ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-3932/17 от 14.08.2017 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

21 августа 2017 года Дело № А76-3932/2017

Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 21 августа 2017 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области И.А. Горлатых, рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зинуковой А.С., дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области, г. Челябинск

к публичному акционерному обществу "Вымпел-Коммуникации"

о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителя ответчика: Е.И. Леонтьева, действующего на основании доверенности,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к публичному акционерному обществу "Вымпел-Коммуникации" (далее – ответчик, ПАО «Вымпел-Коммуникации», оператор связи) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением от 01.03.2017 настоящее заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства (статьи 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Определением от 20.04.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание полномочных представителей не направил. Дело рассматривается в отсутствие его представителей в порядке статей 123, 156 АПК РФ. Ранее, в судебном заседании представители Управления заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 3-5).

В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал по доводам, изложенным отзыве и письменных пояснениях (л.д. 48-49, 95).

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

ПАО «Вымпел-Коммуникации» имеет лицензию №112935 от 05.09.2013 на оказание телематических услуг связи (л.д. 34-37).

23.12.2016 в Управление поступило обращение К.А.Ю., в котором гражданин просил разъяснить правомерность действий ПАО «Вымпел-Коммуникации», выразившиеся в применении тарификации отправленных SMS-сообщений как международных.

В ходе проведения проверки заявителем установлено, что 29.11.2016, 05.12.2016, 08.12.2016, 12.12.2016, 19.12.2016 К.А.Ю., являющийся абонентом ПАО «Вымпел-Коммуникации», направил сообщение абоненту с указанием номера 963-477-17-67, то есть без префикса +7 или 8.

В связи с чем, программно-аппаратный комплекс оператора связи распознал указанный номер как международный и произвел снятие денежных средств в сумме 5,50 руб. за каждое SMS-сообщение.

Приведенные обстоятельства расценены Управлением в качестве нарушения, соответственно:

- пунктов 34, 37 Российской системы и плана нумерации, утвержденной приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142 (далее – Российская система и план нумерация) (в редакции действовавшей на момент совершения правонарушения);

- пункта 12 Международного союза электросвязи в международном плане нумерации электросвязи общего пользования МСЭ-Е.164 (11/2010);

- подпункта "а" пункта 24 Правил услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 №1342 (далее – Правила…);

- пункта 5 условий лицензии.

По результатам проведенной проверки в отношении ПАО «Вымпел-Коммуникации» составлен протокол об административном правонарушении №АП-74/4/231 от 13.02.2017, в котором зафиксирован факт осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (л.д. 7-8).

Названные обстоятельства явились основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о привлечении ПАО «Вымпел-Коммуникации» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Настоящее заявление рассматривается в порядке параграфа 1 главы 25 АПК РФ (статьи 202-206).

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Протокол от 13.02.2017 № АП-74/7/231 об административном правонарушении составлен ведущий специалистом-экспертом отдела надзора в сфере связи Майле М.В. в пределах предоставленных ей полномочий.

Согласно статье 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол (часть 1).

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 13.02.2017 №АП-74/4/231 составлен в присутствии представителя ПАО «Вымпел-Коммуникации» Леонтьева Е.И., действующего на основании доверенности от 11.05.2016 №58.

Требования части 2 статьи 28.2 КоАП РФ административным органом при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены, в частности, отражено событие вменяемого ПАО «Вымпел-Коммуникации» правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, характеризуется действием (бездействием) в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, … требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2).

Деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию (пункт 36 части 1 статьи 12).

Согласно пункту 1 статьи 29 ФЗ "О связи", деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 № 126-ФЗ (далее – ФЗ «О связи»), договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.

Оплата услуг связи производится посредством наличных или безналичных расчетов - непосредственно после оказания таких услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа.

Порядок и форма оплаты услуг связи определяются договором об оказании услуг связи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В случае, если тарифы на услуги данного оператора связи подлежат государственному регулированию, по требованию абонента-гражданина оператор связи обязан предоставить этому абоненту-гражданину возможность оплаты предоставления доступа к сети связи с рассрочкой платежа не менее чем на шесть месяцев с первоначальным взносом не более чем тридцать процентов от установленной платы.

