Арбитражный суд Челябинской области,
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск Дело № А76-5645/2018
03 декабря 2018 г.
Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2018 г.
Полный текст решения изготовлен 03 декабря 2018 г.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Бахарева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Котельниковой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Стройпроект", ОГРН <***>, г. Челябинск,
к Администрации Южноуральского городского округа, ОГРН <***>, Челябинская область, г. Южноуральск,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Челябинской области,
о взыскании 192 000 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 – представителя, действующего на основании доверенности от 17.04.2018, личность удостоверена паспортом; ФИО2 – представителя, действующего на основании доверенности от 28.05.2018, личность удостоверена паспортом;
от ответчика: ФИО3 – представителя, действующего на основании доверенности от 09.01.2018 по 31.12.2018, личность удостоверена паспортом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройпроект", ОГРН <***>, г. Челябинск обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Администрации Южноуральского городского округа, ОГРН <***>, Челябинская область, г. Южноуральск о взыскании задолженности по муниципальному контракту №0169300009217000086-0069543-01 от 21.06.2017 в размере 192 000 руб.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2018 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 11.04.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2018 по ходатайству общества с ограниченной ответственностью "Стройпроект", ОГРН <***>, г. Челябинск, по делу назначена экспертиза, проведение которой поручено ООО «Зенит-Гео», г.Челябинск, экспертам ФИО4, ФИО5, производство по делу приостановлено до 10 сентября 2018 года.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Какие работы были выполнены ООО «Стройпроект» (Исполнителем) в соответствии с техническим заданием муниципального контракта № 0169300009217000086-0069543-01 на оказание услуг по проведению землеустроительных работ по описанию и внесению в единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов Челябинской области - пос. Летягино и Южноуральск Южноуральского городского округа от 22.05.2017?
2. Какова стоимость объёма выполненных работ, исходя из цены, установленной муниципальным контрактом № 0169300009217000086-0069543-01 на оказание услуг по проведению землеустроительных работ по описанию и внесению в единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов Челябинской области - пос. Летягино и Южноуральск Южноуральского городского округа от 22.05.2017?
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 19.09.2018 срок проведения экспертизы продлен до 01 октября 2018 года. Рассмотрение вопроса о возобновлении производства по настоящему делу и рассмотрению его по существу назначено на 08 октября 2018 года в 14 час. 30 мин.
20.09.2018 поступило заключение эксперта № 1443 от 20.09.2018.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 31.10.2018 производство делу возобновлено.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что услуги оказаны некачественно и не в полном объеме, так как прохождение государственной экспертизы и получение положительного заключения исходя из условий муниципального контракта входит в обязанности исполнителя, а представленная землеустроительная документация не может быть использована заказчиком по назначению в соответствии с условиями контракта (технического задания).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом в порядке ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.
04.10.2018 в Арбитражный суд Челябинской области поступило мнение третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (л.д. 138-139, т. 2), согласно которому Согласно ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее - Закон о землеустройстве) землеустройство -мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.6 Закона о землеустройстве).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 № 214 утверждено «Положение о государственной экспертизе землеустроительной документации» (далее - Положение).
Согласно п.4 Положения Федеральная служба земельного кадастра России организует проведение экспертизы следующей землеустроительной документации: а) генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; б) документация по вопросам землеустройства, разработанная в соответствии с решениями органов государственной власти; в) документация, касающаяся земель, находящихся в федеральной собственности.
Проведение экспертизы остальной землеустроительной документации организуют территориальные органы Федеральной службы земельного кадастра России.
Экспертиза осуществляется по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц в целях обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства (п.2 Положения).
Землеустроительная документация для повторной государственной экспертизы - карта (план) «Границы населенного пункта поселок Летягино Южноуральского городского округа» и карта (план) «Границы населенного пункта город Южноуральск Южноуральского городского округа» была направлена в Управление Росреестра по Челябинской области заказчиком экспертизы -директором ООО «Стройпроект» ФИО6
В результате проведенной государственной экспертизы экспертная комиссия пришла к выводу, что карты (планы) в составе землеустроительных дел не соответствуют исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства. Рекомендовано доработать документы с учетом замечаний комиссии и в соответствии с требованиями п.9 Порядка представить на повторную экспертизу.
В связи вступлением в силу с 11.01.2018 Федерального закона от 31.12.2017 N 507-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части таких территорий исключаются из объектов землеустройства, соответственно в настоящее время государственная экспертиза карт (планов) в составе землеустроительных дел не проводится.
