кредитору должника.

Своими действиями финансовый управляющий лишил кредитора должника  возможности владеть актуальными сведениями о ходе дела о банкротстве гражданина, сведениями о наличии (отсутствии) имущества должника, о мероприятиях проведенных арбитражным управляющим в ходе процедуры реализации имущества гражданина.

Факт нарушения подтверждается документами:

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2019 (резолютивная часть от 05.12.2019) по делу №А76-15389/2019 о введении в отношении гражданина ФИО4 процедуры, применяемой в деле гражданина – реструктуризации долгов гражданина;

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 07.05.2020 (резолютивная часть 27.04.2020) по делу №А76-15389/2019 об освобождении от исполнения обязанностей финансового управляющего;

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 25.03.2020 (резолютивная часть 18.03.2020) по делу №А76-15389/2019 о включении в реестр требований кредиторов;

 - обращение кредитора на действия арбитражного управляющего вх.№5415-2/19-20 от 05.06.2020;

- возражение кредитора ФИО2 на ходатайство финансового управляющего о продлении реструктуризации долгов гражданина от 25.02.2020;

-  бюллетени для голосования от 14.05.2020;

- ходатайство об ознакомлении с материалами дела о банкротстве.

Выводы административного органа в указанной части признаются обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанному эпизоду не пропущен (дата правонарушения: 01.04.2020). Арбитражным управляющим событие правонарушения и вина в его совершении не оспариваются.

3) Согласно п.8 ст.213.9 Закона о банкротстве, финансовый управляющий обязан принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества.

Согласно п.7 ст.213.26 Закона о банкротстве, имущество гражданина, принадлежащее ему на праве общей собственности с супругом (бывшим супругом), подлежит реализации в деле о банкротстве гражданина по общим правилам, предусмотренным настоящей статьей. В таких случаях супруг (бывший супруг) вправе участвовать в деле о банкротстве гражданина при решении вопросов, связанных с реализацией общего имущества. В конкурсную массу включается часть средств от реализации общего имущества супругов (бывших супругов), соответствующая доле гражданина в таком имуществе, остальная часть этих средств выплачивается супругу (бывшему супругу). Если при этом у супругов имеются общие обязательства (в том числе при наличии солидарных обязательств либо предоставлении одним супругом за другого поручительства или залога), причитающаяся супругу (бывшему супругу) часть выручки выплачивается после выплаты за счет денег супруга (бывшего супруга) по этим общим обязательствам.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2019 (резолютивная часть от 05.12.2019) по делу №А76-15389/2019 в отношении гражданина ФИО4 введена процедура, применяемая в деле гражданина – реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим утверждена ФИО1, член Ассоциации «Саморегулируемая организация объединения арбитражных управляющих «Лидер».

Судебное заседание по результатам реструктуризации долгов гражданина назначено на 25.02.2020.

В ходе административного расследования, а также при ознакомлении с материалами дела о банкротстве должника дело №А76-15389/2019 установлено, что  арбитражным управляющим не проведена достаточная работа по выявлению имущества должника.

Согласно отчету финансового управляющего по состоянию на 17.04.2020 с момента введения процедуры реструктуризации долгов гражданина (с 05.11.2019) подготовлены и направлены запросы в регистрирующие органы для получения сведений о наличии (отсутствии) имущества должника, сведений о счетах и движении денежных средств должника:

- 23.12.2019 направлены запросы: ОМВД в Отдел по вопросам миграции ОМВД по г. Миассу, Российский Союз автострахования, Нацгвардию и Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области,Областной центр технической инвентаризации по Челябинской области, МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области, ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Челябинской области, Управление Гостехнадзора по Челябинской области, ЗАГС г. Миасса, МИФНС России №23 по Челябинской области, Управление ПФ г. Миасса, Миасский городской отдел судебных приставов, УФНС по Челябинской области, также направлен запрос должнику ФИО4

- 06.02.2020 направлен запрос должнику ФИО4

- 06.02.2020 направлен запрос в страховое общество в ПАО «Аско Страхование», Управление Гостехнадзора по Челябинской области.

- 07.02.2020 направлен запрос в Управление Росреестра по Челябинской области, запрос должнику, в ОАО «Миассводоканал».

- 27.02.2020 запрос в АО Банк Конверсии «Снежинский», ПАО АЧИБ «Челябинвестбанк».

- 26.02.2020 направлен запрос в ООО КБ «Ренессанс Кредит», АО «Райффайзен», ПАО Банк ВТБ 24, ПАО Банк ВТД 24 Филиал №6602, UnitedBilgarianBankAD, УФНС по Челябинской области.

- 28.02.2020 направлен запрос ПАО «Сбербанк России».

- 13.04.2020 направлен запрос в адрес должника.

Частично ответы были получены 27.12.2019, 28.12.2019, 30.12.2019, 31.12.2019, 10.01.2020, 13.01.2020, 15.01.2019, 13.02.2020, 17.02.2020, 29.02.2020, 02.03.2020.

