Арбитражный суд Челябинской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск Дело № А76- 8200/2011
10 октября 2012
Резолютивная часть решения объявлена 03.10.2012.
Решение в полном объеме изготовлено 10.10.2012
Судья Арбитражного суда Челябинской области С. М. Шумакова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самсоненко А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления имущественных и земельных отношений администрации Усть-Катавского городского округа, г.Усть-Катав (ОГРН <***>), к Главному управлению лесами Челябинской области (ОГРН <***>), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (ОГРН <***>), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» г.Москва, ООО "Русич" (2) ЧОБУ Усть-Катавское лесничество, ООО "Леспромхоз" , ОАО РЖД, ТУФАУГИ об установлении местоположения границ земельного участка, обязании внести изменения в ГКН, при участии в судебном заседании: представителя от истца ФИО1 по доверенности № 090 от 16.07.2012, представителя от ответчика (главного управления лесами) – ФИО2 по доверенности № 9334 от 29.12.2011,
У С Т А Н О В И Л :
Управление имущественных и земельных отношений администрации Усть-Катавского городского округа, г.Усть-Катав, обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Главному управлению лесами Челябинской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ:
1. установить местоположение границ земельного участка из земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером 74:39:0211001:1, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, примерно в 2 км на восток от поселковой черты поселка ж/д станция Минка, для размещения пионерского лагеря имени Павлик ФИО3, общей площадью 117173 кв.м. согласно сведениям о земельном участке установленном в межевом плане изготовленным ООО «Геоизыскания» от 02.09.2011 года, в соответствии со следующими сведениями о характерных точках границы уточняемого земельного участка по координатам: HI: х - 580815,99; у - 1317681,93; Н2: х - 580903,02; у-1317891,06; НЗ: х - 580881,52; у - 1317911,86; Н4: х - 580818,75; у - 1318019,73; Н5: х -580808,00; у - 1318048,34; Н6: х - 580759,00; у - 1318088,80; Н7: х - 580641,62; у -1318069,63; Н8: х - 580603,15; у - 1318065,36; Н9: х - 580565,06; у - 1318063,91; НЮ: х -580534,55; у - 1318051,37; НИ: х - 580534,87; у - 1317953,66; Н12: х - 508532,41; у -1317947,80; Н13: х-580529,58; у-1317945,54; Н14: х-500527,79; у - 1317942,05; Н15: х-580528,38; у - 1317940,54; Н16: х - 580519,49; у - 1317923,40; Н17: х - 580506,09; у -1317928,11; Н18: х- 580495,04; у- 1317901,83; Н19: х-580476,10; у-1317846,59; Н20: х-580445,27; у - 1317821,67; Н21: х - 580444,31; у - 1317790,46; Н22: х - 580436,98; у -1317791,02; Н23: х-580437,36; у-1317778,68; Н24: х-580525,17; у - 1317780,30; Н25: х-580601,78; у - 1317769,44; Н26: х - 580674,56; у - 1317743,81; Н27: х - 580709,19; у -1317746,85; Н28: х-580721,81; у-1317701.81; Н29: х-580793,59; у-1317687,35; Н30: х -580798,80; у-1317681,93.»;
2. обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведения и местоположении границ смежного земельного участка с кадастровым номером 74:39:0000000:96, согласно межевого плана изготовленного ООО «Геоизыскания» от 02.09.2011 года на отрезке от точки н23: х - 580437,36; у - 1317778,68; н24: х - 580525,17; у - 1317780,30; н25: х - 580601,78; у - 1317769,44; н26: х - 580674,56; у -1317743,81; н27: х - 580709,19; у - 1317746,85; н28: х - 580721,81; у - 1317701,81; н29: х -580793,59; у - 1317706,42; нЗО: х - 580798,80; у - 1317687,35; н1: х - 580815,99; у -1317681,93; н2: х - 580903,02; у - 1317891,06; нЗ: х - 580881,52; у - 1317911,86; н4: х -580818,75; у - 1318019,73; н5: х - 580808,00; у - 1318048,34; нб: х - 580759,00; у -1318088,80; н7: х - 580641,62; у - 1318069,63; н8: х - 580603,15; у - 1318065,36; н9: х -580565,06; у - 1318063,91; н10: х - 580534,55; у - 1318051,37; н11: х - 580534,87; у -1317953,66; н12: х - 580532,41; у - 1317947,80; н13: х - 580529,58; у - 1317945,54; н14: х -580527,79; у - 1317942,05; н15: х - 580528,38; у - 1317940,54; н16: х - 580519,49; у -1317923,40; н17: х - 580506,09; у - 1317928,11; н18: х - 580495,04; у - 1317901,83; н19: х -580476,10; у - 1317846,59; н20: х - 580445,27; у - 1317821,67; н21: х - 580444,31; у -1317790,46; н22: х-580436,98; у-1317791,02».
