ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-53843/19 от 01.02.2021 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

Воровского ул., дом 2, Челябинск, 454091, www.chelarbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

08 февраля 2021 года Дело № А76-53843/2019

Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 08 февраля 2021 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Добронравов В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мирмович Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области к Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области о признании незаконными действий,

при участии в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица (ответчика) Финансового управления Администрации Красноармейского муниципального района (ИНН <***>),

при участии в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УФК по Челябинской области,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее – УФССП России по Челябинской области, заявитель) обратилось с заявлением к Администрации Красноармейского муниципального района (далее – Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по возврату исполнительных документов – постановлений о взыскании исполнительского сбора: № 74048/19/156268 от 09.08.2019, № 74048/19/208348 от 03.10.2019, № 74048/16/200337 от 07.09.2016, об обязании принять к исполнению вышеуказанные исполнительные документы.

Определениями суда от 27.02.2020, от 09.06.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица (ответчика) привлечено Финансовое управление Администрации Красноармейского муниципального района; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федерального казначейства по Челябинской области (далее – УФК по Челябинской области).

В ходе рассмотрения дела УФССП по Челябинской области заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), согласно которому заявитель просит признать незаконными действия УФК по Челябинской области по возврату исполнительных документов №74048/19/156268 от 09.08.2019, №74048/19/208348 от 03.10.2019, №74048/16/200337 от 07.09.2016, об обязании принять к исполнению вышеуказанные исполнительные документы.

В силу части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Одновременное изменение и предмета и основания иска не допускается.

Рассмотрев заявление об уточнении требований, суд полагает его не подлежащим удовлетворению, поскольку УФССП по Челябинской области в представленных уточнениях фактически заявлены новые требования к иному юридическому лицу – УФК по Челябинской, соответственно, изменён предмет требований и указаны новые основания требований (правовые и фактические).

С учетом указанного в силу статьи 49 АПК РФ заявление об уточнении требований удовлетворению не подлежит.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом с соблюдением требований статей 121-123 АПК РФ.

Ходатайств об отложении судебного разбирательства, в суд не поступило.

Отзыв на заявленные требования заинтересованными лицами не представлен.

Письменного мнения третье лицо в материалы дела не представило.

С учетом надлежащего извещения, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, судебными приставами-исполнителями Красноармейского РОСП УФССП по Челябинской области возбуждены исполнительные производства № 17872/19/74048-ИП от 18.06.2019, № 33933/19/74048-ИП от 19.09.2019, № 14837/16/74048-ИП от 25.06.2016, в отношении должника Администрации Красноармейского района Челябинской области.

Постановления о возбуждении исполнительных производств были вручены должнику - Администрации Красноармейского района Челябинской области.

В связи с неисполнением должником постановлений о возбуждении исполнительного производства в добровольном порядке, непредставлением каких-либо доказательств исполнения, судебным приставом-исполнителем Красноармейского РОСП вынесены постановления о взыскании с должника - Администрации Красноармейского района исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по каждому исполнительному производству: от 07.09.2016 № 74048/16/200337 по исполнительному производству №14837/16/74048-ИП, от 19.07.2019 №74048/19/156268 по исполнительному производству №17872/19/74048-ИП и от 03.10.2019 №74048/19/208348 по исполнительному производству №33933/19/74048-ИП.

Так как должник является бюджетной организацией, постановления о взыскании исполнительского сбора от 07.09.2016 № 74048/16/200337, от 19.07.2019 № 74048/19/156268 и от 03.10.2019 № 74048/19/208348 были направлены для исполнения в УФК по Челябинской области.

24.10.2019 УФК по Челябинской области вернуло без исполнения вышеуказанные постановленияо взыскании исполнительского сбора в связи с тем того, что лицевой счет получателя средств местного бюджета для учета операций по исполнению расходов местного бюджета в УФК по Челябинской области не открыт.

28.10.2019 постановления о взыскании исполнительского сбораот 07.09.2016 № 74048/16/200337, от 19.07.2019 № 74048/19/156268 и от 03.10.2019 № 74048/19/208348 былинаправлены на исполнение в Финансовое управление Администрации Красноармейского муниципального района.