Однако на момент проведения собрания кредиторов, назначенного на 14.05.2020, финансовый управляющий не предпринял исчерпывающих мер для получения всех ответов.

Согласно отчету финансового управляющего по состоянию на 17.04.2020, не были получены ответы из ОМВД по г.Миассу, Миасского городского отдела судебных приставов, ПАО «Аско-Страхование», УФНС по Челябинской области, от должника, а также не получены сведения из банков о движении денежных средств (ПАО Банк ВТБ 24, ООО КБ «Ренессанс Кредит», ПАО Банк ВТД 24 Филиал №6602, UnitedBilgarianBankAD).

В связи с чем, арбитражным управляющим не проанализированы счета должника на наличие (отсутствие) оснований для оспаривания сделок, не осуществлен осмотр жилого помещения должника с целью выявления имущества, подлежащего включению в конкурсную массу, не проведена работа по выявлению имущества супруги должника, не подготовлена опись имущества должника.

На запросы кредиторов от 19.02.2020, 20.02.2020, 11.03.2020 о предоставлении сведений об имуществе должника финансовый управляющий ответов не представляет.

В соответствии с п.4 ст.20.3 Закона о банкротстве, при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

На основании вышеизложенного, бездействие арбитражного управляющего приводит к нарушению прав кредиторов в части получения достоверной информации о финансовом состоянии должника.

Факт нарушения подтверждается документами:

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2019 (резолютивная часть от 05.12.2019) по делу №А76-15389/2019 о введении в отношении гражданина ФИО4 процедуры, применяемой в деле гражданина – реструктуризации долгов гражданина;

- отчет финансового управляющего по состоянию на 17.04.2020;

- обращение кредиторов должника на действия арбитражного управляющего вх.№5415-2/19-20 от 05.06.2020.

Выводы административного органа в указанной части признаются обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанному эпизоду не пропущен (период совершения правонарушения: с 05.12.2019 по 14.05.2020). Арбитражным управляющим событие правонарушения и вина в его совершении не оспариваются.

4) Согласно п.7 ст.213.12 Закона о банкротстве, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда по рассмотрению дела о банкротстве гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, протокол собрания кредиторов, на котором рассматривался проект плана реструктуризации долгов гражданина, с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям абзаца 4 пункта 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 №35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» к судебному заседанию, на котором будет рассматриваться вопрос о продлении или завершении конкурсного производства, арбитражный управляющий обязан заблаговременно (части 3 и 4 статьи 65 АПК РФ) направить суду и основным участникам дела о банкротстве отчет, в соответствии со статьями 143 или 149 Закона о банкротстве.

Финансовый управляющий доводит актуальную информацию о ходе процедуры банкротства посредством представления отчета о своей деятельности. Именно из отчета арбитражного управляющего можно установить хронологию процедуры банкротства, узнать какие мероприятия уже проведены арбитражным управляющим, какие только предстоит сделать.

В Российской Федерации процедуры банкротства осуществляются под контролем арбитражного суда. Для того, чтобы арбитражному суду принять обоснованное решение о продлении процедуры банкротства, арбитражный суд должен владеть актуальной информацией о ходе процедуры банкротства.

Как уже указывалось выше, арбитражный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающееся банкротства должника, в том числе отчет о своей деятельности.

Финансовым управляющим допущены следующие нарушения:

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2019 (резолютивная часть от 05.12.2019) по делу №А76-15389/2019 в отношении гражданина ФИО4 введена процедура, применяемая в деле гражданина – реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим утверждена ФИО1, член Ассоциации «Саморегулируемая организация объединения арбитражных управляющих «Лидер».

Судебное заседание по результатам реструктуризации долгов гражданина назначено на 25.02.2020.

Также, согласно данному определению, суд обязал финансового управляющего представить в арбитражный суд в срок не менее чем за пять рабочих дней до даты судебного заседания отчет о результатах реструктуризации долгов гражданина с приложением копий документов. Отчет будет принят только при наличии описи приложенных к отчету пронумерованных и прошнурованных документов.

Из определения Арбитражного суда Челябинской области от 02.03.2020 (резолютивная часть 25.02.2020) следует, что в нарушение определения Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2019 финансовый управляющий 19.02.2020 представил в суд отчет о результатах проведения процедуры реструктуризации долгов гражданина, ходатайство о продлении процедуры реструктуризации долгов гражданина (вх. №12825 от 19.02.2020), направленное через систему «Мой арбитр» 17.02.2020). Отчет должен был быть представлен не позднее 17.02.2020.

Таким образом, в нарушение п.7 ст.213.12 Закона о банкротстве, финансовый управляющий нарушил срок на представление в Арбитражный суд Челябинской области сведений, касающихся процедуры банкротства гражданина, в том числе отчет о своей деятельности.

