АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
26 июня 2019 г. Дело № А76-33697/2018
Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2019 г.
Решение в полном объеме изготовлено 26 июня 2019 г.
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Жернакова А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маниной А.И., рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по иску государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения, ОГРН <***>, г. Уфа, Республика Башкортостан, к индивидуальному предпринимателю ФИО1, ОГРНИП <***>, г. Магнитогорск, Челябинская область,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан, ОГРН <***>, г. Уфа, Республика Башкортостан,
о взыскании 70 722 руб.,
при неявке лиц, участвующих в деле, в судебное заседание,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее – ГКУ Служба весового контроля РБ, ГКУ СВК РБ, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1, предприниматель, ответчик) о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, в размере 70 722 руб., согласно акту № 746 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 04.05.2016.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 23.10.2018 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства, на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее – ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ, ГКУ УДХ РБ, третье лицо).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 17.12.2018 исковое заявление назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства.
От ответчика в материалы дела поступил письменный отзыв на исковое заявление (т. 1 л.д. 93-94), в котором предприниматель возражал против удовлетворения исковых требований, указал,что временное ограничение движения осуществляется в весенний период путем установки дорожных знаков 3.12. «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» со знаками дополнительной информации (табличек) 8.20.1 и 8.20.2 «Тип тележки транспортного средства», которые предусмотрены Правилами дорожного движения Российской Федерации. Таким образом, несмотря на имеющееся распоряжение уполномоченного на то органа (в данном случае Правительства Республики Башкортостан), устанавливающее характер и период ограничения движения транспортных средств, само ограничение движения транспортных средств можно считать осуществленным, установленным и обязательным для всех участников дорожного движения только при обязательном наличии установленных соответствующих дорожных знаков. Как указано водителем принадлежащего ответчику транспортного средства ФИО2 при составлении акта № 7746 от 04.05.2016 в графе «Объяснения водителя», временные дорожные знаки, устанавливающие ограничение нагрузки на ось, на участке автомобильной дороги Уфа-Инзер-Белорецк в период следования по нему транспортного средств, отсутствовали.
В подтверждение своей позиции ответчик сослался на письмо МВД России от 05.05.2012 № 13/6-3222 «О применении дорожных знаков на автомобильных дорогах», согласно которому действующие «Указания по применению дорожных знаков», утвержденные Минавтодором РСФСР 31.05.1983 и МВД СССР 16.06.1983, содержат подробные рекомендации по применению знаков на автомобильных дорогах с учетом дорожных условий и потребностей организации движения. Кроме того, в Указания включены рекомендации по маршрутному ориентированию на дорогах, в которых содержатся основные принципы расстановки указателей направлений и расстояний, варианты их размещения и компоновки, в силу чего возможно использование Указаний в части, не противоречащей ГОСТ Р 52289-2004. Согласно данным Указаниям дорожный знак 3.12. следует устанавливать за каждым перекрестком дороги.
С учетом изложенного, ответчик полагал, что ГКУ УДХ РБ не были соблюдены требования в части расстановки дорожных знаков, предупреждающих о временных ограничениях движения, в силу чего к ответчику не могут быть применены меры ответственности в виде взыскания ущерба, причиненного автомобильной дороге.
Кроме того, ответчик представил схему движения своего транспортного средства (т. 2 л.д. 90 - 91), согласно которой, по мнению ответчика, у него не было возможности увидеть на автомобильной дороге Уфа-Инзер-Белорецк дорожные знаки, предупреждающие о временных ограничениях движения.
ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ представило отзыв на исковое заявление (т. 1 л.д. 43-44), в котором исковые требования ГКУ Служба весового контроля РБ поддержало.
Лица, участвующие в деле, извещены о судебном разбирательстве по делу надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о движении дела также размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
На основании статей 123, 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Судом установлено, что в ходе рассмотрения дела ГКУ Служба весового контроля РБ изменило свое наименование (выписка из ЕГРЮЛ, т. 2 л.д. 156), в порядке ст. 124 АПК РФ судом произведено изменение наименования истца с государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан на государственное казенное учреждение Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения.
Исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Республике Башкортостан на праве собственности и ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ на праве оперативного управления принадлежит автомобильная дорога «Уфа-Инзер-Белорецк» протяженностью 222,4 км, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права от 20.03.2008 серии 04 АБ 352435 и серии 04 АБ 352433 соответственно (т. 1 л.д. 56-57).
Указанная автомобильная дорога постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 № 28 включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 34).
Согласно подп. «а» п. 1.1 Соглашения о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан от 27.11.2012 (т. 1 л.д. 17-18) ГКУ Служба весового контроля РБ осуществляет функции по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, предусмотренные п. 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 27.04.2011 № 125.
Согласно п. 2.1. указанного Соглашения о разделении полномочий ГКУ Служба весового контроля РБ осуществляет также взимание платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 № 50 утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее – Порядок № 50).
В соответствии с п. 2.2 Порядка № 50 при издании акта о введении ограничения уполномоченные органы обязаны за 30 дней (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.2 настоящего Порядка, когда о временных ограничении или прекращении движения пользователи автодорогами информируются незамедлительно) до начала введения временных ограничений или прекращения движения информировать пользователей автодорогами путем размещения на сайтах в сети интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений, а также о возможных маршрутах объезда.
Согласно п. 2.3 Порядка № 50 в случаях временного ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий информация о введении ограничения за 30 дней до начала временного ограничения движения размещается на официальном сайте республиканского органа и официальных сайтах органов местного самоуправления.
С учетом данного Порядка распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2015 № 1321-р на автомобильных дорогах Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 по 30 апреля 2016 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению (т. 1 л.д. 37).
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28.04.2016
№ 434-р временное ограничение движения в весенний период продлено до 10 мая 2016 (т. 1 л.д. 38).
На основании государственного контракта от 11.01.2016 № 3261-15 (т. 1 л.д. 79-83) ОАО «Башкиравтодор» (подрядчик) по заданию ГКУУправление дорожного хозяйства РБ (исполнитель) осуществлена установка временных дорожных знаков 3.12, 8.20, в том числе на автомобильной дороге «Уфа-Инзер-Белорецк», а также прилегающим к ней дорогам регионального и межмуниципального значения, что подтверждается журналом производства работ по содержанию автомобильных дорог ОАО «Башкиравтодор» (т. 1 л.д. 61-63), актами на установку (демонтаж) временных дорожных знаков от 31.03.2016, 11.05.2016 (т. 1 л.д. 89, 89 оборот), актами о приемке выполненных работ № 4 от 27.04.2016 (т. 2 л.д. 14-15, 24-36), № 5 от 16.05.2016 (т. 2 л.д. 16-17, 37-41).
04.05.2016 при осуществлении весового контроля на 67 км автодороги Уфа-Инзер-Белорецк сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства – грузовой тягач, марки КАМАЗ, модель 4308- R4, регистрационный номер Р 839 СТ 174, находящегося под управлением водителя Мочалина С.А.
По факту взвешивания установлено превышение транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на оси транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, о чем составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось № 7746 от 04.05.2016 (т. 1 л.д. 10).
Взвешивание проводилось на технически исправных автомобильных электронных весах ВА-40Д, № 44614-10, которые были поверены 11.11.2015 сроком до 11.11.2016, что подтверждается свидетельством о поверке № 7/3486 от 11.11.2015 (т. 1 л.д. 30), паспортом на весовое оборудование (т. 1 л.д. 21-29).
Согласно акту о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось № 7746 от 04.05.2016, а также представленному истцом расчету (т. 1 л.д. 31) размер причиненного ущерба автомобильным дорогам составил 70 722 руб.
Указанное в акте транспортное средство принадлежало на момент взвешивания предпринимателю ФИО1, что подтверждается свидетельством о регистрации ТС серии <...> (т. 1 л.д. 11).
