АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 2
тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10
е-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
«05» июня 2013 года Дело № А76-6221/2013
Судья Арбитражного суда Челябинской области Л.А. Елькина,
рассмотривает дело в порядке упрощенного производства по заявлению,
ООО «Автокомплекс «Регинас», г. Челябинск
К Управлению Роспотребнадзора по Челябинской области, г. Челябинск
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
в отсутствии сторон
ООО «Автокомплекс «Регинас», г. Челябинск (далее общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Челябинской области от 28 марта 2013 № 662 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В обоснование своего заявления общество указало отсутствие события правонарушения, ответственность за которое наступает по основанию спорной статьи.
Управление Роспотребнадзора по делу представило отзыв, из которого следует, что доводы заявителя признаны несостоятельными, так как событие правонарушения доказано и ответственность применена в соответствии с действующим законом.
Дело рассмотрено в упрощенном порядке (глава 29 АПК РФ), так как размер санкции за нарушение, ответственность за которое согласно части 1 статье 14.8 КоАП РФ, назначается для юридических лиц в виде штрафа в размере от 5 тысяч рублей до 10 тысяч рублей (пункт 3 часть 1 ст. 227 АПК РФ).
О рассмотрении дела в порядке упрощенного производства стороны уведомлены в контексте ст. 123 АПК РФ надлежащим образом, о чем свидетельствуют полученные почтовые уведомления сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого постановления проверены арбитражным судом в порядке ст. 210 (часть 7) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Роспотребнадзора от 21.12.2012 №1903/07/370 в отношении общества проведена плановая проверка соблюдения законодательства о защите прав потребителей и потребительского рынка. О проведении проверки был заблаговременно уведомлен руководитель общества 29.12.2012, о чем свидетельствует запись на тексте распоряжения.
Проверка (по характеру документарная) была начата 14 января 2013 г. По результатам проверки оформлен акт от 07.02.2013 № 13/41. В ходе проверки было установлено, что договоры на оказание услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств в нарушение пунктов 1, 2 ст. 8, пункта 1 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», подпункта «в» пункта 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 № 290, не содержат информацию о сроках выполнения заказа.
По выявленному при проверке факту нарушения в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 28.02.2013. О времени и месте составления протокола был уведомлен законный представитель общества, о чем свидетельствует уведомление от 08.02ю2013 № 13/13-131-1508 и почтовое уведомление о вручении представителю общества названного уведомления 15.02.2013. Протокол составлен в присутствии представителя, действующего по доверенности. Протокол был получен представителем в день его составления.
Для рассмотрения материалов административного дела представитель общества был приглашен письмом от 01.03.2013 № 13/13-231-2507 (получено 05.03.2013).
По результатам рассмотрения материалов административного производства 28.03.2013 должностным лицом административного органа вынесено постановление, которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 5 000 рублей (л.д. 11).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением о признании его незаконным и отмене в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
На основании п. 1, 2 ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
В силу п. 1, 2 ст. 10 Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств регулируется "Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 N 290 (далее - Правила). Названными Правилами предусмотрено, что исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю необходимую достоверную информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 4 Правил).
Названная информация должна быть размещена в помещении, где производится прием заказов, в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке содержать: а) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их оказания; б) наименования стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги (выполняемые работы); в) сведения об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) установленным требованиям, в случае если такие услуги (работы) подлежат обязательному подтверждению соответствия (номер и срок действия документа, подтверждающего соответствие, орган, его выдавший); г) цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также цены на используемые при этом запасные части и материалы и сведения о порядке и форме оплаты; д) гарантийные сроки, если они установлены; е) сведения о сроках выполнения заказов; ж) указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу (выполнять работу) и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги (п. 4 Правил).
Таким образом, несоблюдение требований именно п. 4 Правил образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Как следует из оспариваемого постановления, административным органом Обществу вменяется нарушение п. 15 Правил, согласно которому договор заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать, в числе прочей информации, сроки исполнения заказа (подп. "в").
Данная норма содержит обязательные требования к договору оказания услуги (в данном случае ремонт автомобиля).
Вместе с тем, несоблюдение требований п. 15 Правил не является нарушением прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, поскольку предоставляется названная информация потребителю в соответствии с п. 4 Правил до заключения договора на оказание услуг.
Вопрос о соблюдении обществом п. 4 Правил Управлением Роспотребнадзора не рассматривался. Доказательств, подтверждающих неполучение потребителем необходимой и достоверной информации о реализуемых обществом услугах в порядке, предусмотренном п. 4 Правил, административным органом не представлено.
Учитывая изложенное вменяемое Обществу правонарушение не может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Вывод о непредставлении полной и достоверной информации об оказываемых услугах (работах) по ремонту автомобиля сделан административным органом в связи с тем, что в договоре с потребителем на ремонт автомобиля, оформленных в форме заказов-нарядов, не указаны срок исполнения заказа.
Действительно, в договоре на ремонт или техническое обслуживание, состоящем из заявки на работы, акта приема-передачи и квитанции о выполненных работах, отсутствует информация о сроке выполнения работ.
В то же время документы общества по заявке клиента на ремонт автомобиля подписаны потребителем, что подтверждает его согласие на предложенные обществом условия об оказываемых услугах. И все заказ-наряды исполнялись в течение одного дня. Жалоб на то, что клиентам не была предоставлена информация о сроке исполнения заказа, выполняемого в течение дня, не поступало (сведения в материалах дела отсутствуют).
С учетом всех обстоятельств дела, суд считает недоказанным факта нарушения прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), в том числе о сроке исполнения работы (услуги).
Таким образом, наличие в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ административным органом не доказано.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Исходя из изложенного, постановление о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ следует признать незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области от 28.03.2013 N 662 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Автокомплекс «Регинас" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья Л.А.Елькина