ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-8152/09 от 30.06.2009 АС Челябинской области

Арбитражный суд Челябинской области

454000,г. Челябинск, ул. Воровского,2

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

« 30 » июня 2009 года Дело А76-8152/2009-58-133

Судья Арбитражного суда Челябинской области Карпачёва М.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Якуповой Т.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Администрации Сулеинского городского поселения

к Главному управлению МЧС России по Челябинской области, в лице Отдела государственного пожарного надзора Саткинского муниципального района

о признании пунктов 1, 2, 4, 6, 7, 10, 13, 16, 17-21, 24 предписания №28/12/12 от 20.01.2009 незаконными

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явились, извещены (л.д. 137,139,140),

от ответчика: не явились, извещены (л.д.135,136,138).

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Сулеинского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области обратилась в арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании пунктов 1, 2, 4, 6, 7, 10, 13, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 24 предписания № 28/12/12 от 20.01.2009 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, вынесенного Отделом государственного пожарного надзора Саткинского муниципального района, незаконными и не обязательными к исполнению (л.д.2-4).

В судебном заседании представитель Администрации Сулеинского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении и в дополнении к нему, пояснял, что оспариваемое в части предписание является незаконным и необоснованным, поскольку обязывает заявителя устранить выявленные в ходе проверки нарушения в отношении проверяемого объекта, которые в действительности отсутствуют.

Представитель Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Челябинской областив судебном заседании заявленные требования не признавал по мотивам, изложенным в отзыве. Пояснял, что оспариваемое предписание законно и обоснованно, поскольку установленные проверяющим органом нарушения правил пожарной безопасности, обязанность по устранению которых нормами Федеральным закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» возложена на заявителя (л.д.126-128) .

В судебное заседание, назначенное определением суда от 10.06.2009 года на 23.06.2009 года представитель заявителя не явилась, ходатайством от 23.06.2009 года (л.д.132) просила рассмотреть дело без ее участия. В судебном заседании был объявлен перерыв до 30.06.2009 года до 09-45 час. Лица, участвующие в деле были извещены о времени и месте рассмотрения дела с соблюдением правил ст. 123 АПК РФ (л.д.135,140). Заявитель и ответчик представили в материалы дела ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, руководствуясь правилами ст. 123,156 АПК РФ рассмотрел дело без участия представителей заявителя и ответчика по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.

Администрация Сулеинского городского поселения зарегистрирована в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России №8 по Челябинской области 13.02.2007, основной государственный регистрированный номер 1027401064020 (л.д.34).

На основании распоряжения главного государственного инспектора Саткинкого муниципального района по пожарному надзору №28 от 19.01.2009 главным государственным инспектором Саткинкого муниципального района инспектором по пожарному надзору с 19.01.2009 по 20.01.2009 была проведена проверка Сулеинского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, в состав которого входят два населенных пункта: п.Сулея и д.Покровка, на предмет соблюдения законодательства РФ о пожарной безопасности, в результате проведения которой сотрудником отдела был установлен ряд нарушений пожарной безопасности и вынесено предписание №28/12/12 от 20.01.2009 по устранению выявленных нарушений (л.д.6-9).

Согласно акту проверки соблюдения требований пожарной безопасности №28 от 20.01.2009 административным органом были установлены нарушения требований пожарной безопасности в указанном выше муниципальном образовании, такие как:

-отсутствие на территории п.Сулея средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

-отсутствие на территории д.Покровка средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- не определен порядок вызова пожарной охраны в населенных пунктах поселения;

-не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 для установки пожарных автомобилей в любое время года;

- отсутствие искусственных водоемов запаса воды для целей пожаротушения на территории п.Сулея;

- отсутствие искусственных водоемов запаса воды для целей пожаротушения на территории д.Покровка;

- не обеспечение п.Сулея пожарной мотопомпой для целей пожаротушения;

- не обеспечение д.Покровка пожарной мотопомпой для целей пожаротушения;

- отсутствие условий для формирования подразделений добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в п.Сулея;

- отсутствие условий для формирования подразделений добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в д.Покровка;

