ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-7503/2012 от 19.07.2012 АС Челябинской области

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Челябинск

«24» июля 2012 года Дело № А76-7503/2012

Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено 24 июля 2012 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области И. В. Мрез, при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиофиксации секретарем судебного заседания Выскаревой М. С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда Челябинской области, расположенного по адресу: <...>, каб. 416,

дело по заявлению Урало-Сибирской Межрегиональной общественной организации «Ассоциация преподавателей ВУЗов», г. Челябинск

к Министерству образования и науки Челябинской области

о признании недействительным Уведомления об отказе в выдаче лицензии

при участии в заседании представителей:

от истца: ФИО1, удостоверение адвоката № 1487 от 29.01.2009, действующей на основании доверенности б/н от 30.03.2012;

от ответчика: ФИО2, удостоверение № 2245 от 25.10.2011, действующего на основании доверенности б/н от 16.03.2012;

УСТАНОВИЛ:

Урало-Сибирская Межрегиональная общественная организация «Ассоциация преподавателей ВУЗов», г. Челябинск (далее: заявитель, УС МОО «Ассоциация преподавателей ВУЗов») обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнений) к Министерству образования и науки Челябинской области (далее: ответчик, Министерство) о признании недействительным решение – уведомление об отказе в выдаче лицензии № 021/1379 от 29.02.2012, выданное в соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 27.02.2012 № 03-658, Урало-Сибирской Межрегиональной общественной организации «Ассоциация преподавателей ВУЗов»; недействительным приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 27.02.2012 №03-658 об отказе в переоформлении лицензии на право ведения образовательной деятельности в части соответствующего приложения и обязании Министерства образования и науки Челябинской области устранить допущенные нарушения и переоформить лицензию на право ведения образовательной деятельности от 24 декабря 2010 года регистрационный № 7592 серии А № 000164 в части соответствующего приложения с добавлением мест осуществления образовательной деятельности.

Лица, участвующие в деле извещались о времени и месте проведения судебного заседания, как направлением судебных актов почтовой связью в соответствии с нормами ст. 123 АПК РФ, так и публично через Интернет-связь, путем размещения информации по делу на официальном сайте суда.Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.

Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных письменных пояснениях к заявлению. Указал, что отказ в выдачи лицензии незаконен, так как Ассоциацией были представлены в полном объеме необходимые документы в соответствии с перечнем, установленным в п. 8 Постановления Правительства РФ от 16.03.2011 № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», что для осуществления образовательной деятельности были заключены договоры аренды для осуществления деятельности, по образовательным программам, указанным в лицензии на территории Челябинской и Свердловской областей, что основания для принятого отказа у Министерства отсутствовали. Кроме того, заявитель считает, что у юридического лица (некоммерческой организации) могут существовать обособленные подразделения в иной форме, нежели филиал или представительство, что места осуществления образовательной деятельности вне места государственной регистрации организации не являются филиалами (или представительствами), поэтому не могут быть зарегистрированы как филиалы. В арендованных местах организация планирует только осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам (английский язык, подготовка к ЕГЭ). При этом указанные подразделения не наделяются имуществом, нет своего штата сотрудников и руководителя подразделения, действующего на основании доверенности; нет самостоятельного баланса и расчетного счета; договоры с учениками не заключаются, не производятся расчеты (нет кассы), т.е. нет и функции представительства - Положения о филиалах не утверждены, и филиалы в Уставе организации не указаны. Указал, что организация имеет необходимую для осуществления своей деятельности лицензию, срок действия которой не истек. При выдаче лицензии, Министерством проверялись соответствие организации лицензионными требованиям и условиям.

Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что согласно представленных лицензиатом документов местом нахождения общественной организации является адрес: <...>. В соответствии с ответом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области от 13.06.2012 г. № 02-4181 на запрос Министерства от 28.05.2012 г. № 01/3902 общественная организация по указанному адресу не значится. В нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 г, № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественная организация не информировала орган, принявший решение о государственной регистрации, об изменении сведений в течение трех дней с момента таких изменений, что является административным правонарушением. Все заявленные к лицензированию места осуществления образовательной деятельности находятся вне места нахождения общественной организации и осуществляют функции общественной организации, следовательно, являются филиалами. Министерство считает, что заявленные лицензиатом условия осуществления образовательной деятельности не соответствуют лицензионным требованиям в части несоблюдения требований к созданию и деятельности юридических лиц, установленных законодательством Российской Федерации, а именно на лицензирование заявлена образовательная деятельность по адресам мест осуществлении образовательной деятельности, находящимся вне места нахождения юридического лица без создания общественной организацией филиалов.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Урало-Сибирская Межрегиональная общественная организация «Ассоциация преподавателей ВУЗов» зарегистрирована в качестве юридического лица Управлением Министерства юстиции Российской Федерации Челябинской области, основной государственный регистрационный номер 1027400002244, ИНН <***>, юридический адрес (место нахождения): <...> В.

Как усматривается из материалов дела, заявитель имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности серии А № 0001568 по образовательным программам, указанным в приложении от 24 декабря 2010 года регистрационный № 7592 серии А № 000164.

10.09.2011 УС МОО «Ассоциация преподавателей ВУЗов» обратилась в Министерство образования и науки Челябинской области с заявлением на переоформление имеющейся лицензии в части приложения № 1 в связи с необходимостью добавления новых мест осуществления образовательной деятельности.

Образовательная деятельность общественной организации осуществляется в соответствии с уставом, утвержденным внеочередным общим собранием членов Челябинской городской общественной организации «Ассоциация преподавателей ВУЗов» 05 мая 2011 года (протокол №3), зарегистрированным в установленном порядке в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области 27 июля 2051 года.

К лицензированию заявлены образовательные программы: английский язык; подготовка к ЕГЭ по следующим адресам мест осуществления образовательной деятельности: <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; Свердловская область, г, Первоуральск, улица Советская, дом 20-В, 623101; <...>. 623114; <...>; <...> -Б, 623100; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>.

Помещения, заявленные для осуществления образовательной деятельности, по вышеперечисленным адресам общественная организация занимает в соответствии с договорами аренды: договор аренды № 205-11 от 01.09.2011 (<...>); договор аренды  № 5/201 1 от 01.09.2011 (<...>); договор аренды № 4/201 от 01.09.2011 (<...>); договор аренды б/н  от 01.09.2011 (<...>); договор аренды б/н от 01.09.2011 (<...>); договор аренды б/н от 01.09.2011 (<...>); договор аренды б/н от 01.09.2011 (<...>); договор аренды б/и от 01.09.2011 (<...>); договор аренды без №  от 01.09.2011 (<...>); договор аренды б/н от 01.09.2011 (<...>); договор аренды б/н от 01.09.2011 (<...>); договор аренды б/н  от 01.09.2011 (<...>); договор аренды б/н от 01.09.2011 (<...>); договор аренды б/н от 01.09.2011 (<...>).

Согласно представленных лицензиатом документов местом нахождения общественной организации является адрес: <...>.

В соответствии с ответом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области от 13.06.2012 г. № 02-4181 на запрос Министерства от 28.05.2012 г. № 01/3902 общественная организация по указанному адресу не значится.

07.11.2011 Министерством образования и науки Челябинской области, для уточнения и разъяснения ситуации по переоформлению лицензии в части соответствующего приложения в связи с добавлением адресов мест осуществления образовательной деятельности на территории городов Челябинской области и иных субъектов Российской Федерации, в Министерство образования и науки Российской Федерации был направлен запрос (Исх.№ 01-6734).

Министерство образования и науки Российской Федерации является в соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 15.05.2010 г. № 337, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также по оказанию государственных услуг в сфере образования.

На данный запрос получен ответ (письмо от 02.02.2012 г. № 17-36) о возможности осуществления образовательной деятельности на территории других городов и иных субъектов Российской Федерации только в филиалах.

На основании, изложенного, в соответствии с подпунктом 2 пункта. 19 статьи 33.1 Закона об образовании, частью 2 статьи 8 и пунктом 2 части 7 статьи 14 Закона о лицензировании было принято решение об отказе в переоформлении лицензии, оформленное приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 27.02.2012 г. № 03-658, о чем в адрес общественной организации было направлено уведомление об отказе в выдаче лицензии от 29.02.2012 г. № 021/1379.

