ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-4451/2021 от 28.09.2021 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Воровского ул., дом 2, Челябинск, 454091, www.chelarbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

05 октября 2021 года                                                     Дело № А76-4451/2021

 Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2021 года

 Решение в полном объеме изготовлено 05 октября 2021 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Добронравов В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Терентьевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании незаконными решений,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации Кусинского городского поселения, Министерства имущества Челябинской области, Администрации Кусинского муниципального района, Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области,

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя - ФИО1, от заинтересованного лица - ФИО2, действующей по доверенности №16 от 18.01.2021,

УСТАНОВИЛ:

Управление земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района  (далее - Управление земельными и имущественными отношениями) обратилось в Кусинский районный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области по государственной регистрации (далее – Управление Росреестра по Челябинской области) о признании незаконными уведомления о приостановлении государственной регистрации от 07.06.2019 №74/999/001/2019-1871121, уведомления об отказе государственной регистрации от 09.09.2019 №74/999/001/2019-187121, об обязании провести государственную регистрацию прекращения права собственности муниципального образования Кусинского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8, расположенного по адресу: Челябинская обл., Кусинский район, а/д Куса-Нязепетровск, 4 м, соор. № 1.

Апелляционным определением Челябинского областного суда от 26.01.2021 дело по заявлению Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района к  Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании незаконными решений о приостановлении и отказе в государственной регистрации прекращения права собственности и возложения обязанности устранить допущенные нарушения передано на рассмотрение  в Арбитражный суд Челябинской области.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 19.02.2021 заявление принято, возбуждено производство по делу.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Кусинского городского поселения, Министерство имущества Челябинской области, Администрация Кусинского муниципального района, Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области,

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание 21 сентября 2021 года не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом с соблюдением требований статей 121-123 АПК РФ посредством направления в их адрес копий определений суда заказными письмами с уведомлениями,  а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда.

В судебном заседании в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, судом объявлен перерыв с 21 сентября 2021 года до 28 сентября 2021 года, информация о котором размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет.

После объявленного перерыва в судебном заседании присутствовали представитель заявителя, который заявленные требования поддержал в полном объеме и представитель заинтересованного лица, который с заявленными требованиями не согласился, поддержав доводы, изложенные в отзыве.  

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8, расположенный по адресу: Челябинская область, Кусинский район, а/д Куса-Нязепетровск, 4 км., coop. № 1, зарегистрировано  право собственности муниципального образования Кусинский муниципальный район в лице Администрации Кусинского муниципального района.

16.05.2019 Администрацией Кусинского муниципального района издано распоряжение №480-р о погашении права собственности Кусинского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8, расположенный по адресу: Челябинская область, Кусинский район, а/д Куса-Нязепетровск, 4 км., coop. № 1, общей площадью 37110+/-67, категория земли – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – размещения полигона для складирования, изоляции и обезвреживания.

30.05.2019 Администрация Кусинского муниципального района обратилась в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о прекращении права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8, расположенный по адресу: Челябинская область, Кусинский район, а/д Куса-Нязепетровск, 4 км., coop. № 1.

Уведомлением от 07.06.2019 № 74/74/999/001/2019-187121 Управлением Росреестра по Челябинской области в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) приостановлена государственная регистрация в связи с тем, что не представлены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав муниципальной собственности.

В орган регистрации 15.07.2019Администрацией Кусинского муниципального района представлено заявление об отмене решения о приостановке государственной регистрации прекращенияправа муниципальной собственности на земельный участок.

Рассмотрев представленные 15.07.2019 с заявлением №74/74/999/001/2019-187121 документы в целях устранения причины приостановления осуществления государственной регистрации, Управлением Росреестра по Челябинской области принято решение об отказе в снятии приостановления осуществления государственной регистрации в отношении объекта недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8. На основании пункта 5 части статьи 26 Закона № 218-ФЗ, осуществление действий по государственной регистрации приостановлено до 06.09.2019, о чем заявителю было сообщено уведомлением от 17.07.2019 № 74/74/999/001/2019-187121.

В связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, Управлением Росреестрапо Челябинской области принято решение об отказе в государственной регистрации на основании статьи 27 Закона № 218-ФЗ, о чем заявителю было сообщено уведомлением от 09.09.2019 № 74/74/999/001/2019-187121.

Полагая, что решения Управления Росреестра по Челябинской области о приостановлении государственной регистрации  и об отказе в государственной регистрации прекращении права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8, являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается, что муниципальное образование наделено правом отказа от права муниципальной собственности на земельный участок наравне с другими лицами гражданско-правового оборота. Также полагает, что в соответствии с положениями статьи 56 Закона № 218-ФЗ для прекращения права муниципальной собственности на спорный земельный участок достаточно только заявления, при этом Управление Росреестра должно самостоятельно определить к какому уровню публичной собственности следует отнести земельный участок.