Дело рассматривается по правилам ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в соответствии со ст. 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.05.2017 между ответчиком (Муниципальным Заказчиком) и истцом (Исполнителем) был подписан муниципальный контракт №0169300009217000086-0069543-01 (л.д. 67-71, т. 1), в соответствии с п.1.1.-1.4. которого Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по проведению землеустроительных работ по описанию и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов Челябинской области - пос. Летягино и г.Южноуральск Южноуральского городского округа, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. Объем оказываемых услуг: согласно технического задания (Приложение № 1). Место предоставления результата оказанных услуг: <...>, каб. 11. Срок оказания услуги: 1 месяц после подписания муниципального контракта.
Цена контракта составляет 199 582 (Сто девяносто девять тысяч пятьсот восемьдесят два) рубля 63 копейки, НДС не предусмотрен. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта за исключением случаев, указанных в п. 8.2. контракта. Цена контракта включает в себя все расходы Исполнителя, связанные с исполнением контракта при оказании услуг, оплатой налогов, сборов, иных обязательных платежей, необходимых для выполнения Исполнителем обязательств, связанных с исполнением контракта. Оплата производится по факту оказания услуг и получения от Исполнителя документов на оплату после подписания обеими сторонами Акта оказанных услуг (без претензий) путем безналичного перевода денежных средств в валюте Российской Федерации (рубль) на расчетный счет Исполнителя до 31.12.2017. Обязательства Заказчика по оплате считаются исполненными в момент списания денежных средств с расчетного счета Заказчика в адрес Исполнителя. Оплата производится за счет средств областного и местного бюджета в 2017 году (п.2.1.-2.6. договора).
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что в соответствии с разделом III Технического задания содержание работ состоит из следующего: Сбор и анализ сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов, материалов лесоустройства и иных предусмотренных законодательством документов и сведений. Местоположение границ объектов землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Согласование границ населенного пункта с Заказчиком работ, Главным управлением лесами Челябинской области, Нижне - Обским БВУ по Челябинской области.
Составление карты (плана) границ населенного пункта, состоящего из следующих разделов: титульный лист; содержание; основания для проведения землеустроительных работ и исходные данные; сведения об объекте землеустройства; сведения о местоположении границ объекта землеустройства; сведения о местоположении измененных (уточненных) границ объекта землеустройства; план границ объекта землеустройства; приложение. В отношении использованных при подготовке карты (плана) объекта землеустройства картографических материалов дополнительно к основным реквизитам документов в графу "Наименование и реквизиты документа" включаются масштаб соответствующего картографического произведения, дата его создания и дата последнего обновления.
При описании местоположения границ составляется текстовое описание местоположения границы относительно природных и созданных трудом человека объектов (базисов). При выборе базисов принимается во внимание обеспечение их долговременной сохранности. Количество точек, в которых изменяется текстовое описание местоположения границ объекта землеустройства, и количество характерных точек границ может не совпадать. Текстовое описание местоположения границы объекта землеустройства включается в состав карты (плана) объекта землеустройства в графу «Описание прохождения части границ» реквизита «Сведения о частях границ объекта землеустройства» раздела «Сведения о местоположении границ объекта землеустройства».
План границ объекта землеустройства оформляется в виде, совмещенном с картографической основой. План границ в составе карты (плана) должен оформляться в масштабе, обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек границ объекта землеустройства. При невозможности отображения в масштабе плана отдельных характерных точек границ, допускается отображать их местоположение с использованием выносок, оформляемых, в том числе, на отдельных листах.
Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело.
В землеустроительное дело включаются: титульный лист; содержание; пояснительная записка; документы (в том числе фрагменты и извлечения из таких документов), указанные в пункте 1 настоящего раздела; документы, подтверждающие согласование границ населенного пункта, заинтересованными исполнительной власти (в том числе, Главным Управлением лесами по Челябинской области, Нижне-Обским бассейновым водным Управлением); карта (план) объекта землеустройства.
Подготовка XML-документов, содержащих сведения о местоположении границ населенных пунктов, для внесения сведений в ЕГРН. Предоставление землеустроительного дела с приложением XML-файла, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области для проведения государственной экспертизы землеустроительной документации.
При получении положительного заключения государственной экспертизы землеустроительной документации обеспечить передачу одного экземпляра землеустроительного дела в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области для включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Предоставление карт (планов) в виде электронных документов и XML-документов, заверенных электронной цифровой подписью исполнителя, в орган местного самоуправления для направления в органы регистрации прав для внесения сведений в ЕГРН. При необходимости, исправление замечаний и доработка карт(планов).
