ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-35289/2017 от 31.05.2018 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

07 июня 2018 года Дело № А76-35289/2017

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 07 июня 2018 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Командирова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Николаевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению финансового управляющего ФИО1 ФИО2 к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области о признании незаконным отказа в представлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющееся) у него объекты недвижимого имущества за период с 01.01.2014 по 25.07.2017,

установил:

финансовый управляющий ФИО1 ФИО2 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - управление Росреестра по Челябинской области в представлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости) о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющееся) у него объекты недвижимого имущества за период с 01.01.2014 по 25.07.2017.

Заявитель считает оспариваемый отказ противоречащим законодательству Российской Федерации, нарушающим права и законные интересы заявителя.

В отзыве на заявление управление Росреестра по Челябинской области указало, что не является надлежащим заинтересованным лицом по настоящему делу (л.д. 29-30).

Определением суда от 29.01.2018 к участию в деле в качестве соответчика (второго заинтересованного лица) привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Заявителем 24.05.2018 представлено ходатайство об отказе от требований к управлению Росреестра по Челябинской области и исключении последнего из числа заинтересованных лиц. Суд указанное ходатайство расценил как ходатайство об отказе от требований к управлению Росреестра по Челябинской области.

В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Суд принимает отказ от иска, так как это в соответствии с частью 5 статьи 49 АПК РФ не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от заявленных требований.

Поэтому в указанной части заявления производство по делу подлежит прекращению.

ФГБУ «ФКП Росреестра» представило отзыв на заявление, в котором оспариваемый отказ находит правомерным, требования заявителя – подлежащими отклонению.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом с соблюдением требований статей 121-123 АПК РФ посредством направления в их адрес копий определений суда заказными письмами с уведомлениями, отобрание расписок в судебных заседаниях, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда.

Дело рассматривается по правилам частей 1, 3, 5 статьи 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, по имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.07.2016 по делу № А76-8586/2016 в отношении гражданина ФИО1 введена процедура, применяемая в деле о банкротстве граждан - реализации имущества гражданина. Определением от 12.05.2017 финансовым управляющим утвержден ФИО2.

06.10.2017 ФИО2 обратился в МАУ Многофункциональный центр города Челябинска с запросом о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (л.д.9).

09.10.2017 ФГБУ «ФКП Росреестра» сообщением № 74-00-4001/5003/2017-3643 отказало в предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.7).

В качестве причин данного отказа указано следующее.

Непредставление документа, подтверждающего оплату выдаваемой информации. В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, аналитическая и иная информация предоставляются за плату. Порядок взимания и возврата платы устанавливаются приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 967 «Об утверждении порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации». Размер такой платы, установлен Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».

Поскольку платежный документ представлен не был, запрашиваемые сведения не предоставлены.

Не согласившись с вышеуказанным отказом ФГБУ «ФКП Росреестра», полагая, что последний нарушает права и законные интересы заявителя, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, ФИО1 в лице конкурсного управляющего ФИО2 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Заявитель же обязан доказать факт нарушения обжалуемым ненормативным правовым актом, решением, совершением действий (бездействия) своих прав и законных интересов.

В соответствии частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно части 5 статьи 7 Закона о регистрации сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

Процедуры банкротства носят публично-правовой характер, они направлены на защиту публичного порядка, равно как и интересов кредиторов должника.

В силу абзаца 29 статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) финансовым управляющим признается арбитражный управляющий, утвержденный судом или арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.

Согласно пункту 1 статьи 20 названного закона арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую данным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Арбитражный управляющий является профессиональным участником дела о банкротстве и на нем лежит обязанность действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве).

В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

В абзаце 7 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве определено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве также имеет право, в том числе, запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы (абзац 10 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве).

Таким образом, по смыслу приведенных положений арбитражный управляющий имеет право на получение сведений о правах должника на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, необходимые, в частности, для принятия арбитражным управляющим мер по поиску имущества должника.

При этом Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» имеет приоритетное значение в регулировании спорных правоотношений как закон специального действия, следовательно, обязанность предоставлять запрошенные арбитражным управляющим сведения должна быть исполнена регистрирующим органом в порядке, установленном этим Федеральным законом.

