Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск
04 декабря 2009 года Дело №А76-40057/2009-35-824
Резолютивная часть решения вынесена 27 ноября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 04 декабря 2009 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Котляров Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.М. Язовских,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Отдела внутренних дел по Чебаркульскому городскому округу и Чебаркульскому муниципальному району Челябинской области
к обществу с ограниченной ответственностью охранное предприятие «Тайга», г. Чебаркуль Челябинская область
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Отдел внутренних дел по Чебаркульскому городскому округу и Чебаркульскому муниципальному району Челябинской области (далее по тексту – заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с требованием о привлечении общества с ограниченной ответственностью охранное предприятие «Тайга» (далее по тексту – общество, лицо, привлекаемое к административной ответственности, ООО ОП «Тайга») к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление деятельности по оказанию охранных услуг без лицензии.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены с соблюдением требований ст. 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, в связи с чем, в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии представителей сторон.
В заявлении отдел внутренних дел по Чебаркульскому городскому округу и Чебаркульскому муниципальному району Челябинской области указывает, что с 05.03.2009 по 29.09.2009 общество осуществляло деятельности по оказанию охранных услуг ЗАО «Чебаркульский завод «Союзтеплострой» с нарушением требований ст. 11 ФЗ «О частной деятельности и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 № 2487-1, а именно без лицензии, то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество заявленные требования не оспорило, отзыв на заявление не представило.
Исследовав письменные доказательства по данному делу, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Общество с ограниченной ответственностью охранное предприятие «Тайга» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией МНС России по Калининскому району г. Челябинска, поставлено на учет по месту нахождения 29.04.2003 Инспекцией МНС России по г. Чебаркулю Челябинской области (л.д. 28), за основным государственным регистрационным номером 1027402336521 (л.д.27).
В период с 05.03.2004 по 05.03.2009 ООО ОП «Тайга» осуществляло свою деятельность на основании лицензии от 05.03.2004 № 487, выданной ГУВД Челябинской области (л.д. 12).
Между ЗАО Чебаркульский завод «Союзтеплострой» (заказчик) и ООО ОП «Тайга» (исполнитель) 31.12.2008 заключен договор оказания охранных услуг, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по охране имущества заказчика, по обеспечению общественного порядка во время несения службы на территории ЗАО Чебаркульский завод «Союзтеплострой» (л.д. 18-19). Дополнительным соглашением от 05.03.2009 внесены изменения в текст договора, согласно измененной редакции заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по обеспечению пропускного режима на территорию и административно-хозяйственные здания завода (санатория) (л.д. 20).
На основании распоряжения ОВД по Чебаркульскому городскому округу и Чебаркульскому муниципальному району Челябинской области от 29.09.2009 (л.д. 9) проведена проверка деятельности ООО ОП «Тайга, в ходе которой было выявлено, что общество оказывает охранные услуги по лицензии, срок действия которой истек 05.03.2009. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки объекта разрешительной системы от 29.09.2009 (л.д. 8).
На основании акта проверки, по факту нарушения статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», заявителем 12.10.2009 в отношении ООО ОП «Тайга» составлен протокол об административном правонарушении № 15302, за совершение административного правонарушения, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 6-7).
Протокол составлен в отсутствие законного представителя ООО ПО «Тайга» ФИО1, извещенного надлежащим образом о необходимости явки в ОВД для составления административного протокола.
Поскольку рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридических лиц отнесено к компетенции арбитражного суда, заявитель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с требованием о привлечении общества к административной ответственности.
В силу ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо, предприниматель может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее - Закон № 128-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с п. 79 ст. 17 Закона № 128-ФЗ негосударственная (частная) охранная деятельность, подлежит лицензированию.
Согласно ст. 2 Закона № 128-ФЗ, лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования негосударственной (частной) охранной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, учрежденными специально для оказания охранных услуг (далее именуется - охранная деятельность) определен Положением о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 № 600.
В соответствии с п. 3 данного Положения лицензия на осуществление охранной деятельности предоставляется на 5 лет.
Согласно п. 4 данного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении охранной деятельности являются:
а) наличие письменного договора с каждым клиентом, оформленного в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего охранную деятельность;
б) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции, квалификации, отвечающей требованиям Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и подтвержденной удостоверениями охранника;
в) соблюдение лицензиатом требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих охранную деятельность, а также оборот оружия и специальных средств.
Приказом МВД России от 19 июня 2006 г. № 447 утверждена «Инструкция об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации» (далее – Инструкция), которая, в том числе, разграничивает компетенцию должностных лиц органов внутренних дел по осуществлению лицензирования и контроля в сфере негосударственной (частной) охранной или (и) сыскной (детективной) деятельности.
В соответствии с п. 42.Инструкции контроль за негосударственной (частной) охранной и сыскной (детективной) деятельностью, использованием лицензиатами оружия и специальных средств осуществляется органами внутренних дел в процессе выдачи соответствующих лицензий, удостоверений, ведения учетных дел, проведения плановых и внеплановых проверок субъекта охранной и (или) сыскной (детективной) деятельности.
При этом исходя из п. 46 Инструкции в целях контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий органами внутренних дел проводятся плановые и внеплановые проверки, как по месту регистрации, так и непосредственно на объектах оказания охранных услуг.
В соответствии с п. 48 Инструкции по результатам проводимых органами внутренних дел проверок деятельности лицензиатов, служб безопасности юридических лиц составляется акт.
Приказом МВД России от 02.06.2005 № 444 утвержден «Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».
В соответствии с ч. 3 ст. 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Исходя из вышеуказанных положений, суд приходит к выводу о том, что проверка ООО ОП «Тайга» проведена, а протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен уполномоченным органом.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 № 2487-1 (далее Закон № 2487-1) в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: защита жизни и здоровья граждан; охрана имущества (в том числе при его транспортировки), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении; проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
В силу ст. 11 Закона № 2487-1 оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения. Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ООО ОП «Тайга» оказывало охранные услуги, не имея на то лицензии, поскольку срок действия лицензии № 487 от 05.03.2004 истек.
Совершение ООО ОП «Тайга» правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью доказательств, собранных по делу, в том числе письменным объяснением контролера ФИО2 от 01.10.2009 (л.д. 23), актом проверки от 29.09.209 (л.д. 8), протоколом об административном правонарушении от 12.10.2009 № 15302 (л.д. 6-7).
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Судом не установлено процессуальных нарушений со стороны органов внутренних дел при проведении проверки и составлении протокола об административной правонарушении в отношении ООО ОП «Тайга».
Учитывая изложенное, суд считает правомерным привлечение ООО ОП «Тайга» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В силу ч. 1.1. ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях») при применении ч.1.1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
судам следует учитывать, что эта информация указывается и в решении арбитражного суда о привлечении лица к административной ответственности и наложении административного штрафа.
При этом суд разъясняет, что в соответствии с ч. 1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Перечислить сумму штрафа можно по следующим реквизитам: Получатель штрафа УФК по Челябинской области (ОВД по Чебаркульскому городскому округу и муниципальному району) ИНН <***>, КПП 742001001, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области г. Челябинск, Счет получателя: 40101810400000010801, БИК 047501001, КБК 18811690040040000140, ОКАТО 75458000000.
В соответствии с п.15 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, будет выдан исполнительный лист.
Руководствуясь ст. 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования отдела внутренних дел по Чебаркульскому городскому округу и Чебаркульскому муниципальному району Челябинской области удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью охранное предприятие «Тайга», находящееся по адресу: <...>, зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером 1027402336521, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья Н.Е. Котляров
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru. или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.