Управление Росреестра по Челябинской области с заявленными требованиями не согласилось, указав, что муниципальное образование не наделено правом на отказ от права собственности на земельный участок, прекращение права муниципальной собственности может быть произведено только в результате распоряжения имуществом, находящемся в его собственности. Правоустанавливающих документов, подтверждающих распоряжение спорным земельным участком и позволяющих провести государственную регистрацию прекращения права муниципальной собственности в орган регистрации представлено не было. Также указывает, что пунктом 5 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее пункту 1 статьи 50 указанного закона, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом. Между тем, документы, подтверждающие соблюдение установленного законом порядка передачи земельного участка на государственную регистрацию представлен не был.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пунктов 1, 5, 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости в настоящее время регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон № 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 данного Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона №218-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Таким образом, из совокупного анализа вышеприведенных положений следует, что одной из обязательных процедур осуществления государственной регистрация является правовая экспертиза документов, поданных для осуществления государственной регистрации, проводимая, в том числе, с целью установления оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с действующим законодательством.

В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.

Неустранение в течение срока приостановления причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, служит основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий (статьи 26 и 27 Закона № 218-ФЗ).

Из материалов дела следует, что на земельный участок с  кадастровым номером 74:14:0123004:8, расположенный по адресу: Челябинская область, Кусинский район, а/д Куса-Нязепетровск, 4 км., coop. № 1, зарегистрировано  право собственности муниципального образования Кусинский муниципальный район.

Уведомлением от 07.06.2019 № 74/74/999/001/2019-187121 Управлением Росреестра по Челябинской области в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ приостановлена государственная регистрация в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а именно – документы, являющиеся основанием для государственной регистрации прекращения права муниципальной собственности.

В связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, Управлением Росреестра по Челябинской области принято решение об отказе в государственной регистрации на основании статьи 27 Закона № 218-ФЗ, о чем заявителю было сообщено уведомлением от 09.09.2019 № 74/74/999/001/2019-187121.

В силу части 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Статьей 26 Закона № 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав государственный регистратор отказывает в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).

В соответствии со статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может находится в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливаются законом Российской Федерации.

В статье 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предусмотрено возникновение права муниципальной собственности, в том числе, в результате разграничения государственной собственности на землю.

Право собственности муниципального образования Кусинский муниципальный район на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8 зарегистрировано в ЕГРН 08.05.2014 в результате разграничения государственной собственности на землю, на основании пункта 3 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

До настоящего времени, процедура разграничения государственной собственности на землю, в результате которой земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8 перешел в собственность муниципального образования Кусинский муниципальный район, не оспорена.

В соответствии со статьей 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации установлен пункте 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122), из которой следует, что решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаютсяуполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Порядок и основания разграничения имущества между муниципальными образованиями установлен пункте 11.1 статьи 154 Федерального закона № 122, согласно которой разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Пунктом 5 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее пункту 1 статье 50 данного закона, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Таким образом, из указанных норм следует, что федеральными законами установлен специальный порядок отчуждения муниципальной собственности.

В соответствии с положениями Закона Челябинской области от 29.11.2007 №221-ЗО «О порядке подготовки проектов законов Челябинской области о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями», после утверждения перечня имущества представительным органом местного самоуправления передающей стороны представительный орган местного самоуправления принимающей стороны согласовывает указанный перечень, готовит проект закона Челябинской области о разграничении имущества и вносит его в установленном порядке в Законодательное собрание Челябинской области.

Документов, подтверждающих соблюдение установленного законом порядка передачи земельного участка, заявителем на государственную регистрацию представлено не было.

При этом спорный земельный участок не прекращает своего существования и не преобразуется.

С учетом указанных обстоятельств, суд полагает обоснованным вывод регистрирующего органа о том, что отказ муниципального образования от права собственности на земельный участок, возникшего в результате разграничения государственной собственности на землю, действующим законодательством не предусмотрен.

В силу статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права (п. 2 с. 53 ЗК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона №218-ФЗ, при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.

В соответствии с положениями статьи 19 Земельного кодекса РФ, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

Между тем, учитывая, что федеральными законами установлен порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, орган муниципальной власти не наделён правом на отказ от права муниципальной собственности на земельный участок, поскольку прекращение права муниципальной собственности может быть произведено только в результате распоряжения муниципальным имуществом.

При этом Управление Росреестра не наделено полномочиями на определение (выбор) субъекта публичной власти, к собственности которого следует отнести земельный участок в случае отказа от права муниципальной собственности.

Таким образом, требования заявителя об обязании Управления Росреестра провести государственную регистрацию прекращения права собственности муниципального образования Кусинского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером 74:14:0123004:8 направлены на обход процедуры передачи имущества из муниципальной собственности в государственную собственность (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации) и разграничения имущества между муниципальными образованиями, установленной статьей 19 Земельного кодекса РФ и пунктами 11, 11.1 статьи 154 Закона № 122-ФЗ.

При этом орган муниципальной власти не лишен возможности заявить соответствующие требования о прекращении права собственности на земельный участок в судебном порядке.

Фактически в рамках настоящего спора, органом местного самоуправления заявлен спор о праве, который в силу пунктов 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» №10/22, может быть разрешён только в исковом порядке.

С учетом вышеизложенного, отсутствует совокупность условий, необходимых для признания незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации прав, что исключает удовлетворение заявленного требования.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 АПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                                    В.В. Добронравов