ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-35484/09 от 14.12.2009 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел.(351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

14 декабря 2009 г.

Дело №А76-35484/2009-63-801

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2009 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Михайлова Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кошеровой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания «Завьялиха», г.Челябинск

к Администрации города Трехгорного Челябинской области

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

1. Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г.Трехгорного

2. Общество с ограниченной ответственностью «Центр инвестиций», г.Трехгорный

3. Некоммерческое партнерство «Горнолыжный комплекс Завьялиха», г.Трехгорный

о признании недействительным постановления в части

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 01.07.2009, паспорт;

от ответчика: не явился, извещен;

от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

от КУИЗО Администрации г.Трехгорного: не явился, извещен;

от ООО «Центр инвестиций»: ФИО2 – доверенность от 30.06.2009 №2, паспорт;

от НП «Горнолыжный комплекс Завьялиха»: не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания «Завьялиха» (далее – ООО ИК «Завьялиха», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Трехгорного о признании недействительным постановления Главы Администрации г.Трехгорного от 10.07.2009 №535 в части отмены постановления Главы города Трехгорного от 03.03.2009 №206 (том 1, л.д. 4-5).

Представителем заявителя в судебном заседании 27.10.2009 заявлено об уточнении оснований заявленных требований (том 2, л.д. 4-7).

Принимая во внимание, что право на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований предоставлено заявителю ч.1 ст.49 АПК РФ, уточнение требований судом принято (протокол судебного заседания от 20-27.10.2009 – том 2, л.д. 122-123).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г.Трехгорного (далее – КУИЗО Администрации г.Трехгорного); Общество с ограниченной ответственностью «Центр инвестиций», г.Трехгорный (далее – ООО «Центр Инвестиций»); Некоммерческое партнерство «Горнолыжный комплекс Завьялиха», г.Трехгорный (далее – НП «Горнолыжный комплекс Завьялиха»).

Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении, уточнении к заявлению, возражениях на отзыв ответчика, письменных объяснениях (том 1, л.д. 4-5, 39-41, 45-47; том 2, л.д. 4-7, 19, 25-26, 151-154; том 3, л.д. 1-4, 85).

Ответчик в судебное заседание не явился, представителей не направил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом (том 3, л.д. 101-102), ранее в судебных заседаниях представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве (том 1, л.д. 88-91).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «Центр инвестиций» в удовлетворении требований заявителя просит отказать, пояснил о сохранении права на предоставление земельного участка в аренду в течение трех лет с момента утверждения акта выбора.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - КУИЗО Администрации г.Трехгорного в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте надлежащим образом (том 3, л.д. 103-104), направил письменное мнение по делу, согласно доводам которого полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению (том 2, л.д. 108-109).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - НП «Горнолыжный комплекс Завьялиха» представителей в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте надлежащим образом (том 3, л.д. 105-110), письменного мнения по заявленным требованиям не представило.

В силу ч.3 ст. 121 АПК РФ, в случаях, не терпящих отлагательства, арбитражный суд может известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.

Извещения направляются арбитражным судом по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, либо по месту нахождения организации (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности) или по месту жительства гражданина. Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации, если в соответствии с федеральным законом в учредительных документах не установлено иное (ч.4 ст.121 АПК РФ).

В материалах дела имеются телеграммы (том 3, л.д. 101-110), подтверждающие, что судом приняты все меры по уведомлению ответчика, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - КУИЗО Администрации г.Трехгорного, НП «Горнолыжный комплекс Завьялиха» о времени и месте судебного разбирательства по месту жительства заявителя. В силу положений ст.ст.121-123 АПК РФ, ответчик – Администрация г.Трехгорного, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - КУИЗО Администрации г.Трехгорного, НП «Горнолыжный комплекс Завьялиха» являются лицами, извещенными надлежащим образом арбитражным судом о времени и месте судебного разбирательства.

В определении арбитражного суда от 01.10.2009 содержатся указания о том, что получить информацию о движении дела возможно на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет по веб-адресу: www.chelarbitr.ru, на основании чего суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

Неявка или уклонение стороны от участия при рассмотрении дела не свидетельствует о нарушении предоставленных ей Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации гарантий защиты и не может

служить препятствием для рассмотрения дела по существу.

В силу статьи 156, части 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Дело подлежит рассмотрению в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие ответчика, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - КУИЗО Администрации г.Трехгорного, НП «Горнолыжный комплекс Завьялиха», извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что Общество с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания «Завьялиха» зарегистрировано в качестве юридического лица 13.08.2008 ИФНС России по г.Трехгорному Челябинской области (том 1, л.д.23).

