ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-7491/2012 от 10.09.2012 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

«10» сентября 2012г. Дело № А76-7491/2012

Резолютивная часть решения объявлена 10.09.2012г.

Полный текст решения изготовлен 10.09.2012г.

Судья арбитражного суда Челябинской области Костылев И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Тепло и Сервис» г. Копейск

к Министерству сельского хозяйства Челябинской области

о признании недействительными отказа государственной регистрации бульдозера

при участии третьего лица: ОАО по добыче угля «Челябинская угольная компанию» г. Коркино

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 – представителя по доверенности от 05.05.2012 (паспорт)

от ответчика: ФИО3 - представителя по доверенности от 24.05.2012 (служебное удостоверение), ФИО4 – инженера-инспектора (служебное удостоверение)

от третьего лица: не явились, извещен

УСТАНОВИЛ:

ООО «Тепло и Сервис» (далее по тексту Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции государственного технического надзора г.Копейска об обязании инспекции государственного технического надзора (Гостехнадзор) г.Копейска осуществить государственную регистрацию принадлежащего ООО «Тепло и Сервис» бульдозера марки Т-170, 1990 года выпуска, марки и номера двигателя Д-160 8324-408315, ведущий мост 90.5 1576, желтого цвета.

Определением от 16.08.2012 по ходатайству заявителя произведена замена ненадлежащего ответчика – Инспекции Государственного технического надзора г.Копейска на надлежащего – Министерство сельского хозяйства Челябинской области.

Заявителем представлено уточнение заявленных требований, в котором просит признать незаконным отказ в государственной регистрации принадлежащего ООО «Тепло и Сервис» бульдозера марки Т-170, 1990 года выпуска, марки и номера двигателя Д-160 8324-408315, ведущий мост 90.5 1576, желтого цвета.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ОАО по добыче угля «Челябинская угольная компания».

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик в судебном заседании с заявленными требованиями не согласен, просит отказать в удовлетворении, свои доводы изложил в отзыве.

Третье лицо – ОАО по добыче угля «Челябинская угольная компания» в судебном заседание не явилось, извещено надлежащим образом, представило отзыв от 20.08.2012 в котором поддерживает доводы заявителя, считает неправомерным отказ в государственной регистрации бульдозера.

Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц по правилам, определенным частью 2 статьи 200, статьями 156, 123 АПК РФ.

Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 31.12.2008г. между ООО «Тепло и Сервис» (покупатель) и ОАО по добыче угля «Челябинская угольная компания» (продавец) заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым в собственность ООО «Тепло и Сервис» передано следующее имущество - бульдозер Т-170, 1990 года выпуска,(л.д.21-22).

02.04.2012 года ООО «Тепло и Сервис» обратилось в Инспекцию государственного технического надзора г.Копейска с заявлением о государственной регистрации указанного транспортного средства. (л.д.18).

Инспекция Гостехнадзора в регистрации указанной выше техники отказала, сославшись на отсутствие документов, подтверждающих право собственности, а именно паспорта самоходной машины.

Отказ в государственной регистрации послужил основанием для обращения в арбитражный суд Челябинской области.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту и нарушают их права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания решения государственного органа об отказе в государственной регистрации права необходима совокупность двух условий – несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации № 938 от 12.08.1994 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Согласно пункту 1 данного постановления государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автотранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и прицепы к ним.

В соответствии с пунктом 1.5 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995 (далее - Правила регистрации), собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах Гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Пунктом 2.1 Правил регистрации предусмотрено, что машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Пунктом 2.8.6 Правил регистрации установлено, что регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п. 2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.

Таким образом, наличие паспорта самоходной машины является обязательным условием ее государственной регистрации как в случае, если она не состояла ранее на учете в органах Гостехнадзора, так и в случае, если машина состояла ранее на таком учете.

Паспорта на самоходные машины и другие виды техники введены с 01.09.1995 постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации». В данном постановлении предусмотрено, что на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года паспорта выдаются органами гостехнадзора при предъявлении их к регистрации.

Транспортное средство – бульдозер, принадлежащее Заявителю выпущен заводом-изготовителем до 1 сентября 1995 года, факт их регистрации в органах Гостехнадзора не установлен.

При указанных обстоятельствах, у Инспекции Гостехнадзора отсутствовали основания для отказа в регистрации за Ответчиком данного транспортного средства (самоходной машины).

Однако, в соответствии с приказом МВД РФ от 24.11.2008г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» для производства регистрационных действий собственниками (владельцами) транспортных средств в регистрационные подразделения сдаются следующие документы:

- документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты;

- документы, подтверждающие снятие предусмотренных настоящими правила и Административным регламентом запретов и ограничений;

- документы, удостоверяющие полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) при совершении регистрационных действий;

- регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки, включая регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации, транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, регистрационные знаки «ТРАНЗИТ»;

- оригиналы расчетных документов об уплате государственной пошлины.

За государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий взимается государственная пошлина, размеры которой установлены пп.36 п.1 ст. 333.33 НК РФ.

Госпошлина уплачивается за государственную регистрацию и иные действия.

В рассматриваемой ситуации, исходя из содержания постановления Правительства РФ от 15.05.1995 № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации», следует, что при предъявлении самоходной машины к регистрации выдается паспорт самоходной машины, после чего, осуществляется следующий этап – непосредственно регистрация машины.

В соответствии с п.п. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных, в частности, с выдачей паспорта транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, подлежит уплате государственная пошлина в размере 500 руб.

Заявитель в судебном заседании пояснил, что государственная пошлина при обращении с заявлением о регистрации самоходной машины не уплачивалась.

Таким образом, у Ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации самоходной машины за Заявителем по тому основанию, что отсутствует паспорт самоходной машины, поскольку действующим законодательством предусмотрена обязанность ответчика, в рассматриваемой ситуации, выдать ПСМ.

В то же время, поскольку госпошлина за совершение регистрационных действий, связанных с выдачей паспорта транспортного средства не была уплачена, то отсутствовали основания для выдачи ПСМ, как следствие отсутствовала возможность регистрации транспортного средства.

Таким образом, при названных обстоятельствах, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Заявитель, в рассматриваемой ситуации, не лишен права обратиться в орган гостехнадзора с заявлением о регистрации самоходной машины, с приложением всех необходимых документов, в т.ч. подтверждающих уплату госпошлины.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 168, п. 2 ст. 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.

Судья И.В. Костылев