30.10.2019 постановления о взыскании исполнительского сбора были возвращены Финансовым управлением Красноармейского муниципального района без исполнения в связи с тем, что представленные документы не соответствуют положениям пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и подпункту 2 пункта 10 Административного регламента представления муниципальной услуги «Организация исполнения судебных актов о взыскании денежных средств по искам к Красноармейскому муниципальному району и судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства районного бюджета по денежным обязательствам получателей средств районного бюджета, учета и хранения исполнительных документов».

28.11.2019 постановления о взыскании исполнительского сбора были направлены на исполнение в Администрацию Красноармейского муниципального района.

Письмом от 10.12.2019 исх. № 6979 Администрацией Красноармейского района Челябинской области данные постановления о взыскании исполнительского сбора были возвращены в Красноармейский РОСП без исполнения в связи с тем, что представленные документы не соответствуют требованиям, установленным пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ

Полагая, что действия Администрации по возвращению исполнительных документов являются незаконными, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований УФССП по Челябинской области указывает, что постановления о взыскании исполнительского сбора в силу прямого указания статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве, Закон №229-ФЗ), являются исполнительными документами, исполнение которых производится по правилам статьи 24.1 Бюджетного кодекса РФ.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в предмет доказывания по настоящему делу входит установление совокупности следующих юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий (обстоятельств) является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статья 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В силу части 1 статьи 3 Закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 229-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Частью 2 указанной статьи определено, что поименованные в части 1 статьи 7 Закона № 229-ФЗ органы и организации исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Закона № 229-ФЗ, в порядке, установленном данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Оспаривая действия Администрации Красноармейского района по возврату без исполнения постановлений о взыскании исполнительского сбора, УФССП указывает на неправомерность вывода должника о возможности исполнения в порядке статьи 242.1 БК РФ только исполнительных документов, выданных на основании судебных актов.

В ответе Администрации Красноармейского района от 10.12.2019 исх. №6979, со ссылкой на положения пункта 1 статьи 242.1 БК РФ, должником указано, что постановления о взыскании исполнительского сбора не подлежат исполнению в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что действия Администрации по возврату постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора являются неправомерными на основании следующего.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации обеспечивается обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных некоторыми статьями Кодекса, в порядке, установленном положениями главы 24.1.

Главой 24.1 БК РФ установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 2 указанной статьи БК РФ предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

По общему правилу, указанному, в том числе, в пункте 1 статьи 242.1 БК РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Основания для возврата взыскателю либо суду документов, поступивших на исполнение, определены в пунктах 3 и 3.1 указанной статьи.

В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона об исполнительном производстве, постановления судебного пристава-исполнителя являются исполнительными документами.

Нормы БК РФ не содержат отдельного регулирования порядка исполнения постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Вместе с тем, исполнение таких исполнительных документов только судебном порядке, законом также не предусмотрено.

При этом положения статей 12 и 112 Закона об исполнительном производстве, предусматривающие бесспорный порядок исполнения постановлений о взыскании исполнительного сбора, позволяют сделать вывод о том, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к главе 24.1 БК РФ.

Таким образом, выводы Администрации, изложенные в письме от 10.12.2019 исх. №6979, о невозможности исполнения постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного производства в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, являются необоснованными.

Иных оснований для возвращения исполнительных документов Администрацией не указано.

При этом в силу пункта 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Согласно абзацу 39 статьи 6 БК РФ казённое учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения, установлен статьей 242.5 БК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 242.5 БК РФ, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

В силу пункта 2 статьи 242.5 БК РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Согласно пункту 3 статьи 242.5 БК РФ, должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 242.5 БК РФ, при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.

Согласно разъяснениям, указанным в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее – постановление Пленума ВС РФ №13), в силу пункта 1 статьи 242.1 БК РФ функции по организации исполнения исполнительных документов в порядке, установленном статьёй 242.5 БК РФ, в отношении муниципальных казенных учреждений и, соответственно, по ведению их лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета могут быть возложены как на органы Федерального казначейства, так и на финансовые органы муниципального образования.

