ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-42249/20 от 26.04.2021 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

11 мая 2021 года                                                                  Дело № А76-42249/2020

Резолютивная часть решения объявлена                                  26 апреля 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено                                       11 мая 2021 года

       Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лушниковым Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуальных предпринимателей Александрова Артема Валерьевича,

г. Копейск; Артамонова Владимира Евгеньевича, г. Копейск; Бурыкиной Ирины Владимировны, г. Копейск; Гурьева Сергея Анатольевича, г. Копейск; Далбина Эдуарда Викторовича, г. Копейск; Калинина Максима Владимировича, г. Копейск; Комашко Николая Ивановича, г. Сочи; Коротовских Сергея Викторовича, г. Копейск; Сафина Рашида Гатиятулловича, г. Копейск; Суктубаевой Рафиды Мубараковны, г. Копейск; Тычкова Александра Геннадьевича, г. Копейск

к администрации Копейского городского округа Челябинской области, г.Копейск

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Гончарова Александра Николаевича; общества с ограниченной ответственностью «КВ Экспресс», г. Челябинск; Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, г. Челябинск; Новикова Сергея Николаевича, г. Копейск;

о признании незаконными действий и обязании совершить действия, о признании недействительным протокола от 13.07.2020 № 3

при участии в заседании:

заявителей: Гавриленко С.А. – представителя по доверенностям от 01.12.2020, диплом № 2685, паспорт; Суктубаевой Р.М., паспорт, Комашко Н.И., паспорт;

заинтересованного лица: Кем Ю.В. – представителя по доверенности от 30.12.2020, диплом от 15.06.2010, удостоверение; Плаксина И.П. – представителя по доверенности от 25.01.2021, диплом от 01.03.2002, паспорт;

третьего лица – уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Гончарова Александра Николаевича: Вершининой В.Е. – представителя по доверенности от 07.07.2020, диплом от 05.03.2004, служебное удостоверение;

третьего лица – ООО «КВ Экспресс»: Колосова П.А. – представителя по доверенности от 01.10.2020, удостоверение адвоката;

третьего лица – Челябинского УФАС России: Покинь-Соха А.А. – представителя по доверенности от 18.01.2021, диплом от 04.07.2013, удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальные предприниматели Александров Артем Валерьевич; Артамонов Владимир Евгеньевич; Бурыкина Ирина Владимировна; Гурьев Сергей Анатольевич; Далбин Эдуард Викторович; Калинин Максим Владимировича; Комашко Николай Иванович; Коротовских Сергей Викторович; Сафин Рашид Гатиятуллович; Суктубаева Рафида Мубараковна; Тычков Александр Геннадьевич (далее – ИП Александров А.В., ИП Артамонов В.Е., ИП Бурыкина И.В., ИП Гурьев С.А., ИП Далбин Э.В., ИП Калинин М.В., ИП Комашко Н.И., ИП Коротовских СВ., ИП Сафин Р.Г., ИМ Суктубаева P.M., ИП Тычков А.Г., индивидуальные предприниматели) обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением :

о признании незаконными действий администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее – Администрация) в части установления срока действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок №1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б №1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б по нерегулируемому тарифу маршрутов индивидуальным предпринимателям (участникам договора простого товарищества № 001-19-КГО от 15.11.2018г.): ИП Александрову А.В., ИП Артамонову В.Е., ИП Бурыкиной И.В., ИП Гурьеву С.А., ИП Далбину Э.В., ИП Калинину М.В., ИП Комашко Н.И., ИП Коротовских СВ., ИП Сафину Р.Г., ИМ Суктубаевой P.M., ИП Тычкову А.Г., менее чем 5 лет;

об обязании Администрации выдать свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок №1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б по нерегулируемому тарифу и карт маршрутов индивидуальным предпринимателям (участникам договора простого товарищества № 001-19-КГО от 15.11.2018г.): ИП Александрову А.В., ИП Артамонову В.Е., ИП Бурыкиной И.В., ИП Гурьеву С.А., ИП Далбину Э.В., ИП Калинину М.В., ИП Комашко Н.И., ИП Коротовских СВ., ИП Сафину Р.Г., ИМ Суктубаевой P.M., ИП Тычкову А.Г. на срок до 31.12.2023 (согласно части 5 статьи 39 Закона 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

о признании недействительным протокола заседания комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского городского округа от 13.07.2020 № 3 «Об определении перевозчика на получение временных свидетельств для осуществления перевозок по муниципальных маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (установленных с 15.07.2020 постановлением администрации Копейского городского округа от 27.02.2020г. № 346-п) (с учетом уточнения заявления от 22.12.2020, которое с соблюдением положений статьи 49 АПК РФ принято арбитражным судом, т.3 л.д.62-68).