21.06.2017 между сторонами было заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту № 0169300009217000086-0069543-01 на оказание услуг по проведению землеустроительных работ по описанию и внесению в единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов Челябинской области - пос. Летягино и Южноуральск Южноуральского городского округа (далее - муниципальный контракт) от 22.05.2017 о продлении срока действия муниципального контракта до 30.11.2017.
Исполнителем были выполнены работы, предусмотренные разделом III Технического задания, за исключением получения положительного заключения государственной экспертизы землеустроительной документации и соответственно передачи одного экземпляра землеустроительного дела в Управление Росреестра по Челябинской области для включения в государственный фонд данных.
Однако, указанные работы не были выполнены по независящим от Исполнителя обстоятельствам.
Согласно заключению № 133 экспертной комиссии по повторной государственной экспертизе карты (плана) «Граница населенного пункта город Южноуральск Южноуральского городского округа» в составе землеустроительного дела по установлению границы населенного пункта от 08.11.2017, утвержденному приказом № п/595 были выявлены следующие замечания: В нарушении п. 2 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, граница населенного пункта - г. Южноуральск пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами: - 74:37:0209001:316, 74:37:0408001:5, входящие в единое землепользование 74:37:0000000:9 (дата постановки 18.07.2007, вид разрешенного использования -для размещения автомобильной дороги «Южноуральск - Магнитогорск»); 74:37:0000000:10 - единое землепользование (дата постановки 16.07.2007, вид разрешенного использования - для размещения автомобильной дороги «Южноуральск - Увельское»); 74:20:0000000:5 единое землепользование (дата постановки 09.10.2007, вид разрешенного использования - для эксплуатации автодороги М-36 «Челябинск-Троицк до границы с Республикой Казахстан» по Увельскому муниципальному району); 74:21:0305003:96, 74:21:0301002:35, входящие в единое землепользование 74:21:0000000:273 (дата постановки 25.12.2006, вид разрешенного использования -для размещения федеральной автодороги М-36 Челябинск-Троицк до границы с Республикой Казахстан Южноуральского городского округа); 74:21:0111003:17 (дата постановки 10.01.2006, вид разрешенного использования - в культурно-оздоровительных целях); - меньше 75%; 74:21:0111003:4 (дата постановки 10.11.2014, вид разрешенного использования - аренды лесного фонда в рекреационных целях); - меньше 75%; 74:21:0114003:41 (дата постановки 06.05.2010, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства); - меньше 75%; 74:21:0112003:283 (дата постановки 15.12.2009, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства); - меньше 75%; 74:21:0301002:11 (дата постановки 01.12.2005, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства) – многоконтурный.
Согласно ч. 8 и ч. 10 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», менее 75% площади земельных участков с кадастровыми номерами 74:21:0114003:41, 74:21:0112003:283 находится в границе г. Южноуральск.
Кроме того, в нарушении п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ, выявлено пересечение границы г. Южноуральск с границей населенного пункта - п. Увельский Увельского муниципального района, границей Увельского муниципального района (Кичинское сельское поселение, Увельское сельское поселение), границей Южноуральского городского округа.
Также в результате проведенного анализа сведений ЕГРН, выявлено пересечение границ Увельского муниципального района и Южноуральского городского округа.
Изложенные замечания послужили основанием для признания карты (плана) «Граница населенного пункта город Южноуральск Южноуральского городского округа» в составе землеустроительного дела по установлению границы населенного пункта не соответствующей исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства.
Согласно заключению № 203 экспертной комиссии по повторной государственной экспертизе карты (плана) «Граница населенного пункта посёлок Летягино Южноуральского городского округа» в составе землеустроительного дела по установлению границы населенного пункта от 30.11.2017, утвержденному приказом № п/695 были выявлены следующие замечания: В нарушении п. 2 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, граница населенного пункта - поселок Летягино пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами: 74:37:0408001:5, 74:37:0209001:316, входящие в единое землепользование 74:37:0000000:9 (дата постановки 18.07.2007, вид разрешенного использования - для размещения автомобильной дороги «Южноуральск - Магнитогорск»); 74:21:0000000:115 (дата постановки 01.07.2005, вид разрешенного использования - под сооружение для эксплуатации магистрального газопровода «Бухара-Урал», 1,2,3 нитки (от 1889,4 до 1934,0 км) в границах обслуживания Красногорского ЛПУ МГ); 74:20:0000000:53 (дата постановки 04.02.2005, вид разрешенного использования - под объекты транспорта - автомобильного); 74:21:0114002:197, 74:21:0114001:85, 74:21:0114002:198, 74:21:0114002:10, входящие в единое землепользование 74:21:0000000:291 (дата постановки 25.12.2007, вид разрешенного использования для передачи в аренду ООО «Южноуральское»); 74:21:0114001:104 (дата постановки 29.10.2009, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства); 74:21:0114001:107 (дата постановки 15.12.2009, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства); 74:21:0114001:108 (дата постановки 15.12.2009, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства); 74:21:0114002:219 (дата постановки 15.12.2009, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства); 74:21:0114001:109 (дата постановки 15.12.2009, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства).
