ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-33899/20 от 30.11.2020 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Воровского ул., дом 2, Челябинск, 454091, www.chelarbitr.ru

Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

30 ноября 2020 года                                                        Дело №А76-33899/2020

Судья Арбитражного суда Челябинской области Добронравов В.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области о привлечении акционерного общества «Областное телевидение», г. Челябинск (ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее – Управление Роскомнадзора по Челябинской области, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении акционерного общества «Областное телевидение» (далее – АО «Обл-ТВ», общество, ответчик) к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 07.09.2020  заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Материалы дела в электронном виде размещены в информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» сети «Интернет».

Стороны о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства извещены надлежащим образом, с соблюдением требований статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Письменных возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства сторонами не представлено.

При этом ответчиком в материалы дела представлен отзыв и ходатайство об объединении дел №А76-33897/2020 и №А76-33899/2020 в одно производство.

Согласно доводам ходатайства и отзыва, определением Арбитражного суда Челябинской области от 11.09.2020 по делу № А76-33897/2020 принято к производству аналогичное заявление Управления Роскомнадзора о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований, выразившихся в нарушении объёмов вещания.

Административный орган в обоих заявлениях о привлечении к административной ответственности основывается на статье 31 Закона «О средствах массовой информации», в которой указаны лицензионные требованиями при осуществлении радиовещания, в частности - соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание. Параметрами вещания (пункт 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. №1025) являются, в том числе: объем вещания (дело А76-33897/2020) и программная концепция вещания (дело № А76-33899/2020). Таким образом, составление двух протоколов об административном правонарушении процессуально не обосновано, так как обществом фактически нарушено одно требование – не соблюдены параметры вещания. В силу принципа недопустимости привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ) указанные протоколы должны рассматриваться в рамках одного административного производства.

Кроме того, заявитель указывает, что в период проведения систематического наблюдения на территории Челябинской области в соответствии с Распоряжением Правительства Челябинской области от 18.03.2020 №146-рп действовал режим повышенной готовности, в соответствии с которым работодателям было рекомендовано, в том числе, оказывать содействие работникам в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому. Таким образом, в момент проверки работу в дистанционной форме осуществляло более 20 сотрудников, на больничном находилось более 10 сотрудников. При этом к публицистическим программам относятся в том числе: репортажи, интервью, беседы со специалистами, диалоги с представителями власти и органов местного самоуправления, общественных организаций, бизнеса. Общество, исполняя рекомендации Распоряжения Правительства Челябинской области от 18.03.2020 № 146-рп, не проводило записи, а также прямые эфиры публицистических программ, т.е. действовало в условиях крайней необходимости, чтобы предотвратить опасность, непосредственно угрожающей здоровью и жизни граждан. Также в силу пункта 3 Приказа Минкомсвязи России от 15.06.2020 №281 «О временном сокращении перечней лицензионных требований и условий в сфере телевизионного вещания и (или) радиовещания» лицензиатам предоставлена возможность не осуществлять вещание (трансляцию) с 00 ч. 00 мин. до 06 ч. 00 мин. по местному времени либо приостановить вещание (трансляцию). У общества имелось законное право осуществлять вещания на 42 часа в неделю меньше.

Административным органом представлены возражения на ходатайство об объединении дел в одно производство, в обоснование которого указано, что в ходе проверки выявлены два разных события правонарушения, в связи с чем составлены два протокола об административном правонарушении. При этом основания возникновения заявленных требований различны и не могут свидетельствовать о необходимости объединения данных дел в одно производство, доказательств существования риска принятия противоречивых судебных актов не представлено, совместное рассмотрение дел в данном случае не направлено на процессуальную экономию.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд счёл его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 130 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения.

В пункте 2.1 названной статьи предусмотрено, что арбитражный суд первой инстанции, установив, что в его производстве имеются несколько дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам, а также в иных случаях возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения.