В обоснование заявления указано, что оспариваемые действия и протокол Администрации противоречат законодательству Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителей в экономической сфере.

Администрация представила отзыв на заявление от 02.12.2020, дополнительный отзыв на заявление от 18.12.2020, письменные объяснения от 10.02.2021, от 23.04.2021, в которых оспариваемые действия и протокол считает правомерными, просила отказать в удовлетворении требований заявителей, указала на пропуск срока обращения в суд, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ  (т.3 л.д. 54, 84-97, т. 6 л.д. 100-101, 127-128).

На основании статьи 51 АПК РФ определениями суда от 07.12.2020 и от 27.12.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Гончаров Александр Николаевич (далее – Гончаров А.Н.); общество с ограниченной ответственностью «КВ Экспресс» (далее – ООО «КВ Экспресс»); Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России); Новиков Сергей Николаевич (далее – Новиков С.Н.).

Челябинское УФАС России и Гончаров А.Н. представили мнения на заявление от 28.01.2021 № АК/918/21 и от 23.12.2020 соответственно, в которых требования заявителей посчитали подлежащими удовлетворению (т. 3 л.д. 17-21, 69-73).

В судебном заседании представитель ООО «КВ Экспресс» выразил единство с позицией Администрации.

Новиков С.Н. в судебное заседание не явился, явку представителя в суд не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ.

В заявлении от 25.02.2021 (которое предоставлено суду представителем созаявителей) просил рассмотреть настоящий спор в свое отсутствие (т.6 л.д.16).

При таких обстоятельствах на основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие Новикова С.Н и его представителя.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявлениеподлежащим удовлетворению по следующим мотивам.

Как следует из материалов настоящего дела, по результатам проведения конкурса 24.06.2014 между Администрацией и МУП «КПА» подписан договор № 2-ДА об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа, сроком действия до 31.12.2018.

На основании пункта 3.1.3 данного договора от 24.06.2014 № 2-ДА МУП «КПА» ежегодно заключало с заявителями осуществляющими перевозки пассажиров и багажа на муниципальных регулярных маршрутах по нерегулируемому тарифу транспортными средствами категории М2 договоры об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа.

14.07.2016 на основании ранее заключенных договоров об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа Администрацией ИП Александрову А.В., ИП Артамонову В.Е., ИП Бурыкиной И.В., ИП Гурьеву С.А., ИП Далбину Э.В., ИП Калинину М.В., ИП Комашко Н.И., ИП Коротовских С.В., ИП Новикову С.Н., ИП Сафину Р.Г., ИП Суктубаевой Р.М., ИП Тычкову А.Г. выданы карты маршрута по муниципальным маршрутам № 1, 2, 2-к, 3, 3-к, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12-к, 16, 16-к, 17, 18, 19-к, 20, 21, 26, 27, 28, 30 со сроком действия до 31.12.2018.

01.01.2019 заявителям выданы свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам № 1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б со сроком действия до 14.07.2020.

13.07.2020 созданная администрацией Копейского городского округа комиссия по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского городского округа решила в форме протокола заседания от 13.07.2020 №3  выдать ООО «КВ Экспресс» временные свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (установленных с 15.07.2020 постановлением Администрации от 27.02.2020 № 346-п) на территории Копейского городского округа сроком с 15.07.2020 до 31.12.2020 (включительно), т.1 л.д.30-33.

При этом Администрация направила всем заявителям (индивидуальным предпринимателям) уведомления о прекращении действия маршрутов с 15.07.2020.

Не согласившись с вышеуказанными действиями решением Администрации в форме протокола от 13.07.2020, полагая, что последние нарушают права и законные интересы заявителей в экономической сфере, индивидуальные предприниматели обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

При рассмотрении материалов настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.