Письмом от 25.06.2012 № 021/4651 общественной организации сообщено о технической, ошибке, допущенной в указанном уведомлении. При этом, в ходе судебного разбирательства, представитель ответчика указал, что общественной организации необходимо заявлять требования о переоформлении лицензии на право ведения образовательной деятельности от 10.08.2011 г. серии А №0001568 регистрационный номер №8044, а не о переоформлении лицензии на право ведения образовательной деятельности от 24 декабря 2010 года регистрационный номер № 7592 серия А № 000164. Министерство давало общественной организации разъяснения по вопросу осуществления образовательной деятельности через обособленные подразделения без образования филиалов и представительств на территории Челябинской области и других субъектов Российской Федерации в ответе на запрос председателя Правления общественной организации ФИО3 (исх. №01/1469 от 25.03.2011 г. на №27 от 09.03.2011г.).

Не согласившись с решением об отказе в переоформлении лицензии, оформленным приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 27.02.2012 г. № 03-658 и уведомлением об отказе в выдаче лицензии от 29.02.2012 г. № 021/1379, полагая, что указанные акты нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, а решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в статьях 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, - они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Министерство образования и науки Челябинской области образовано на основании постановления Губернатора Челябинской области от 17.06.2004 г. №  266 «Об органах исполнительной власти Челябинской области». На основании Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 г. № 410, Министерство является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим государственную политику Челябинской области в сфере образования, науки, научно-технической деятельности,

Согласно постановлению Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 г. № 410 Министерство осуществляет лицензирование образовательной деятельности и государственную аккредитацию образовательных учреждений, расположенных на территории Челябинской области (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании"), а также государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории Челябинской области образовательными учреждениями.

В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности)) от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (далее именуется - Закон о лицензировании) основанием для отказа в переоформлении лицензии является несоответствие лицензиата лицензионным требованиям.

Частью 2 статьи 8 Закона о лицензировании закреплено, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию и деятельности юридических лиц, установленные действующим законодательством.

Согласно абзацу 5 пункта 3 статьи 12 Закона об образовании действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона об образовании образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 55 Гражданского Кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 12-01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческая организация может создавать филиалы и представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российское Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Гражданского Кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функция или их часть, в том числе функции "представительства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического яйца без доверенности.

Согласно представленных лицензиатом документов местом нахождения общественной организации является адрес: <...>.

Доводы заявителя о том, что могут существовать обособленные подразделения в иной форме, нежели филиал или представительство, что места осуществления образовательной деятельности вне места государственной регистрации организации не являются филиалами (или представительствами), поэтому не могут быть зарегистрированы как филиалы, судом отклоняются в силу следующего.

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 55 Гражданского Кодекса Российской Федерации филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Устав заявителя не содержит сведения о его филиалах.

В соответствии с п.п. 16-17  Приказа Минобразования РФ от 25.07.2000 N 2311 "Об утверждении Типового положения о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования" филиал, осуществляющий образовательную деятельность, может реализовывать одну или несколько образовательных программ в частичном или полном объеме по различным формам обучения при наличии соответствующей лицензии (Федеральным законом от 20.04.2007 N 56-ФЗ аттестация исключена из числа процедур, регламентирующих деятельность образовательных учреждений. Вопросы, рассматриваемые ранее при аттестации, отнесены к процедуре аккредитации образовательных учреждений). Филиал проходит лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не предусматривает возможности создания некоммерческими организациями иных обособленных подразделений, кроме филиалов и представительств.

Согласно ст. 5 указанного Федерального закона некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ предусмотрено, что обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства, является филиалом. Таким образом, осуществление образовательным учреждением образовательной деятельности на территории иного субъекта Российской Федерации возможно только посредством создания на данной территории филиала. В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается (п. 7 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что нарушений не имеется, оспариваемые ненормативные акты изданы в пределах соответствующей компетенции и в соответствии с нормами действующего законодательства.

При этом, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что заявителем не доказан факт нарушения оспариваемым отказом прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку совокупность условий, при наличии которых оспариваемый акт может быть признан недействительным, отсутствует: оспариваемые акты соответствуют законодательству, и не нарушают прав и законных интересов заявителя, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований следует отказать.

Заявителем при подаче заявления в суд уплачена госпошлина в размере 2000 рублей. Расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб., исходя из положений ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, ч.1 ст. 176, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья И. В. Мрез

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федеральный арбитражный суд Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.