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, нормативно требования обосновывая п.4 ст. 16, п.3 ст. 25, ст. 28, п.9 ст. 38, п.12 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ, указав, что межевание земельного участка с кадастровым номером 74:39:000000:96 (из земель лесного фонда) было проведено без учета сведений местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 74:390211001:1 (пионерский лагерь им. Павлика ФИО3), граница земельного участка с кадастровым номером 74:39:000000:96 подлежит изменению с учетом границы смежного земельного участка с кадастровым номером 74:390211001:1.
На предложение суда по уточнению надлежащего ответчика по заявленным требованиям и предмета требований, истец указал, что считает ответчиков надлежащими, просил рассмотреть иск по заявленным требованиям.
Ответчик – управление лесами требования отклонил по доводам письменного отзыва (т.3 л.д.46), указав, что является ненадлежащим ответчиком, указав, что согласование границ производилось со смежными землепользователями, земельный участок 74:390211001:1 относился и относится к землям лесного фонда, не выбывал из федеральной собственности РФ, нарушения прав истца в силу ст. 4 АПК РФ не доказано.
Ответчиком- Управлением Росреестра представлен письменный отзыв (т.3 л.д.42-44), которым указано, что ответчик – не наделена полномочиями по внесению изменений в ГКН, исправление кадастровой ошибки возможно при обращении собственника земельного участка – Российской Федерации с указанием в межевом плане заключения кадастрового инженера, обосновывающего наличие кадастровой ошибки, либо путем разрешение требований об исправлении кадастровой ошибки, просил в удовлетворении требований отказать.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени извещены надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ (т.2 л.д.61,63-76).
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Заслушав доводы сторон, исследовав доказательства по делу, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером 74:39:0000000:96 является Российская Федерация (т.1 л.д.96), в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:39:0211001:1, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, примерно в 2 км на восток от поселковой черты поселка ж/д станция Минка, для размещения пионерского лагеря имени Павлик ФИО3, общей площадью 117173 кв.м. информация о зарегистрированных правах отсутствует (т.1 л.д.97).
Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером 74:39:0211001:1 относился и относится к землям особо охраняемых территорий (т.3 л.д.34).
На основании государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 07.06.1994 № 37-749, данный участок был передан в постоянное бессрочное пользование ОАО «РЖД» для размещения пионерского лагеря ( (т.3 л.д.37), при этом материалами дела установлено, что данные земельный участок не относился и не относится к муниципальной собственности ввиду следующего.
Заключением от 08.04.1994 № ЛХ-4-42 указанный земельный участок с кадастровым номером 74:39:0211001:1 из земель Уст-Катавского лесхоза, относящийся к землям государственного лесного фонда передан в постоянное пользование Златоустовскому отделению ЮУЖД (т.3 л.д.88).
На основании ст. 27 Земельного Кодекса РСФСР данный участок леса 1 группы гослесфонда передан в бессрочное пользование ЮУЖД для размещения пионерского лагеря Постановлением Администрации г. Усть- Катава от 28.04.1994 № 445 (т.3 л.д.85).