Оплата местных телефонных соединений производится по выбору абонента-гражданина с применением абонентской или повременной системы оплаты (пункт 1 статьи 54).

Согласно пункту 2 Правил:

- "абонент" - пользователь услуг телефонной связи, с которым заключен договор об оказании услуг телефонной связи при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;

- "абонентский номер" - телефонный номер, однозначно определяющий (идентифицирующий) оконечный элемент сети связи или подключенную к сети подвижной связи абонентскую станцию (абонентское устройство) с установленным в ней (в нем) идентификационным модулем;

- "единица тарификации телефонного соединения" - продолжительность телефонного соединения, за предоставление которого с абонента или пользователя услуг телефонной связи взимается плата, равная тарифу, установленному для соединения данного вида;

- "код выбора оператора сети телефонной связи" - цифра или комбинация цифр, набираемых абонентом и (или) пользователем услуг местной телефонной связи для выбора оператора сети междугородной и международной телефонной связи;

- "телефонный номер" - последовательность десятичных цифр, соответствующая требованиям, установленным в российской системе и плане нумерации или в международном плане нумерации электросвязи общего пользования, содержащая информацию, необходимую для совершения вызова в сети телефонной связи.

Из материалов дела следует, что ПАО «Вымпел-Коммуникации» имеет лицензию №112935 от 05.09.2013 на оказание телематических услуг связи (л.д. 34-37).

В связи с чем, оператор подвижной связи ПАО «Вымпел-Коммуникации» предоставляет, в том числе абоненту К.А.Ю. основные и дополнительные услуги.

Российская система нумерации устанавливает требования к структуре цифровых, буквенных, символьных обозначений или комбинациям таких обозначений, в том числе к кодам, предназначенным для однозначного определения (идентификации) сети связи и (или) ее узловых или оконечных элементов, а также требования к использованию таких обозначений в сочетании с индикаторами, позволяющими осуществить выбор различных форматов номера, операторов связи или услуг связи.

Российский план нумерации, входящий в седьмую зону всемирной нумерации устанавливает назначение кодов и ресурса нумерации за зонами нумерации, сетями связи и услугами электросвязи (раздел 1).

Для идентификации оконечных элементов телефонных сетей связи используются комбинации цифровых обозначений:

код страны (Кс) состоит из комбинации от одной до трех цифр (Российская Федерация, Кс = 7);

коды зоны нумерации: ABC - для географически определяемой зоны нумерации, DEF - для географически не определяемой зоны нумерации, состоят из комбинации трех цифр.

Зоновый телефонный номер (x1x2x3x4x5x6x7) - 7 цифр.

Местный телефонный номер может включать от 3 до 7 десятичных знаков и совпадать по значности с зоновым телефонным номером или быть более коротким (пункт 4).

Последовательное обозначение кода зоны нумерации, зонового номера образует национальный (значащий) телефонный номер Nнац. Максимальное число десятичных знаков в национальном (значащем) номере Российской Федерации равно 10 (пункт 6).

Согласно пункту 56 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 350 от 13.07.2004 (действовавшие на момент совершения правонарушения), операторам подвижной связи для оказания услуг абонентам выделяется ресурс нумерации географически не определяемых зон нумерации, идентифицируемых кодом DEF (903, 905, 910 и т.п.).

В соответствии с пунктом 37 Российской системы и планы нумерации (действовавшие на момент совершения правонарушения) формат номера при установлении телефонного соединения между абонентами сетей подвижной радиосвязи должен быть следующим:

Пн - национальный префикс;

DEF - код географически не определяемой зоны нумерации;

x x x x x x x - зоновый телефонный номер.

1 2 3 4 5 6 7.

Выделяемый оператором подвижной связи абонентам во исполнение условий договора абонентский номер имеет формат 7-DEF-1234567.

Из материалов дела следует, что К.А.Ю. является абонентом ответчика и имеет номер 9678694100.

29.11.2016 в 16-50 на номер 967-869-89-61 К.А.Ю. направлено 2 SMS-сообщения.

05.12.2016 в 14-14 на номер 963-477-17-67 К.А.Ю. направлено SMS-сообщение.