Постановлением Администрации от 27.03.2014 № 934-п (утратившим силу 23.04.2018) утверждено Положение об организации и проведении конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа (т.4 л.д. 24-32).

В соответствии с пунктами 3 и 4 данного Положения предметом конкурса является право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории округа. Организатором конкурса является Администрация.

Постановлением Администрации от 17.04.2014 № 1218-п определены условия конкурсной документации по проведению конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа (т.4 л.д. 23).

В июне 2014 года Администрацией проведен конкурс на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа по маршрутам № 1, 2, 2-к, 3 (Автовокзал - Путилово), 3 (Автовокзал – пос. Северный рудник), 3-к, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 12-к, 13, 16, 16-к, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 26, 27, 28, 30.

24.06.2014 по результатам проведенного конкурса на основании протокола № 1 от 16.06.2014 между Администрацией и МУП «Копейское пассажирское автопредприятие» подписан договор № 2-ДА об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа. Срок действия договора  - с 30.06.2014  по 31.12.2018 (т.4 л.д. 49-55).

Пунктом 3.1.3 договора от 24.06.2014 № 2-ДА установлено, что по согласованию с организатором торгов МУП «КПА» вправе заключать с третьими лицами договоры на осуществление перевозок пассажиров и багажа, по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа, предусматривающие для данных перевозок, транспортные средства категории М2 используемые для перевозки пассажиров и багажа, имеющие, помимо места для водителя, более восьми мест для сидения.

На основании пункта 3.1.3 данного договора от 24.06.2014 № 2-ДА МУП «КПА» ежегодно (вплоть до 31.12.2018) подписывало с заявителями, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа на муниципальных регулярных маршрутах по нерегулируемому тарифу транспортными средствами категории М2 договоры об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа (т.4-5).

В письме (вх. № 8199 от 15.06.2020) Администрация также подтверждает, что до 01.01.2019 между предпринимателями  -  созаявителями, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа на муниципальных регулярных маршрутах по нерегулируемому тарифу транспортными средствами категории М2 и МУП «КПА» ежегодно заключались договоры об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа.

14.07.2015 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон 220-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

По общему правилу, установленному Законом № 220-ФЗ, указанные свидетельства и карты маршрута выдаются перевозчику посредством проведения конкурса.

В то же время, Законом № 220-ФЗ установлен переходный период, который служит механизмом для продолжения дальнейшей реализации предпринимательской деятельности по регулярным перевозкам в соответствии с внесенными изменениями в соответствующее законодательство.

Так, статьёй 39 Закона № 220-ФЗ установлен порядок переоформления отношений с лицами, ранее уже осуществлявшими перевозки, предусматривающий первоначальную выдачу только карт маршрутов и последующую выдачу таким лицам соответствующих свидетельств в заявительном порядке.

Согласно части 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования названного Федерального закона (14.07.2015) юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона № 220-ФЗ до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования названного Федерального закона (09.04.2016) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования Закона № 220-ФЗ (14.07.2016).

Таким образом, положения указанных норм права предусматривают возможность выдачи карт маршрута тем предпринимателям, с которыми до введения в действие Закона № 220-ФЗ уже был заключен договор на осуществление перевозок, и не предусматривает обязанность перезаключения указанного договора на новый срок.

В рассматриваемом случае на момент официального опубликования Закона № 220-ФЗ (а именно: 14.07.2015) у созаявителей имелись действующие договоры об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа, подписанные с МУП «КПА».

Руководствуясь требованиями части 3 статьи 39 Закона № 220-ФЗ уполномоченный орган местного самоуправления выдал созаявителям карты маршрутов сроком действия до 31.12.2018 (т.4-5). При этом, заключение в дальнейшем договоров между МУП «КПА» и индивидуальными предпринимателями не требовалось федеральным законодательством и не имело правового основания.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт: выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества.

15.11.2018  заявителями, осуществляющими перевозки, создано простое товарищество (договор № 001-19-КГО), которым определены условия совместной деятельности товарищей по осуществлению пассажирских перевозок (т.1 л.д. 34-41).