Факт нарушения подтверждается документами:

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2019 (резолютивная часть от 05.12.2019) по делу № А76-15389/2019 о введении в отношении гражданина ФИО4 процедуры, применяемой в деле гражданина – реструктуризации долгов гражданина;

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 02.03.2020 (резолютивная часть 25.02.2020);

- ходатайство об ознакомлении с материалами;

- ходатайство о продлении процедуры реструктуризации долгов гражданина (вх.№12825 от 19.02.2020, информация о документе от 17.02.2020).

Выводы административного органа в указанной части признаются обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанному эпизоду не пропущен (дата совершения правонарушения: 18.02.2020). Арбитражным управляющим событие правонарушения и вина в его совершении не оспариваются.

5) В соответствии с п.8 ст.213.9 Закона о банкротстве, финансовый управляющий обязан проводить анализ финансового состояния гражданина.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2019 (резолютивная часть от 05.12.2019) по делу №А76-15389/2019 в отношении гражданина ФИО4 введена процедура, применяемая в деле гражданина – реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим утверждена ФИО1, член Ассоциации «Саморегулируемая организация объединения арбитражных управляющих «Лидер».

Судебное заседание по результатам реструктуризации долгов гражданина назначено на 25.02.2020.

Анализ финансового состояния должника является одним из доказательств по делу о банкротстве и оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами при разрешении вопроса о целесообразности введения в отношении должника следующей процедуры банкротства.

Содержащиеся в анализе финансового состояния должника выводы и заключение об отсутствии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства представляют собой сведения информационного, справочного характера, каких-либо последствий для конкурсных кредиторов не влекут и не могут нарушить права и законные интересы кредиторов, поскольку несогласие с выводами и предложениями арбитражного управляющего кредитор вправе выразить при обсуждении и принятии решений по соответствующим вопросам повестки дня на собрании кредиторов.

Кредитором должника ФИО2 в адрес Арбитражного суда Челябинской области было направлено заявление о признании должника ФИО4 банкротом от 07.05.2019.

До введения процедуры банкротства кредитором представлялись сведения: о доходах должника за 2016, 2017, 2018 годы, об имуществе должника (Управление Гостехнадзора от 02.04.2019, выписка из ЕГРНП, о расторжении брака от 13.06.2017, сведения из ЕГРИП должника от 26.04.2019, сведения из службы судебных приставов от 20.05.2019). Также, согласно заявлению о приобщении дополнительных документов, должником представлялись сведения об имуществе должника, справки о доходах за 2016, 2017, 2018 годы.

Действующим законодательством не предусмотрены конкретные сроки проведения анализа финансового состояния должника, но исходя из того, что срок процедуры банкротства реструктуризации долгов гражданина имеет определенные временные рамки, предполагается, что такие действия должны быть проведены в разумные сроки, что отвечает требованиям ст.20.3 Закона о банкротстве, устанавливающий, что арбитражный управляющий должен действовать разумно и добросовестно.

Суд продлял процедуру банкротства определением суда от 02.03.2020 (резолютивная часть 25.02.2020).

В ходе административного расследования установлено, что арбитражным управляющим подготовлен анализ финансового состояния должника не к дате судебного заседания (25.02.2020), а 17.04.2020 и представлено в суд с ходатайством о введении реализации имущества гражданина вх.№27381 от 20.04.2020, направленным через систему «Мой арбитр» 17.04.2020.

Вышеизложенное свидетельствует о недобросовестности исполнения обязанностей финансового управляющего, выражающееся в затягивании финансовым управляющим проведения мероприятий процедуры банкротства гражданина, длительном бездействии арбитражного управляющего, неисполнении обязанностей арбитражного управляющего, установленных ст. 2, п. 4 ст. 20.3, п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве.

Факт нарушения подтверждается документами:

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2019 (резолютивная часть от 05.12.2019) по делу № А76-15389/2019 о введении в отношении гражданина ФИО4 процедуры, применяемой в деле гражданина – реструктуризации долгов гражданина;

- ходатайство об ознакомлении с материалами;

- сведения о доходах должника за 2016, 2017, 2018 годы, сведения о имуществе должника (Управление Гостехнадзора от 02.04.2019, выписка из ЕГРНП, о расторжении брака от 13.06.2017, сведения из ЕГРИП должника от 26.04.2019, сведения из службы судебных приставов от 20.05.2019);

- заявления о приобщении дополнительных документов о должника;

- определение от 02.03.2020 (резолютивная часть 25.02.2020) о продлении процедуры банкротства;

- анализ финансового состояния должника по состоянию на 17.04.2020;

- ходатайство о введении реализации имущества гражданина вх.№27381 от 20.04.2020, информация о документе 17.04.2020.

Выводы административного органа в указанной части признаются обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанному эпизоду не пропущен (дата совершения правонарушения: 25.02.2020). Арбитражным управляющим событие правонарушения и вина в его совершении не оспариваются.