Объединение дел в одно производство преследует цель процессуальной экономии и ускорения рассмотрения возникшего спора, а также предотвращения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов.

При этом объединение нескольких однородных дел в одно производство является правом, а не обязанностью суда, в производстве которого находится данное дело, реализация которого обусловлена целесообразностью такого объединения для выполнения задач арбитражного судопроизводства, перечисленных в статье 2 АПК РФ.

В рассматриваемом случае протокол от 01.09.2020 № АП-74/5/991 об административном правонарушении, рассматриваемый в рамках дела №А76-33897/2020, составлен за несоблюдение требования об объеме вещания радиоканала, а протокол от 01.09.2020 № АП-74/5/992 об административном правонарушении - за нарушение программной концепции вещания радиоканала. С учетом изложенного, протоколы об административных правонарушениях составлены в отношении разных административных правонарушений (с различной объективной стороной). Несоблюдение требования о соотношении объемов вещания не влечет за собой нарушение программной концепции средства массовой информации, указанные правонарушения могут быть не взаимосвязаны.

Таким образом, основания возникновения заявленных требований различны и не могут свидетельствовать о необходимости объединения данных дел в одно производство.

Кроме того, объединение дел в данном случае не способствует процессуальной экономии.

С учетом указанных обстоятельств, суд пришел к выводу, что объединение указанных дел в одно производство является нецелесообразным, не будет содействовать целям эффективного правосудия, и приведет к затягиванию судебного процесса.

05.11.2020 судом вынесено решение по делу, согласно которому заявление Управление Роскомнадзора по Челябинской области удовлетворено, АО «Областное телевидение» привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.

19.11.2020 ответчик обратился с заявлением о составлении мотивированного решения по делу.

В связи с подачей заявления, судом изготавливается мотивированное решение по делу.

При принятии решения по делу суд исходил из следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, АО «Областное телевидение» является держателем лицензии на осуществление наземного эфирного вещания серия РВ № 29429 от 24.08.2018, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - лицензия), которой предусмотрено распространение средств массовой информации радиоканалов «НАЦИОНАЛЬНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ «ЗВЕЗДА-FМ» и «ОТВ74» (запись о регистрации СМИ - регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ЭЛ № ТУ 74 - 01362 от 20.04.2018, зарегистрировано Управлением Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области) посредством наземного эфирного вещания на частоте 107,0 МГц в г. Магнитогорске Челябинской области.

На основании Плана деятельности Управления Роскомнадзора по Челябинской области в 2020 году, утвержденного приказом руководителя Управления Роскомнадзора по Челябинской области от 18.11.2019 № 171, Управлением Роскомнадзора в период с 03.08.2020 по 21.08.2020 проведено плановое мероприятие систематического наблюдения в отношении АО «Обл-ТВ».

В соответствии с лицензией, программная концепция вещания СМИ «ОТВ74» предусматривает следующее:

п/п

Направления вещания

Процентное

соотношение

Краткая характеристика

1.

Информационное

50

Актуальные информационно-новостные программы,

выпуски городских, региональных и федеральных

новостей, экстренные выпуски, репортажи, интервью и пр., новости с участием демографической группы, в том числе деловые новости, новости в области культуры, искусства, кино, спорта и прочее. Обзоры рынков России и зарубежных стран, комментарии экспертов в сфере экономики. Информационные сводки о ситуации на дорогах, метео условиях и курсах валют.

2.

Публицистическое

50

Информационные, социально-экономические, аналитические программы. Репортажи, интервью и иные интерактивные элементы. Опросы слушателей, беседы со специалистами, диалог с представителями власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, бизнеса.

В результате изучения записиэфира лицензиата за период с 00 ч. 00 мин. 00 сек. 03.08.2020 до 23 ч. 59 мин. 59 сек. 09.08.2020 установлено, что в  эфир радиоканала «ОТВ74» выходили:

Информационные программы: радиопрограмма «Новости», радиопрограмма «О погоде» - общая продолжительность в неделю 01 час 01 минута 58 секунд.

