АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
тел. (351)265-78-24, факс (351)266-72-10
E-mail:info@chel.arbitr.ru , http: www.chel.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Челябинск
10 июня 2015г. Дело № А76-7051/2015
Решение в полном объеме изготовлено 10 июня 2015 года
Резолютивная часть решения принята 03 июня 2015 года
Судья Арбитражного суда Челябинской области В.В. Худякова
При ведении протокола судебного заседания секретарем Зинуковой А.С..
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ТСЖ "Высотка", г. Челябинск, к ИФНС России по Центральному району г. Челябинска , г. Челябинск,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора
Открытое акционерное общество «Челябинвестбанк», г. Челябинск,
Открытое акционерное общество «ЧЕЛИНДБАНК» г. Челябинск
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
в судебном заседании приняли участие представители: заявителя: ФИО1 (личность установлена по паспорту, доверенность от 07.05.2015 б/н); ФИО2 (личность установлена по паспорту, доверенность от 20.0.2015 б/н); ответчика: ФИО3 (личность установлена по паспорту, доверенность от 17.04.2015 №05-10/009841); третьих лиц: ОАО «Челябинвестбанк»: ФИО4 (личность установлена по паспорту, доверенность от 16.06.2014 №2995); ОАО «Челябинветбанк»: ФИО5 (личность установлена по паспорту, доверенность от 19.02.2014 №62);
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Высотка" (далее – заявитель) .03.2015 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ИФНС России по Центральному району г. Челябинска (далее – ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления №2 от 18.03.2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Заявитель считает постановление незаконным и просит отменить его в связи с отсутствием вины.
Административным органом требования отклонены, считает, что ТСЖ "Высотка" привлечено к административной ответственности в связи с совершением им вменяемого правонарушения, поскольку заявитель не имеет специального банковского счета являясь платежным агентом.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Открытое акционерное общество «ЧЕЛИНДБАНК», Открытое акционерное общество «Челябинвестбанк» на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанными третьими лицами представлены письменные мнения, в соответствии с которыми считают требования подлежащими удовлетворению, поскольку ИФНС России по Центральному району г. Челябинска подменены понятия «банковского платежного агента» и «платежного агента» в связи с чем, неверно используются положения Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемыми платежными агентами», в то время когда должен применяться Федеральный закон от 27.06.20114 №161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Заслушав представителей заявителя, административного органа, а также исследовав все материалы дела арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Из материалов дела видно, что на основании поручения от 11/02/2015 № 5 проведена проверка соблюдения законодательства при осуществлении кассовых операций и использования специальных банковских счетов для расчетов при приеме платежей и соблюдения обязанности по сдаче в кредитную организации, полученных от плательщиков при приеме платежей для зачисления в полном объеме на специальный банковский счет (счета) ТСЖ "Высотка", по результатам которой составлен акт №2 от 04.03.2015.
04.03.2015 в отношении общества составлен протокол № 2 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением № 2 от 18.03.2015 ТСЖ "Высотка" привлечено к административной ответственности, по ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 40 000 рублей.
Согласно протоколу от 04.03.2015 №2 административное правонарушение состоит в том, что заявителем нарушены требования п.п. 14, 15, 18 ст.4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 27.06.2011) "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее – Федерального закона № 103-ФЗ), а именно:
- отсутствует специальный банковский счет (40821) для зачисления денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей от физических лиц.
За что предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ - Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 120 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, в том числе, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.
В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона № 103-ФЗ, платежный агент- юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц, Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
В соответствии с п. 1 ст. 3 под деятельность по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Пунктами 14, 15 ст.4 Федерального закона № 103-ФЗ установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет не допускается Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщика при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на специальный банковский счет (счета).
Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (п. 18 ст.4 Федерального закона № 103-ФЗ).
Указанием Центрального Банка РФ от 25.11.2009 № 2343-У введен счет № 401 «Платежный агент, банковский платежный агент». Назначение счета: отдельный банковский счет, открываемый платежным агентом, банковским платежным агентом, поставщикам для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков, и осуществления расчетов при приеме платежей».
Между тем, обязанность по использованию специального банковского счета возникает в случае, когда юридическое лицо привлекает платежного агента для приема платежей и заключает с ним договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При этом кредитная организация согласно ст. 2, ч. 21 ст. 4 Закона не вправе выступать платежным агентом.