6) Согласно п.4 постановления Правительства от 22.05.2003 №299 «Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего» отчет арбитражного управляющего составляется по типовым формам», приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 №195 утверждены типовые формы отчетов.

14.05.2020 финансовым управляющим ФИО1 проведено первое собрание кредиторов гражданина ФИО4

18.05.2020 арбитражным управляющим направлены документы о проведении собрания кредиторов по системе «Мой арбитр» вх.№34080 от 20.05.2020, в том числе отчет финансового управляющего, материалы собрания кредиторов от 14.05.2020.

В нарушение указанных норм, в отчете о деятельности финансового управляющего гражданина ФИО4 по состоянию на 17.04.2020 допущены нарушения:

В разделе «Сведения о проведении первого собрания кредиторов» не указано:

- дата и номер протокола первого собрания кредиторов;

- количество участников собрания кредиторов;

- количество участников собрания кредиторов с правом голоса;

- общая сумма требований кредиторов, участников собрания кредиторов (тыс. руб.);

- повестка для собрания кредиторов;

- предложения финансового управляющего по повестке дня собрания кредиторов;

- решения, принятые собранием кредиторов.

Факт нарушения подтверждается следующими документами:

- отчет финансового управляющего от 17.04.2020;

- протокол собрания кредиторов от 14.05.2020;

- информация о документе вх.№34080 от 20.05.2020.

Выводы административного органа в указанной части признаются обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанному эпизоду не пропущен (дата совершения правонарушения: 18.05.2020). Арбитражным управляющим событие правонарушения и вина в его совершении не оспариваются.

7) Согласно п.1 ст.213.8 Закона о банкротстве, собрание кредиторов созывается финансовым управляющим, утвержденным арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина.

Согласно п.5 ст.213.12 Закона о банкротстве, не ранее чем через двадцать дней с даты направления конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган проекта плана реструктуризации долгов гражданина, но не позднее чем в течение шестидесяти дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2 статьи 213.8 настоящего Федерального закона, финансовый управляющий обязан провести первое собрание кредиторов. Арбитражный суд вправе отложить его проведение до завершения рассмотрения требований кредиторов.

Финансовый управляющий обязан представить на рассмотрение первого собрания кредиторов отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, проект плана реструктуризации долгов гражданина (при его наличии), свои возражения относительно представленного проекта плана и (или) предложения по его доработке (при наличии таких возражений и (или) предложений) или в случае, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, предложение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.

Согласно п.2 ст.213.8 Закона о банкротстве, для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.

Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона.

21.12.2019 финансовым управляющим опубликовано сообщение в газете «Коммерсантъ» №77210307373 о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов гражданина.

Согласно данному сообщению, требования кредиторов предъявляются к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом. Требования предъявляются с 21.12.2019 по 21.02.2020.

Согласно распечатке с сайта ЕФРСБ №4892957 от 07.04.2020, финансовым управляющим назначено первое собрание кредиторов.

В нарушение вышеуказанных норм, финансовый управляющий нарушил срок назначения первого собрания кредиторов на 14.05.2020. Собрание кредиторов проведено с нарушением срока на 22 дня. Данное собрание кредиторов должно было быть назначено и проведено не позднее 22.04.2020.

Факт нарушения подтверждается документами:

- распечатка с сайта газеты «Коммерсантъ» №77210307373 от 21.12.2019;

- протокол собрания кредиторов от 14.05.2020;

- распечатка с сайта ЕФРСБ №4892957 от 07.04.2020.

Выводы административного органа в указанной части признаются обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанному эпизоду не пропущен (дата совершения правонарушения: 23.04.2020). Арбитражным управляющим событие правонарушения и вина в его совершении не оспариваются.

8) Сведения, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, включаются в него арбитражным управляющим, если настоящим Федеральным законом включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо (пункт 4.1 статьи 28 Закона о банкротстве).

В соответствии с п.8 ст.28 Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать:

- наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации  юридического лица, государственный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);

- наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование процедуры, принимаемой в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;

- фамилия, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;

- установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- иную информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами регистрирующего органа. 

8.1) В нарушение вышеуказанной нормы, арбитражным управляющим не внесена в сообщения, включенные в ЕФРСБ №4487595 от 13.12.2019, №4556038 от 30.12.2019, №4666299 от 05.02.2020, №4666379 от 06.02.2020, №4868727 от 27.03.2020, №4892957 от 07.04.2020, №4915771 от 17.04.2020, №4952895 от 08.05.2020, №4995567 от 18.05.2020 следующая информация: не указан СНИЛС гражданина банкрота.

8.2) В нарушение вышеуказанной нормы, в сообщениях, размещенных на сайте ЕФРСБ №4556038 от 30.12.2019, №4666299 от 05.02.2020, №4666379 от 06.02.2020, арбитражным управляющим неверно отражена информация о дате вынесения судебного акта о введении в отношении должника ФИО4 процедуры банкротства – реструктуризации долгов гражданина (дата вынесения судебного акта 12.11.2019 (резолютивная часть 05.11.2019), однако в сообщении, размещенном на сайте ЕФРСБ указана дата 05.12.2019).