08.12.2016 в 10-40 на номер 963-477-17-67 К.А.Ю. направлено SMS-сообщение.

12.12.2016 в 19-39 на номер 963-477-17-67 К.А.Ю. направлено SMS-сообщение.

Согласно пункту 5 Российской системы и плана нумерации (действовавшие на момент совершения правонарушения), последовательное обозначение кода страны, кода зоны нумерации и зонового телефонного номера образует международный телефонный номер (Nмн). Максимальное число десятичных знаков в международном номере равно 15 без учета международного префикса Пмн.

Признавая за каждым Государством суверенное право регламентировать свою электросвязь и учитывая возрастающее значение электросвязи для сохранения мира, экономического и социального развития всех Государств, принят Устав, являющегося основным документом Международного союза электросвязи, а также Конвенция Международного союза электросвязи, являющейся дополнением к нему, с целью обеспечения мирных связей, международного сотрудничества и экономического и социального развития народов с помощью эффективно действующей электросвязи – 22.12.1992.

Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 1 августа 1995 года.

ITU-T - сектор стандартизации электросвязи Международного союза электросвязи, под номером Е.164, определяющий общий международный телекоммуникационный план нумерации, используемый в телефонных сетях общего пользования и некоторых других сетях, телефонные коды стран на международном уровне.

Рекомендацией Е.164 также определяется формат телефонных номеров. Номера по Е.164 могут иметь максимум 15 цифр и обычно записываются с префиксом «+». Чтобы позвонить по номеру, записанному в стандарте Е.164, с обычного телефонного аппарата нужно вместо знака «+» использовать соответствующий префикс выхода на международную линию (Россия - 8).

Е.123 — рекомендация комитета ITU-T определяющая форму представления для национальных и международных телефонных номеров, адресов электронной почты.

Согласно Е.123 в международном формате телефонного номера ведущий символ «плюс» (+) обозначает префикс международного вызова, за которым непосредственно следует код страны. При выполнении вызова вызывающий абонент или телефонная система должны заменять символ «+» на префикс международного вызова, используемый в местности, откуда производится вызов.

Телефонные коды стран определены также рекомендациями ITU-T под номерами Е.123 и Е. 164. Согласно указанным рекомендациям код России – 7.

Как видно из представленной детализации абонентского номера К.А.Ю., SMS-сообщения направлены без указания префикса 7 (л.д. 96-100).

При таких обстоятельствах, программно-аппаратный комплекс оператора связи распознал указанный номер как международный – 967 код Йемен, 963 – Сирия и произвел снятие денежных средств в сумме 5,50 руб. за каждое SMS-сообщение.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ПАО «Вымпел-Коммуникации» в данном конкретном случае не допущено нарушений предоставления услуг на основании выбранной лицензии.

Суд критически относится к доводу заявителя о том, что оператор связи обязан классифицировать SMS-сообщения в случае их направления без указания префикса как ошибка набора, поскольку в действующем законодательстве РФ отсутствует прямое указание на данный факт.

Таким образом, суд полагает, что Управлением не доказано событие вменяемого правонарушения, поскольку из представленных заявителем документов однозначно не следует, что со стороны ПАО «Вымпел-Коммуникации» допущены нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией.)

Отсутствие (недоказанность) события, состава административного правонарушения в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

Привлечение к административной ответственности не может быть произведено, так как заявителем пропущен срок для привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ.

В силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частью 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ.

В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Материалами дела подтверждается, что моментом выявления факта вменяемого правонарушения считается дата обращения К.А.Ю. в Управление – 23.12.2016.

В силу статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет три месяца.

Вместе с тем, суд полагает, что исходя из существа вменяемого правонарушения, из цели законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав гр. К.А.Ю., и подтверждения нарушения, следует вывод, что вменяемое ответчику правонарушение непосредственно посягает на права потребителей, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение в силу части 1 статьи 4.5 Кодекса составляет один год со дня его совершения.

На основании изложенного, срок давности привлечения ПАО «Вымпел-Коммуникации» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области о привлечении публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья подпись И.А. Горлатых

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.