Наличие платежных агентов у ТСЖ «Высотка» налоговым органом не доказано. В обжалуемом постановлении отсутствуют сведения относительно установленных фактов заключения ТСЖ с юридическими лицами договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Договор № 29К/1829-КОМ от 17.0б.2011г., в редакции дополнительного соглашения № 1 от 29.09.2011г., заключенный между ТСЖ и Банком в силу своего предмета, условий, характеристики сторон договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц не является.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» положения указанного закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В силу ч. 3 ст. 11 ФЗ «О национальной платежной системе» кредитные организации осуществляют деятельность операторов по переводу денежных средств в соответствии с настоящим Федеральным законом, Законом «О банках и банковской деятельности» и нормативными актами Банка России.
Следовательно, согласно ст. 1, 2, 4 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», ст. 11 Федерального закона «О национальной платежной системе» расчеты, осуществляемые с участием кредитной организации в качестве оператора по переводу денежных средств, не подпадают под действие Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и регулируются исключительно Федерального закона «О национальной платежной системе».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе» оператором по переводу денежных средств является организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе» банковский платежный агент -юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций. В соответствии с ч.2 ст. 4 Федерального закона «О национальной платежной системе» банковские платежные агенты участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с операторами по переводу денежных средств (банками).
Банк, в соответствии со ст.ст. 1, 5 Закона «О банках и банковской деятельности», ст. 3, ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О национальной платежной системе» вправе выступать оператором по переводу денежных средств и привлекать банковских платежных агентов для участия в оказании услуг по переводу денежных средств, путем заключения с ними соответствующих договоров.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, вправе па основании договора привлекать банковского платежного агента для принятия от физического лица наличных денежных средств в целях их дальнейшего перевода.
В рамках договора № 29К/1829-КОМ от 17.06.2011г. банковские платежные агенты именуются «Партнеры». Партнеры привлекаются Банком на основании заключаемых с ними договоров. Партнеры являются банковскими платежными агентами Банка, действуют от имени и в интересах Банка.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 5 Федерального закона «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств (банк) осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов. Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета. Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О национальной платежной системе» распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (далее - реквизиты перевода). Перечень реквизитов перевода устанавливается нормативными актами Банка России.
Согласно «Положению о правилах осуществления перевода денежных средств» Банка России от 19.06.2012г. № 383-П назначение перевода, реквизиты получателя, сумма являются обязательными реквизитами платежного документа, которым оформляется перевод. Указание в платежном документе данной информации необходимо в целях осуществления перевода.
Из содержания изложенных норм в совокупности с положениями ст. 426, ст. 863-865 ГК РФ, ст. 1, 2, 4 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», ст. 11 ФЗ «О национальной платежной системе» следует, что Банк обязан осуществить перевод денежных средств по требованию каждого плательщика, обратившегося в Банк, и надлежащим образом (с соблюдением всех необходимых реквизитов) оформившего распоряжение, вне зависимости от назначения перевода и характеристики получателя средств.
ГК РФ и Федеральным законом «О национальной платежной системе» не предусматривают особого порядка перевода денежных средств в пользу юридических лип, предоставляющих коммунальные услуги населению.
В рамках рассматриваемых правоотношений ТСЖ в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе» является получателем денежных средств. Федеральным законом «О национальной платежной системе» не предусмотрено, чтобы оператор но переводу денежных средств (банк) перечислял денежные средства на специальный банковский счет получателя.
Получатель денежных средств, в адрес которого оператором по переводу денежных средств осуществляется перевод, субъектом Правонарушения, предусмотренного и. 2 ст. 15.1 КоАП РФ не является.
Таким образом, налоговый орган при вынесении постановления не принял во внимание следующее: Банк, Партнеры платежными агентами ТСЖ не являются; Между Партнерами и ТСЖ договорные правоотношения отсутствуют, Партнеры ТСЖ услуг не оказывают; Расчеты между ТСЖ и плательщиками осуществляются посредством банковских переводов, осуществляемых Банком по распоряжению плательщиков в соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе»; Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» не распространяет свое действие на расчеты, осуществляемые посредством банковских переводов.
Существо обязательства, во исполнение которого осуществляется перевод денежных средств, правого значения не имеет и на существо банковской услуги не влияет. Перевод денежных средств в счет оплаты коммунальных услуг ничем не отличается от перевода денежных средств в счет исполнения иных обязательств.
ТСЖ «Высотка» в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе» не обязано использовать для получения денежных средств специальный счет.
ТСЖ «Высотка» не является субъектом правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
На основании изложенного заявление ТСЖ «Высотка» является обоснованным и подлежащим удовлетворению, постановление № 2 от 18.03.2015, вынесенное ИФНС России по Центральному району г.Челябинска, незаконным и подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановления №2 от 18.03.2015 о привлечении ТСЖ «Высотка» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru
Судья В.В. Худякова