Факт нарушения, по мнению административного органа, подтверждается документами:

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2019 (резолютивная часть от 05.12.2019) по делу № А76-15389/2019 о введении в отношении гражданина ФИО4 процедуры, применяемой в деле гражданина – реструктуризации долгов гражданина;

- распечатки с сайта ЕФРСБ № 4487595 от 13.12.2019, №4556038 от 30.12.2019, №4666299 от 05.02.2020, №4666379 от 06.02.2020, №4868727 от 27.03.2020, №4892957 от 07.04.2020, №4915771 от 17.04.2020, №4952895 от 08.05.2020, №4995567 от 18.05.2020.

Дата совершения правонарушения: 13.12.2019, 30.12.2019, 05.02.2020, 06.02.2020, 27.03.2020, 07.04.2020, 17.04.2020, 08.05.2020, 18.05.2020.

В части не указания СНИЛС должника в сообщении, включенном в ЕФРСБ №4487595 от 13.12.2019, суд приходит к выводу об отсутствии события правонарушения в действиях финансового управляющего.

Также суд приходит к выводу об отсутствии события правонарушения в виде указания неполных сведений, недостоверных сведений о дате судебного акта: процедура введена 12.12.2019 (резолютивная часть 05.12.2019), поскольку в сообщении арбитражным управляющим указана верная дата введения процедуры банкротства – 05.12.2019.

В остальной части вменяемых эпизодов событие и вина арбитражного управляющего подтверждаются материалами дела.

9) Согласно п.2 ст.213.7 Закона о банкротстве, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего.

Согласно п.1 ст.28 Закона о банкротстве, сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.

В соответствии с п.5 ст.213.7 Закона о банкротстве, порядок включения сведений в ЕФРСБ устанавливается регулирующим органом.

Согласно п.3.1 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 №178 «Об утверждении порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве» сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с п.42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2012 №35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, продлении срока конкурсного производства или включении требования в реестр (часть 2 статьи 176 АПК РФ), то датой соответственно введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты изготовления его в полном объеме.

В картотеке арбитражных дел резолютивная часть определения суда размещена 28.04.2020.

В нарушение вышеуказанных норм, сведения об освобождении ФИО1 от исполнения обязанностей финансового управляющего гражданина ФИО4 включены в ЕФРСБ сообщение №4952895 от 08.05.2020, по истечении 5 рабочих дней с даты размещения резолютивной части определения. Данное сообщение подлежало включению не позднее 06.05.2020.

Действуя добросовестно и разумно, арбитражный управляющий должен был предпринять все меры на своевременное включение данного сообщения.

Арбитражный управляющий должен был заблаговременно произвести оплату сообщения с учетом работы информационного ресурса, чтобы не допустить нарушения срока опубликования сведений об освобождении арбитражного управляющего.

 Между тем, статус арбитражного управляющего предполагает, что он является профессиональным участником отношений в сфере банкротства, соответственно, знаком со спецификой включения в ЕФРСБ, в связи с чем, должен был и мог в своей деятельности учитывать сроки, необходимые для оплаты счетов и поступления информации об оплате, формируя и оплачивая соответствующие сообщения заблаговременно с учетом указанных сроков.

Обязанность по опубликованию данных сообщений является непосредственной обязанностью арбитражного управляющего.

Факт нарушения подтверждается документами:

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2019 (резолютивная часть от 05.12.2019) по делу № А76-15389/2019 о введении в отношении гражданина ФИО4 процедуры, применяемой в деле гражданина – реструктуризации долгов гражданина;

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 07.05.2020 (резолютивная часть 27.04.2020) по делу № А76-15389/2019 об освобождении от исполнения обязанностей финансового управляющего;

- распечатка с сайта ЕФРСБ №4952895 от 08.05.2020.

Выводы административного органа в указанной части признаются обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанному эпизоду не пропущен (дата совершения правонарушения: 07.04.2020). Арбитражным управляющим событие правонарушения и вина в его совершении не оспариваются.

10) В соответствии с п.8 ст.213.9 Закона о банкротстве, финансовый управляющий обязан выявлять признаки преднамеренного (фиктивного) банкротства.

 В соответствии с п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства.

Судебное заседание по результатам реструктуризации долгов гражданина назначено на 25.02.2020.

Заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного, фиктивного банкротства является одним из доказательств по делу о банкротстве и оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами при разрешении вопроса о целесообразности введения в отношении должника следующей процедуры банкротства.

Содержащиеся выводы в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства представляют собой сведения информационного, справочного характера, каких-либо последствий для конкурсных кредиторов не влекут и не могут нарушить права и законные интересы кредиторов, поскольку несогласие с выводами и предложениями арбитражного управляющего кредитор вправе выразить при обсуждении и принятии решений по соответствующим вопросам повестки дня на собрании кредиторов.