10.10.2007 ОАО «Центр инвестиций» обратилось к Главе г.Трехгорный с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объектов инфраструктуры ГЛК «Завьялиха», площадью 960 тысяч квадратных метров, с метом расположения: в районе нижней зоны северного склона г.Завьялиха (том 1, л.д. 92).

29.10.2007 протоколом №6 заседания комиссии по землепользованию и застройке согласовано предварительное место размещения объекта, оформлен акт выбора земельного участка (том 1, л.д. 93-94, 97-99).

Постановлением Главы г.Трехгорный от 13.11.2007 №1370 Открытому акционерному обществу «Центр инвестиций» утвержден проект границ земельного участка для строительства объекта «Комплексная застройка ГЛК «Завьялиха» в районе нижней зоны северного склона г.Завьялиха, площадью 94,7 га; утвержден акт выбора земельного участка для строительства объекта «Комплексная застройка ГЛК «Завьялиха» в районе нижней зоны северного склона г.Завьялиха, площадью 94,7 га, расположенного на землях населенных пунктов в г.Трехгорный, примерно в 200 метрах по направлению на юго-восток от зданий по адресу: ул.Горная, 9 (том 1, л.д. 95-99). Информация о предстоящем предоставлении земельного участка опубликована в газете «Спектр» (том 1, л.д. 100).

22.04.2008 постановлением Главы г.Трехгорный №339 по всему тексту постановления Главы г.Трехгорного от 13.11.2007 №1370 и приложений №1, 2 к нему слова «Комплексная застройка ГЛК «Завьялиха» заменены словами «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха» (том 1, л.д. 101).

Земельный участок для строительства объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха», площадью 94,7 га, расположенный на землях населенных пунктов в г.Трехгорный, примерно в 200 метрах по направлению на юго-восток от зданий по адресу: ул.Горная, 9, - поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 74:42:000000:36 (том 1, л.д. 106-107).

22.07.2008 постановлением Главы г.Трехгорный №638 земельный участок для строительства объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха», с кадастровым номером 74:42:000000:36, площадью 94,7 га, расположенный на землях населенных пунктов в г.Трехгорный, примерно в 200 метрах по направлению на юго-восток от зданий по адресу: ул.Горная, 9, - был предоставлен в аренду на 49 лет Некоммерческому партнерству «Горнолыжный комплекс Завьялиха» (том 1, л.д. 102-103).

22.07.2008 постановлением Главы г.Трехгорный №640 в преамбуле постановления главы города от 13.11.2007 №1370 «Об утверждении проекта границ и предварительном согласовании места размещения объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха» слова «открытого акционерного общества «Центр инвестиций» заменены словами «Некоммерческого партнерства «Горнолыжный комплекс Завьялиха» (том 1, л.д. 103).

22.07.2008 между КУИЗО Администрации г.Трехгорного и Некоммерческим партнерством «Горнолыжный комплекс Завьялиха» заключен договор аренды №519 о предоставлении в аренду земельного участка для строительства объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха», с кадастровым номером 74:42:000000:36, площадью 94,7 г, расположенный на землях населенных пунктов в г.Трехгорный, примерно в 200 метрах по направлению на юго-восток от зданий по адресу: ул.Горная, 9 (том 1, л.д. 104-105, 109).

12.09.2008 между КУИЗО Администрации г.Трехгорного и Некоммерческим партнерством «Горнолыжный комплекс Завьялиха» заключено соглашение о досрочном расторжении не зарегистрированного в органах юстиции договора аренды №519 от 22.07.2008 (том 1, л.д. 110). Вышеуказанный земельный участок возвращен КУИЗО Администрации г.Трехгорного (том 1, л.д. 111).

12.09.2008 на имя Главы г.Трехгорного поступило заявление от Некоммерческого партнерства «Горнолыжный комплекс Завьялиха» №НП 101.2-4/07-1 с просьбой, в связи с изменением условий финансирования строительства объектов ГЛК «Завьялиха» на земельном участке 94,7 га, считать в качестве заявителя ООО «Инвестиционная компания «Завьялиха» (том 1, л.д. 112).

12.09.2008 постановлением Главы г.Трехгорный №856 А в преамбуле постановления главы города от 13.11.2007 №1370 «Об утверждении проекта границ и предварительном согласовании места размещения объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха» слова «открытого акционерного общества «Центр инвестиций» заменены словами «общества с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания «Завьялиха», постановление главы г.Трехгорного от 22.07.2008 №640 «О внесении изменений в постановление главы города от 13.11.2007 №1370 «Об утверждении проекта границ и предварительном согласовании места размещения объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха» признано утратившим силу (том 1, л.д. 113).