- отсутствие условий для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров на территории п.Сулея;

- отсутствие условий для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров на территории д.Покровка;

- отсутствие организации проведения противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Сулеинского городского поселения Саткинского муниципального района;

- не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в п.Сулея (отсутствие устройства защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, не удаляется в летний период сухая растительность);

- не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в д.Покровка (отсутствие устройства защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, не удаляется в летний период сухая растительность);

-отсутствие на территории п.Сулея обеспечения наружным освещением в темное время суток;

-отсутствие на территории д.Покровка обеспечения наружным освещением в темное время суток;

- дороги, проезды и подъезды в п.Сулея не приведены в исправное состояние;

- дороги, проезды и подъезды в д.Покровка не приведены в исправное состояние;

-отсутствие обеспечения территории общего пользования п.Сулея первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- отсутствие обеспечения территории общего пользования д.Покровка первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- отсутствие организации работы в части принятия мер по локализации пожара и спасения людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы на территории п.Сулея;

- отсутствие организации работы в части принятия мер по локализации пожара и спасения людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы на территории д.Покровка;

- не предусмотрено включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории Сулеинского городского поселения Саткинского муниципального района.

Согласно акту проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 20.01.2009 №28 по результату ее проведения Главным управлением МЧС России по Челябинской области в лице Отдела Государственного пожарного надзора Саткинского муниципального района был составлен протокол об административном правонарушении от 20.01.2009 и оспариваемое предписание (л.д.129-130).

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г.

Согласно ст. 2 Устава муниципального образования "Сулеинское городское поселение" Саткинского района Челябинской области, зарегистрированного в Главном Управлении Министерства юстиции Российской федерации по Уральскому федеральному округу 07.12.2005, государственный регистрационный номер №ГИ 745211072005001, в состав территории Сулеинского городского поселения входят: рабочий поселок Сулея, сельский населенный пункт: деревня Покровка.

В соответствии со ст.6 Устава к вопросам местного значения муниципального образования относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сулеинского городского поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования.

В силу п.10 ч.1 ст.32 Устава к полномочиям администрации муниципального образования относятся, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Сулеинского городского поселения.

Согласно ч.3 ст.31 Устава администрация возглавляется главой поселения, являющимся главой администрации.

Под первичными мерами пожарной безопасности в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее- Закон) понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации тушения пожаров; пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 19 Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 37, 38 Закона руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В силу п. 11 ППБ 01-03 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

Согласно п.70 Приказа Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.10.2007 №517 «Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности» при выявлении нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа государственного пожарного надзора, осуществляющее мероприятие по надзору, возбуждает и рассматривает дело об административном правонарушении, выдает лицу, допустившему нарушение действующего законодательства, предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В силу Приложения №6 к вышеуказанному Регламенту предложенные мероприятия, вынесенные пожарным органом в целях устранения выявленных при обследовании (Проверке) нарушений требований пожарной безопасности являются обязательными для руководителей организаций, должностных лиц, юридических лиц и граждан, на которых возложена в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель заявителя пояснял, что пункты 1,2 предписания от 20.01.2009 являются незаконными, поскольку п. Сулея не является сельским населенным пунктом, а потому требования п.114 ППБ 01-03 не распространяются на п. Сулея, на территории деревни Покровка установлен телефон-автомат, что подтверждается письмом начальника Саткинского цеха ЗТУЭС от 06.04.2009 №115, следовательно, необходимость в установлении звуковой сигнализации в силу ч.3 Методических рекомендаций органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсутствует (л.д.10).

Представитель ответчика возражал против довода заявителя, пояснял, что Федеральный закон «О пожарной безопасности» не разграничивает понятия населенных пунктов (сельские и не сельские). Ссылка заявителя на методические рекомендации является необоснованной, поскольку данные рекомендации не носят характер нормативно-правового акта и противоречат положениям закона.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Исходя из анализа вышеуказанной нормы закона поселок Сулея следует отнести к сельскому населенному пункту, в связи с чем довод заявителя судом во внимание не принимается как необоснованный.