Действующим законодательством не предусмотрены конкретные сроки проведения работы по выявлению признаков преднамеренного, фиктивного банкросттва, но исходя из того, что срок процедуры банкротства реструктуризации долгов гражданина имеет определенные временные рамки, предполагается, что такие действия должны быть проведены в разумные сроки, что отвечает требованиям ст. 20.3 Закона о банкротстве, устанавливающий, что арбитражный управляющий должен действовать разумно и добросовестно.

Суд продлял процедуру банкротства (определение суда от 02.03.2020 (резолютивная часть 25.02.2020)).

В ходе административного расследования установлено, что арбитражным управляющим подготовлено заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного, фиктивного банкротства не к дате судебного заседания (25.02.2020), а 17.04.2020 и представлено в суд с ходатайством о введении реализации имущества гражданина вх.№27381 от 20.04.2020, направленным через систему «Мой арбитр» 17.04.2020.

Вышеизложенное свидетельствует о недобросовестности исполнения обязанностей финансового управляющего, выражающееся в затягивании финансовым управляющим проведения мероприятий процедуры банкротства гражданина, длительном бездействии арбитражного управляющего, неисполнении обязанностей арбитражного управляющего, установленных ст.2, п.4 ст. 20.3, п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве.

Факт нарушения подтверждается документами:

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2019 (резолютивная часть от 05.2 1.2019) по делу № А76-15389/2019 о введении в отношении гражданина ФИО4 процедуры, применяемой в деле гражданина – реструктуризации долгов гражданина;

- ходатайство об ознакомлении с материалами;

- сведения о доходах должника за 2016, 2017, 2018, сведения о имуществе должника (Управление гостехнадзора от 02.04.2019, выписка из ЕГРНП, о расторжении брака от 13.06.2017, сведения из ЕГРИП должника от 26.04.2019, сведения из службы судебных приставов от 20.05.2019);

- заявления о приобщении дополнительных документов о должника;

- определение от 02.03.2020 (резолютивная часть 25.02.2020) о продлении процедуры банкротства;

- анализ финансового состояния должника по состоянию на 17.04.2020;

- заключение о наличии, отсутствии признаков преднамеренного, фиктивного банкротства от 17.04.2020;

- ходатайство о введении реализации имущества гражданина вх.№27381 от 20.04.2020, информация о документе 17.04.2020.

Выводы административного органа в указанной части признаются обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанному эпизоду не пропущен (дата совершения правонарушения: 25.02.2020). Арбитражным управляющим событие правонарушения и вина в его совершении не оспариваются.

11) Согласно Приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2004 №233 «Типовая форма реестра требований кредиторов» утверждена типовая форма реестра требований кредиторов.

В соответствии с п.1.15 приказа Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 №234 «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов», в конце каждой страницы реестра требований кредиторов арбитражный управляющий указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату.

В нарушение вышеуказанной нормы, арбитражный управляющий в реестре требований кредиторов (по состоянию на 14.05.2020) в конце каждой страницы реестра требований кредиторов арбитражный управляющий не поставил подпись.

Факт нарушения подтверждается реестром требований кредиторов по состоянию на 14.05.2020.

Выводы административного органа в указанной части признаются обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанному эпизоду не пропущен (дата совершения правонарушения: 14.05.2020). Арбитражным управляющим событие правонарушения и вина в его совершении не оспариваются.

12) Согласно п.2 ст.20.3 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий обязан выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.

Согласно п.15 «Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного, преднамеренного банкротства», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №855, заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного  или преднамеренного банкротства  представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания – в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с КоАП РФ об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

17.04.2020 финансовым управляющим ФИО1 подготовлено заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного, фиктивного банкротства.

Согласно заключению арбитражный управляющий пришел к выводу, что у должника присутствуют признаки преднамеренного банкротства.

В ходе ознакомления с материалами дела о банкротстве должника, а также согласно документов, полученных в ходе административного расследования от арбитражного управляющего, утвержденного в деле гражданина ФИО4 – ФИО5, выявлено, что арбитражный управляющий ФИО1 не обращалась с заявлением в  органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с КоАП РФ об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Данное обращение должно было быть направлено не позднее 06.05.2020.

Согласно представленным документам от ФИО5, заявление исх.№12 от 03.07.2020 в отдел МВД России по г.Миассу Челябинской области направлено 03.07.2020.

Согласно письму ОМВД России по г.Миассу Челябинской области (исх.№3/206604910947 от 14.07.2020), заявление арбитражного управляющего ФИО5 рассмотрено и зарегистрировано в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях 14.07.2020 №6460.