12.09.2008 постановлением Главы г.Трехгорный №856 Б земельный участок для строительства объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха», с кадастровым номером 74:42:000000:36, площадью 94,7 га, расположенный на землях населенных пунктов в г.Трехгорный, примерно в 200 метрах по направлению на юго-восток от зданий по адресу: ул.Горная, 9, - предоставлен в аренду на 49 лет Обществу с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания «Завьялиха» (том 1, л.д. 114).

12.09.2008 между КУИЗО Администрации г.Трехгорного и ООО Инвестиционная компания «Завьялиха» заключен договор аренды №84 о предоставлении в аренду земельного участка для строительства объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха», с кадастровым номером 74:42:000000:36, площадью 94,7 га, расположенного на землях населенных пунктов в г.Трехгорный, примерно в 200 метрах по направлению на юго-восток от зданий по адресу: ул.Горная, 9 (том 1, л.д. 115-125).

12.12.2008 проведена государственная регистрация договора аренды №84 от 12.09.2008 земельного участка для строительства объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха», с кадастровым номером 74:42:000000:36, площадью 94,7 га, расположенного на землях населенных пунктов в г.Трехгорный, примерно в 200 метрах по направлению на юго-восток от зданий по адресу: ул.Горная, 9 (том 1, л.д. 126).

27.01.2009 на имя главы г.Трехгорного поступило заявление ООО Инвестиционная компания «Завьялиха» исх.№7 с просьбой разрешить размежевание земельного участка, площадью 94,7 га, с кадастровым номером 74:42:000000:36, в соответствии со схемой участков (том 1, л.д. 128).

13.02.2009 главой г.Трехгорного издано постановление №124 о преобразовании земельного участка для строительства объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха», с кадастровым номером 74:42:000000:36, площадью 94,7 га, в виде создания десяти земельных участков (том 1, л.д. 129-134). Участки поставлены на кадастровый учет (том 3, л.д. 5-24).

02.03.2009 на имя Главы г.Трехгорного поступило заявление от ООО Инвестиционная компания «Завьялиха» б/н с просьбой расторгнуть договор аренды №84 от 12.09.2008 земельного участка для строительства объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха», с кадастровым номером 74:42:000000:36, площадью 94,7 га, расположенного на землях населенных пунктов в г.Трехгорный, примерно в 200 метрах по направлению на юго-восток от зданий по адресу: ул.Горная, 9 (том 1, л.д. 135).

02.03.2009 между КУИЗО Администрации г.Трехгорного и ООО Инвестиционная компания «Завьялиха» было заключено соглашение о досрочном расторжении договора аренды №84 от 12.09.2008 земельного участка для строительства объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха», с кадастровым номером 74:42:000000:36, площадью 94,7 га, расположенного на землях населенных пунктов в г.Трехгорный, примерно в 200 метрах по направлению на юго-восток от зданий по адресу: ул.Горная, 9. Земельный участок возвращен КУИЗО Администрации г.Трехгорного.

24.03.2009 проведена государственная регистрация соглашения между КУИЗО Администрации г.Трехгорного и ООО Инвестиционная компания «Завьялиха» о досрочном расторжении договора аренды №84 от 12.09.2008 земельного участка для строительства объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха», с кадастровым номером 74:42:000000:36, площадью 94,7 га, расположенного на землях населенных пунктов в г.Трехгорный, примерно в 200 метрах по направлению на юго-восток от зданий по адресу: ул.Горная, 9 (том 1, л.д. 127).

03.03.2009 на имя главы г.Трехгорного поступило заявление ООО Инвестиционная компания «Завьялиха» о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для строительства объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха» 10 земельных участков, образованных в результате межевания земельного участка, площадью 94,7 га, с кадастровым номером 74:42:000000:36 (том 1, л.д. 136).

03.03.2009 главой г.Трехгорного издано постановление №206 «О предоставлении земельных участков в аренду ООО Инвестиционная компания «Завьялиха», которым Обществу с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания «Завьялиха» переданы в аренду на 49 лет десять земельных участков, размежеванных из земельного участка, площадью 94,7 га, с кадастровым номером 74:42:000000:36 (том 1, л.д. 137-138).

10.07.2009 главой Администрации г.Трехгорного издано постановление №535 «Об отмене муниципальных правовых актов», которым отменено постановление главы г.Трехгорного от 03.03.2009 №206 «О предоставлении земельных участков в аренду ООО Инвестиционная компания «Завьялиха» (том 1, л.д. 27).

