Арбитражный суд Челябинской области
Воровского ул., дом 2, Челябинск, 454091, www.chelarbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
05 октября 2021 года Дело № А76-39164/2019
Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05 октября 2021 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Добронравов В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Терентьевой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Перспектива», г. Челябинск (ОГРН <***>) к Главному управлению «Государственная жилищная инспекции Челябинской области» о признании недействительным предписания,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления МЧС России по Челябинской области,
при участии в судебном заседании представителей: от заявителя - ФИО1, действующей по доверенности № 39/2021 от 25.12.2020, от заинтересованного лица - ФИО2, действующей по доверенности № 37 от 17.03.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – ООО «Перспектива», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению «Государственная жилищная инспекции Челябинской области» (далее – ГУ «ГЖИ Челябинской области», жилищная инспекция) о признании недействительным предписания № 4343 К-М-19 от 16.08.2019.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 13.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: ФГКУ «8 Отряд федеральной противопожарной службы» по Челябинской области, которое впоследствии определением от 10.01.2020 заменено на правопреемника – Главное управление МЧС России по Челябинской области.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 10.03.2020 производство по делу №А76-39164/2019 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А76-11219/2019.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 16.04.2021 производство по делу №А76-39164/2019 возобновлено.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом с соблюдением требований статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) посредством направления в его адрес копий определений суда заказными письмами с уведомлениями, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда.
Дело рассмотрено по правилам части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие указанного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании высказал возражения по заявленным требованиям по доводам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, судом объявлен перерыв с 21 сентября 2021 года до 28 сентября 2021 года, информация о котором размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет. После объявленного перерыва в судебном заседании присутствовали представители заявителя и заинтересованного лица, которые поддержали ранее изложенную позицию.
При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ГУ «ГЖИ Челябинской области» на основании распоряжения от 15.08.2019 № 19-4323 4343 в отношении ООО «Перспектива» проведена внеплановая документарная проверка в рамках жилищного надзора.
Основанием для проведения проверки послужило рассмотрение обращения граждан за № 13171 от 18.07.2019, проживающих в жилых помещениях по адресу: <...>, по вопросу оказания услуг теплоснабжения со стороны теплоснабжающей организации ООО «Перспектива».
В ходе проведённой проверки ГУ «ГЖИ Челябинской области» установлено, что заявители жалобы проживают в жилых помещениях, расположенных в нежилом здании пожарного депо с дымокамерой, по адресу: <...>, которое с 25.12.1992 закреплено за ФГКУ «8 ОФПС по Челябинской области» на праве оперативного управления. Здание внесено в реестр федерального имущества.
Ресурсоснабжающей организацией (по теплоснабжению) на территории Каслинского городского поселения является ООО «Перспектива».
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.11.2018 по делу №А76-12980/2018 установлено, что указанное здание находится на земельном участке с кадастровым 74:09:1102024:1, общей площадью 7 022,4 кв.м, вид разрешённого использования – административное здание и хозяйственный двор. Земельный участок с кадастровым номером 74:09:1102024:1 является собственностью Российской Федерации и передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «8 ОФПС по Челябинской области».
В четырехэтажном здании расположены:
- нежилые помещения на 1 и 2 этажах, которые находятся в федеральной собственности и закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «8 Отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области»;
- 14 жилых помещений на 3 и 4 этажах, находящихся в частной собственности граждан.
Решением по делу №А76-12980/2018 арбитражный суд обязалУправление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области исправить техническую ошибку в Едином государственном реестре недвижимости путём восстановления характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером 74:09:1102024:62 как нежилого здания.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2019 решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.11.2018 по делу №А76-12980/2018 оставлено без изменений.
Жилищной инспекцией при проверке установлено, что, несмотря на внесение изменений в ЕГРН, помещения, расположенные на 3 и 4 этажах здания пожарного депо не утратили статус жилых помещений и не меняют функционального назначения, используются для постоянного проживания населения.