22.11.2018        от имени участников простого товарищества с заявлением (исх. № 001/18) о продлении свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок по регулярным маршрутам Копейского городского округа и выдаче новых карт данных маршрутов обратился уполномоченный представитель участников простого товарищества ИП Комашко Н.И. (т.3 л.д. 6).

К данному заявлению от 22.11.2018 уполномоченным представителем участников были приложены: договор простого товарищества от 15.11.2018; договор об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам на территории Копейского городского округа от 24.06.2014 № 2-ДА; копии паспортов участников простого товарищества; копии лицензий на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров; документы, подтверждающие право собственности на транспортные средства; договоры об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам, заключенные с каждым из 12-ти товарищей; копии карт маршрутов регулярных перевозок (опись т.3 л.д. 7-9).

На основании части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ Администрацией 01.01.2019 ИП Александрову А.В., ИП Артамонову В.Е., ИП Бурыкиной И.В., ИП Гурьеву С.А., ИП Далбину Э.В., ИП Калинину М.В., ИП Комашко Н.И., ИП Коротовских С.В., ИП Новикову С.Н., ИП Сафину Р.Г., ИП Суктубаевой Р.М., ИП Тычкову А.Г. выданы свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам № 1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б и соответствующие карты маршрута регулярных перевозок, сроком действия до 14.07.2020 (т.5 л.д. 73-211).

Вместе с тем, в силу части 5 статьи 39 Закона № 220-ФЗ указанные в части 4 названной статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 названной статьи.

При этом, в силу части 5.1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ действие выданных в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута продлевается в том же порядке, который предусмотрен для свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок, выданных по результатам открытого конкурса.

Соответственно Администрации надлежало продлить срок действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам № 1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б в порядке, предусмотренным частью 5 и 5.1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ, не менее, чем на пять лет.

Однако, в нарушение указанных положений Закона № 220-ФЗ Администрация выдала 01.01.2019 участникам простого товарищества ИП Александрову А.В., ИП Артамонову В.Е, ИП Бурыкиной И.В., ИП Гурьеву С.А., ИП Далбину Э.В, ИП Калинину М.В., ИП Комашко Н.И., ИП Коротовских СВ., ИП Новикову С.Н., ИП Сафину Р.Г, ИП Суктубаевой P.M., ИП Тычкову А.Г.  свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам сроком действия до 14.07.2020, т.е., менее, чем на пять лет. Тогда как должна была выдать указанные свидетельства об осуществлении регулярных перевозок на срок до 31.12.2023.

Участниками простого товарищества неоднократно подавались заявления в Администрацию о продлении срока действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам.

Согласно ответу от 04.03.2020 № 5113-ж Администрация отказалась, мотивируя это организацией соответствующего конкурса, по результатам которого и будут выданы новые свидетельств и маршрутные карты. Администрация также указала, что уведомила индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулярные перевозки на территории округа, о прекращении действия маршрутов с 15.07.2020 в связи с окончанием срока действия карт маршрутов регулярных перевозок, выданных на срок менее пяти лет (т.1 л.д. 23-26, 71).

В силу части 5 статьи 19 Закона № 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее, чем пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. Если до истечения срока действия указанных свидетельства и карт данного маршрута не наступят обстоятельства, предусмотренные пунктом 1, 2, 3 или 7 части 1 статьи 29 либо пунктом 4 части 2 статьи 19 названного Федерального закона, действие указанных свидетельства и карт данного маршрута продлевается на срок не менее, чем пять лет. Количество таких продлений не ограничивается. Продление указанных свидетельства и карт данного маршрута на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена маршрута регулярных перевозок.

В соответствии с частью 4.1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ если договор, наличие которого явилось основанием для выдачи юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю указанных в части 3 настоящей статьи карт маршрута, будет расторгнут до окончания их срока действия либо это юридическое лицо или этот индивидуальный предприниматель откажется от осуществления регулярных перевозок по соответствующему маршруту, уполномоченный орган местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена выдача свидетельств об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, вправе:

1)отменить соответствующий маршрут или провести открытый конкурс, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2)на период, необходимый для проведения открытого конкурса, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, но не более чем один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, выдать иному юридическому лицу или иному индивидуальному предпринимателю без проведения такого открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту и карты соответствующего маршрута.