В силу Указа Президента Российской Федерации « О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05.1996 №763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. При отсутствии сведений о прохождении указанных выше методических рекомендаций предусмотренной процедуры государственной регистрации, довод заявителя в части противоречия пунктов 1,2 оспариваемого предписания положениям методических рекомендаций судом во внимание не принимается.

Довод заявителя о том, что пункт 4 оспариваемого предписания является незаконным, так как по территории д. Покровка протекает ручей, местность равнинная, подъезд к ручью свободный с твердым покрытием, следовательно, необходимость оборудовать отдельный подъезд с площадками в деревне отсутствует, является необоснованным и противоречащим закону по следующим основаниям.

Согласно п.94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Суд считает, что законодатель установил обязанность по устройству подъезда к естественным или искусственным водоисточникам (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.), если такие имеются на территории объекта. Наличие водоисточника заявителем не оспаривается, а потому довод представителя администрации судом во внимание не принимается.

Довод заявителя о том, что пункт 6 оспариваемого предписания необоснован, отклоняется судом по следующим основаниям.

Исходя из акта проверки №28 от 20.01.2009 и предписания №28/12/12 от 20.01.2009 обжалуемый пункт (№6) относится к нарушениям, выявленным на территории д.Покровка, а не п.Сулея (доводы заявителя относятся к п.Сулея).

В соответствии с п.114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Исходя из акта проверки №28 от 20.01.2009 естественный водоисточник, расположенный на территории д.Покровка не обустроен необходимым подъездом, следовательно, ответчиком на орган местного самоуправления была законно возложена обязанность по оборудованию искусственного водоема запаса воды для целей пожаротушения.

Довод заявителя о незаконности пункта 7 оспариваемого предписания, поскольку п.31 ППБ 01-03 не относится к рабочим поселкам, а имеет отношение только к сельским населенным пунктам, судом во внимание не принимается на основании неверного толковании нормы закона. Как уже было указано судом выше, исходя из анализа ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поселок подпадает под понятие сельского населенного пункта.

В ходе судебного разбирательства представитель администрации пояснял, что пункт 10 предписания Главного управления МЧС России по Челябинской области является незаконным, так как противоречит положениям Методических рекомендаций органам местного самоуправления по применению Федерального закона №131-ФЗ. По мнению заявителя, исходя из расчета методических рекомендаций создание добровольной пожарной охраны на территории д.Покровка невозможно.

Суд считает, что пункты 9,10 оспариваемого предписания являются взаимосвязанными, поскольку являются требованием к муниципальному образованию в целом о необходимости создать условия для формирования подразделений добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении мер пожарной безопасности как в п.Сулея, так и в д.Покровка, следовательно, суд считает подлежащими оценке законности пункты 9 и 10 предписания в совокупности. Ссылки заявителя на Методические рекомендации в обоснование доводов о незаконности пункта 10 оспариваемого предписания, судом во внимание не принимается, поскольку методические рекомендации не являются нормативным актом.

Согласно ст.19 Закона «О пожарной безопасности» полномочием органов местного самоуправления указанных образований является, в том числе, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. Из ст. 13 Закона «О пожарной безопасности» следует, что добровольная пожарная охрана осуществляется добровольными пожарными путем участия в деятельности штатных подразделений пожарной охраны.

Условиями для организации добровольной пожарной охраны, создаваемыми органами местного самоуправления, могут являться предоставление помещения для личного состава добровольной пожарной охраны, выделение средств на закупку инвентаря, организационные мероприятия, связанные с пропагандированием вступления в ряды добровольных пожарных.

Если органы местного самоуправления выступят активными участниками этого процесса, от инициирования создания добровольной пожарной охраны до участия в материально-техническом обеспечении и организационном сопровождении их деятельности, все условия для нормального функционирования таких образований будут созданы. К формам участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности может быть отнесено также и проведение разъяснительной работы с целью убеждения жителей соответствующей территории о недопустимости разведения огня в пожароопасный период, о необходимости наличия в легкодоступном месте каждого дома пожарного инвентаря для ликвидации пожара на стадии, когда он еще носит локальный характер, и т.п.