Публицистические программы, общая продолжительность в неделю 00 часов 00 минут 00 секунд.

Музыкальные программы: музыкальные произведения - общая продолжительность в неделю 00 часов 00 минут 40 секунд.

Приведенные обстоятельства расценены Управлением в качестве нарушения статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 №1025 - несоблюдение программной концепции вещания радиоканала «ОТВ74».

По результатам проведенной проверки в отношении АО «Обл-ТВ»  составлен протокол об административном правонарушении № АП-74/5/992 от 01.09.2020, в котором зафиксирован факт осуществления деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Названные обстоятельства явились основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о привлечении АО «Обл-ТВ» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Протокол №АП-74/5/992 от 01.09.2020 об административном правонарушении составлен специалистом-экспертом отдела контроля (надзора) в сфере связи Управления Роскомнадзора по Челябинской области в пределах предоставленных ему полномочий.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении №АП-74/5/992 от 01.09.2020 составлен в присутствии представителя общества по доверенности.

Требования части 2 статьи 28.2 КоАП РФ административным органом при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены, в частности, отражено событие вменяемого АО «Обл-ТВ»  правонарушения и разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, характеризуется действием (бездействием) в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.. Соблюдение лицензиатом лицензионных требований является обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2).

Деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию (пункт 36 части 1 статьи 12).

Согласно статье 31 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о средствах массовой информации), перечень лицензионных требований устанавливается Правительством РФ с учетом положений законодательства РФ о лицензировании отдельных видов деятельности.

Лицензионными требованиями при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания является, в числе прочих, соблюдение лицензиатом программной концепции вещания.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 1025 к лицензиату предъявлено требование о соблюдении такого параметра вещания как - программная концепция вещания.

В соответствии с лицензией, программная концепция вещания СМИ «ОТВ74» предусматривает:

п/п

Направления вещания

Процентное соотношение

                        Краткая характеристика

1.

Информационное

50

Актуальные информационно-новостные программы,

выпуски городских, региональных и федеральных

новостей, экстренные выпуски, репортажи, интервью и пр., новости с участием демографической группы, в том числе деловые новости, новости в области культуры, искусства, кино, спорта и прочее. Обзоры рынков России и зарубежных стран, комментарии экспертов в сфере экономики. Информационные сводки о ситуации на дорогах, метео условиях и курсах валют.

2.

Публицистическое

50

Информационные, социально-экономические, аналитические программы. Репортажи, интервью и иные интерактивные элементы. Опросы слушателей, беседы со специалистами, диалог с представителями власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, бизнеса.

В проверяемый период административным органом была изучена запись эфира лицензиата за период с 00 ч. 00 мин. 00 сек. 03.08.2020 до 23 ч. 59 мин. 59 сек. 09.08.2020 и установлено, что в указанный период в эфир радиоканала «ОТВ74» выходили:

Информационные программы: радиопрограмма «Новости», радиопрограмма «О погоде» - общая продолжительность в неделю 01 час 01 минута 58 секунд.

Публицистические программы: 00 часов 00 минут 00 секунд.

Музыкальные программы: музыкальные произведения - общая продолжительность в неделю 00 часов 00 минут 40 секунд.

Лицензией музыкальная направленность у радиоканала СМИ «ОТВ74» отсутствует.

Таким образом, программная концепция вещания радиоканала не соблюдаются лицензиатом, поскольку не соответствует заявленной в лицензии.

Факт нарушения лицензионных требований подтверждается актом систематического наблюдения АО «Обл-ТВ» от 21.08.2020,  записью эфира за период с 00 ч. 00 мин. 00 сек. 03.08.2020 по 23 ч. 59 мин. 59 сек. 09.08.2020 на частоте 107,0 МГц в г. Магнитогорск Челябинской области, справкой о результатах анализа записей эфира за период с 00 ч. 00 мин. 00 сек. 03.08.2020 по 23 ч. 59 мин. 59 сек. 09.08.2020, протоколом об административном правонарушении АП-74/5/992 от 01.09.2020.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в действиях АО «Обл-ТВ» имеются признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Доводы АО «Обл-ТВ», изложенные в отзыве об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, подлежат отклонению на основании следующего.