Однако, как указано выше, согласно части 5 статьи 39 Закона № 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее, чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.

Согласно части 1 статьи 11 Закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления, соответствующего: городского поселения или соответствующего городского округа.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона № 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, (в том числе порядок рассмотрения заявлений; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений Закона № 220-ФЗ в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами.

Порядок установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Копейского городского округа утвержден постановлением Администрации от 23.12.2019 № 3046-п.

Пунктом 5 раздела IIпостановления Администрации от 23.12.2019 № 3046-п установлены следующие основания отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок:

  1) отсутствие стабильных пассажиропотоков, данные о которых получены при обследовании в порядке, предусмотренном правовым актом Администрации:

2) снос жилых зон и массивов, изменения в улично-дорожной сети и градостроительной ситуации; ликвидации крупных промышленных предприятий торговли, медицинских учреждений, спортивных объектов, баз отдыха и иных мест массового пребывания людей, социально значимых объектов;

3) принятие документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, предусматривающего отмену данного маршрута;

4) оптимизация маршрутной сети, под которой понимается комплекс мероприятий, осуществляемый на основании обследовании пассажиропотоков и их характеристик, направленный на улучшение показателя маршрутного коэффициента (коэффициент дублирования в маршрутной сети) маршрутной сети;

5) наступление обстоятельства, предусмотренного частью 7 статьи 24 Закона № 220-ФЗ, при условии, что уполномоченным органом не принято решение о повторном проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок;

6) отсутствие объектов транспортной инфраструктуры на участке маршрута, ненадлежащее состояние улично-дорожной сети требованиям безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и багажа.

Согласно пункту 20 раздела VIпостановления Администрации от 23.12.2019 № 3046-п уполномоченный орган, принявший решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу в соответствии с пунктом 5 названного Постановления, обязан уведомить об указанном решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее 180 календарных дней до дня вступления указанного решения в силу.

В соответствии с пунктом 21 постановления Администрации от 23.12.2019 № 3046- п уполномоченный орган в течение семи календарных дней со дня вступления в силу решения об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу исключает сведения о данном маршруте из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Пунктом 22 постановления Администрации от 23.12.2019 № 3046-п установлено, что муниципальный маршрут регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу считается отмененным со дня исключения сведений о данном маршруте из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Вместе с тем, документ планирования регулярных перевозок на территории Корейского городского округа на 2020-2024 годы утвержден постановлением Администрации от 27.02.2020 № 346-п.

Соответственно, на дату направления заявителям уведомлений о прекращении действия маршрутов - 16.12.2019 у Администрации не имелось оснований, установленных пунктом 5 постановления Администрации от 23.12.2019 № 3046-п, для отмены данных маршрутов, в том числе, ввиду отсутствия документа планирования.

Кроме того, факт принятия документа планирования сам по себе не является достаточным основанием для отмены маршрута без учета пунктов № 1, 2, 4, 5, 6 постановления Администрации от 23.12.2019 № 3046-п.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у Администрации отсутствовали правовые основания для направления в адрес индивидуальных предпринимателей 16.12.2019 уведомлений о прекращении действия маршрутов № 1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б, в связи с отсутствием оснований, установленных пунктом 5 постановления Администрации от 23.12.2019 № 3046-п на дату принятия решения об отмене данных маршрутов, а также ввиду необходимости продления действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по данным маршрутам на пять лет.

Более того, статьей 29 Закона № 220-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для прекращения действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок.

Вместе с тем, прекращение действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок ввиду отмены муниципального маршрута частью 1 статьи 29 Закона № 220-ФЗ не предусмотрено.

После обращения участников Простого товарищества в Арбитражный суд Челябинской области, Администрацией Простому товариществу выданы Свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок на период с 25.10.2020 по 31.12.2020, то есть, вновь - с нарушением сроков, установленных пунктами 5 и 5.1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ.