Согласно пункту 20 постановления Пленума ВС РФ №13, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Таким образом, из указанных положений следует, что исполнительный документ, предусматривающий взыскание денежных средств по денежным обязательствам казённого учреждения, может быть направлен взыскателем в финансовый орган муниципального образования в случае отсутствия лицевых счетов казённого учреждения в органах федерального казначейства.

Согласно ответу УФК по Челябинской области от 24.10.2019 исх. №69-12-87/17/29-2574 в Управлении Федерального казначейства лицевой счет Администрации Красноармейского района в качестве получателя средств местного бюджета для учета операций по исполнению расходов местного бюджета не открыт (л.д. 115).

Учитывая изложенное, исполнение спорных исполнительных документов должно возлагаться на финансовый орган соответствующего муниципального образования, осуществляющего полномочия по исполнению местного бюджета.

В рассматриваемой ситуации уполномоченным органом является Финансовое управление Администрации Красноармейского муниципального района.

В соответствии с Положением о финансовом управлении Администрации Красноармейского муниципального района, утверждённом Постановлением Администрации Красноармейского муниципального района от 19.10.2015 №534 (далее – Положение №534), финансовое управление является структурным подразделением администрации Красноармейского муниципального района, формирующим бюджет муниципального района, организующим его исполнение в соответствии с бюджетным законодательством.

При этом Финансовое управление является юридическим лицом, зарегистрировано в ЕГРЮЛ за ОГРН <***>.

В соответствии с Положением №534, финансовое управление осуществляет организацию исполнения бюджета Красноармейского муниципального района (пункт 2.2.8); устанавливает порядок санкционирования оплаты денежных средств (пункт 3.19); устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, осуществляет управление средствами на едином счете бюджета района; исполняет судебные акты по искам к Красноармейскому муниципальному району в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ (пункт 3.44); в целях организации бюджетного процесса в пределах предоставленных полномочий издает приказы, обязательные для исполнения всеми главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов (пункт 3.45).

Таким образом, исходя из указанных положений, организация исполнения спорных исполнительных документов возлагается на Финансовое управление Администрации Красноармейского муниципального района.

При этом, учитывая, что должник Администрация Красноармейского района и уполномоченный на исполнение орган Финансовое управление Администрация Красноармейского района составляют единую систему органов муниципальной власти и должник обладает информацией об органе, осуществляющем ведение лицевого счета казённого учреждения, орган местного самоуправления обязан направить исполнительные документы для исполнения в финансовое управление.

На основании вышеизложенного суд полагает, что возврат Администрацией исполнительных документов без исполнения произведён в нарушение требований пункта 6 статьи 242.5 БК РФ, в отсутствие оснований, установленных пунктом 3 статьи 241.2 БК РФ. С учетом указанного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание, что непосредственное исполнение исполнительных документов о взыскании денежных средств с должника (казенного учреждения) возлагается на соответствующий финансовый орган местного самоуправления, суд полагает в качестве правовосстановительной меры следует обязать Финансовое управление Администрации Красноармейского района принять к исполнению постановления о взыскании исполнительского сбора: №74048/19/156268 от 12.08.2019, №74048/19/208348 от 03.10.2019, №74048/16/200337 от 07.09.2016.

Руководствуясь статьями 49, 167-170, 176, 201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления об уточнении заявленных требований отказать.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, выразившиеся в возврате исполнительных документов (постановлений о взыскании исполнительского сбора): №74048/19/156268 от 12.08.2019, выданного старшим судебным приставом Красноармейского РОСП УФССП по Челябинской области; №74048/19/208348 от 03.10.2019, выданного старшим судебным приставом Красноармейского РОСП УФССП по Челябинской области; №74048/16/200337 от 07.09.2016, выданного судебным приставом-исполнителем Красноармейского РОСП УФССП по Челябинской области.

Обязать Финансовое управление Администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области принять к исполнению вышеуказанные исполнительные документы: №74048/19/156268 от 12.08.2019, №74048/19/208348 от 03.10.2019, №74048/16/200337 от 07.09.2016.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья В.В. Добронравов