Согласно ч. 8 и ч. 10 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», менее 75% площади земельных участков с кадастровыми номерами 74:21:0114001:104, 74:21:0114001:107, 74:21:0114001:108, 74:21:0114002:219, 74:21:0114001:109 находится в границе посёлка Летягино.
Изложенные замечания послужили основанием для признания карты (плана) «Граница населенного пункта посёлок Летягино Южноуральского городского округа» в составе землеустроительного дела по установлению границы населенного пункта не соответствующей исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства.
Выявленные замечания не могут быть устранены Исполнителем, поскольку представленные на государственную экспертизу карты (планы) в составе землеустроительного дела по установлению границ посёлка Летягино и г. Южноуральска были подготовлены на основании нормативного правового акта органа местного самоуправления - Решения Собрания депутатов Южноуральского городского округа от 27.05.2008 № 514 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Южноуральского городского округа».
Согласно ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
30.11.2017 Исполнителем в адрес Заказчика было направлено письмо о подготовке в соответствии с техническим заданием землеустроительной документации, карт - планов пос. Летягино и г. Южноуральск Южноуральского городского округа и получением заключений государственной экспертизы землеустроительной документации в Управлении Росреестра по Челябинской области и просьбой согласовать направляемую калькуляцию в части произведенных работ, подписании акта приема-передачи выполненных работ и осуществлении оплаты.
К указанному письму были приложены письма Управления Росреесра по Челябинской области от 10.11.2017, от 27.11.2017, калькуляция, карты-планы на г. Южноуральск, пос. Летягино, акты приема-передачи выполненных работ, счет на оплату. Согласно калькуляции по муниципальному контракту № 0169300009217000086-0069543-01 от 22.05.2017 стоимость выполненных работ составила 192 000 руб. (л.д. 61-62, т. 1).
29.12.2017 Исполнителем в адрес Заказчика была направлена претензия о заключении соглашения о расторжении контракта в части неисполненных обязательств, согласовании калькуляции от 30.11.2017 в части произведенных работ, подписании акта приема-передачи выполненных работ и оплате выполненных работ.
17.01.2017 Администрацией Южноуральского городского округа, рассмотрев указанное письмо, направила в адрес Исполнителя соглашение о расторжении муниципального контракта № 0169300009217000086-0069543-01 от 22.05.2017 и отказала в согласовании калькуляции.
В предусмотренный договором срок для оплаты выполненных работ, ответчиком не произведена в полном объеме, задолженность ответчика перед истцом за выполненные работы составляет 192 000 рублей.
В соответствии с п.1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Судом установлено, что между сторонами возникли правоотношения по договору подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, которые регулируются § 4 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 758 названного Кодекса по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком (п. 1 ст. 759 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании п. 1 ст. 760 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
Важным моментом в договоре подряда является приемка выполненных работ, цель которой - проверить качество работ.
Приемка выполненных работ оформляется актом, подписанным обеими сторонами, то есть надлежащим доказательством выполнения работ является названный документ. Исходя из назначения указанного документа, акт выполненных работ должен отражать сведения о содержании выполненных работ, их объеме.
Как указано в части 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 51 от 24.01.2000 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
В соответствии с частью 1 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной (часть 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предусматривает возможность составления одностороннего акта сдачи-приемки результата работ, защищая интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку.
В пункте 6 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены основания, по которым заказчик вправе уклониться от приемки: если обнаруженные недостатки исключают возможность использовать результат работы для цели, которая указана в договоре, и к тому же ни подрядчик, ни сам заказчик не могут устранить недостатки. При этом под невозможностью устранить недостатки заказчиком подразумеваются случаи, когда не только он сам или подрядчик не могут произвести соответствующие работы, но и те, при которых ему не удается найти третью сторону, готовую принять на себя устранение недостатков.