При указанных обстоятельствах на основании статьи 71 АПК РФ оценивая  доказательства по делу в их взаимной связи и совокупности, а также  каждое доказательство в отдельности, суд приходит к выводу о том, что действия Администрации в части установления срока действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 1, 2-6, З-б, 4-6, 5-6, 7-6, 9, 10-6, 12-к, 13, 16-6, 16-к, 18-6, 19-к, 20, 21, 26-6 по нерегулируемому тарифу и карт маршрутов индивидуальным предпринимателям (участникам договора простого товарищества № 001-19-КГО от 15.11.2018г.): ИП Александрову А.В., ИП Артамонову В.Е., ИП Бурыкиной И.В., ИП Гурьеву С.А., ИП Далбину Э.В., ИП Калинину М.В., ИП Комашко Н.И., ИП Коротовских СВ., ИП Сафину Р.Г., ИМ Суктубаевой P.M., ИП Тычкову А.Г., менее, чем 5 лет противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы созаявителей.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Таким образом, суд считает, что заявление индивидуальных предпринимателей в части установления Администрацией срока действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 1, 2-6, З-б, 4-6, 5-6, 7-6, 9, 10-6, 12-к, 13, 16-6, 16-к, 18-6, 19-к, 20, 21, 26-6 по нерегулируемому тарифу индивидуальным предпринимателям (участникам договора простого товарищества № 001-19-КГО от 15.11.2018) менее, чем 5 лет подлежит удовлетворению.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, среди прочего, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При этом из содержания части 5 статьи 201 АПК РФ следует, что суд не связан требованиями заявителя в части способа восстановления нарушенных прав и законных интересов последнего.

Исходя из предмета заявленных требований, существа допущенного заинтересованным лицом нарушения, в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителей арбитражный суд считает возможным возложить на Администрацию обязанность выдать индивидуальным предпринимателям (участникам договора простого товарищества № 001-19-КГО от 15.11.2018г.): ИП Александрову А.В., ИП Артамонову В.Е., ИП Бурыкиной И.В., ИП Гурьеву С.А., ИП Далбину Э.В., ИП Калинину М.В., ИП Комашко Н.И., ИП Коротовских С.В., ИП Сафину Р.Г., ИП Суктубаевой P.M., ИП Тычкову А.Г. свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 1, 2-6, З-б, 4-6, 5-6, 7-6, 9, 10-6, 12-к, 13, 16-6, 16-к, 18-6, 19-к, 20, 21, 26-6 по нерегулируемому тарифу и карт маршрутов на срок до 31.12.2023 (согласно части 5 и 5.1 статьи 39 Закона 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Индивидуальными предпринимателями также заявлено требование о признании недействительным протокола заседания комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского городского округа от 13.07.2020 № 3 «Об определении перевозчика на получение временных свидетельств для осуществления перевозок по муниципальных маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (установленных с 15.07.2020 постановлением администрации Копейского городского округа от 27.02.2020г. № 346-п).

По мнению суда, решение, принятое на заседании комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского округа в форме протокола от 13.07.2020 № 3 «Об определении перевозчика на получение временных свидетельств для осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам» не является правомерным по мотивам, изложенным при рассмотрении требования созаявителей о признании незаконными --действий Администрации в части установления срока действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 1, 2-6, З-б, 4-6, 5-6, 7-6, 9, 10-6, 12-к, 13, 16-6, 16-к, 18-6, 19-к, 20, 21, 26-6 по нерегулируемому тарифу и карт маршрутов индивидуальным предпринимателям (участникам договора простого товарищества № 001-19-КГО от 15.11.2018г.): ИП Александрову А.В., ИП Артамонову В.Е., ИП Бурыкиной И.В., ИП Гурьеву С.А., ИП Далбину Э.В., ИП Калинину М.В., ИП Комашко Н.И., ИП Коротовских СВ., ИП Сафину Р.Г., ИМ Суктубаевой P.M., ИП Тычкову А.Г., менее чем 5 лет.

В отзыве на заявление Администрация указывает, что оспариваемый протокол комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского городского округа от 13.07.2020 № 3 не является актом, оспаривание которого возможно в арбитражном суде.

13.07.2020 созданной Администрацией комиссией по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского городского округа принято решение о выдаче ООО «КВ Экспресс» временных свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (установленных с 15.07.2020 постановлением Администрации от 27.02.2020 № 346-п) на территории Копейского городского округа сроком с 15.07.2020 до 31.12.2020 (включительно).

Решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 28.11.2018 № 617-МО утверждено Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Копейского городского округа (далее – Положение № 617-МО).

Согласно подпункту 3 пункта 10 Положения № 617-МО Администрация городского округа в сфере организации регулярных перевозок утверждает муниципальным правовым актом состав комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа.

Подпунктом 6 пункта 5 раздела IIПоложения № 617-МО определено, что комиссия по организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа - постоянно действующий орган администрации городского округа по разработке документа планирования, состав которого утверждается правовым актом администрации округа.

Постановлением Администрации от 10.12.2019 № 2967-п утверждено Положение о комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского городского округа.

Согласно данному Положению Комиссия создана в целях защиты интересов населения городского округа в получении качественных услуг по перевозке пассажиров, а также с целью обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания рынка транспортных услуг.

Основными функциями Комиссии являются:

1) принятие необходимых организационных решений по вопросам обслуживания утвержденных в установленном порядке внутримуниципальных маршрутов (далее - маршруты);

2) организация регулярного скоординированного контроля за деятельностью перевозчиков, обслуживающих маршруты, реализация мер, направленных на повышение безопасности пассажирских перевозок;

3) рассмотрение спорных заявлений и жалоб перевозчиков, пассажиров, организаций, осуществляющих контроль транспортного обслуживания населения;

4)проведение экспертизы представленной перевозчиками документации для открытия новых маршрутов, переутверждения ранее действующих маршрутов, закрытия или приостановления работы на маршруте;

5)контроль выполнения перевозчиком условий договора на выполнение муниципального заказа по транспортному обслуживанию населения на внутримуниципальной маршрутной сети.

Таким образом, Комиссия наделена полномочиями по принятию необходимых решений по вопросам обслуживания утвержденных в установленном порядке внутримуниципальных маршрутов.

Согласно пункту 18 раздела VIIIПоложения № 617-МО комиссия по организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа осуществляет следующие полномочия:

1)разрабатывает документ планирования регулярных перевозок на территории Копейского городского округа;

2) реализует меры, направленные на повышение безопасности регулярных перевозок.

При этом полномочия по принятию комиссией по организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа решения о выдаче свидетельства об осуществлении регулярных перевозок, в том числе: на срок до 180 календарных дней, Положением не предусмотрены.

Тем самым, комиссия по организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа не является органом, в полномочия которого входит принятие решения о выдаче свидетельств об осуществлении регулярных перевозок.

При этом решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 28.11.2018 № 617-МО «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Копейского городского округа» установлено, что уполномоченным органом в сфере организации регулярных перевозок является Администрация в лице ее структурного подразделения, уполномоченного правовым актом.

Согласно подпункту 5 пункта 10 Положения № 617-МО Администрация выдаёт и переоформляет в установленном федеральным законом порядке карты маршрута, свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок.

Таким образом, уполномоченным органом, наделенным правом выдавать свидетельства и карты маршрутов, является Администрация либо её структурное подразделение.

Принимая решение о выдаче ООО «КВ Экспресс» временных свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (установленных с 15.07.2020 постановлением Администрации от 27.02.2020 № 346-п) на территории Копейского городского округа сроком с 15.07.2020 до 31.12.2020 (включительно) к омиссия по организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа вышла за пределы своих полномочий, что влечёт недействительность принятого решения.

В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

Согласно статье 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 названного Кодекса, либо иными способами, установленными законом.

Статья 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

 Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2 части 1 статьи 29 АПК РФ).

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение споров об обжаловании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности актов органов и должностных лиц, наделенных публичными полномочиями, при условии, что данные акты являются ненормативными.

Под ненормативным правовым актом понимается односторонний акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти, содержащий властные предписания, обязательные для исполнения, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.

Одним из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта является обязательность исполнения властного предписания, направленного на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц.

Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий и не могут затрагивать права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.

Ненормативные правовые акты принимаются государственными органами, органами местного самоуправления в инициативном порядке, поэтому носят односторонний характер.