Жилищная инспекция пришла к выводу, что при отнесении потребителей тепла к тарифной группе «население» основополагающим признаком является факт использования тепловой энергии для бытовых нужд в жилых помещениях.
Договоры с собственниками жилых помещений в указанном здании на поставку коммунального ресурса (отопление), ресурсоснабжающая организация ООО «Перспектива» в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации не заключила.
По информации ООО «Перспектива», представленной в жилищную инспекцию, в адрес ФГКУ «8 Отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области» был направлен государственный контракт № 3217-1-19 на теплоснабжение указанного нежилого здания на периоде 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г.
С учетом указанного, инспекцией сделан вывод, что тепловая энергия поставляется, в том числе гражданам – собственникам жилых помещений, то есть непосредственным потребителям коммунальных услуг, а не в целях перепродажи, в связи с чем к отношения сторон подлежат применению нормы законодательства, применяемые в отношении граждан-потребителей, в частности Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.
При таких обстоятельствах, ресурсоснабжающая организация обязана заключить договоры на поставку коммунального ресурса (отопление) непосредственно с собственниками жилых помещений.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 16.08.2019 № 4343 К-М-19.
На основании указанного акта ООО «Перспектива» выдано предписание от 16.08.2019 № 4343 К-М-19 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
В качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений жилищной инспекцией предписано: заключить договора на поставку коммунального ресурса (отопление) с собственниками жилых помещений по адресу: <...>.
Срок выполнения указанных нарушений установлен до 23.09.2019.
Полагая, что предписание ГУ «ГЖИ Челябинской области» от 16.08.2019 № 4343 К-М-19 не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований, заявитель указывает, что жилое помещение в нежилом здании не является квартирой и не может быть объектом жилищных правоотношений, действие Жилищного кодекса РФ на такое помещение не распространяется. Соответственно, в связи с утратой здания статуса многоквартирного жилого дома, к указанному виду жилых помещений не могут применяться Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011. Договор на теплоснабжение должен заключаться с владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, в соответствии с пунктом 44Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 808 от 08.08.2012. Вопросы оплаты услуг по предоставлению теплоснабжения в жилые помещения должны регулироваться соглашением между собственником теплового ввода и собственниками жилых помещений.
Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении 6 выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 Положения о Главном управлении «Государственная жилищная инспекции Челябинской области», утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 № 364, Жилищной инспекции для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Проведение проверки имело целью контроль соблюдения прав и законных интересов граждан при предоставлении населению коммунальных услуг на территории Челябинской области.
Принимая во внимание, что обращение граждан содержало сведения о нарушении прав собственников жилых помещений, которые используются гражданами для постоянного проживания и удовлетворения бытовых нужд, проведение проверки находилось в компетенции органа жилищного контроля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что фактическими потребителями тепловой энергии в спорном здании являются, в том числе собственники-физические лица, проживающие в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 6 Правил №354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 настоящих Правил.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, утверждены «Основы ценообразования в сфере теплоснабжения», «Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения».
Пунктом 52 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотрено установление для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в соответствии с общим порядком открытия дел об установлении цен (тарифов).
Тарифные группы потребителей электрической (тепловой) энергии (мощности), их характеристики, особенности расчета тарифов для указанных групп определяются Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 № 20-э/2.
Пунктом 27 Методических указаний определено, что к тарифной группе «население» относятся граждане, использующие энергию для коммунально-бытовых нужд, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая (тепловая) энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
В соответствии с Законом Челябинской области от 03.07.2013 года №503-ЗО «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области», физические лица, проживающие на территории Челябинской области, имеют право на льготные тарифы.
С учетом указанных положений следует, что при отнесении к тарифной группе «население» основополагающим признаком является факт использования тепловой энергии для бытовых нужд в жилых помещениях.
Какая-либо дифференциация населения в зависимости от нахождения жилых помещений в жилом или нежилом здании, применительно к вопросу оплаты коммунальных услуг, законом не установлена.
С учетом указанного, изменение назначения спорного здания с многоквартирного жилого дома на нежилое здание не влечёт изменения фактических характеристик жилых помещений, расположенных в таком здании.