Обоснованными мотивами для отказа от подписания акта могут быть: отрицательные результаты испытаний при приемке; нарушение процедуры приемки работ, предусмотренной договором или установленной нормативно-правовыми актами для отдельных объектов строительства; обнаружение недостатков, которые исключают возможность использования объекта строительства для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком и др.
В связи с чем, при необоснованном отказе заказчика от подписания направленного ему подрядчиком акта выполненных работ, односторонний акт выполненных работ также может быть надлежащим подтверждением фактического выполнения работ на указанную в этом акте сумму.
Согласно ст. 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Выполненные истцом работы ответчиком не оплачены.
Согласно ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ответчик не представил суду доказательств надлежащего исполнения обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Возражения ответчика относительно того, что положительное заключение не получено, а окончательная оплата производится с даты получения положительного заключения, отклоняются арбитражным судом, по следующем основаниям.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах доводы ответчика о несоответствии проектной документации требованиям технических регламентов не могут быть приняты арбитражным судом.
В п. 1 ст. 760 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления. Обязанность по проведению подрядчиком соответствующей экспертизы условиями спорного договора подряда не предусмотрена.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств оплаты работ, выполненных истцом в полном объеме (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), то в силу положений ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих обязанность исполнять обязательства надлежащим образом и недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства, арбитражный суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 192 000 рубля 00 копеек подлежат удовлетворению в полном объеме на основании ст. 309, 310, 702, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2018 по ходатайству общества с ограниченной ответственностью "Стройпроект", ОГРН <***>, г. Челябинск, по делу назначена экспертиза, проведение которой поручено ООО «Зенит-Гео», г.Челябинск, экспертам ФИО4, ФИО5, производство по делу приостановлено до 10 сентября 2018 года.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Какие работы были выполнены ООО «Стройпроект» (Исполнителем) в соответствии с техническим заданием муниципального контракта № 0169300009217000086-0069543-01 на оказание услуг по проведению землеустроительных работ по описанию и внесению в единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов Челябинской области - пос. Летягино и Южноуральск Южноуральского городского округа от 22.05.2017?
2. Какова стоимость объёма выполненных работ, исходя из цены, установленной муниципальным контрактом № 0169300009217000086-0069543-01 на оказание услуг по проведению землеустроительных работ по описанию и внесению в единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов Челябинской области - пос. Летягино и Южноуральск Южноуральского городского округа от 22.05.2017?
Согласно заключения (л.д. 134-137, т. 2), по результатам анализа представленных документов экспертом установлено следующее.
В соответствии с муниципальным контрактом исполнитель (ООО "Стройпроект") обязуется оказать Заказчику (Администрация Южноуральского городского округа) услуги по проведению землеустроительных работ по описанию и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов: п.Летягино, г.Южноуральск. Состав работ определен техническим заданием к муниципальному контракту и предполагает в том числе следующие работы: согласование границ населенного пункта с Заказчиком работ, Главным управлением лесами Челябинской области, Нижне-Обским БВУ по Челябинской области (порядок согласования границ техническим заданием не установлен), составление карты (плана) границ населенного пункта, подготовка землеустроительного дела, подготовка XML документов, содержащих сведения о местоположении границ населенных пунктов, предоставление землеустроительного дела с приложением XML файла в Управление Росреестра по Челябинской области, предоставление карт (планов) в виде электронных документов и XML-документов в орган по регистрации прав.
В соответствии с муниципальным контрактом, Исполнителем работ границы населенных пунктов направлены на согласование в Главное управление лесами Челябинской области и Нижне-Обское БВУ по Челябинской области (сопроводительные письма с указанием прилагаемых материалов в судебном деле отсутствуют).
Главным управлением лесами Челябинской области в согласовании границ населенных пунктов отказано со ссылкой на необходимость перевода земельных участков из земель категории лесного фонда в другую категорию земель с соблюдением требований федеральных законов (письмо от 21.07.2017г. №5770).
Техническим заданием к муниципальному контракту не предусмотрено проведение работ по переводу земельных участков из категории земель лесного фонда в иные категории земель.
Нижне-Обское БВУ по Челябинской области устранилось от проведения согласования границ, ссылаясь на положение о Нижне-Обском БВУ (письмо от 28.06.2017г. №813).
Исполнителем работ подготовлены карты (планы) границ населенных пунктов и в составе землеустроительных дел направлены в Управление Росреестра по Челябинской области.