На основании изложенного следует, что арбитражный управляющий ФИО1 не обращалась с заявлением в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с КоАП РФ об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Факт нарушения подтверждается документами:

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2019 (резолютивная часть от 05.12.2019) по делу №А76-15389/2019 о введении в отношении гражданина ФИО4 процедуры, применяемой в деле гражданина – реструктуризации долгов гражданина;

- определение Арбитражного суда Челябинской области от 07.05.2020 (резолютивная часть 27.04.2020) по делу №А76-15389/2019 об освобождении от исполнения обязанностей финансового управляющего;

- решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.06.2020 (резолютивная часть 09.06.2020) по делу №А76-15389/2019 гражданин ФИО4 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура, применяемая в делах о банкротстве граждан - реализация имущества гражданина;

- ходатайство об ознакомлении с материалами дела №17702 от 06.07.2020;

- заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства от 17.04.2020;

- определение об истребовании сведений от 13.08.2020;

- требование от 13.08.2020;

- заявление исх. №12 от 03.07.2020;

- письмо от ОМВД России по г. Миассу Челябинской области №3/206604910947 от 14.07.2020.

Выводы административного органа в указанной части признаются обоснованными. Срок давности привлечения к административной ответственности по указанному эпизоду не пропущен (дата совершения правонарушения: 07.05.2020). Арбитражным управляющим событие правонарушения и вина в его совершении не оспариваются.

В соответствии с  частью  3  статьи  23.1  КоАП  РФ,  судьи  арбитражных судов  рассматривают  дела  об  административных  правонарушениях, предусмотренных,  в  том  числе,  статьей  14.13  КоАП  РФ,  совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно  части  6  статьи  205  АПК  РФ,  при  рассмотрении  дела  о привлечении  к  административной  ответственности  арбитражный  суд  в судебном  заседании  устанавливает,  имелось  ли  событие  административного правонарушения,  и  имелся  ли  факт  его  совершения  лицом,  в  отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли  основания  для  составления  протокола  об  административном правонарушении  и  полномочия  административного  органа,  составившего протокол,  предусмотрена  ли  законом  административная  ответственность  за совершение  данного  правонарушения  и  имеются  ли  основания  для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен  протокол,  а  также  определяет  меры  административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.13  КоАП РФ, предусмотрена  административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения является порядок действий  при  банкротстве  юридических  лиц  и  индивидуальных предпринимателей.

Объективной  стороной  названного  административного  правонарушения является  невыполнение  правил,  применяемых  в  ходе  осуществления  процедур банкротства,  предусмотренных  в  Федеральном  законе  «О  несостоятельности (банкротстве)».

Действия арбитражного управляющего ФИО1 свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей конкурсного управляющего, установленных Законом о банкротстве, что образует объективную сторону административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения является арбитражный управляющий.

Субъективную сторону правонарушения составляет вина в форме неосторожности.

Федеральный  закон  от  26.10.2002  №127-ФЗ  «О  несостоятельности (банкротстве)»  устанавливает  основания  для  признания  должника несостоятельным  (банкротом),  регулирует,  в  том  числе,  порядок  и  условия проведения  процедур  банкротства  и  иные  отношения,  возникающие  при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Доводы  Управления  о  наличии  в  действиях  арбитражного  управляющего ФИО1 требований  Закона о несостоятельности (банкротстве)  нашли подтверждение в материалах дела.

В  соответствии  с  требованиями  пункта 2  статьи  20.3  Закона  о несостоятельности  (банкротстве),  арбитражный  управляющий  в  деле  о банкротстве обязан:

принимать меры по защите имущества должника;

анализировать  финансовое  состояние  должника  и  результаты  его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;

вести  реестр  требований  кредиторов,  за  исключением  случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

предоставлять  реестр  требований  кредиторов  лицам,  требующим проведения  общего  собрания  кредиторов,  в  течение  трех  дней  с  даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

в  случае  выявления  признаков  административных  правонарушений  и (или)  преступлений  сообщать  о  них  в  органы,  к  компетенции  которых относятся  возбуждение  дел  об  административных  правонарушениях  и рассмотрение сообщений о преступлениях;

предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые  влекут  или  могут  повлечь  за  собой  гражданскую  ответственность третьих лиц;

разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных  на  него  обязанностей  в  деле  о  банкротстве. 

Обязанность доказывать  неразумность  и  необоснованность  осуществления  таких  расходов возлагается  на  лицо,  обратившееся  с  соответствующим  заявлением  в арбитражный суд; выявлять  признаки  преднамеренного  и  фиктивного  банкротства  в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой  является  арбитражный  управляющий,  собранию  кредиторов  и  в органы,  к  компетенции  которых  относятся  возбуждение  дел  об административных  правонарушениях  и  рассмотрение  сообщений  о преступлениях; осуществлять  иные  установленные  настоящим  Федеральным  законом функции.

Согласно  пункту  4  названной  статьи  закона,  при  проведении  процедур, применяемых  в  деле  о  банкротстве,  арбитражный  управляющий  обязан действовать  добросовестно  и  разумно  в  интересах  должника,  кредиторов  и общества.