Во исполнение претензионного порядка разрешения спора истцом в адрес ответчика направлена претензия № 8016 от 13.09.2016 с требованием об оплате суммы ущерба, причинённого автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, в размере 70 722 руб. в срок до 28.09.2016 (т. 1 л.д. 32, 33).
Ответчиком данное требование добровольно не исполнено.
Ссылаясь на несоблюдение весовых параметров транспортного средства при осуществлении перевозок тяжеловесного груза, ГКУ Служба весового контроля РБ обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Оценив имеющиеся в деле письменные доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений по иску, суд приходит к следующим выводам.
На основании статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствие с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007
№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Для получения специального разрешения владелец транспортного средства, осуществляющий перевозки тяжеловесных грузов, обязан возместить вред, причиняемый таким транспортным средством автомобильным дорогам (часть 2 статьи 31 Закона № 257-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанные Правила возмещения вреда утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 7 статьи 12, частью 13 статьи 31 Закона № 257-ФЗ установление размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010
№ 59 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения» определен размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения в соответствии с показателями, указанными в приложении к настоящему постановлению (т. 1 л.д. 35-36).
Согласно Уставу ГКУ Служба весового контроля РБ (т. 1 л.д. 12-14) истец осуществляет дорожную деятельность в отношении автодорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, предметом которой является осуществление мероприятий по организации контроля перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, в том числе по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Согласно подп. «а» п. 1.1 Соглашения о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан от 27.11.2012 ГКУ Служба весового контроля РБ осуществляет функции по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, предусмотренные п. 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 27.04.2011 № 125.
Согласно п. 2.1. указанного Соглашения о разделении полномочий ГКУ Служба весового контроля РБ осуществляет также взимание платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан.
В силу требований пункта 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (далее – Правила возмещения вреда) вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств, в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной соответствующим приказом Минтранса Российской Федерации (далее - Инструкция), перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Инструкцией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», а также Инструкцией предусмотрено взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы в целях компенсации ущерба, наносимого автотранспортом автомобильным дорогам.
На основании вышеуказанных правовых норм лицо, осуществляя провоз тяжеловесного груза с превышением весовых параметров, обязано возместить компенсацию ущерба, причиненного дороге, рассчитанную как плату за проезд тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой осевой нагрузки без соответствующего разрешения.
В данном случае возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, производится в связи с самим фактом таких перевозок без специального разрешения, выдаваемого в соответствии с Законом № 257-ФЗ. Таким образом, Законом № 257-ФЗ установлена безусловная обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Из материалов дела усматривается, что 04.05.2016 при осуществлении весового контроля на 67 км автодороги Уфа-Инзер-Белорецк сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства – грузовой тягач, марки КАМАЗ, модель 4308-R4, регистрационный номер <***>, находящегося под управлением водителя ФИО2
По факту взвешивания установлено превышение транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на оси транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, о чем составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось № 7746 от 04.05.2016 (т. 1 л.д. 10).
Водитель ФИО2 при взвешивании, а также ответчик в ходе рассмотрения настоящего дела не представили разрешения на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось № 7746 от 04.05.2016 подписан водителем с указанием возражений относительно отсутствия дорожных знаков, указывающих на временное ограничение по нагрузке на оси транспортного средства.
Ответчиком заявлены аналогичные возражения против иска.
Вместе с тем, рассмотрев указанные возражения водителя и доводы ответчика по иску, суд находит их не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В материалы дела представлены государственный контракт от 11.01.2016 № 3261-15 (т. 1 л.д. 79-83), журнал производства работ по содержанию автомобильных дорог ОАО «Башкиравтодор» (т. 1 л.д. 61-63), акты на установку (демонтаж) временных дорожных знаков от 31.03.2016, 11.05.2016 (т. 1 л.д. 89, 89 оборот), акты о приемке выполненных работ № 4 от 27.04.2016 (т. 2 л.д. 14-15, 24-36), № 5 от 16.05.2016 (т. 2 л.д. 16-17, 37-41), из которых усматривается, что ОАО «Башкиравтодор» (подрядчик) по заданию ГКУУправление дорожного хозяйства РБ (исполнитель) осуществлена установка временных дорожных знаков 3.12, 8.20, в том числе на автомобильной дороге «Уфа-Инзер-Белорецк», а также прилегающим к ней дорогам регионального и межмуниципального значения.