Последующий возврат ОАО «РЖД» земельного участка с заявлением об отказе от права постоянного бессрочного пользования на основании заявления от 07.04.2011 № 1431-123 (т.3 л.д.84) администрации г. Усть-Катавского городского округа не свидетельствует о возврате земельного участка, находящегося в федеральной собственности надлежащему лицу- собственнику, поскольку у муниципального образования в силу закона не возникло право муниципальной собственности, соответствующие доказательства в материалы дела не представлены.
Спорный участок на момент его предоставления в постоянное бессрочное пользование и в соответствии с кадастровой выпиской от 23.08.2012 относится с лесам первой группы, расположен на землях особо охраняемых территорий и объектов (т.3 л.д.31).
С учетом раздела II, Основ лесного законодательства Российской Федерации" (утв. ВС РФ 06.03.1993 N 4613-1) леса особо охраняемых территорий - особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное или историческое значение, памятники природы, орехопромысловые зоны, лесоплодовые насаждения и притундровые леса;
Принятое истцом постановление от 10.05.2011 № 446 (т.1 л.д.15) о прекращении права постоянного (бессрочного пользования) земельным участок не означает возникновение права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:39:0211001:1.
Действовавшее на момент предоставления земельного участка и принятия постановление от 10.05.2011 № 446 лесное законодательство, а также действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляют органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
Исходя из пунктов 2, 5 статьи 27, статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 4, 10, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1 предоставление участков лесного фонда ОАО «РЖД» на праве постоянного (бессрочного) пользования не дает истцу право на приобретение муниципальной собственности в силу специального режима их пользования. Ни действующим в спорный период, ни в настоящее время законодательством не предусмотрена передача спорных земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам.
В соответствии со ст. 7, 10 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшего на момент отказа от права постоянного (бессрочного пользования), все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Из содержания указанных норм права следует, что к лесам, не входящим в лесной фонд, относятся в том числе леса, находящиеся на землях городских и сельских поселений.
Согласно ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации лесной фонд находится в федеральной собственности. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
Доводы истца об отсутствии согласования границ земельного участка при проведении кадастровых работ противоречат материалам дела и представленным кадастровым делом на земельный участок с кадастровым номером 74:39:0211001:1 (т.3 л.д.29-41), представленным извещением о согласовании местоположения границ земельных участков (т.3 л.д.89), в соответствии с которыми процедура согласования границ была соблюдена.
Поскольку истцом не представлено доказательств отнесения спорного земельного участка к муниципальной собственности, а установлено нахождение спорного участка и по настоящее время в федеральной собственности РФ, в связи с чем, не подтвержден правовой интерес администрации в рассмотрении заявленного спора в силу ст. 4 АПК РФ, а также с учетом отсутствия нарушения прав истца, в удовлетворении иска надлежит отказать.
Также суд отмечает, что заявленные ответчики, помимо отсутствия у истца правового интереса и нарушенного права, предъявлены к не надлежащим ответчикам.
Согласно п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, надлежащим ответчиком по спорам, связанным с устранением кадастровых ошибок в ГКН является кадастровая палата, наделенная функциями органа кадастрового учета.
Ответчик- главное управление лесами Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области, создано на основании Постановления Губернатора Челябинской области от 22.12.2006 № 385, основной задачей Управления является реализация на территории Челябинской области полномочий в сфере лесных отношений, а поскольку истцом фактически заявлены требования об установлении границ, смежных участков, находящихся в собственности РФ, данные требования к управлению заявлены в отсутствие правовых и фактических оснований.
Заявленные истцом требования являются необоснованными и подлежат отклонению в полном объеме.
Судебные расходы по уплате госпошлины на сторон не относятся, ввиду освобождения от уплаты госпошлины в соответствии с НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья подпись С.М. Шумакова
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет- сайтах Восемнадцатого арбитражного суда http://18 aas.arbitr. ru