Полномочия,  возложенные  в  соответствии  с  настоящим  Федеральным законом на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам (пункт 5 статьи 20.3 Закона о несостоятельности (банкротстве)).

В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона  несостоятельности (банкротстве), при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника,  кредиторов  и  общества.  Однако,  арбитражный  управляющий ФИО8, при  исполнении  полномочий  финансового управляющего должника, допустил ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

В связи с  чем,  суд  приходит  к  выводу  о  наличии  вины  арбитражного управляющего  в  неисполнении  вышеуказанных  положений  Закона  о несостоятельности (банкротстве).

С  учетом   вышеизложенного,  суд  приходит  к  выводу  о  наличии  в действиях  арбитражного  управляющего  ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Судом  не  установлено  процессуальных  нарушений  со  стороны административного органа  при проведении проверки и составлении протокола об административном  правонарушении в отношении  арбитражного  управляющего ФИО1.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания  физическому  лицу  учитываются  характер  совершенного  им административного  правонарушения,  личность  виновного,  его  имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Суд  установил,  что  в  материалах  дела  отсутствуют  доказательства наличия  обстоятельств,  смягчающих  либо  отягчающих  административную ответственность.

В  соответствии  со  статьей 2.9.  КоАП  РФ, при  малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо,  уполномоченные  решить  дело  об  административном  правонарушении, могут  освободить  лицо,  совершившее  административное  правонарушение,  от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом  18  Постановления  Пленума  Высшего  Арбитражного  Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в  судебной  практике  при  рассмотрении  дел  об  административных правонарушениях»  разъяснено,  что  при  квалификации  правонарушения  в качестве  малозначительного  судам  необходимо  исходить  из  оценки конкретных  обстоятельств  его  совершения.  Малозначительность правонарушения  имеет  место  при  отсутствии  существенной  угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным  административным  правонарушением  является  действие или  бездействие,  хотя  формально  и  содержащее  признаки  состава административного  правонарушения,  но  с  учетом  характера  совершенного правонарушения  и  роли  правонарушителя,  размера  вреда  и  тяжести наступивших  последствий  не  представляющее  существенного  нарушения охраняемых  общественных  правоотношений  (пункт  21  постановления  Пленума Верховного  Суда  Российской  Федерации  от  24.03.2005  №5  «О  некоторых вопросах,  возникающих  у  судов  при  применении  Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях»). По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься  с  характером  и  степенью  общественной  опасности,  причинением вреда  либо  с  угрозой  причинения  вреда  личности,  обществу  или  государству.

Таким  образом,  административные  органы  обязаны  установить  не  только формальное  сходство  содеянного  с  признаками  того  или  иного административного  правонарушения,  но  и  решить  вопрос  о  социальной опасности  деяния  (наличии  либо  отсутствии  каких-либо  опасных  угроз  для личности, общества или государства). При отсутствии таких угроз и в случае, как правило,  совершения  действия  (бездействия)  без  прямого  умысла административный  орган  может  освободить  лицо  от  административной ответственности.

При  оценке  формальных  составов  последствия  деяния  не  имеют квалифицирующего  значения,  но  должны  приниматься  во  внимание правоприменителем  при  выборе  конкретной  меры  ответственности. Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка как  субъективный  признак  содеянного  присуще  любому  правонарушению, посягающему  на  общественные  отношения  в  сфере  государственного управления (порядок деятельности соответствующих государственных органов).

Однако  сопутствующие  такому  пренебрежению  условия  и  обстоятельства подлежат  выяснению  в  каждом  конкретном  случае  при  решении  вопроса  о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей (статья 3.1 КоАП РФ).

Как  указано  в  постановлении  Конституционного  Суда  Российской Федерации  от  15.07.1999  №11-П,  санкции  штрафного  характера  должны отвечать  вытекающим  из  Конституции  Российской  Федерации  требованиям справедливости  и  соразмерности.  Принцип  соразмерности,  выражающий требования  справедливости,  предполагает  установление  публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от  тяжести  содеянного,  размера  и  характера  причиненного  ущерба,  степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию  при  применении  взыскания.  Указанные  принципы привлечения  к  ответственности  в  равной  мере  относятся  к  физическим  и юридическим лицам.

С учетом  изложенного,  учитывая  характер  допущенного  арбитражным управляющим  ФИО1 нарушения,  оценив  факт  отсутствия  ущерба государственным  интересам,  должнику, конкурсным  кредиторам,  отсутствие  каких-либо  негативных  последствий,  существенной  угрозы  охраняемым общественным отношениям, что в судебном заседании  представителем административного органа  не  оспаривалось,  суд  приходит к выводу  о  малозначительности совершенного арбитражным управляющим  правонарушения,  в  связи  с  чем, считает необходимым в удовлетворении требований отказать.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 206  АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный  апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                         Е.А. Михайлова