Управлением Росреестра по Челябинской области вынесены отрицательные заключения по результатам государственных экспертиз по двум причинам: границы населенных пунктов пересекают границы земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, границы населенных пунктов пересекают границы смежных муниципальных образований.
В заключениях государственных экспертиз Управления Росреестра по Челябинской области отсутствуют выводы о несоответствии границ населенных пунктов генеральному плану Южноуральского городского округа. На основании изложенного можно сделать вывод, что подготовленные Исполнителем карты (планы) населенных пунктов выполнены в соответствии с нормативными документами: Постановлением Правительства РФ №621 от 30.07.2009г. «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению», Постановлением Правительства РФ №267 от 03.06.2011г. «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» и в соответствии с исходными данными.
Исходными данными является утвержденный в соответствии с действующим законодательством генеральный план Южноуральского городского округа.
Техническим заданием к муниципальному контракту не предусмотрено проведение кадастровых или землеустроительных работ, связанных с исключением пересечений границ населенных пунктов с границами земельных участков или границами смежных муниципальных образований.
Исполнителем работ подготовлены XML документы, содержащие сведения о местоположении границ населенных пунктов. Исполнителем работ не предоставлены карты (планы) в виде электронных документов и XML-документов в орган по регистрации прав.
В соответствии с п.1.ст.32 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
На основании изложенного по второму вопросу экспертом сделан вывод о выполнении работ Исполнителем в полном объеме, а стоимость выполненных работ соответствует цене контракта.
Данное заключение эксперта соответствует требованиям статей 67, 68, 82, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, полноту исследования экспертом общества с ограниченной ответственностью «ЗЕНИТ-ГЕО», г.Челябинск, отсутствие противоречий в его заключении, соответствие содержания выводам, суд принимает в качестве доказательства, данное заключение, которое подлежит оценке судом по совокупности с другими доказательствами.
Ответчиком ходатайство о назначении по делу повторной и дополнительной экспертизы судом в процессе рассмотрения дела не заявлялось.
Принимая во внимание предупреждение эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения определением Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2018, отсутствие объективных доказательств, опровергающих выводы экспертизы, суд принимает в качестве надлежащего доказательства заключение эксперта, даже в отсутствие записи о предупреждении эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в экспертном заключении.
В соответствии с п.26 постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 23 от 04.04.2014 перечисление денежных средств эксперту (экспертному учреждению, организации) производится с депозитного счета суда или за счет средств федерального бюджета финансовой службой суда на основании судебного акта, в резолютивной части которого судья указывает размер причитающихся эксперту денежных сумм.
Экспертной организацией выполнено поручение о проведении экспертизы, денежные средства в необходимом размере имеются на лицевом счете Арбитражного суда Челябинской области для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости оплаты экспертизы, путем перечисления с лицевого счета Арбитражного суда Челябинской области для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств денежных средств в размере 17 000 руб. 00 коп. общества с ограниченной ответственностью «ЗЕНИТ-ГЕО», г.Челябинск.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (статья 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Стоимость проведения судебной экспертизы составила 17 000 руб. 00 коп., истец платежным поручением № 251 от 24.07.2018 (л.д. 125, т. 2) перечислил на депозитный счет Арбитражного суда Челябинской области соответствующую сумму.
Государственная пошлина при обращении с исковым заявлением в суд подлежит уплате в соответствии со ст.333.18 Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ) с учетом ст.ст.333.21, 333.22, 333.41 НК РФ.
Истец при подаче искового заявления уплатил государственную пошлину в размере 6 760 руб. 00 коп., что подтверждается приложенным в материалы дела платежным поручением № 72 от 16.02.2018 (л.д. 11, т. 1).
Поскольку исковые требования удовлетворены, то в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Стройпроект", ОГРН <***>, г. Челябинск, удовлетворить.
Взыскать с Администрации Южноуральского городского округа, ОГРН <***>, Челябинская область, г. Южноуральск в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стройпроект", ОГРН <***>, г. Челябинск, основной долг в сумме 192 000 руб., расходы по экспертизе 17 000 руб., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины – 6 760 руб.
Перечислить обществу с ограниченной ответственностью «ЗЕНИТ-ГЕО», г.Челябинск денежные средства со счета «Денежные средства учреждения во временном распоряжении» Арбитражного суда Челябинской области в размере 17 000 руб. за заключение эксперта № 1443 от 20.09.2018.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья Е.А. Бахарева
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда httр://18aas.аrbitr.ru