Во исполнение Порядка № 50 произведено публичное информирование неопределенного круга лиц о вводимом временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, что подтверждается выкопировкой из газеты (т. 1 л.д. 86), скриншотом сайта Правительства Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 87, т. 2 л.д. 44, 44 оборот), сайта ГКУ УДХ РБ (т. 1 л.д. 88), интернет-газеты «Панорама Башкортостана» (т. 2 л.д. 43).
Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
Более того, в предварительном судебном заседании представитель ответчика ФИО3 на вопрос суда, указала, что предприниматель был осведомлен о введенных временных ограничениях движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что, действуя добросовестно и осмотрительно, предприниматель был обязан принять меры к получению специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза или принять меры для избежания нарушения весовых параметров транспортного средства.
Ссылки ответчика на то, что водитель не видел дорожных знаков или что они отсутствовали по ходу его движения, документально не подтверждены.
К представленной ответчиком схеме движения транспортного средства (т. 2 л.д. 90 - 91), согласно которой, по мнению ответчика, у него не было возможности увидеть на автомобильной дороге Уфа-Инзер-Белорецк дорожные знаки, предупреждающие о временных ограничениях движения, суд относится критически, поскольку иными достоверными доказательствами заявленный в схеме маршрут движения транспортного средства, ответчиком не подтвержден.
Ссылка ответчика на письмо МВД России от 05.05.2012 № 13/6-3222 «О применении дорожных знаков на автомобильных дорогах» отклоняется судом, так как данное письмо признаками нормативности не обладает.
Применение ответчиком к спорным правоотношениям «Указаний по применению дорожных знаков», утвержденные Минавтодором РСФСР 31.05.1983 и МВД СССР 16.06.1983, согласно которому дорожные знаки 3.12. следует устанавливать за каждым перекрестком дороги, суд находит ошибочным, так как в настоящее время утвержден и действует «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», в силу п. 5.4.13. указанного ГОСТ предварительные знаки 3.11 - 3.15 с табличкой 8.1.1 устанавливают за перекрестком в начале участка дороги, на котором основными знаками 3.11 - 3.15 введены соответствующие ограничения.
С учетом вышеизложенного, поскольку ответчиком допущено осуществление движения транспортного средства по автомобильной дороге общего пользования Республики Башкортостан с превышением транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на оси транспортного средства и по общей допустимой массе транспортного средства без получения специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, ответчику было известно о введенных ограничениях, на предпринимателе лежит обязанность по возмещению ущерба автомобильной дороге, причиненного данными действиями.
Согласно акту о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось № 7746 от 04.05.2016, а также представленному истцом расчету (т. 1 л.д. 31) размер причиненного ущерба автомобильным дорогам составил 70 722 руб.
Сумма платы рассчитана по ставкам, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 № 59 (т. 1 л.д. 35), с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств, свидетельствующих о необоснованности требований, заявленных истцом, или подтверждающих добровольное исполнение обязательства по возмещению причиненного вреда транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования, ответчиком суду не представлено. Размер исчисленного истцом размера ущерба ответчиком не оспорен.
На основании изложенного суд первой инстанции приходит к выводу об обоснованности и удовлетворении требований государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения к предпринимателю ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования Республики Башкортостан, в размере 70 722 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
При цене иска в размере 70 722 руб. размер государственной пошлины по иску составляет 2 829 руб. (подпункт 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).
При подаче искового заявления государственная пошлина государственным казенным учреждением Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения не уплачивалась, поскольку истец в силу подп. 1.1. п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, с учетом удовлетворения заявленного иска, государственная пошлина в сумме 2 829 руб. подлежит взысканию с предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в пользу государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения ущерб, причиненный транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования Республики Башкортостан, в размере 70 722 руб.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 2 829 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья А.С. Жернаков