Довод заявителя о незаконности пункта 13 оспариваемого предписания суд считает обоснованным по следующим основаниям.

Согласно приобщенной к материалам дела копии Распоряжения главы Сулеинского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области от 25.01.2008 №6 ФИО1 (специалист Администрации Сулеинского городского поселения) был назначен ответственным за подготовку проектов нормативно-правовых актов, необходимой документации, проведение наглядной агитации, и организацию работы с населением, организациями всех форм собственности, связь с МУ «Управление гражданской защиты населения» по вышеуказанным вопросам.

Согласно должностной инструкции специалиста ФИО1, утвержденной Главой Сулеинского городского поселения 01.02.2006, и дополнениям к должностной инструкции, утвержденным Главой 25.01.2008, которыми были дополнена ч.2 инструкции, специалист по поселковому хозяйству обязан, в том числе, разрабатывать мероприятия, направленные на усиление противопожарной защиты и предупреждения пожаров, обеспечивать проведение противопожарных мероприятий, предусмотренных правилами, нормами и стандартами, представлять руководителям предприятий предложения по определению работников, ответственных за пожарную безопасность объектов предприятия, организовать обучение и практические занятия с этими работниками, проводить инструктажи по пожарно-техническому минимуму с персоналом предприятий, по предупреждению и тушению возможных пожаров, проверять исполнение персоналом предприятий положений Инструкции о мерах пожарной безопасности, представлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятии, незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состоянии дорог и проездов, оказывать содействие государственным инспекторам по пожарному надзору при проведении поверок на территории предприятия, получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе, от органов управления и подразделений пожарной охраны, сотрудничать с МУ «Управление гражданской защиты населения» Саткинского муниципального района.

Арбитражный суд полагает, что пункт 13 оспариваемого предписания является незаконным, поскольку административный орган документально не доказал отсутствие организации проведения противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Сулеинского городского поселения Саткинского муниципального района.

Каких либо подтверждений указанному обстоятельству суду, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено.

Довод заявителя о незаконности пунктов 16,17 оспариваемого предписания суд также считает обоснованным по следующим основаниям.

В силу п.27 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать".

Согласно представленной копии договора энергоснабжения №741 от 01.01.2009, заключенного между ОАО «Челябэнергосбыт» и Администрацией Сулеинского городского поселения, усматривается, что ОАО «Челябэнергосбыт» осуществляет продажу электрической энергии в точки поставки, а Администрация оплачивает электроэнергию и предоставленные услуги. Согласно договору на обслуживание уличного освещения и силовых сетей от 11.01.2009 №2, заключенного между Администрацией Сулеинского городского поселения и ООО «Свет» усматриается, что ООО «Свет» обеспечивает в пределах финансирования выполнение работ по обслуживанию уличного освещения и силовых сетей в п.Сулея Саткинского района, а Администрация оплачивает результат работ (л.д.12-15,102,105,106,20). Доказательств расторжения заключенных договоров энергоснабжения и обслуживания уличного освещения и силовых сетей административным органом представлено не было.

В соответствии со ст.64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

Согласно пункту 53 Административного регламента, утвержденного Приказом МЧС РФ от 01.10.2007 г. № 517 в рамках мероприятий по надзору за соблюдением установленных требований пожарной безопасности могут осуществляться:

визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;

анализ документов;

отбор образцов (проб), исследования, экспертизы, необходимые для заключения о соответствии объекта надзора требованиям пожарной безопасности;

установление уровня знаний требований пожарной безопасности;

иные процессуальные действия, установленные законодательством Российской Федерации.

Пунктом 54 того же нормативного правового акта установлено, что визуальный осмотр объекта надзора осуществляется в присутствии руководителя или иного уполномоченного руководителем должностного лица, индивидуального предпринимателя или иного уполномоченного им должностного лица.

В ходе визуального осмотра фиксируются:

общая характеристика пожарной опасности объекта;

факты нарушений требований пожарной безопасности.

