АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р ЕШ Е Н И Е
г. Челябинск
23 марта 2018 года Дело № А76-40640 /2017
Судья Арбитражного суда Челябинской области Худякова В.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Орел и Решка»
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, г. Челябинск
оспаривается постановление о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ :
Общество с ограниченной ответственностью «Орел и Решка», (далее – заявитель ,общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее – ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 18.12.2017 № 14 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Определением от 27.12.2017 суд принял заявление к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Информация о сроках представления доказательств в форме публичного объявления своевременно размещена на сайте в сети Интернет.
Стороны о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны были вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, в срок, который установлен арбитражным судом в определении о принятии заявления и рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.
Решение принято 07.03.2018 путем подписания резолютивной части, размещенной в сервисе «Картотека арбитражных дел» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
При принятии решения суд исходил из следующего.
На основании протокола об административном правонарушении общество постановлением по делу об административном правонарушении от 18.12.2017 №14 привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 20 000 руб.. Общество не согласилось с постановлением административного органа и обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 названной статьи, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
На основании пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Федеральный закон «О защите прав потребителей») государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным государственным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Таким образом, при вынесении оспариваемого постановления Управление действовало в соответствии с полномочиями, предоставленными законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 14.7 КоАП РФ, обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из диспозиции статьи 14.7 КоАП РФ усматривается, что ответственность субъекта наступает в случае обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иного обмана потребителей.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей. Отношения в этой области регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Непосредственный предмет посягательства - права и законные интересы потребителя в сфере оказания услуг.
Объективная сторона правонарушения заключается в следующих противоправных действиях: обмеривание - отпуск товара меньшего размера, чем определено договором купли-продажи; обвешивание - отпуск товара меньшего веса (объема), чем определено договором купли-продажи; иной обман.
Обман - это преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.
При такой форме обмана потребителя, как обсчет, товар оплачивается потребителем по цене, превышающей его действительную цену, определенную в согласованном сторонами либо урегулированном законом порядке, и объявленную в момент заключения публичного договора розничной купли-продажи.
При введении в заблуждение относительно потребительских свойств, товар не соответствует виду, модели, цвету или иным заранее обусловленным участниками договора признакам, в нарушение статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), предусматривающей требование о том, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору розничной купли-продажи.
Указание в диспозиции названной статьи на иной обман потребителей предусматривает иные умышленные действия по введению потребителя в заблуждение.
Как следует из материалов дела, административным органом в ходе административного расследования обнаружено, что юридическое лицо ООО «Орел или Решка» допустило иной обман потребителей, что выразилось в следующем: из представленных материалов следует, что в период УГАДН по Челябинской области проведены плановые рейдовые проверки, в ходе которых осмотрены транспортные средства, осуществляющие перевозку пассажиров. На лобовых стеклах транспортных средств размещена информация о номерах маршрутах. но с оговоркой «Экскурсионный». Водители транспортных средств имеют путевые листы экскурсионного автобуса. Расчет с потребителями осуществляется наличными денежными средствами непосредственно водителю транспортных средств (согласно опросу пассажиров). В ходе административного расследования обществом представлен договор фрахтования от 05.06.2017. В соответствии с п. 5.4 договора, экскурсионная программа разрабатывается автором в отношении улиц, по которым будут передвигаться экскурсионные автобусы (приложение №1 к договору). Приложением 1 к договору установлены номера экскурсионных маршрутов и перечень улиц передвижения автобусов. В ходе расследования также представлена созданная программа . «Экскурсионная программа по г. Челябинску».
Информация об этих экскурсиях размещена в каждом транспортном средстве в соответствии с маршрутом, а также на сайте организации (внутри транспортных средств имеется объявление: «Полная версия экскурсионной программы представлена на интернет сайте орелире6ка.рф Код доступа 1234»).
На указанном сайте ООО «Орел или Решка» в телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Экскурсии по Челябинску" имеется информация об экскурсионных поездках по г. Челябинску:
15 экскурсионный маршрут «Научный» - Лесопарковая - ЧМК - пос.Каштак
24 экскурсионный маршрут «Заводской» - ЧМК-ФИО2
25 экскурсионный маршрут «Театральный» - ФИО1 - Теплотехнический институт
29 экскурсионный маршрут «Связной» - Мамина - пос. Фёдоровка
37 экскурсионный маршрут «Перспективный» - Энергетиков - 47-й микрорайон
52 экскурсионный маршрут «Промышленный» - ЧТЗ-47-й микрорайон
60 экскурсионный маршрут «Культурный» - ФИО2 - ЧМК
66 экскурсионный маршрут «Ученический» - Училище - ст. Шершни 71 экскурсионный маршрут «Торговый» - ЧМК-Чичерина
85 экскурсионный маршрут «Революционный» - <...>
103 экскурсионный маршрут «Рабочий» - пос. АМЗ - ЧМК
110 экскурсионный маршрут «Развивающийся» - Бейвеля - Училище
Таким образом, задание на экскурсионные программы сформировано ООО «Орел или Решка» по внутримуниципальным маршрутам транспортной сети г. Челябинска и соответствует номерам маршрутов регулярных перевозок пассажиров, что подтверждается информацией Управления транспортом Администрации г. Челябинска
Из материалов проверки следует, что пассажиры пользуются данными транспортными средствами в целях регулярных перевозок пассажиров по указанным маршрутам.
В соответствии с определениями ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования»: экскурсионная услуга - туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов/экскурсантов, включая разработку и внедрение экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (далее - Закон о туристкой деятельности):
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебнооздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессиональноделовых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;
формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
В соответствии со статьей 9 Закона о туристской деятельности, туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик). Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.
Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом.
На сайте ООО «Орел или Решка» http:/орелире6ка.рф/ в телекоммуникационной сети Интернет организация обозначена как «Туристическое агентство «Орел или Решка». Согласно сведениям с сайта ФНС России с использованием сервиса «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств», основным видом деятельности ООО «Орел или Решка» является 79.11 - деятельность туристических агентств (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2). Деятельность как туроператора обществом не заявлена.
Таким образом, ООО «Орел или Решка» при организации и проведении экскурсионного обслуживания допущен иной обман потребителей относительно фактически оказываемых услуг, а именно преднамеренно организована перевозка пассажиров по регулярным внутримуниципальным маршрутам без оказания экскурсионных услуг, в т.ч. без соответствующего права на осуществление туроператорской деятельности.
Суд приходит к выводу об обоснованности доводов административного органа о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения. Доводы заявителя об отсутствии в его действиях события административного правонарушения судом отклоняются, как опровергаемые материалами дела.
Поскольку общество имело возможность соблюдения требований законодательства, однако, не предприняло всех зависящих от него мер, следует признать установленной также его вину в совершении указанного правонарушения (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Соответствующие доводы заявителя подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права и опровергаемые материалами дела.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление признается судом обоснованным, поскольку доводы административного органа нашли своё подтверждение в материалах дела и в судебном заседании.
Административным органом были учтены все обстоятельства при назначении обществу административного наказания, в связи с чем, административное наказание было назначено Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, оснований для признания совершенного Обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи14.7 КоАП РФ, малозначительным не имеется.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 211. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления от 18.12.2017 № 14 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Орел и Решка» к административной ответственности по ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ отказать
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении пятнадцати дней со дня его принятия через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда httр://www.18aas.аrbitr.ru.
Судья В.В. Худякова