Как следует из материалов настоящего дела, 07.10.2017 арбитражный управляющий ФИО2, действующий на основании определения Арбитражного суда Челябинской области от 16.05.2017 по делу № А76-8586/2016, обратился через МАУ Многофункциональный центр города Челябинска с запросом о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, о правах ФИО1 на имеющиеся у него объекты недвижимости (л.д. 9).

Порядок представления сведений, содержащихся в ЕГРН, установлен статьей 62 Закона о регистрации.

В силу части 1 статьи 62Закона о регистрации сведения, содержащиеся в ЕГРН, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

Пунктом 8 части 13 статьи 62 Закона о регистрации установлено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости предоставляются, в том числе, арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, лицам, входящим в состав органов управления должника, контролирующим должника лицам и др., если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий арбитражного управляющего.

Согласно части 2 статьи 63 Закона о регистрации за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, аналитической и иной информации по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в части 1 данной статьи, взимается плата, а не государственная пошлина. Размер такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются Минэкономразвития России.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 63 Закона о регистрации сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются бесплатно по запросам о предоставлении сведений - арбитражного управляющего, конкурсного управляющего в деле о банкротстве в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, лиц, входящих в состав органов управления должника, контролирующих должника лиц, временной администрации финансовой организации в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий арбитражного управляющего, конкурсного управляющего в деле о банкротстве, временной администрации финансовой организации в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно приказу Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости», сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе, в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, выписки из ЕГРН или ином виде, определяемом Минэкономразвития России в соответствии с частью 6 статьи 62 Федерального закона № 218-ФЗ; оплата за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляется в соответствии с порядком взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и размерах такой платы, установленным в соответствии с частью 2 статьи 63 Федерального закона № 218-ФЗ; орган регистрации прав предоставляет сведения в срок не более трех рабочих дней со дня получения запроса.

В то же время, пунктом 41 приказа Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968, запрос о предоставлении сведений, представленный арбитражным управляющим, конкурсным управляющим, запрашивающим сведения в отношении объектов недвижимости должника, лиц, входящих в состав органов управления должника, контролирующих должника лиц, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 63 Федерального закона № 218-ФЗ арбитражный управляющий, конкурсный управляющий обладают правом на их безвозмездное предоставление, заверяется подписью арбитражного управляющего, конкурсного управляющего.

Таким образом, и нормы Закона о регистрации, и нормы Закона о банкротстве предоставляют возможность бесплатного получения арбитражным управляющим сведений о зарегистрированных правах должника на недвижимое имущество и сделках с ним.

Как усматривается из материалов дела, запрос о предоставлении сведений направлен арбитражным управляющим через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с соблюдением формы, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».

В подтверждение полномочий временного управляющего к указанному запросу было приложено определение Арбитражного суда Челябинской области от 16.05.2017 по делу № А76-8586/2016 об утверждении финансовым управляющим ФИО1 ФИО2 (л.д.11-12).

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит в выводу о том, что, действуя в рамках полномочий, предоставленных Законом о банкротстве, финансовый управляющий ФИО1 ФИО2 правомерно обратился с запросом в регистрирующий орган, в связи с чем сообщение федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости от 09.10.2017 № 74-00-4001/5003/2017-3643, является неправомерным.

При таких обстоятельствах требование заявителя подлежит удовлетворению.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, среди прочего, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).

Исходя из предмета заявленных требований, существа допущенного заинтересованным лицом нарушения, в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя арбитражный суд считает необходимым обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя посредством предоставления временному управляющему сведений о правах ФИО1 на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества за период с 01.01.2013 по 06.10.2017.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным сообщение федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости от 09.10.2017 № 74-00-4001/5003/2017-3643.

Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя посредством предоставления финансовому управляющему сведений о правах ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН <***>) на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества за период с 01.01.2013 по 06.10.2017.

Прекратить производство по делу в части требований к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области.

Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области в пользу ФИО2 150 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 07.12.2017.

Возвратить ФИО2 из средств федерального бюджета 150 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 07.12.2017.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.В. Командирова