Принимая во внимание, что тепловая энергия используется собственниками жилых помещений для удовлетворения бытовых (жилищных) нужд, суд соглашается с выводами жилищной инспекции о необходимости применения к спорным правоотношениям норм жилищного законодательства.
Доводы заявителя о необходимости в рассматриваемом случае применения положений абзаца 2 пункта 44 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 808 от 08.08.2012 (далее - Правила № 808), судом отклоняются.
В соответствии с абзацем 2 пункта 44 Правил № 808, в случае если в нежилом здании имеется один тепловой ввод, то заявка на заключение договора теплоснабжения подается владельцем нежилого помещения, в котором имеется тепловой ввод, при наличии в нежилом здании нескольких тепловых вводов, заявки на заключение договора теплоснабжения подаются каждым владельцем помещения, в котором имеется тепловой ввод. Отношения по обеспечению тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем и оплате соответствующих услуг с владельцами иных помещений, не имеющих теплового ввода, определяются по соглашению между владельцами таких помещений и владельцами помещений, заключивших договор теплоснабжения.
Из материалов дела следует, что здание имеет один ввод тепловой энергии, оборудовано узлом учета теплоснабжения.
Указанный узел учета расположен в помещении, владельцем которого являлось ФГКУ «8 Отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области».
Между тем, правило, указанное в абзаце 2 пункта 44 Правил № 808 не может быть применено к отношениям по обеспечению тепловой энергией жилых помещений.
При этом суд не усматривает невозможность в рассматриваемом случае применения положений Правил №354 при определении платы за потребляемый ресурс в жилых помещениях.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон №190-ФЗ) осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Спорное нежилое здание оборудовано общедомовым прибором учета тепловой энергии. Жилые помещения индивидуальными приборами учета потребления тепловой энергии не оборудованы.
В соответствии с пунктом 77 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждённой Приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр, распределение потерь тепловой энергии, а также количества передаваемой тепловой энергии, теплоносителя между частями тепловой сети производится расчетным путем при отсутствии приборов учета на границах смежных частей тепловой сети.
Соответственно, применение Правил №354 не противоречит законодательству. Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 №64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании (сети отопительной системы), прямо законом не урегулированы.
Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения. Согласно Правилам № 354 расходы на отопление, полученное владельцами жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, исчисляются с использованием одних и тех же формул и могут быть применены в спорном случае.
Как следует из материалов дела, в рамках судебного дела №А76-11219/2019 между ГУ МЧС России по Челябинской области и ООО «Перспектива» заключено мировое соглашение, в соответствии с которым согласованы условия государственного контракта на поставку тепловой энергии.
Согласно мировому соглашению между сторонами согласована поставка объёмов тепловой энергии с учетом, в том числе площади жилых помещений. При этом сторонами определено расчетное значение тепловой нагрузки отопления каждого из помещений, а также процентная доля площади помещений в нежилом здании.
В соответствии с пунктом 5.1 государственного контракта, заключённого между ГУ МЧС России по Челябинской области и ООО «Перспектива» расчет за тепловую энергию производится по тарифам, утвержденным Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области. Величина тарифа на тепловую энергию на дату заключения настоящего контракта составляет: с 01.01.2019 по 30.06.2019 – 1694,62 руб. за 1 Гкал, с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 2 567,67 руб. за 1 Гкал.
Из условий государственного контракта и мирового соглашения не следует, что сторонами согласован порядок начисления платы собственникам жилых помещений в соответствии с тарифами для категории «население».
На момент вынесения оспариваемого предписания и на момент рассмотрения настоящего дела, между собственниками помещений в спорном здании соглашения, предусмотренного абзацем 2 пункта 44 Правил № 808, не заключалось.
С учетом указанного, факт заключения мирового соглашения по делу №А76-11219/2019 и подписания государственного контракта на теплоснабжение, на законность оспариваемого предписания не влияет.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
В силу указанной нормы расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 АПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья В.В. Добронравов