Форма ненормативного акта, как правило, определяется соответствующим нормативным актом, но может быть и не определена. В силу этого форма ненормативного правового акта не является необходимым признаком при его квалификации. В качестве таковых могут выступать постановления, распоряжения, приказы, протоколы, положения, инструкции, указания, директивы. Ненормативный акт также может быть выражен не только в виде отдельного документа. Он может заключаться в резолюции на документе, в письме или выражаться в иной форме.

Индивидуальный характер ненормативного акта обусловлен его правоприменительным свойством, его действие направлено на конкретное лицо или группу лиц, акт принимается для урегулирования конкретного отношения.

Действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением, он направлен на однократное применение.

Как установлено судом, оспариваемый индивидуальными предпринимателями протокол заседания комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского городского округа от 13.07.2020 №3 по своему содержанию носит властно-распорядительный характер, содержит обязательное для исполнения решение о выдаче ООО «КВ Экспресс» рассматриваемых свидетельств, что само по себе влечет правовые последствия как для ООО «КВ Экспресс», так и для созаявителей, поэтому он может быть обжалован в арбитражный суд на основании статьи 29 АПК РФ.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

По своему буквальному смыслу часть 4 статьи 198 АПК Российской Федерации для исчисления установленного ей процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 3, части 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - свидетельство) является документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. В силу части 10 статьи 4, статьи 19 Закона N 220-ФЗ после получения свидетельства и карты соответствующего маршрута лица, осуществляющие перевозки, приобретают право на пассажирские перевозки.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

13.07.2020 на сайте Администрации опубликован протокол заседания комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского городского округа от 13.07.2020 № 3.

Из протокола следует, что указанная Комиссия приняла решение о выдаче временных свидетельств по спорным муниципальным маршрутам с нерегулируемым тарифом на территории КГО одному хозяйствующему субъекту - ООО «KB Экспресс».

Таким образом, в связи с непродлением срока действия свидетельств, а именно: после 14.07.2020, участникам простого товарищества стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Индивидуальные предприниматели обратились в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением 03.10.2020 (т.1 л.д. 11), т.е., с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины следует распределить между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

  Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия администрации Копейского городского округа, выразившиеся в установлении срока действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок №№1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б по нерегулируемому тарифу маршрутов (менее 5 лет) индивидуальным предпринимателям  - участникам договора простого товарищества от 15.11.2018 №001-19КГО) Александрову А.В., Артамонову В.Е., Бурыкиной И.В., Гурьеву С.А., Далбину Э.В., Калинину М.В., Комашко Н.И., Коротовских С.В., Сафину Р.Г., Суктубаевой Р.М., Тычкову А.Г.

Обязать администрацию Копейского городского округа выдать индивидуальным предпринимателям - участникам договора простого товарищества от 15.11.2018 №001-19КГО) Александрову А.В., Артамонову В.Е., Бурыкиной И.В., Гурьеву С.А., Далбину Э.В., Калинину М.В., Комашко Н.И., Коротовских С.В., Сафину Р.Г., Суктубаевой Р.М., Тычкову А.Г. свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок №1, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 7-б, 9, 10-б, 12-к, 13, 16-б, 16-к, 18-б, 19-к, 20, 21, 26-б по нерегулируемому тарифу маршрутов и карты маршрутов на срок до 31.12.2023.

Признать недействительным решение созданной администрацией Копейского городского округа комиссии по организации транспортного обслуживания населения на территории Копейского городского округа в форме протокола заседания от 13.07.2020 №3.

Взыскать с администрации Копейского городского округа в пользу индивидуальных предпринимателей Александрова А.В., Артамонова В.Е., Бурыкиной И.В., Гурьева С.А., Далбина Э.В., Калинина М.В., Комашко Н.И., Коротовских С.В., Сафина Р.Г., Суктубаевой Р.М., Тычкова А.Г.  5 400руб. (по 490руб. 91коп. каждому) – судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины по чеку-ордеру от 30.10.2020 при обращении в арбитражный суд.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Суктубаевой Рафиде Мубараковне из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную при обращении в арбитражный суд по чекам-ордерам от 30.10.2020 в сумме 63 300руб. и от 02.10.2020 в сумме 1 500руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

        Судья                                                                               О.Г. Наконечная