Полагая постановление главы Администрации г.Трехгорного №535 от 10.07.2009 незаконным, нарушающим права в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

На основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Любые действия и акты органа местного самоуправления не могут противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

В качестве правового основания в оспариваемом постановлении содержится ссылка на Земельный кодекс РФ.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

Указанная статья исключает возможность принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся, в том числе, в муниципальной собственности, любыми иными органами или организациями.

В соответствии со ст.124 Устава города Трехгорного, в редакции, утвержденной решением Собранием депутатов г. Трехгорного Челябинской области от 24.06.2008 №60 «О внесении изменений и дополнений в Устав города Трехгорного», Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Трехгорного и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Трехгорного федеральными законами и законами Челябинской области.

Согласно п. 3 ст. 127 Устава в компетенции Администрации находится в том числе обеспечение выбора земельных участков для строительства, предоставление земельных участков, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд (т.3 л.д. 1-23).

Таким образом, полномочия по распоряжению спорным земельным участком, расположенным в границах г. Трехгорного, осуществляются Администрацией г. Трехгорного.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 ЗК РФ), осуществляется выбор подходящего земельного участка для размещения объекта, принимается решение о предварительном согласовании места его размещения, проводятся работы по формированию земельного участка, присваивается кадастровый номер и принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном в статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок выбора земельных участков для строительства.

Согласно ст. 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Из пояснений заявителя и материалов дела следует, что установленная законом процедура предоставления земельного участка, площадью 94,7 га, с кадастровым номером 74:42:000000:36, а также десяти земельных участков, образованных путем межевания из вышеуказанного участка, в рассматриваемом случае не была соблюдена.

Избранный способ предоставления земельного участка для строительства – с предварительным согласованием места размещения объекта, подразумевает определяющее значение объекта, для возведения которого предоставляется земельный участок. Между тем, согласно объяснениям заявителя (том 2, л.д. 19) следует, что ООО Инвестиционная компания «Завьялиха» в установленном законом порядке за предоставлением земельного участка для строительства объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха», с кадастровым номером 74:42:000000:36, площадью 94,7 га, расположенного на землях населенных пунктов в г.Трехгорный, примерно в 200 метрах по направлению на юго-восток от зданий по адресу: ул.Горная, 9, - в орган местного самоуправления не обращалось. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предоставление органом местного самоуправления обществу с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания «Завьялиха» вышеуказанного земельного участка было произведено в нарушение требований, установленных ст.30, 31 ЗК РФ, поскольку в отношении испрашиваемого участка заявитель с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не обращался, установленного законом пакета документов в орган местного самоуправления не предоставлял, торгов в отношении вышеуказанного земельного участка также не проводилось. Доказательств обратного заявителем суду не представлено, в материалах дела не имеется.

Также из материалов дела и пояснений заявителя следует, что ООО Инвестиционная компания «Завьялиха» в установленном законом порядке за предоставлением десяти земельных участков для строительства объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха», образованных из земельного участка, с кадастровым номером 74:42:000000:36, площадью 94,7 га, расположенного на землях населенных пунктов в г.Трехгорный, примерно в 200 метрах по направлению на юго-восток от зданий по адресу: ул.Горная, 9, - в орган местного самоуправления не обращалось. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предоставление органом местного самоуправления обществу с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания «Завьялиха» десяти земельных участков, образованных из земельного участка, с кадастровым номером 74:42:000000:36, площадью 94,7 га, расположенного на землях населенных пунктов в г.Трехгорный, было произведено в нарушение требований, установленных ст.30, 31 ЗК РФ, поскольку в отношении испрашиваемого участка заявитель с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не обращался, установленного законом пакета документов в орган местного самоуправления не предоставлял, торгов в отношении вышеуказанного земельного участка также не проводилось. Доказательств обратного заявителем суду не представлено, в материалах дела не имеется.

Как следует из содержания заявления ООО Инвестиционная компания «Завьялиха» от 03.03.2009 на имя Главы г.Трехгорного, заявитель просит предоставить земельные участки без предварительного согласования места размещения объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха» и без проведения торгов (том 1, л.д. 136).

Согласно подпункту 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Понятие «общественно-деловая зона» исходя из содержания в п.5,6 ст.35 Градостроительного Кодекса является собирательным, поскольку такие зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социально и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов образования, объектов делового, финансового назначения и других, включая жилые дома, гостиницы. Оно не является тождественным понятию объект градостроительной деятельности.