Заявитель в обоснование невозможности соблюдений лицензионных требований ссылается на установление в Челябинской области карантинных мер на основании Распоряжения Правительства Челябинской области от 18.03.2020 №146-рп «О введении режима повышенной готовности», а также на ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», согласно которому продлен срок действий срочных Лицензий и иных разрешений срок действия которых истекает в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года на 12 месяцев.

Как усматривается из материалов дела, лицензия серия РВ № 29429 выдана АО «Обл-ТВ» 24.08.2018 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций сроком до 24.08.2028.

Таким образом, действия вышеуказанного постановления Правительства не распространяются на заявителя, так как, срок действия лицензии АО «Обл-ТВ» не заканчивается в 2020 году.

Ссылка заявителя на нормы приказа Минкомсвязи Российской Федерации от 15.06.2020 №281 «О временном сокращении перечней лицензионных требований и условий в сфере телевизионного вещания и (или) радиовещания» также отклоняется, поскольку указанный Приказ применяется к лицензиатам исключительно в части предоставления возможности не осуществлять вещание с 00 ч. 00 мин. до 06 ч. 00 мин.

Согласно Акту систематического наблюдения 21.08.2020 № А-74/5/32, записи эфира за период с 00 ч. 00 мин. 00 сек. 03.08.2020 по 23 ч. 59 мин. 59 сек. 09.08.2020 на частоте 107,0 МГц в г. Магнитогорск Челябинской области, справке о результатах анализа записей эфира за период с 00 ч. 00 мин. 00 сек. 03.08.2020 по 23 ч. 59 мин. 59 сек. 09.08.2020 СМИ радиоканал «ОТВ74» не выходил в эфир с 00 ч. 00 мин. до 06 ч. 00 мин. Заявление о приостановлении деятельности СМИ радиоканала «ОТВ74» от АО «Обл-ТВ» не представлено в лицензирующий орган.

Кроме того, предоставленное Приказом Минкомсвязи от 15.06.2020 №281 право не осуществлять вещание в указанное время, не влияет на выполнение такого требования как соблюдение концепции вещания, поскольку лицензиат обязан соблюдать процентное соотношение вещания независимо от объёма вещания.

Доказательств невозможности выполнения публицистического направления вещания заявителем не представлено.

Режим повышенной готовности, введённый на территории Челябинской области, в рассматриваемом случае, не освобождает ответчика от соблюдения требования о соблюдении программной концепции вещания в условиях фактической работы радиоканала.

Таким образом, материалы дела об административном правонарушении в совокупности являются достаточными для вывода о виновности АО «Обл-ТВ» во вменяемом ему административном правонарушении.Оснований не доверять собранным и исследованным по делу доказательствам не имеется.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Деяние АО «Обл-ТВ» следует признать виновным, поскольку у общества имелась возможность для соблюдения лицензионных требований. Вместе с тем, обществом не были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований законодательства в области оказания услуг связи.

Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для исполнения возложенных на общество лицензионных требований, не представлено.

С учетом указанных обстоятельств состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в действиях АО «Обл-ТВ» установлен.

Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за вмененное ответчику правонарушение, на дату рассмотрения настоящего дела не истек.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения АО «Обл-ТВ» от административной ответственности не усматривается.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом установленных судом обстоятельств, принимая во внимание, что обществом правонарушение совершено впервые, в материалах дела отсутствуют доказательства причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также причинения имущественного ущерба, суд полагает возможным применить в данном конкретном случае минимальный размер наказания, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 АПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области удовлетворить.

Привлечь акционерное общество «Областное телевидение» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                    В.В. Добронравов