Впоследствии результаты визуального осмотра отражаются в акте проверки.

Согласно акту проверки №28 от 20.01.2009 усматривается, что проверка была проведена административным органом 20.01.2009 в 13 час. 00 мин., то есть в дневное время суток, дополнительных актов (протоколов), устанавливающих факт отсутствия освещения в темное время суток на территории проверяемых объектов, ответчиком не представлено, следовательно, суд считает, что административный орган не доказал факт отсутствия на территории п.Сулея и д.Покровка наружного освещения в темное время суток.

Доводы заявителя о незаконности пунктов 18,19 оспариваемого предписания по причине отсутствия денежных средств из-за влияния экономического кризиса судом во внимание не принимаются, как не относящиеся к существу спора, так как отсутствие денежных средств при наличии установленной законом обязанности не снимает ответственность за ее выполнение.

Согласно п.23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

В силу представленных в материалы дела копий соглашения о передаче части своих полномочий б/н от 01.01.2008 и дополнительного соглашения №3 к соглашению б/н от 01.01.2008 о передаче полномочий от 15.08.2008 усматривается, что предметом соглашения является передача Администрацией поселения Управлению строительства и архитектуры администрации Саткинского муниципального района осуществления части своих полномочий, в том числе, по дорожной деятельности в части деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту за исключением деятельности по содержанию автомобильных дорог, в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (л.д.25-26,27).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 13 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе:

- осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

- принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения и о прекращении такого использования;

- определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

- определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения.

Согласно ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Следовательно, автомобильные дороги в границах населенных пунктов (д.Покровка и с.Сулея) являются дорогами местного значения и оспариваемые пункты предписания относятся к дорогам, расположенным внутри населенных пунктов (д.Покровка и с.Сулея).

Доводы заявителя о том, что пункты 20,21 оспариваемого предписания являются незаконными, так как на территориях населенных пунктов территорий общего пользования не имеется, судом во внимание не принимаются как необоснованные по следующим основаниям.

В силу ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" третьим полномочием органов местного самоуправления является оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. У муниципальных образований имеются собственные бюджеты, из средств которых необходимо проводить закупки с соблюдением положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Согласно ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

В силу ст.83 земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Согласно ст.85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

На основании изложенного, суд считает необоснованным и незаконным довод заявителя отсутствии у органа местного самоуправления обязанности в силу ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" оснащения территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем в связи с отсутствием на территории муниципального образования парков, садов и скверов.

Довод заявителя о незаконности пункта 24 оспариваемого предписания является необоснованным и судом во внимание не принимается по следующим основаниям.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

В соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Согласно доводам заявителя, в Саткинском муниципальном районе разработана программа развития муниципального района, в том числе, и Сулеинского городского поселения. Факт отсутствия включения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий Сулеинского городского поселения заявителем не оспаривается. Суд считает, что наличие необходимых мероприятий, включенных в планы, схемы и программы развития Саткинского муниципального района не снимает обязанность с органов местного самоуправления Сулеинского городского поселения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах своих сельских населенных пунктов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным органом при проведении проверки Сулеинского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области на предмет соблюдения законодательства РФ о пожарной безопасности были допущены нарушения норм Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.10.2007 №517, выразившиеся в недоказанности совершения Администрацией Сулеинского городского поселения нарушений требований пожарной безопасности, указанных ответчиком в пунктах 13,16,17 предписания №28/12/12 от 20.01.2009 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а потому требования заявителя в этой части подлежат удовлетворению.

Учитывая, что в силу пп 1.1. п.1 ч.1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, расходы по уплате госпошлины на ответчика не возлагаются.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Администрации Сулеинского городского поселения удовлетворить частично.

Признать незаконными, и не обязательными к исполнению пункты 13,16,17 предписания от 20.01.2009 №28/12/12 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 20.01.2009, вынесенного в отношении Администрации Сулеинского городского поселения главным государственным инспектором Саткинского муниципального района по пожарному надзору, как не соответствующие Приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.10.2007 №517.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

С у д ь я М.И.Карпачева.