АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
12 марта 2021 года Дело № А76-51775/2020
Резолютивная часть решения принята 24 февраля 2021 года
Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2021 года
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Империя игр», г. Челябинск (ОГРН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска, г. Челябинск (ОГРН <***>)
об отмене постановления от 11.12.2020 № 16,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Империя игр» (далее – ООО «Империя игр», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска (далее – ИФНС России по Центральному району г. Челябинска, заинтересованное лицо) от 11.12.2020 № 16 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 3 536руб. 21коп.
В соответствии с главой 29 АПК РФ настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 229 АПК РФ решение принято 24.02.2021 путем подписания резолютивной части решения, в удовлетворении требования заявителя отказано.
04.03.2021 в Арбитражный суд Челябинской области поступило заявление ИФНС России по Центральному району г. Челябинска о составлении мотивированного решения по настоящему делу.
Руководствуясь частью 2 статьи 229 АПК РФ, суд составляет мотивированное решение по настоящему делу.
В отзыве на заявление от 15.01.2021 ИФНС России по Центральному району г. Челябинска требование ООО «Империя игр» считает необоснованным, оспариваемое постановление – правомерным (л.д. 24-29).
О рассмотрении дела в порядке упрощенного производства стороны извещены надлежащим образом, с соблюдением требований статей 121-123 АПК РФ (л.д. 21-22).
При принятии решения по настоящему делу суд руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела, при анализе ИФНС России по Центральному району г. Челябинска представленных ООО «Империя игр» справок о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год (формы 2НДФЛ) в отношении 32 работников установлено, что заявителем нарушен подпункт «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ).
03.12.2020 ведущим специалистом-экспертом отдела камеральных проверок №4 ФИО1 составлен протокол № 16 об административном правонарушении (л.д. 36-39).
Рассмотрев дело об административном правонарушении 11.12.2020 ИФНС России по Центральному району г. Челябинска вынесено постановление № 16 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, согласно которому ООО «Империя игр» признано виновным в совершении данного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 536руб. 21коп. (л.д. 33-35).
Не согласившись с вышеуказанным постановлением ИФНС России по Центральному району г. Челябинска, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Настоящее дело рассматривается в порядке параграфа 2 главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Объективная сторона указанного правонарушения состоит, в том числе, в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объектом административных правонарушений являются отношения в области валютного законодательства.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ заключается в совершении виновным лицом валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации либо с нарушением условий использования специального счета и требований о резервировании, а также путем списания (зачисления) денежных средств, внутренних или внешних ценных бумаг со специального счета (на специальный счет) с невыполнением требований о резервировании.
Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 1 вышеназванного Федерального закона резидентами признаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства - физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федераций признаются нерезидентами.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ валютные операции – отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа. Следовательно, выплата заработной платы юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту является совершением валютной операции.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведение которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 вышеназванного Федерального закона.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы или вознаграждения по договору возмездного оказания услуг наличными денежными средствами, миную счета в уполномоченных банках валютным законодательством не предусмотрена, в перечень исключений не входит.
Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, так как такие работники будут являться резидентами, и такая операция не будет являться валютной (подпункт "б" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).
ООО «Империя игр» представлены справки о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год (формы 2НДФЛ) в отношении 32 работников.
В ходе анализа представленных справок о доходах ИФНС России по Центральному району г. Челябинска установлено, что в 7 случаях справки представлены на иностранного гражданина. В поле Гражданство (код страны) проставлен код - 398. Согласно Постановлению Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира» код страны 398 - Республика Казахстан. Следовательно, справки о доходах, в которых отражен код 398, представлены в отношении граждан Казахстана.
Поскольку работники ООО «Империя игр» являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, локальные нормативные акты заявителя (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям вышеназванному Федеральному закону.
В справках о доходах в отношении иностранного гражданина применена ставка дохода равная 13%. Пунктом 3 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налоговая ставка устанавливается в размере 13 % в отношении всех доходов, получаемых физическим лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации.
ИФНС России по Центральному району г. Челябинска в адрес ООО «Империя игр» по телекоммуникационным каналам связи направлено требование от 10.08.2020 № 22737 о представлении документов по факту заключения трудового договора и требование от 09.09.2020 № 26185 о представлении платежных документов, расходных кассовых документов на выплату заработной платы ФИО2 (л.д. 55, 59).
Заявителем представлены: трудовой договор от 27.03.2017 № 6, паспорт, перевод паспорта, уведомление о прибытии, платежные ведомости за период с 01.10.2018 по 06.04.2020, расчетные листы (л.д. 56-58, 60-65).
Из представленных документов следует, что трудовой договор от 27.03.2017 заключен между ООО «Империя игр» и ФИО2 на неопределенный срок. Место получения заработной платы - касса бухгалтерии. Согласно представленным документам иностранный гражданин осуществлял рабочую деятельность по следующей профессии: плотник.
В результате проведенной проверки соблюдения ООО «Империя игр» валютного законодательства установлено, что в нарушение положений части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 №°173-Ф3 установлено, что согласно представленным документам по требованию от 09.09.2020 № 26185 заработная плата работнику (нерезиденту) ФИО2 за период с 2018 года по апрель 2020 года произведена наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации из кассы.
Таким образом, в действиях ООО «Империя игр» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вина ООО «Империя игр» заключается в том, что оно, имея возможность для соблюдения норм и правил действующего законодательства не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих наличие объективных препятствий, помешавших заявителю исполнению требований валютного законодательства, в суд не представлено.
Вина ООО «Империя игр», подтверждается материалами настоящего дела.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в действии ООО «Империя игр», выраженном в начислении заработной платы работнику (нерезиденту) наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации из кассы имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ - осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за вмененное заявителю правонарушение, на дату вынесения оспариваемого постановления не истек.
Существенных нарушений установленного законом порядка привлечения к ответственности, судом не установлено.
В соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, вне зависимости от того, является правонарушение длящимся или нет.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. При этом, исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения заявителем не представлено.
Таким образом, исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения, судом не установлено.
В ходе рассмотрения административного дела обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
Оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность замены юридическому лицу – ООО «Империя игр» административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, также не имеется.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, предусмотренное санкцией статьи особенной части КоАП РФ наказание, не предусматривающее предупреждения, может быть заменено на предупреждение при одновременном наличии следующих обстоятельств: 1) субъект административной ответственности - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическое лицо, является субъектом малого или среднего предпринимательства; 2) административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; 3) правонарушение совершено впервые; 4) отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вместе с тем, исходя из того, что нарушение посягает на установленный порядок в сфере валютного регулирования, обеспечивающий устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка, а валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение безопасности государства и граждан, включая преодоление оттока капитала, борьбу с коррупцией, теневой и криминальной экономикой (пункты 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23.12.2015 № 683), суд полагает, что оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в рассматриваемой ситуации не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 211 КоАП РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Следовательно, требование заявителя следует отклонить.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 227, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Империя игр», г. Челябинск, ОГРН <***>, об отмене принятого в
г. Челябинске постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска от 11.12.2020 № 16 о назначении административного наказания отказать.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
Судья О.Г. Наконечная