Названное не позволяет сделать вывод о том, для размещение какого объекта испрашивались земельные участки.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанное выше заявление не соответствует установленным ст. 30, 31 ЗК РФ требованиям.

Постановление Главы г.Трехгорного от 03.03.2009 №206 также не содержит сведений для строительства каких именно объектов предполагается представление земельных участков.

Как установлено ст. 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Как следует из содержания постановления Главы г. Трехгорного от 03.03.2009 №206 заявителю предоставлены в аренду земельные участки для строительства объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха» сроком на 49 лет (том 1, л.д. 137-138).

Как установлено ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса строительство, объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом в соответствии с ч.19 указанной статьи разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.

Суд полагает, что земельные участки не могут быть предоставлены в аренду для строительства на срок 49 лет, поскольку этот срок будет явно превышать срок строительства, предусмотренный строительной документацией, что, в свою очередь, приведет к нарушению целевого использования земельного участка, определенного как строительство.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Администрацией г.Трехгорного нарушен порядок предоставления десяти земельных участков в аренду для строительства объекта «Общественно-деловая зона ГЛК «Завьялиха», предусмотренный нормами Земельного кодекса РФ.

Основанием к признанию порядка предоставления десяти земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 74:42:000000:36, площадью 94,7 га, несоблюденным, является также то обстоятельство, что утверждение акта выбора земельного участка с кадастровым номером 74:42:000000:36, площадью 94,7 га, расположенного на землях населенных пунктов в г.Трехгорный, примерно в 200 метрах по направлению на юго-восток от зданий по адресу: ул.Горная, 9, - и предварительное согласование места размещения объекта было произведено ОАО «Центр инвестиций».

Согласно п.8 ст. 31 решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основание для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Из нормы п.8 ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что принятие решения об утверждении акта выбора земельного участка является основанием для его дальнейшего предоставления данному лицу в случае выполнения им всех требований по формированию участка и изготовлению проектной документации. При этом, исходя из положений ст.ст.30-32 Кодекса орган местного самоуправления не сможет отказать в предоставлении земельного участка лицу, которому утвержден акт его выбора.

Таким образом, предоставление земельного участка заявителю, нарушает права ОАО «Центр инвестиций», у которого имеется исключительное право требовать предоставления ему выбранного земельного участка. Трехлетний срок, исчисляемый с даты принятия решения предварительном согласовании места размещения объекта на дату рассмотрения спора не истек, в ходе судебного заседания представителем ОАО «Центр инвестиций» заявлено о намерении реализовать свое право.

Издавая оспариваемое постановление, глава Администрации г.Трехгорного воспользовался правом, предусмотренным статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Отмена органом местного самоуправления принятого им акта возможна, исходя из необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, при осуществлении публичных функций. При этом, такая отмена, как и любые действия и акты органа местного самоуправления, не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права.

По смыслу приведенных положений Закона в этом случае полномочный орган, принявший акт, обязан обосновать необходимость его отмены в самом акте, а в случае оспаривания - в суде.

Обязанность органа, чей ненормативный правовой акт оспаривается, доказывать его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, законность его принятия, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, предусмотрена и ч. 5 ст. 200 АПК РФ.

По мнению суда, позиция ответчика является основанной на требованиях закона.

По смыслу ст. 11 ГК РФ и ст. 4 АПК РФ, правом на судебную защиту обладают лица, чьи права и законные интересы нарушены.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что доводы ООО Инвестиционная компания «Завьялиха» о нарушении его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нашли своего подтверждения в материалах дела и заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств нарушения его прав и охраняемых законов интересов, в связи с чем, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче в арбитражный суд искового заявления неимущественного характера уплачивается государственная пошлина в размере 2000 руб.

Определением суда от 01.10.2009 заявителю предоставлена отсрочка по плате государственной пошлины до вынесения решения по делу. Доказательств оплаты государственной пошлины заявителем в материалах дела не имеется.

Поскольку в удовлетворении требований отказано, государственная пошлина по правилам ст. 110 АПК РФ относится на заявителя и подлежит взысканию с заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Завьялиха», г.Челябинск о признании недействительным постановления главы администрации города Трехгорного №535 от 10.07.2009 в части отмены постановления главы города Трехгорного №206 от 03.03.2009, отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Завьялиха», место нахождения: 456080, <...> (зарегистрировано в качестве юридического лица 13.08.2008 Инспекцией ФНС по г.Трехгорному Челябинской области (ОГРН <***>)), - в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья Е.А. Михайлова

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru/.